Нарушения речи и их механизмы

Причины и виды нарушений речи

Слайд 5Этиология речевых нарушенийПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм

внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют

специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Экзогенные (внешние) факторы

1. Отсутствие эмоционального положительно окружения.2. Подражание неправильной речи окружающих.3.Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).4. Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Эндогенные (внутренние) факторы

1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта), аллергии, общие заболевания, требующие лечения. 2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания). 3. Перенесенные переливания крови. 4. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.5. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода.6. Курение во время беременности, употребление алкоголя.7. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.8. Гипоксия.9.Родовая травма.

Психосоциальные причины

Если предыдущие вредоносные факторы можно условно отнести к большой группе внутренних (эндогенных) причин появления речевых патологий, то к внешним причинам относят условия проживания маленького человечка. Среди них выделяют:

  • неблагоприятные бытовые и социальные условия, когда малыш с рождения лишён нормального эмоционального и языкового общения с матерью или прочими близкими людьми;
  • подражание значимым взрослым (нечёткость произношения, заикание, шепелявость);
  • сильнейший испуг или длительное стрессовое состояние, вследствие чего возникают психогенные речевые нарушения – логоневроз, мутизм (отказ от речи);
  • дефицит витаминов (рахит), общая физическая ослабленность, вызванная плохим питанием.

Таким образом, причины речевых нарушений многообразны, а выраженность патологического процесса зависит от того, в каком возрасте ребёнок столкнулся с этим вредоносным фактором. Естественно, чем младше дети, тем тяжелее последствия осложнения, но в то же время сильнее компенсаторные возможности детского организма. Уважаемые родители, помните, что практические любое физическое или психогенное заболевание малыша в раннем возрасте может привести к нарушению речевого развития!

Почему развивается

Благодаря достижениям исследователей в медицинской генетике, биологии, иммунологии и других дисциплинах, представление о развитии рассматриваемых проблем значительно углубилось. Выделены центральные и периферические причины, а также функциональные. Специалисты теперь понимают психофизиологический механизм нарушения речи, спровоцированный какими-либо негативными воздействиями на ребенка. Все это позволяет разработать правильную тактику коррекции расстройства речи и даже предупредить его.

Итак, такая патология возникает при воздействии на организм ребенка внутренних или внешних факторов, а также тех и других в комплексе. Они и определяют ее специфику, клиническую картину.

Эндогенные (внутренние) причины

Обычно это внутриутробная патология и повреждение нервной системы малыша в процессе родов, вредоносного влияния на него в первые дни жизни. Они обусловлены не только наследственностью матери (дефектным геном), но и ее состоянием и поведением во время беременности. Это может быть:

  • вирусные заболевания;
  • аллергия;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • работа на вредном производстве;
  • токсикоз;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;  
  • падения и травмы.

Поражение подкорковых отделов мозга (отвечают за произношение звуков и слух) может произойти при резус-конфликте – иммунологической несовместимости матери и вынашиваемого ею плода. В этом случае антитела проникают через плаценту и губят эритроциты последнего.

При гипоксии ткани (в силу низкого уровня гемоглобина у беременной, узлов на пуповине и других ее патологий) плацента и плод не получают достаточного количества кислорода.  От гипоксии структуры мозга не созревают должным образом, повреждается нервная система.

Особенно опасен промежуток беременности с 4 недель до 4 месяцев. Именно в это время формируется речевой аппарат. Неблагоприятные факторы приводят к появлению у малыша такого врожденного изъяна, как расщелины неба, раздвоенной (заячьей) губе и другим нежелательным явлениям.

Упомянутые угрозы на последних сроках беременности, некоторые заболевания во младенчестве, могут затормозить развитие ребенка, что, конечно же, повлияет на речь.

