Цели и задачи педагогики
Аспекты педагогической действительности влияют на ребенка не только во время непосредственного воздействия, но и впоследствии находят свое отражение в событиях его жизни.
Главная цель педагогики состоит во всемерном способствовании процессу самореализации индивида и развитию социума с помощью научного подхода, а также в разработке и реализации результативных способов ее совершенствования.
В начале третьего тысячелетия, полного важных событий, возрастает необходимость утверждения в сознании россиян гуманистических идей. Это возможно только при условии осуществления педагогического подхода во всех сферах жизни. Лишь тогда можно будет прогнозировать эффективность воспитательной и образовательной деятельности.
Таким образом, задачи и функции педагогики связаны с описанием, объяснением и прогнозированием событий и процессов, имеющих место в образовательной сфере. Именно это определяет необходимость разделения задач на теоретические и практические. Задачи и функции педагогики формулируются исходя из научных принципов, а далее воплощаются в фактической деятельности.
- Выявление основных закономерностей воспитательно-образовательного процесса.
- Анализ и обобщение опыта педагогической деятельности.
- Разработка и обновление методологической основы; создание новых систем обучения и воспитания.
- Использование результатов педагогического экспериментирования в практике преподавания.
- Определение перспектив развития образования в ближайшем и отдаленном будущем.
Фактическое же воплощение теории, то есть выполнение практических задач, происходит непосредственно в учреждениях образования.
Принцип культуросообразности
Суть:
Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.
Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа
Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится
Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:
- Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
- Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
- Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧзадачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля
поведения или общения и др.);задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;задачи по организации деятельности учащихся;задачи по формированию общественного мнения коллектива;задачи по переориентации ученика;задачи по изменению отношения к учению;задачи по закреплению привычки, интереса;задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;задачи по росту самостоятельности;задачи на развитие и проявления творчества;задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;задачи по педагогическому стимулированию;задачи по самовоспитанию.
Целостность педагогического процесса
Педагогический процесс — это неразрывная совокупность многих
процессов, суть которых заключается в том, что социальный опыт преобразуется в
свойства формирующейся личности. Этот процесс — не механическое сочетание
процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование,
подчиняющееся своим особым законам. Целостность, обобщенность, единство —
основные характеристики педагогического процесса, которые подчеркивают
подчиненность всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика
отношений в педагогическом процессе:
- в единстве и независимости процессов, которые их формируют;
- при наличии общего и сохранении особенного.
Особенность процессов, образующих целостный педагогический
процесс, состоит в том, что он обнаруживается в выделении доминирующих функций.
Доминирующей функцией процесса обучения является обучение, воспитания —
образование, развития — развитие. Но каждый из этих процессов выполняет в
целостном процессе и связанные с ним функции: Образование выполняет не только
воспитательные, но и развивающие функции, а обучение немыслимо без
сопутствующего воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей формирует цели,
содержание, формы и методы реализации органически неразрывных процессов, при
анализе которых также необходимо выделять доминирующие черты.
Например, в содержании образования преобладает формирование
научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, которые
впоследствии оказывают большое влияние на развитие, на воспитание личности. В
содержании образования преобладает формирование убеждений, норм, правил,
идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов, но в то же время
формируются и идеи, и знания, и умения.
Итак, оба процесса ведут к главной цели — формированию
личности, но каждый из них по-своему способствует достижению этой цели.
Специфика процессов четко отражается в выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется в основном строго регламентированная педагогическая форма работы, то в воспитании преобладают более свободные формы различного характера. Различия и сходства в их основных методах (способах) достижения цели: если обучение использует в основном способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, больше склоняется к средствам, воздействующим на мотивационную и деятельностно-мотивационную сферу. Использовали собственные специфические и методы контроля и самоконтроля в обучении и воспитании. Например, в обучении обязательно используется устный контроль, письменный контроль, тесты, экзамены. Контроль над образовательными результатами менее регламентирован. Информацию для преподавателей здесь дает мониторинг активности и поведения учащихся, общественного мнения, объема запланированной программы образования и самообразования, других прямых и косвенных характеристик.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Учебная мотивация младших школьников
Взаимосвязь мышления и речи
Девиации в зрелый период
Исследования половой дифференциации в рамках социального конструкционизма
Возникновение психических расстройств
Произвольное внимание
Особенности суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетных семьях
Психологические проблемы воли и безволия
Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями — Понятие черт личности в отечественной и зарубежной психологии
Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии
Слайд 7СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАЦелевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической
деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,Деятельностный компонент — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Педагогика как наука
Важнейшие функции педагогики как науки связаны с познанием законов, регулирующих воспитание, образование и обучение индивида и разработкой оптимальных средств решения основных задач личностного развития человека.
