I. Акустика звуков речи (физический аспект фонетики)
Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление —
колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом.
Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами,
рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.
Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук
называют музыкальным тоном или просто тоном (таков, например, звук струны скрипки).
Если же, напротив, колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом
(таков, например, звук удара молотком).
В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума,
причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани,
а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях,
тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале.
Гласные — это в основном тоны,
глухие согласные (например, , ft], ) — это шумы,
а среди других согласных в так называемых сонантах (, , In], и др.) тон преобладает над шумом,
тогда как в звонких шумных (, и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.
Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний
(чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук),
и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания.
Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой).
Что касается высоты звука, то человеческое ухо способно воспринимать частоты от 16 до 20 000 Гц (герц — одно колебание в секунду);
диапазон, используемый для речи, значительно уже.
Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра,
т.е. их специфической огласки.
Именно тембр отличает от и от , 11] от и от и т. д.
Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками,
иначе — дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возникающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы.
Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха,
находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д.
(ср. явление эха, наблюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле).
При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки,
причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.)
форма и объем резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются,
что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов.
Этим, собственно, и создается качественное разнообразие звуков нашей речи.
Применяемые в настоящее время электроакустические методы исследования звуков дают возможность разлагать сложный звук
на составляющие его тоны, т. е. получать его спектр , выделяя в нем отдельные полосы концентрации частот,
или так называемые форманты (ед. ч.— форманта, сокращенное обозначение F).
С помощью специальных аппаратов (разного рода спектрографов) получают спектрограммы звуков и звукосочетаний,
наглядно изображающие формантную структуру каждого звука и позволяющие точно измерить и охарактеризовать
отдельные форманты, которые определяют его тембр.
Графика
Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью
С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка. Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге). Появление письменности изменило эту ситуацию.
Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается. Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их
Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки
Именно они — главные объекты изучения лингвистических наук.
Фонетика
(от
греч. phone)
– раздел языкознания, изучающий звуковую
сторону языка, т.е. способы образования
(артикуляцию) и акустические свойства
звуков, их изменения в речевом потоке,
их роль в функционировании языка как
средства общения людей, а также ударение
и интонацию.
Изучать фонетику
языка можно с разными целями, в разных
аспектах. В зависимости от этого
различаются общая и частная, описательная
и историческая фонетика.
Общая
фонетика
на материале различных языков рассматривает
способы и характер образования звуков
речи, природу гласных и согласных,
структуру слога, типы ударения и др.
Звуковой строй конкретного языка
изучается частной
фонетикой
.
Описательная
(синхроническая) фонетика
исследует
звуковой строй конкретного языка на
определенном этапе его исторического
развития. Историческая
(диахроническая) фонетика
изучает изменения фонетической системы,
произошедшие на протяжении более или
менее длительного периода времени.
Фонетика как один
из уровней языковой системы имеет свою
специфику.
Звуковые
единицы языка (звуки), в отличие от
других его единиц – морфем, слов,
словосочетаний, предложений, – не
обладают значением. Слово имеет
определенное значение, суффикс привносит
в слово значение (например, -тель, -ик).
Но мы не можем установить значение
гласного или согласного , они не
обладают самостоятельным значением.
Однако звуки служат для образования
других языковых единиц – лексических,
грамматических (слов и морфем,
словосочетаний и предложений). Поэтому
говорят, что звуковая сторона языка
существует не сама по себе и не сама для
себя, а в грамматике и лексике данного
языка. Звуковые единицы и их сочетания
реализуются в словарном составе и
грамматическом строе, т.е. играют
определенную функциональную роль.
Фонетика гласных и согласных звуков
В русском языке все звуки подразделяются на гласные и согласные.
Шесть гласных звуков — А, О, У, Ы, Э, И схожи по составу: в них отсутствует шум, превалирует голосовой тон. В зависимости от того, падает на эти звуки ударение в слове или нет, они могут быть ударными или безударными. Отличительная характеристика ударных — полное произношение.
Основу согласных составляют голос и шум или только шум. В русском языке таких элементов 37. Они делятся на:
- сонорные;
- шумные, шипящие, свистящие;
- глухие и звонкие;
- твердые и мягкие.
Некоторые звуки составляют пары. К примеру, звонкий Б составляет пару глухому П. Другие являются непарными. Например, Л, М, Н.
Фонетика как уровень языка
Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:
- способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);
- степень участия в производстве звуков голоса (тона) — так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;
- место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;
- образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.