Механическое воздействие на плод во время родов (например, асфиксия) может повредить его. Это родовая травма, при которой страдает позвоночник, а именно шейный отдел. Задеваются его артерии, а ствол вместе с разными отделами мозга перестают получать достаточно питания с кровью

Из-за хронической ишемии страдают структуры мозга, ответственные за поведение, внимание, эмоции, речь

Интенсивные мероприятия по реанимации и малый (меньше 1500 грамм) вес новорожденного, недоношенность и переношенность – тоже предрасполагающие к речевой патологии факторы.

 Экзогенные (внешние) причины

 В этой категории – травмирующие психику ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, плохие социально-бытовые условия жизни, наличие у близких родственников нарушений речи, глухоты.

Если ребенка окружает негативная эмоциональная атмосфера, то его речь будет задерживаться в развитии. Нарушения в ней также возникнут при обычном для детей подражании – они будут нечетко произносить звуки, заикаться, тянуть слоги, говорить с нарушением темпа, как и воспитывающие их или оказывающие большое влияние взрослые.

Речевые нарушения, иногда довольно тяжелые, возникают как следствие сильных переживаний при разлуке с близкими (и по другим причинам), острых психических травм разного рода.

Следует упомянуть, что на первых годах жизни ребенка нервно-психическое или общее заболевание, как правило, сопровождается проблемами речевого развития. Оно может быть разным и зависит от причины, времени появления, степени течения, выраженности симптомов.

Проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

Замечание 1

Речевая патология ребенка – серьезное испытание для его родителей. От того, насколько хорошо они с ним справятся, зависит эффективность семейного воспитания и всестороннее развитие личности ребенка с речевым дефектом.

При обнаружении того или иного речевого дефекта, семья ребенка сталкивается с рядом проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на коррекцию речевой патологии и общее развитие ребенка. К ним относятся:

  1. Неадекватное принятие существующих обстоятельств.
  2. Неумение ориентироваться в возникшей проблеме развития ребенка.
  3. Недостаточность педагогической компетентности в области обучения и воспитания ребенка с речевой патологией.
  4. Финансовые трудности.
  5. Изменение социального статуса семьи.
  6. Нарушение психологического баланса семьи.
  7. Изолирование ребенка от социума.
  8. Восприятие социумом семьи и ребенка с речевым нарушением.

Сталкиваясь с новым диагнозом ребенка, родители могут кардинально изменить свое отношение к нему: не воспринимать его, как полноценную личность, а только, как медицинский объект, за которым им необходимо ухаживать. Это развивает проблемы психологического баланса семьи. Отношения между ребенком и родителями, да и между самими родителями меняются. Осложнение взаимоотношений связано со стрессом, эмоциональными реакциями родителей на обнаруженную патологию. Психологические проблемы родителей негативно сказываются на развитии ребенка. Он чувствуют психологическую атмосферу семьи, а поведение родителей, изменившееся отношение к нему, сказывается на его адекватном восприятии себя и своего речевого дефекта.

В некоторых случаях родители не принимают всерьез (или не хотят принимать) наличие у ребенка речевого нарушения. Это приводит к тому, что они не изменяют своего стиля воспитания, не подстраиваются под особые потребности ребенка. В некоторых же случаях родители, напротив, проявляют гиперактивность в деле коррекции речевого нарушения. В их глазах, оно видится гораздо более масштабным и серьезным, нежели реально существующее отклонение. Они направляют все силы и средства на борьбу с ним, используя разные методы и направления деятельности.

Одной из частных, даже самых часто встречаемых проблем, является отношение общества к ребенку с речевой патологией и его семье. Негативное отношение, непринятие, излишнее сочувствие, сопереживание оказывают отрицательное воздействие на семейное воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Родители стремятся изолировать ребенка от социума, чтобы максимально оградить от сторонних взглядов и суждений. Социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Семья как фактор полноценного развития ребенка с речевыми патологиями

Разнообразные дефекты речи являются актуальной современной проблемой. Количество детей с речевыми патологиями стремительно растет, а также возрастает разнообразие речевых отклонений, и усложняется динамика протекания данных отклонений. В этой связи коррекция речевых дефектов требует новых подходов и новых методик.