Для конкретизации специалисты выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики.
Реализация каждой них предполагает наличие трех деятельностных уровней.
Уровни теоретической функции:
-
Описательный, или пояснительный
, на котором изучается передовой и новаторский педагогический опыт. -
Диагностический
, в рамках которого выявляется состояние, условия и причины явлений, сопровождающих взаимодействие учителя и ребенка. -
Прогностический
, подразумевающий проведение экспериментальных исследований, выявляющих педагогическую действительность и нахождение способов ее преобразования. Этот уровень связан с созданием теорий и моделей взаимодеятельности участников педагогических отношений, которые используются на практике.
Уровни технологической функции:
-
Проективный
, включающий разработку соответствующего перечня методического материала (учебные планы, программы, пособия и т. д.) содержание которых воплощает теоретические основы педагогики. -
Преобразующий
, связанный с внедрением научных достижений в образовательный процесс с целью его усовершенствовать. -
Рефлексивный, или корректирующий
, предполагающий проведение оценки влияния педагогических исследований на учебную и воспитательную практику, по результатам которой можно провести корректировку, учитывая взаимосвязь науки и практики.
Похожие термины:
-
принцип, гарантирующий преемственность различных ступеней образования и возможности последовательного восхождения по его ступеням, продолжения и смены образования, переключения из одной сферы
-
совокупность нормативных актов, образовательных программ, образовательных организаций, ресурсных и сертификационных центров, других субъектов и объектов, имеющих непосредственное отношение к н
-
единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного
-
система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относ
-
состоит в ключевых обязательных основаниях и подходах, лежащих в основе организации непрерывного образования: 1) первый, традиционный подход, когда в НО видят профессиональное образование взросл
-
современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни
-
распространение принципа единства школы на всю вертикаль образовательных учреждений; имеется в виду создание непрерывной образовательной лестницы, растянутой на весь жизненный путь человека и
-
Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает, очевидно, его целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и пр
-
образовательная программа формального дополнительного образования, неформального дополнительного образования, а также спонтанного обучения, обеспечивающая оперативное обновление работником
-
важнейший момент в его направленности на развитие творческого потенциала учащегося. Она выражается в: * стимулировании осознания уровня творческого потенциала, процесса его развития и самореали
-
образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов,
-
предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным
Понятие «педагогический процесс»
Определение 1
Педагогический процесс – это специально организованное и целенаправленное взаимодействие взрослых и детей для решения развивающих и образовательных задач.
Данный процесс является целой системой, а её компонентами являются , средства, методы, формы взаимодействия.
Слово «процесс» говорит о том, что во времени он растянут, а слово «педагогический» показывает направленность на преобразование личности ребенка. В дошкольном учреждении, например, педагогический процесс направлен на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле слова, педагогический процесс может быть направлен на организацию какой-либо конкретной задачи, например, на решение задачи нравственного или эстетического воспитания. В широком смысле слова педагогический процесс решает глобальную задачу при сочетании всех его компонентов. В решении задачи помощь оказывают отобранные педагогом методы, средства, формы организации предстоящей работы, которая реализуется на фоне других задач воспитания и развития личности.
Замечание 1
Педагогический процесс обладает целостностью, единством и общностью.
В педагогическом процессе, несмотря на некоторые различия, выделяются подготовительный, основной, заключительный этапы.
На подготовительном этапе педагог определяет цель и конкретные задачи, планирует, подбирает методы воздействия. Результатом подготовительного этапа является план перспективной работы с учетом состояния вопроса на данный момент и прогнозированием дальнейшего развития.
Реализация намеченного плана происходит на втором, основном этапе педагогического процесса, на котором происходит педагогическое взаимодействие учителя и учеников и ведется постоянный контроль над промежуточными результатами.
Контроль говорит об имеющихся отклонениях или ошибках, поэтому можно оперативно внести нужные дополнения или изменения. Анализ возможных ошибок позволяет выяснить их причины.
На данном основном этапе происходит решение воспитательно-образовательных задач, поэтому он и носит такое название. Важным моментом данного этапа является обратная связь, т.е. ответная реакция ребенка на воздействие со стороны педагога.
На заключительном этапе проводится подробный анализ как положительных результатов, так и анализ недостатков. Работа эта очень трудоемкая и важная для педагога.