Обследование слоговой структуры слова
Обследование состояния слоговой структуры слова включало две серии экспериментальных заданий.
Первая серия состояла из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолировано и в составе минимального контекста).
Вторая серия включала комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик лексических единиц (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
В задачи первой серии входило: 1. Определение уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для изолированного проговаривания; характера и количества возможных искажений.
2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.
3. Выявление динамики овладения детьми структурным наполнением слова (в рамках экспериментального времени) в процессе отраженного, сопряженного, замедленного, многократного повторения слов, словосочетаний, предложений.
При отборе вербального материала мы рассматривали каждое слово с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Содержательную основу экспериментальных материалов составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Изучение особенностей слогового оформления слов младшими дошкольниками с общим недоразвитием речи осуществлялось при помощи нескольких комплексов экспериментальных заданий («А», «Б», «В», «Г», «Д»), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (РЕ. Левиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой). Высказывания детей записывались на диктофон.
Комплекс «А»: задания на выявление особенностей произнесения изолированных слов различной слоговой сложности использовались с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а так же установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием — называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что это (кто это)». Задание №1. Произнесение односложных слов. Речевой материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание №2. Произнесение двусложных слов: а) слова типа СГСГ, б) слова типа СГСГС. Речевой материал: а) мама, папа, муха, ноги, вода, вата, коты; б) петух, банан, диван, лимон. Задание №3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков: а) в начале слова, б) в конце слова. Речевой материал: а) гном, хлеб, стол, стул; б) бант, танк, зонт. Задание №4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков а) на стыке слогов, б) в начале слова. Речевой материал: а) банка, банты, кофта, майка, тапки, кепка, туфли, медведь, б) знаки, гномы, столы, слоны, шкафы, блины. Задание №5. Произнесение трехсложных слов: а) слова типа СГСГСГ, б) слова типа СГСГСГС. Речевой материал: а) панама, кубики, бананы, собака, малина, голова, машина, лопата; б) самолет, помидор, ананас, колобок, молоток, телефон. Задание №6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой материал: яблоко, автомат, автобус, апельсин, виноград, карандаш, пистолет, цыпленок, конфеты, солдаты, клубника, скакалка. Задание №7. Произнесение многосложных слов: а) без стечений согласных звуков, б) со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: а) Буратино, помидоры, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны, пуговицы, пирамида, телевизор, велосипед; б) светофоры, сковородка, полотенце, учительница, воспитательница.
Комплекс «Б»: задания на отраженное (при необходимости замедленное) и сопряженное проговаривание труднодоступных и незнакомых слов. Использовались с целью установления характера искажений слов в данном варианте употребления, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за экспериментатором (или совместно с экспериментатором) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
📽️ Видео
О ФРАЗЕ, РЕЧЕВОМ ТАКТЕ, ФОНЕТИЧЕСКОМ СЛОВЕ, СЛОГЕ И ЗВУКЕ. СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫСкачать
Звуковая схема слова по программе «Школа России»Скачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Русский язык. 4 класс. Слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов /07.09.2020/Скачать
Языкознание всем! Слог как единица фонетики. Почему скользят гласные и как распознать ложный дифтонгСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№44 — Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
Русский язык. 5 касс. Фонетика. Звук – единица языкаСкачать
Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звукаСкачать
Фонетика. Слог. УдарениеСкачать
Языкознание для всех! Фонетика 5. Звуковые процессы или почему звуки меняются местами.Скачать
Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?Скачать
Как составить звуковую схему слова (до изучения букв)Скачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
- Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
- Всегда слабые перед :
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
- Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
- , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
- Всегда слабая позиция перед . Воро.
- и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов
В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком . Например: яблоко — блоко, подъезд — подзд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний средний: ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний средний: а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: елый, елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как : менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пеь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Классификации звуков речи
Непосвященному человеку кажется, что классифицировать звуки речи естественнее всего по тому, как мы их слышим.
Однако это оказывается делом малоэффективным: человеческое ухо различает в звуках речи лишь то,
что существенно для функционирования системы языка.
Остаются два способа: либо «классификация со стороны говорящего», по его способам производства звуков — артикуляции,
это так называемая артикуляторная классификация,
либо характеристика по объективно выявляемым с помощью приборов акустическим параметрам — формантам, шумам и проч.,
это акустическая классификация.
Но так как производящим аппаратом является речевой аппарат человека, то акустическая классификация тесно связана с артикуляторной.
Артикуляторная классификация.
Прежде нужно сделать примечание о способах изображения звуков речи на бумаге.
Обычные буквы, орфографическая запись дают несовершенное изображение:
одной букве может соответствовать несколько звуков и один звук может изображаться разными буквами либо сцеплением букв.
Поэтому в лингвистике используется специальная система записи — транскрипция.
Фонетика современного русского языка
Предметом фонетики является связь внутренней, устной и прямой речи. В отличие от остальных лингвистических дисциплин, направление исследует не только непосредственную языковую функцию своего объекта, но и его материальную сторону: акустические характеристики звука, работу произносительного аппарата, особенности восприятия звуковых явлений носителями языка.
В фонетике выделяют 4 аспекта исследований:
- Артикуляционный или анатомо-физиологический, изучающий речевой звук с точки зрения его источника.
- Физический или акустический, рассматривающий звук как физическую величину со своей силой, частотой, длительностью.
- Фонологический или функциональный, исследующий функции звука в языке.
- Перцептивный, посвященный соотношению между изданными и воспринятыми звуками.
Совокупность этих аспектов позволяет направлению комплексно изучать языковой строй речи, уделяя внимание не только отдельным звукам, но и особенностям их соединения в единое целое
III. Фонология — наука о звуковом строе языка (речевой аспект, функциональная фонетика)
Фонология (от греч. phone – звук и …логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка,
изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).
Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность,
а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов.
Поэтому фонологию иногда называют функциональной фонетикой.
Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому,
что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений;
фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы.
Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем,
образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику).
Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков (РП),
служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение
артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему
(глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.).
Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику,
т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности,
правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.
Использованная литература
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 528с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56с.
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 224с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 244с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, — С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000. – 232с.
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320с.
- Иншакова О.Б. Логопедическое обследование. – М.: Владос, 1999.- 110с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224с.
- Львов М. Р., Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2002. – 248с.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
- Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224с.
- Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: В 2ч. Ч. 1., 2. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 319с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223с.
- Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006. – 187с.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ. – 240с. На эту книгу ссылаться нельзя, это учебник по логопедии и даже не для дефектологов
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. Работников ДОУ / Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384с.
Звук как объект фонетики
В центре
внимания фонетики находится звук.
Звук изучается с
трех сторон, в трех аспектах:
1) акустический
(физический) аспект рассматривает звуки
речи как разновидность звуков вообще;
2) артикуляционный
(биологический) изучает звуки речи как
результат деятельности органов речи;
3)
функциональный (лингвистический) аспект
рассматривает функции звуков речи;
4)
перцептивный аспект изучает восприятие
звуков речи.
Работа
(совокупность движений) органов речи
при образовании звука называется
артикуляцией
звука.
Артикуляция звука
состоит из трех фаз:
Экскурсия
(приступ)
– органы речи переходят из предшествующего
положения в положение, необходимое для
произнесения данного звука (Панов:
«выход органов речи на работу»).
Выдержка
–
органы речи находятся в положении,
необходимом для произнесения звука.
Рекурсия
(отступ)
– органы речи выходят из занятого
положения (Панов: «уход с работы»).
Фазы взаимопроникают
друг в друга, это приводит к различного
рода изменениям звуков.
Совокупность
привычных для говорящих на данном языке
движений и положений органов речи
называют артикуляционной
базой.
Введение
При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения
Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Теоретические основы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
1.1. Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова
Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи.
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.
Каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из легких, моделируется колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник), и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием губ, сближением губ, др. — шумовой источник). Гласные звуки возникают при колебании напряженных голосовых связок, звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и смыкании или сближении артикуляционных органов полости рта и носа, глухие согласные образуются без участия голосовых связок, лишь благодаря смыканию или сближению артикуляционных органов полости рта и носа. Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.
Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба, а также от работы гортани.
Гласные звуки — это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается единым дыхательным толчком. Слоги разделяются на открытые и закрытые, в зависимости от положения в них слогового звука.
Слово может состоять из одного, двух или нескольких слогов. Более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова, называется словесным ударением. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распределяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится более четко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее четко и изменяют свое звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой.
В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными а, о, у, и, слабой — в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда э, в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими.
Редукция характерна для всех гласных звуков. Она бывает количественная и качественная. Количественная редукция — это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Редукция качественная — это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.
Изменение гласных звуков в зависимости от их ударного и безударного положения называется позиционной меной гласных. Позиционная мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной. При перекрещивающейся мене образуются ряды, имеющие общий член или несколько членов. При параллельной мене в безударном положении не изменяется качество звучания, оно лишь несколько ослабляется.