Развитие ребенка с речевыми нарушениями имеет свои особенности, которые должны быть учтены в воспитательном и образовательном процессе. Речевые дефекты обуславливают необходимость помещения ребенка в специальные образовательные заведения коррекционного типа, в которых обучение и воспитание реализуется по коррекционным программам, учитывающим наличие и специфику проявления того или иного отклонения в развитии.

Однако, основное воспитание ребенок получает в семье. При наличии у него речевых дефектов, воспитательный процесс приобретает специфичные черты. При этом, семья не меняет своей позиции и остается приоритетным институтом воспитания и развития, социализации ребенка.

Чтобы развитие ребенка с речевыми отклонениями было полноценным, семья должна придерживаться определенной воспитательной позиции, которая выражается следующими характеристиками:

  1. Адекватное принятие речевой патологии ребенка и формирование своего отношения к ней. Родителям требуется выработать адекватную оценку развития своего ребенка и построить систему воспитания в соответствии с ней;
  2. Гибкость семейного воспитания. Родители должны умело оперировать воспитательными методами и приемами, изменять формы взаимодействия с ребенком, исходя из конкретной ситуации развития ребенка и условий жизнедеятельности семьи;
  3. Формирование адекватного отношения ребенка к своему дефекту. Здесь, недопустима попустительская позиция. Нельзя говорить ребенку: «Не переживай, ты не один такой», «Не воспринимай всерьез, проблемы с речью бывают у всех детей», «Кто-то разговаривает еще хуже, чем ты» и т.д. Также, нельзя внушать ребенку, что он неполноценен и ни на что не способен. Родители должны дать понять ребенку, что у него имеется конкретное нарушение, которое требует коррекции. Если над ним работать, то станет возможным полноценная жизнь. При этом, ребенок должен чувствовать, что его дефект не влияет на любовь и заботу родителей;
  4. Развитие мотивации к борьбе с речевым нарушением. Семья должна стать опорой ребенка в борьбе с его отклонениями в развитии. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей и слышать от них реальную оценку своих успехов в коррекционных занятиях;
  5. Уделение внимания общению ребенка. Проблемы с общением, построением положительных коммуникативных связей — непременный спутник любого речевого дефекта. В этой связи, семья должна уделять достаточное количество времени развитию основ речевого общения и формированию потребности в нем;
  6. Демонстрация правильной речи. Ребенку необходимо слышать правильную речь. родители должны следить за своей речью, исключить употребление ненормативной и жаргонной лексики, строить грамматически верные фразы. Это создает ориентир для ребенка: он стремится подражать речи родных. Если речь будет неверной, неграмотной, то и речевые навыки ребенка будут формироваться неправильно.

Экзогенные причины нарушения развития речи у детей

Внешние факторы, влияющие на НРР, корректировать проще. Это не заболевания, не повреждения, а просто неблагоприятная среда. Впрочем, она также может оказать пагубное воздействие, если вовремя не принять меры. К экзогенным факторам относятся:

●    дефицит прямого общения. Ребенка необходимо побуждать к речи. Музыки, телефона, телевизора недостаточно для понимания словесных конструкций. Действенное двустороннее общение должно быть ведущим стимулом в развитии. Если этого не происходит, то развиваются серьезные нарушения, не только речевые, но и психические

●    имитативный эффект или, проще говоря, подражание — основа развития речи до двухлетнего возраста. Если родитель сам страдает от НРР, вероятно, что у ребенка будут такие же проблемы

●    психические травмы — один из распространенных экзогенных рисков потери или искажения речевого развития. Они могут возникнуть по причине любой психотравмирующей ситуацией. Часто из-за них возникают мутизм, заикание

●    билингвизм. При билингвизме родственники разговаривают сразу на двух и более языках. Дети могут начать смешивать разное звучание, произношение, особенности построения предложений и слова

●    сюсюканье, коверканье голоса, слов даже при очень сильном умилении, придется искоренять, так как это вызывает формирование неправильного произношения, непонимания человеческой речи

●    нагрузка на центральную нервную систему в критические периоды развития провоцирует фонетические и грамматические дефекты. Речь идет, например, о поступлении в ясли, детский сад, школу, к которому ребенок еще эмоционально и психологически не готов. В этом случае НРР легко устраняется работой со специалистами, однако игнорировать начальные признаки не рекомендуется. 

Все основные причины нарушений речи у детей важно вовремя предотвращать либо корректировать. Сами по себе они не проходят

В дальнейшем они вызывают проблемы в социализации в обществе, обучении, общении со сверстниками. При обнаружении малейших недочетов следует обратиться к логопеду или неврологу для диагностики и назначения лечения.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

ГЛАВА 2. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«этиология» (этио логос К органическим причинам Функциональные причины психоневрологическим причинам социально-психологическим причинам, экзогенных эндогенных Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.быть соматическая ослабленность ребенкаформирования и дефекты сформированной речиэволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: Третий критический период предрасполагающих условий, самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.экзогенно-органическим факторам. органических центральных, органических периферических, экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. внутриутробную патологию, повреждение при родах воздействие различных вредных факторов «перинатальная патология». вредоносных факторов во внутриутробном периодеасфиксия и родовая травма.Внутричерепные кровоизлияния нарушения речи коркового генеза (алалия). нарушения звукопроизносительной ее стороны — дизартрии.иммунологическая несовместимость крови матери и плода непрямой билирубин. нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.внутриутробных поражениях мозга тяжелые речевые нарушения, дизэмбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия открытая ринолалия, Нарушения внутриутробного развития плода — эмбриопатиивирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением сочетание ряда неблагоприятных факторовменьше миелинизацияТаким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы изменениями генетической информации. генные мутации, фенилкетонурии может предупредить тяжелое течение заболеванияэтиологические факторы, сложны и полиморфны. наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Слайд 11Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития в условиях семьи На

первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до

3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания (погремушки), стимуляция гуления (по подражанию).На втором (4—8 месяцев) — гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления

Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем

Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз

Стимулируют слуховое внимание.На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик

Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы. На четвертом этапе (18—36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.

ГЛАВА 2. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«этиология» (этио логос К органическим причинам Функциональные причины психоневрологическим причинам социально-психологическим причинам, экзогенных эндогенных Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.быть соматическая ослабленность ребенказаболевания внутренних органовэволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: Третий критический период предрасполагающих условий, самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.экзогенно-органическим факторам. органических центральных, органических периферических, экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. внутриутробную патологию, повреждение при родах воздействие различных вредных факторов «перинатальная патология». объединяют различные патологические состоянияасфиксия и родовая травма.Внутричерепные кровоизлияния нарушения речи коркового генеза (алалия). нарушения звукопроизносительной ее стороны — дизартрии.иммунологическая несовместимость крови матери и плода непрямой билирубин. нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.внутриутробных поражениях мозга тяжелые речевые нарушения, дизэмбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия открытая ринолалия, Нарушения внутриутробного развития плода — эмбриопатиивирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением Показана связь курения с недоношенностьюналичием речевых зон в незрелом мозгу ребенкаТаким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы изменениями генетической информации. генные мутации, фенилкетонурии обусловленном нарушением обмена фенилаланинаэтиологические факторы, сложны и полиморфны. наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов

Последствия неблагоприятной родовой деятельности

Ещё одним серьёзным фактором риска возникновения речевых патологий у ребёнка считаются тяжёлые роды. Недаром все узкие специалисты при обращении по поводу задержки речи интересуются у матерей, как проходил родовой процесс.

Итак, к причинам речевых нарушений относят:

  • травмы при родах, которые вызывают кровоизлияние, повреждают речевые доли (узкий материнский таз, «щипцовый» способ родовспоможения);
  • обвитие пуповиной, при котором возникает дефицит кислорода в мозге, что чревато минимальными мозговыми дисфункциями у малыша;
  • критически маленькая масса тела ребёнка (меньше 1,5 кг), часто сопровождающаяся недоразвитием определённых мозговых структур.

Виды

Существует две классификации нарушений речи, предполагающие рассмотрение одних и тех же патологий с разных точек зрения:

клинико-педагогическая – учитывает детальное описание расстройства от общего к частному. В ней учитывается первопричина и механизм развития болезни, психолого-лингвистические критерии. Рассматривает нарушения речи и письма;

психолого-педагогическая – группировка производится от частного к общему с учетом лингвистических и психологических критериев

В ней обращается внимание на изменение средств общения и нарушения в коммуникациях.   

Особых противоречий между упомянутыми квалификациями нет, они лишь дополняют друг друга, позволяя точнее разработать тактику коррекции.

Клинико-педагогическая классификация

Расстройства устной речи проявляются в отдельных или комплексных нарушениях:

  • темпа;
  • интонации;
  • образования и произношения звуков.

Выделяют такие речевые патологии:

  • дисфония – речь либо сильно нарушена, либо вообще отсутствует в силу нарушения работы или строения голосового аппарата (функциональное или органическое поражение);
  • тахилалия – ускорение речи, причем фонетическая, грамматическая и лексическая сферы остаются нормальными. Если в ней присутствуют паузы, то данное расстройство уже называют полтерн;
  • брадилалия – речь заторможенная, растянутая по слогам, нечеткая;
  • дислалия – неправильное произношение звуков, перестановка их последовательности из-за дефекта или неправильного формирования артикуляционного аппарата; 
  • заикание – темп речи замедлен из-за спазмов (судорожного сокращения) мышц речевого аппарата;
  • дизартрия – нарушено произношение, так как поражены нервы центрального отдела речедвигательного анализатора;
  • ринолалия – меняется тембр голоса вследствие повреждения речевого аппарата (анатомического), он становится гнусавым, а речь – монотонной и невнятной;
  • алалия – отсутствие речи или она недостаточно развита по причине органического поражения определенных зон головного мозга;
  • афазия – ЧМТ или поражение нервной системы инфекцией приводит к тому, что человек теряет возможность говорить.

С письмом связано такое нарушение, как дислексия, возникающая при поражении ЦНС. Ребенок не распознает буквы, использует их неправильно и переставляет слоги. Еще одно – дисфагия, при которой буквы меняются на другие, пропускаются. Если ребенок вообще писать не может, то это аграфия.

Психолого–педагогическая классификация

Как уже упоминалось, в этом случае существует два вида нарушений:

  • средств общения – общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое. Первое – часто диагностируют у пациентов с дизартрией, дислалией, алалией и ринолалией. Оно может быть у детей умственной отсталостью в сопровождении расстройств компонентов речи или у вполне здоровых ментально. Второе связано с проблемой произношения из-за неправильного его формирования;
  • расстройство использования средств общения – заикание и мутизм (ребенок понимает речь и способен говорить, но не хочет этого делать). 

Болезни, перенесённые малышом в начале жизни

Головной мозг новорождённого и младенца – чрезвычайно уязвимая система, которая может пострадать от любого неблагоприятного воздействия. Кроме того, не защищен от негативных факторов и речевой аппарат. К нарушениям речи у ребёнка могут привести:

  • вирусные и бактериальные инфекции, переходящие на головной мозг (менингиты и менингоэнцефалиты);
  • черепно-мозговые травмы, приводящие к кровоизлияниям;
  • повреждения челюстного аппарата (травмы нёбных костей, зубов);
  • продолжительные простудные болезни, невылеченные отиты и аденоидиты, которые приводят к понижению остроты слуха и, соответственно, замедляют или нарушают речевое развитие;
  • приём опасных для слуха антибактериальных препаратов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: