Причины олигофрении, этиология умственной отсталости
Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы. Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.
Первые симптомы
У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:
- Слабая моторика. Это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
- Неуравновешенность. Это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
- Задержка развития речи. Гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
- Замкнутость. Малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.
Ребёнок с трудом чему-то учится, не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей — отсутствие абстрактного мышления.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог • Стаж 35 лет
Пока ребёнок маленький, он не понимает своих особенностей. Помочь ребенку адаптироваться к социуму без помощи специалиста сложно, чем раньше выявить проблему, тем больше шансов скорректировать патологию. Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас возникли вопросы. Наши психологи дистанционно проведут психодиагностику, психокоррекцию страхов, тревог ребенка.
Осложнения при умственной отсталости
Последствия олигофрении бывают физическими и психологическими, и зависят от степени тяжести отклонений в развитии. При дебильности осложнения минимальные. Пациенту труднее осваивать новый материал, чем ровесникам и сложно заниматься интеллектуальной работой. Но в 90% случаев у него получается адаптироваться в социуме.
При умеренной умственной отсталости и идиотии последствия более тяжелые:
-
Одним из основных осложнений является социальная изоляция. Больные часто сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании социальных связей из-за ограниченных возможностей коммуникации и адаптации к общественным ситуациям. Это приводит к чувству одиночества, что отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии.
-
Уязвимость перед физическими и психическими заболеваниями. Пациенты испытывают сложности в самообслуживании, что делает их более подверженными различным патологиям. У них повышенный риск развития пневмонии, дерматологических болезней, пролежней.
-
Поведенческие отклонения, склонность к самоповреждению. Больные могут резать себя, вырывать волосы, биться головой.
-
Психологические осложнения: проблемы с адаптацией, агрессивное поведение, тревожность и депрессия. Больным сложно понимать и выражать собственные эмоции, что усложняет процесс общения и межличностных отношений.
-
Ограничения в образовании, трудоустройстве и самореализации. Люди с олигофренией трудно получить хорошее образование и найти работу, что приводит к социальной зависимости и экономическим трудностям.
Также к последствиям глубокой умственной отсталости относят: неврологические патологии (эпилепсия, паралич), гиперсексуальность, злоупотребление ПАВ, получение тяжелых травм, склонность к суициду. Инвалидность устанавливается при всех видах олигофрении, за исключением легкой формы.
Чем раньше обнаруживается олигофрения, тем больше шансов на коррекцию и компенсацию недостатков
Поэтому, важно обращать внимание на отклонения в психомоторном и познавательном развитии ребенка, сравнивая его с нормативами возраста. Если родители или воспитатели замечают следующие симптомы умственной отсталости у ребенка, то они должны обратиться к врачу-психиатру для диагностики и лечения:
-
поздно начинает улыбаться, смотреть, сидеть, ползать, ходить, говорить;
-
плохо реагирует на звуки, свет, прикосновения, голоса;
-
не проявляет интереса к игрушкам, окружающим предметам и людям;
-
не понимает простых слов, жестов;
-
не может самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет;
-
задержка или регресс в развитии речи, мышления, памяти;
-
повышенная раздражительность, беспокойство или, наоборот, апатия, безразличие;
-
частые приступы судорог, головных болей, тошноты, рвоты;
-
аномалии во внешности: асимметрия лица, ушей, глаз, рук, ног, тела.
Классификация олигофрении
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.
Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:
- по степени выраженности;
- по М. С. Певзнер;
- альтернативная классификация.
На сегодня в медицинской практике используют двухуровневую классификацию, которая основывается на тяжести поражения человека вредоносными факторами и временем, в рамках которого происходят необратимые изменения.
Принято определять следующие виды олигофрении:
- Семейные формы олигофрении.
- Дифференцированные формы болезни.
- Наследственная форма.
- Клинические формы.
- Астетические формы.
- Атипичные формы.
Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:
- Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
- Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
- Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
- Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
- Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
- Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
- Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
- Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.
Коррекция
Олигофрения, к сожалению, неизлечима. Некоторая коррекция возможна лишь для ферментопатий. Для остальных случаев заболевания проводят терапию лишь симптоматическую. Осуществляют обязательное купирование внутриутробной инфекции, если она определена. В виде поддерживающих оздоровительных мероприятий применяют мультивитаминные комплексы, ноотропы, антиоксиданты, нейрометаболики, вантигипоксанты и биогенные стимуляторы.
Если у пациента имеется выраженная заторможенность, требуется проведение фитотерапии со стимулирующим действием и назначение адаптогенов. Психомоторное возбуждение — это показание для применения транквилизаторов, а также нейролептиков. Очень важным моментом в подержании больного является социальная и психическая реабилитация. Больные, имеющие простую форму патологии (дебилизм) — это старательные работники. Они способны эффективно справляться с монотонным либо тяжелым трудом. Для таких людей проводят обучение в специальных школах-интернатах и профтехучилищах. В подобных заведениях людям дают базовое образование, а также обучают их определенной профессии. Кроме того, осуществляют социально-просветительскую работу с родителями. Всем больным детям положена группа инвалидности и получение социальных выплат.
Прогноз и образ жизни
Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.
При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.
Родителям рекомендуется:
- Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
- Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
- Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
- Обучать ребенка самостоятельности.
- Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
С помощью таких плавил, родителям удастся немного адаптировать ребенка для его жизни в социуме.
Осложнения при олигофрении
Осложнения при олигофрении можно разделить на психические и соматические.
К психическим относятся различные нарушения поведения, особенно аутоагрессия. Это выражается в различных способах причинения себе вреда – порезы, удары, ожоги и т. д. Лечить подобные отклонения очень тяжело, из-за того, что олигофрен не осознает своих поступков.
К соматическим относят всевозможные виды инфекций, пневмонии и все заболевания, связанные с некачественным уходом за больным человеком.
Требовать от олигофрена какого-то отчета в своих действиях бесполезно. Он не понимает связи между поступками и опасностью. Поэтому с этим остаётся только мириться и стараться просто механически отучать больного от некоторых действий. Иногда на это уходят годы.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог
Самым простым действиям и навыкам можно научить любых умственно неразвитых людей. Это лишь вопрос времени и терпения, при этом степень умственной отсталости в процессе обучения большой роли не играет. Однако осуществить такую задачу под силу только специалистам.
Понятие и диагностика умственной отсталости
Определение 1
Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.
Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.
Замечание 1
Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга
Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов. Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует. Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.
Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития. В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера. Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.
Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:
- Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
- Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
- Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
- Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.
В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.
Особенности поведения
Поскольку все дети отличаются между собой темпераментом, манерой общения и поведения, то визуально определить умственную отсталость ребенка сложно, а тем более, сделать это в раннем возрасте. Но всё же, при более детальном изучении детских взаимоотношений, можно заметить признаки психического недоразвития. К ним относятся:
- отсутствие интереса к животным, новым, красочным предметам или игрушкам;
- слабость контакта со сверстниками;
- непонимание требований игры;
- неимение побуждений к интеллектуальному развитию, свойственному детям в раннем возрасте;
- повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм;
- выражение эмоций лишь с помощью примитивных реакций, неустойчивость психического состояния;
- проблемы с овладением навыками самообслуживания.
У детей с легкой формой умственной отсталости со временем развивается ослабление внимания, возникают сложности с концентрацией мыслей в определенном направлении. Психическая работоспособность замедляется, ребенку трудно ориентироваться в обществе. Малыш быстро устает и не знает, что ему делать дальше.
Связь маленького человека с реальностью происходит через слуховые, зрительные, визуальные и другие процессы. Поскольку их обработка недоступна мозгу в полной степени, восприятие окружающего мира искажается.
Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия
Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.
Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.
Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.
Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.
Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.
Разновидности малоумия
В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:
- врожденная;
- приобретенная.
Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери. Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка. Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.
Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно.
Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:
- легкая;
- умеренная (относительная);
- тяжелая;
- глубокая.
Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.
Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.
В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования. Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие. В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения.
Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.
Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.
Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).
При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.
Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке.
Общие сведения
Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).
Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).
Степени олигофрении и их характеристики
Эта патология неизлечима, но состояние больного можно поддерживать. Признаки умственной отсталости лучше всего характеризовать согласно её степени.
Лёгкая умственная отсталость
Проявляется сниженным IQ в диапазоне от 70 до 50 баллов, при норме в 120-100 баллов. Лицо с данной умственной неразвитостью, как правило, имеет плохую кратковременную память и слабое абстрактное мышление. Такими людьми легко манипулировать. Внешне они ничем не отличаются от остальных, хотя есть некоторая замедленность речи. Взрослый человек может зарабатывать физическим трудом либо там, где не требуется прочные знания и сильный интеллект. При лёгкой степени умственной отсталости, у детей и взрослых есть возможность выполнять простые бытовые задачи.
Умеренная степень патологии
Умственная отсталость у взрослых и детей при этой степени характеризуется коэффициентом интеллекта в 49-35 баллов. Человек с таким диагнозом называется имбецил. Ему требуется постоянный уход со стороны посторонних людей, т. к. они плохо коммуницируют – их речь состоит из простых, коротких предложений и они не всегда правильно понимают то, что услышали.
Тяжелая и глубокая степень
Лица с нарушением интеллекта этой степени имеют IQ от 34 до 20 баллов, не могут сами себя обслуживать, плохо понимают речь и не в состоянии различать время. Словарный запас очень мал.
Взрослые олигофрены при глубоком течении патологии характеризуются интеллектом менее 20 баллов, практически не могут выражаться словесно, используя лишь жесты. У них очень плохая координация и есть большие проблемы с сенсорикой. Такие люди должны постоянно находиться под присмотром других.
История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия
Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание — кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).
Диагностика и тесты
Как она диагностируется?
Диагностика умственной отсталости обычно представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов. Это потому, что для ее диагностики требуется оценка вашего интеллекта и способностей к адаптивному поведению. Ключевой частью диагностики является понимание сильных сторон, а не только проблем. Знание сильных сторон человека может помочь разработать методы лечения и вмешательства, которые укрепят его сильные стороны и помогут ему справляться с трудностями.
Существуют различные тесты и методы, которые могут помочь с этими оценками, в зависимости от вашего возраста. Некоторые формы тестирования могут выявить умственную отсталость у очень маленьких детей. Но эти тесты, как правило, не могут определить, насколько она серьезна, пока они не станут достаточно взрослыми для тестирования IQ и полной оценки адаптивного функционирования.
В последнее время
умственную отсталость делят по степеням тяжести на легкую (IQ 50-69), среднюю (IQ 35-49), тяжелую (IQ 20-34) и глубокую (IQ < 20).
Существует специальная область педагогики — олигофренопедагогика, учителя обучают детей по специально разработанным программам. Задачами врачей и социальных работников являются коррекция эмоций и поведения, а также социальная адаптация умственно отсталых людей к окружающей среде. Возможна длительная адаптирующая и поддерживающая работа с психологом.
Для назначения корректирующего лечения обратитесь к врачу психиатру.
Телефон
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Семейная амавротическая идиотия
Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего выявляются в возрасте от трех до шести месяцев. Изменения проявляются в дегенеративных процессах в сетчатке глаза, приводящей к полной слепоте, прогрессирующей слабости мускулатуры и полной умственной отсталости.
В медицинской практике различают четыре варианта патологии:
- Являющаяся ранней формой болезнь Тея-Сакса, дети, которые страдают этим диагнозом, умирают возрасте максимум трех лет от нарастающей кахексии.
- Поздняя форма, которая носит название болезнь Большовского-Яского, симптомы проявляются у детей в возрасте 2-4 лет. Дети погибают в возрасте 5-7 лет.
- Юношеский вариант, болезнь Шпильмейера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Пациенты страдают от параличей, судорожных припадков, у них прогрессирует слабоумие. Максимальная продолжительность жизни достигает в большинстве случаев 20 лет.
- В зрелом возрасте возможно начало развития болезни Куфса. Симптомы аналогичны всем типам данной патологии. Зрение в этом случае снижается постепенно, развиваются параличи и эпилептические, присутствует выраженная пигментация глазного дна.
Вне зависимости от формы патологии, в настоящий момент лечения не существует. Используется только поддерживающая терапия, призванная облегчить страдания пациента.
Симптомы
Расстройства психики при олигофрении по степени выраженности и характеру полиморфны. Интеллект отражает становление большого комплекса когнитивных функций, которые поражаются неравномерно, при данном расстройстве (при олигофрении сильно нарушаются эмоционально-волевые процессы, синдром Дауна — в большей степени подвергаются негативному воздействию вербальные функции).
Общие проявления умственной отсталости:
-
снижен уровень интеллекта;
-
отсутствует мотивация в поведении;
-
мнение полностью зависит от окружающих;
-
неспособны понимать последствия своих действий;
-
склонность к импульсивному поведению;
-
отсутствует или снижена способность к обучаемости и применению знаний на практике;
-
социальная дезадаптация;
-
повышенная утомляемость, снижена концентрация внимания.
Формы умственной отсталости по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, подразделяются на:
Стеническая. Волевые процессы сильные и устойчивые. Люди, с данной формой умственной отсталости, работоспособны и деятельны. При легкой степени недостаточности интеллекта, хорошо способны к адаптации, используют в полной мере знания и навыки. Иногда, может отмечаться аффективная неустойчивость, на основании этого выделяют уравновешенный и неуравновешенный вид стенической формы.
Дисфорическая. Присутствует злобно-тоскливый аффект, склонность к дисфориям, импульсивности, конфликтности, негативизму. Люди не способны к обучению и труду. В период дисфорий, часто агрессивны, возможны проявления аутоагрессии могут не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты.
Астеническая. Нестойкие волевые процессы, быстрая утомляемость, медлительность, нарушена концентрация внимания. Усвоение и применение практических навыков затруднено.
Атоническая. Способность к целенаправленной деятельности практически отсутствует. Человек полностью бездеятелен или хаотически двигательно расторможен.
Сопутствующие расстройства являются общими — синдром дефицита внимания и гиперактивности, депрессивное, тревожное и биполярное аффективное расстройство, расстройства аутистического спектра.
В некоторых случаях, наблюдаются коморбидные двигательные или сенсорные нарушения, церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержка речи или потеря слуха. Такие двигательные или сенсорные нарушения не являются причиной когнитивного расстройства, но могут способствовать его развитию.
Классификация умственной отсталости
Существует несколько видов классификаций олигофрении. На сегодняшний день МКБ-10 подразделяет патологию по уровню поражения интеллекта. Выделяют следующие степени слабоумия:
- лёгкую;
- умеренную;
- тяжёлую;
- глубокую.
Эту градацию используют при постановке диагноза, одобрении статуса инвалидности и форме обучения ребёнка. Сюда же МКБ-10 относит другую умственную отсталость и неуточнённую.
Среди прочих классификаций можно выделить вариант советского психолога и психиатра Марии Певзнер, который строится на этиопатогенетике:
- неосложнённая форма;
- с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
- сочетающаяся с патологией анализаторов;
- с сопутствующим психопатоподобным поведением;
- с лобной недостаточностью.
Ещё один вариант классификации по клинико-физиологической форме разработали психиатры Самуил Мнухин и Дмитрий Исаев:
Наименование
Описание
Атоническая
Характеризуется чрезмерной отвлекаемостью и слабой сосредоточенностью, вялостью, апатией, плохой мелкой моторикой, а также однотипными бесцельными движениями
Дисфорическая
Характерно сильная эмоциональная подвижность, проявление агрессии или аутоагрессии, раздражительность и плохое внимание
Стеническая форма
Повышенная эмоциональность и коммуникабельность
Астеническая форма
Эмоциональная подвижность, плохое внимание, суетливость, слабая мелкая моторика и дезориентация в пространстве
Однако, самой распространённой классификацией считается та, где есть три степени: первая простым языком называется «дебильность» и является легкой степенью, вторая среднетяжелая, резко выраженная — «имбецильность», третья — «идиотия» или глубокая.
Лечение умственной отсталости
Умственную отсталость вылечить нельзя, и с этим придётся смириться. Болезнь будет сопровождать человека всю жизнь. Если поставлена лёгкая степень нарушения, человек сможет самостоятельно вести быт и работать. Если замечены более тяжёлые формы заболевания, потребуется постоянный уход за ним.
Коррекция психического развития проводится, но хорошие результаты удается получить не всегда. В основном терапия сводится к минимизации или устранению симптомов основного или сопутствующего диагноза.
Помимо адаптации олигофрена к жизни дома и за его пределами, врачи занимаются с родителями ребёнка. Их учат правильно общаться с сыном или дочерью, объясняют особенности болезни и способы налаживания контакта, иногда это происходит при помощи логопеда.
Не менее важное внимание уделяется обучению ребенка в коррекционных детских садах и школах, где малая заполняемость групп и классов, а также специальные программы занятий
Пример из практики:
Родители воспитывают «особенную» восьмилетнюю дочь с умеренной степенью умственной отсталости. При плотном участии врачей, психологов, логопедов и педагогов им удалось научить девочку простым гигиеническим правилам, а также соблюдать меры безопасности в быту. Сейчас ребенок ходит в коррекционную школу.
Прогноз при умственной отсталости напрямую зависит от степени поражения мозга, времени постановки диагноза, а также скорости и качества лечения. При лёгких формах заболевания и правильной реабилитации – прогноз весьма благоприятный. В остальных случаях – нет.