Что касается дошкольного учреждения, то и здесь есть свои принципы построения педагогического процесса:
- обязательный учет возрастных возможностей ребенка;
- учет интересов ребенка;
- единство решения воспитательных и образовательных задач;
- создание естественной и непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;
- стимулирование взрослого и детей к взаимному уважению.
Понятие педагогической системы, ее элементы
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее как целостное явление.
Подобное определение понятия «система» с полным основанием может быть отнесено и к понятию «педагогическая система». Относительно компонентов (элементов) педагогической системы и их сочетания существуют различные мнения. Оптимальной можно считать точку зрения, при которой в качестве компонентов педагогической системы выделяются четыре взаимосвязанных элемента:
- педагоги,
- воспитанники,
- содержание образования,
- материальная база.
Действительно, все эти элементы взаимосвязаны и существуют в единстве. Наличие педагогов предполагает и наличие воспитанников, относительно которых планируются и осуществляются педагогические усилия. При этом деятельность педагогов, безусловно, основывается на определенных целевых установках и соответствующем содержании образования. Неотъемлемой частью педагогической системы является материальная база, средства обучения и воспитания, без которых невозможно осуществление педагогической деятельности.
Совокупность указанных компонентов, находящихся в статике, составляет педагогическую систему. Однако в реальности — они в динамике, иначе говоря, в активном взаимодействии, а оно порождает педагогический процесс. Таким образом, педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения педагогического процесса.
Образование
Третья педагогическая категория — образование. Это многогранный процесс, включающий в себя несколько направлений деятельности, в частности, формирование у учащихся ценностного отношения к обществу и себе; совокупность мероприятий по обучению и воспитанию.
Наличие различных видов образовательных учреждений обусловливает специализацию педагогических категорий. Их классификация отражает ступени: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д. Соответственно, и содержательная и методологическая сторона на каждом этапе образования специфичны. Категории педагогики дошкольного возраста имеют свои особенности, связанные с тем, что основной для ребенка 2-7 лет является игра. Воспитание для этого возраста является основой развития. А затем, когда учеба занимает главенствующее место в жизни школьника, соотношение значимости педагогических категорий меняется.
Исходя из вышесказанного, педагогику следует считать наукой о сущностных закономерностях и методологических основах (принципы, методы и формы) обучения и воспитания индивида.
Структура педагогического процесса
По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:
- для чего учить;
- чему учить;
- как учить;
- преподаватель;
- ученик.
Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.
Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:
- цель воспитания и обучения;
- содержание воспитания и обучения;
- методы, формы и приемы обучения и воспитания;
- организационные формы;
- педагог;
- учащийся.
Замечание 2
Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.
Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели.
Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.
В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность.
При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса.
Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач.
Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.
Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Замечание 3
В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.
Развивающая функция
Развивающая функция в педагогическом процессе выражается в качественных изменениях психической деятельности ребенка, в формировании у него определенных качеств и умений. Эта функция реализуется при организации учебно-воспитательного процесса и определяется акцентом на знания, умения и навыки или на формирование мотивации и познания у обучаемого. Выготским была разработана теория о зонах развития. Согласно этой теории, если воспитание дает ребенку то, что он уже знает и умеет делать сам, то оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие незначительно. Воспитание идет синхронно с развитием воспитанника, только если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагается, пытаясь воспитывать или обучать. Это и есть зона актуального развития. Воспитание значительно ускоряет развитие. Оно оказывает развивающее воздействие, если ребенок, при выполнении предложенной воспитательной или образовательной задачи, может сказать: «… я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью» — это зона ближайшего развития. Ориентация на зону ближайшего развития в педагогике является наиболее эффективной.
Московский учитель-новатор Лысенкова 70—90-х годах прошлого столетия, нашла практическое решение организации учебного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка. Ее подход был назван опережающим обучением. Смысл данного подхода в следующем: она начинала включать самые сложные темы за несколько академических часов до их изучения по учебному плану в конце каждого урока по данному учебному предмету, используя несколько минут урока. Практически все ученики овладевали сложным материалом. В результате положенную программу удавалось изучить за две с половиной — три четверти. Практически не оставалось учеников, которые бы не овладели программой. В результате такого подхода изменялось отношение к учению, появлялся интерес у детей с разными возможностями: сильный получает более сложные задания, слабый — не становится отстающим, он становится успешным, справляющимся. Учебно-воспитательный процесс таким образом организуется на высоком уровне развития обучающихся с опорой на зону его ближайшего развития и на достаточно гуманной основе.
Воспитание может тормозить развитие по двум причинам:
- из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований,
- из-за лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека).
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Таким образом, воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним.
Общая характеристика системы образования
Общество заинтересовано в широком видовом многообразии педагогических систем, действующих при этом взаимосвязано, на основе общности целей и задач. В результате в государстве складывается система образования как наиболее общая педагогическая система. Она представляет собой комплекс образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
- государственными,
- муниципальными,
- негосударственными.
Важно отметить, что действие законодательства в равной степени распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут быть следующих типов:
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут быть следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Библиография:
//URL: https://psystars.ru/referat/pedagogicheskiy-protsess-kak-tselostnoe-yavlenie/
-
Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения).
Кн. для учителя. М., 1994.
-
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
-
Выявление тенденций к стилям педагогического общения // Диагностика успешности учителя. — М., 2003. — С. 142—145.
-
Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.
-
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
-
Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
-
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
-
Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
-
Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
-
Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
-
Новиков A.M. Профессиональное образование в России. — М.: Просвещение, 1997. — 254 с.
|
Принцип целостности
Суть:
Все компоненты педагогического процесса находятся в единстве и взаимосвязи.
Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.
Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:
В основной школе формируется фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, создает условия для включения выпускников в жизнь общества.
Соответствующие образовательные учреждения создаются для реализации программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Для реализации программ среднего профессионального образования, ориентированного на подготовку соответствующих специалистов, создаются учреждения среднего профессионального образования
(колледжи и др.).
Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным программам, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, докторантуре, создаваемых в высших учебных заведениях и научных организациях.
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного профессионального образования является непрерывное повышение квалификации специалистов.
Этапы процесса и их свойства
Подготовительный
Подразумевает постановку целей, анализ необходимых условий для успешного проведения процесса обучения и воспитания, прогноз достижений, составление плана проведения всего процесса.
Основной
Предполагает осуществление самого процесса. Обособленная система процессов внутри основного включает:
- создание условий;
- использование запланированных средств и методов для достижения целей и задач;
- обеспечение взаимодействия учителей и учеников;
- реализация мер поощрения и наказания;
- обеспечение связи с другими процессами;
- выход на запланированный уровень достижений.
Заключительный
Представляет собой мониторинг процесса, контроль полученных знаний, выявление ошибок и выработку плана на дальнейшее их исправление. Например, проведение экзаменов, контрольных и самостоятельных работ, зачетов, сессий у студентов и др. Затем — педсоветов и подобных мероприятий между педагогами, которые помогают выявить слабые места в процессе по результатам проверочных работ.
Длительность
Здесь возможны разночтения.
Процесс обучения и воспитания длится на протяжении всей жизни человека. Он непрерывен. Однако есть этапы, направленные на усвоение определенных знаний или формирование конкретных навыков. Учитывая это, педагогический процесс можно классифицировать и по длительности:
- Кратковременный — обучение в школе, в вузе, в музыкальной или художественной школе, в кружке по интересам и т.п. Или еще короче: учебный год, четверть, семестр и т.п. Они, в свою очередь, тоже дробятся на уроки, лекции, практикумы, для каждого из которых предусмотрена цель — усвоение темы или навыка.
- Долгосрочный — весь жизненный процесс воспитания и обучения личности. Вся жизнь.
Если рассматривать отдельные этапы как долгосрочные, то классификация изменится.
Примечание
Долгосрочным может стать этап «школьное обучение», тогда кратковременными можно назвать учебный год, четверть, урок и т.д.
Признаки процесса
- Целостность. Педагогический процесс — это совокупность процессов обучения, воспитания, сотрудничества субъектов педагогического процесса между собой (педагога и ученика), их взаимодействие с внешней средой.
- Взаимодействие. Целенаправленно выстроенное сотрудничество между педагогом и воспитанниками. Оно может быть длительным или временным. Приводит к взаимным изменениям у всех участников. Также взаимодействие может быть между воспитанником и объектом, предназначенным к усвоению: знанием, умением или навыком.
- Динамика. Постоянное движение вперед, изменения. Этот признак в педагогическом процессе обеспечивают внутренние и внешние противоречия.
Этапы педагогического процесса
Все педагогические процессы проходят в своем последовательном развитии одни и те же этапы:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания процесса. Он включает в себя:
- выделение и постановку конкретных задач;
- изучение (диагностику условий) развития процесса;
- прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Завершается подготовительный этап проектом организации педагогического процесса, который воплощается в план. Это может быть план руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных мероприятий, уроков. План — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) состоит из таких важных взаимосвязанных элементов, как:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Важную роль на этом этапе играют обратные связи. Они способствуют своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом — этапом анализа достигнутых результатов
Важно понять степень соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу