Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов
Китик Е.Е.
На основании методологического подхода к построению и применению информационных технологий в различных содержательных областях специального и инклюзивного образования (О.И.Кукушкина, 2005), автор проектирует, разрабатывает и экспериментально доказывает эффективность созданных компьютерных инструментов для обучения студентов-логопедов. Автор определяет роль, место и функции информационных технологий в си-стеме профессиональной подготовки логопедов и доказывает, что включение обучающих компьютерных программ позволяет решать те задачи обучения, которые традиционными средствами решить невозможно.
Читать
Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
Махова В.М.
В отечественной психологии адаптация ребёнка к школе рассматривается как важный, но трудный этап его приспособления к новым видам социально значимой деятельности. Адаптация детей с умственной недостаточностью ограничена сочетанием органической патологии центральной нервной системы с неблагоприятными социокультурными условиями. Выявление факторов, препятствующих позитивным адаптационным процессам, позволит своевременно организовать необходимую психолого-педагогическую помощь умственно отсталому ребёнку при его вхождении в новый и сложный вид деятельности, каковой является учебная деятельность.
Читать
Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста
Киселева Н.А.
Эффективное выявление в популяции детей с отклонениями развития может быть обеспечено за счет совершенствования психолого-педагогического инструментария для их обследования на основе теоретического обоснования подходов к изучению нарушений развития у детей в сочетании со статистико-математическим анализом результатов диагностики. Инновационные подходы к выявлению недостатков психофизического развития у дошкольников при психологическом обследовании в массовом детском саду позволят дифференцировать испытуемых по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения.
Читать
Работа дефектолога с детьми в детском саду
Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.
Замечание 1
Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
- Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
- Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
- Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:
- Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
- Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.
Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Замечание 2
Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.
При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.
Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.
Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.
Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка
Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д
Замечание 3
Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.
Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития
Гостар А.А.
При отставании в интеллектуальном развитии реализуются разные психологические механизмы, предопределяющие трудности использования знаково-символических средств: недоразвитие познавательных способностей при УО, преимущественные недостатки мотивации достижения успеха и регуляции своих действий при ЗПР. В исследовании выделены особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и апробированы пути развития их способности осуществлять действия с такими средствами.
Читать
1.2 Предмет и задачи дефектологии
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение).
Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.
В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы.
1) принцип целенаправленности педагогического процесса;
2) принцип целостности и системности педагогического процесса;
3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;
5) принцип опоры на положительное в человеке;
6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;
7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.
Занятия со специалистом в Центре «Доброе Слово»
Коррекционная работа для детей с ЗПР, аутизмом и другими патологиями выстраивается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями маленьких пациентов. Также учитываются характер и структура дефекта. В зависимости от этого подбираются наиболее эффективные методики.
Основная форма работы – индивидуальные коррекционные занятия. Рекомендуемая частота посещения составляет 2-3 раза в неделю. Методики работы дефектолога могут включать упражнения на развитие:
- мелкой моторики;
- правильного речевого дыхания;
- логического и пространственного мышления;
- различных видов памяти у детей;
- способностей к удержанию внимания и т. д.
Пользуясь современными методиками работы дефектологов, наши специалисты добиваются прекрасных результатов. Дети приобретают необходимые навыки, перебарывают дефекты и т. д. Продолжительность одного занятия с дефектологом – 40-60 минут. За это время специалист чередует различные задания
Это позволяет удерживать внимание и интерес детей
Если вы хотите получить профессиональную помощь, запишитесь в Центр «Доброе Слово» на консультацию с дефектологом. Мы поведём полное обследование, установим первопричину проблемы и поможем устранить её. Применяя эффективные методики, мы добиваемся ощутимых результатов в разумные сроки.
Направления коррекционного обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта ориентирована на создание благоприятной обстановки и условий для развития их эмоциональной стороны, социальных качеств и интеллекта, исходя из его потенциала, а также позитивных личностных свойств.
Коррекционное воспитание и обучение реализуется по следующим направлениям:
- Диагностическое. Это начальный этап работы с ребенком, требующим коррекционного подхода к обучению, воспитанию и развитию. На нем происходит выявление его отклонений, степень, динамика и темп их развития на основе применения медицинского, психологического, педагогического исследования ребенка и выявления путей его развития.
- Воспитательное. Здесь происходит ориентация работы на развитие у ребенка и его родителей автономии, навыков самостоятельной деятельности, формирование ориентиров поведения, развитие поведенческих реакций и нравственных принципов социального взаимодействия.
- Коррекционное. Проводятся мероприятия по коррекции отклонений. Они связаны с развитием у ребенка компенсаторных механизмов формирования его психических процессов и направлений деятельности, проведение профилактики вторичных нарушений и их устранение при наличии. Также, проводится обучение родителей коррекционной работе с ребенком.
- Образовательное. Здесь осуществляется обучение детей навыкам социального взаимодействия, передается опыт социальной деятельности, идет подготовка к обучению на дальнейших ступенях. Все эти мероприятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития и потребностей коррекционного воздействия конкретного ребенка.
Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития
Шевченко А.В.
Изучение динамики структурных элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет выделить системообразующие факторы, определяющие его специфику. Исследование показывает, что недостатки самосознания дошкольников с ЗПР без специальной работы по его формированию компенсируются в незначительной степени. Система комплексной коррекционно-развивающей работы, основанная на взаимодействии специалистов и предусматривающая развитие образа «Я», самооценки и регуляции поведения является эффективной для формирования самосознания дошкольников данной категории.
Читать
Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекционная система воспитания, обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями реализуется на основе двух ведущих принципов:
- Принцип вариативности. Он означает, что к каждому ребенку подбирается свой вариант воспитания и обучения, с выбором методов и средств, исходя из условий его проживания, семейного микроклимата, желания родителей, особенностей проявления нарушений интеллекта и иных сопутствующих заболеваний.
- Принцип системности. Он означает, что реализацией обучения, воспитания и развития, реабилитационные мероприятия проводят специальные коррекционные учреждения, в которых ребенок получает медицинский осмотр и лечение, консультацию психологов, психиатрическую помощь, обучается специальным педагогом по коррекционным программам, а также получает помощь иных специалистов, при необходимости.
Замечание 1
Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с нарушениями интеллекта имеет общеразвивающую и компенсирующую направленность с психолого-медико-педагогической поддержкой.
Системное воспитание и обучение требует такого подхода к каждому ребенку, при котором будет учтен характер его отклонений, степень их проявления, темп психического и интеллектуального развития ребенка. Такое воспитание, прежде всего, ориентировано на сглаживание отклонений и их возможную коррекцию, а также устранение причин их развития.
Системный подход необходим для поиска путей оптимального коррекционного воздействия и выбор направлений развития ребенка с нарушениями интеллекта. Системные мероприятия позволяют провести комплексную диагностику развития интеллектуальных отклонений, выявить их причины и разработать коррекционные способы борьбы с ними.
Любой возрастной этап развития ребенка оказывает определенное влияние на развитие его личности. На каждом возрастном этапе происходит формирование психических процессов личности, определяются направления его поведения и характер социального взаимодействия. В этой связи, на каждом возрастном этапе развития ребенка, особенно при наличии у него интеллектуальных отклонений, требуется создание оптимальных условий для развития его психики и развития разнородных направлений деятельности.
Системные меры развития ребенка требуют установления взаимодействия ребенка с иными людьми и социальной средой: семья, родители, сверстники, педагоги. После это определяется уровень интеллектуального развития ребенка, степень проявления первичного отклонения и наличие вторичных дефектов развития, выявляются трудности и проблемы в конкретных направлениях деятельности, вызванные нарушениями интеллекта и иными причинами и затем происходит выбор методов и форм коррекционной работы.
Программа коррекционной работы по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями реализуется по двум основным направлениям:
- Оказание помощи и поддержки родителям. Проводятся консультации и беседы с родителями, занятия, ориентированные на повышение их педагогической компетентности и передаче знаний по взаимодействию с ребенком, имеющим конкретные интеллектуальные отклонения. Необходимо выработать у родителей активную позицию в воспитании своего ребенка.
- Коррекционная работа с ребенком. Здесь требуется выбор оптимальных методов и средств коррекционного воздействия, с учетом возраста ребенка, динамики развития его интеллектуального развития и т.д.
Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
Следовательно, можно заключить, что изменения, которые произошли в уровнях сформированное профессиональных компетенций будущих пе-дагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта экспериментальных групп, вызваны не случайными причинами, а являются следствием внедрения разработанной нами модульной педагогической технологии формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта. Это подтверждает гипотезу исследования и доказывает достоверность результатов.
Для подтверждения взаимозависимости между уровнем сформированное профессиональных компетенций педагога-дефектолога в работе по социализации детей с нарушением интеллекта и результатами социализации детей нами был проведен контрольный эксперимент по изучению особенностей социального опыта данной категории детей. Эксперимент проводился по завершению учебно-профессионального этапа педагогической технологии, на котором студентами были реализованы проекты формирования социального опыта детей с нарушением интеллекта.
Во всех экспериментальных группах детей было отмечено позитивное изменение статусной структуры группы и характеризовалось как «высокоблагополучное». Уменьшилось количество детей с низким социальным статусом в среднем на 28,6%; в 80% групп увеличилось количество детей с положительным социометрическим статусом в среднем на 18,7%. Отмечен положительный характер социального самочувствия большинства детей во всех группах. В ценностно-смысловых отношениях детей возросла роль социально значимых качеств личности одноклассников — в среднем на 15,43%; отмечено повышение сформированности социальных норм взаимоотношений — на 11,73% и социально-одобряемого поведения в игровой деятельности на -12,3%.
Качественная оценка изменений внутригрупповых процессов была выявлена на основе анализа экспертных оценок педагогов С(К)ОУ. Во всех группах детей были отмечены: проявление заинтересованности детей в делах друг друга; стремление к участию в общеклассных мероприятиях; отмечается эмоциональное единство группы; желание совместного проведение свободного времени; проявление терпимости во взаимоотношениях друг с другом; повышение ответственности к порученным делам; тенденции к становлению в классном коллективе дружеских отношений.
Следовательно, целенаправленное формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов посредством последовательной реализации педагогической модульной технологии положительно отразилось на динамике результатов социализации детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, мы приходим к выводу, что уровень сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта повысится, если процесс профессиональной подготовки в вузе осуществляется в соответствии с педагогической модульной технологией формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта.
1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали сходность участвующих в эксперименте групп, недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в области социализации детей с нарушением интеллекта, необходимость внедрения педагогической модульной технологи их формирования.
2. Результаты формирующего этапа экспериментальной работы подтвердили существенные позитивные изменения в уровне сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в области социализации детей с нарушением интеллекта в процессе внедрения разработанной нами педагогической модульной технологии.
3. Разработанная нами педагогическая модульная технология формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта является эффективной.
4. Разработанный и используемый для осуществления педагогического исследования критериально-оценочный аппарат обладает непротиворечивостью и адекватностью, что подтверждено результатами статистической обработки полученных данных.
Цены на услуги дефектолога
Виды занятий | Стоимость 1 занятия / сеанса | Длительность 1 занятия / сеанса | Рекомендуем занятий/сеансов |
Индивидуальное дефектологическое занятие | 1200/1700 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное занятие нейро-интеллектики | 1200 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Групповое занятие нейроинтеллектики | 750 руб. | 45 мин. | 1-2 раза в неделю |
Сеанс биоакустической коррекции | 1000/1500 руб. | 20 мин. | 5 курсов по 10-15 сеансов |
Повторная консультация дефектолога | 1000 | — | один раз в два месяц |
Индивидуальное занятие АВА-дефектолога | 2000 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Сеанс биоакустической коррекции | 1000/1500 руб. | 20 мин. | 5 курсов по 10-15 сеансов |
Повторная консультация АВА-дефектолога | 2000 | 45 мин. | один раз в два месяц |
Групповое занятие АВА-дефектолога | 1500 руб. | 45 мин. | один раз в неделю |
Индивидуальное нейропсихологическое занятие | 1200/1700 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное нейрологопедическое занятие | 2000 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Групповое нейропсихологическое занятие | 1000 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Дефектология: понятие и целевое назначение
Определение 1
Дефектология – это отрасль научного знания, имеющая междисциплинарный характер и, занимающаяся исследование обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.
Дефектология, как научное знание, отражает закономерности развития детей с физическими, психическими отклонениями от нормального развития и разрабатывает принципы, формы и методы их образования и воспитания, а также способы всестороннего развития, с учетом, имеющихся отклонений и степени их проявления и влияние на иные стороны развития организма.
Предметом данной научной отрасли выступают непосредственно отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Наука изучает эти отклонения и разрабатывает направления и формы воспитания и образования для детей, имеющих отклонения конкретного типа.
Целевым назначением дефектологии выступает разработка теоретических основ и практических рекомендаций оказания помощи детям с разнородными отклонениями в развитии. Дефектология занимается объективным исследованием любых недостатков в развитии ребенка. Данные исследования закладываются в основу формирования концепции данной науки и помогают создать систему коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями.
На основании целевого назначения науки осуществляется постановка задач дефектологии. К ним относятся:
- Определение методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях;
- Определение условий полноценного развития личности с ограниченными возможностями;
- Группировка детей с различными отклонениями по определенным признакам – классификация дефектологических нарушений;
- Формирование дифференцированной системы обучения граждан с ограниченными возможностями, исходя из особенностей их отклонения и его проявления4
- Формирование научной базы интегрированного обучения нормальных детей и детей с ограниченными возможностями;
- Формирование прогнозов и перспектив развития системы специального образования;
- Разработка методов и форм организации социально-педагогического и психологического сопровождения лиц с отклонениями в развитии;
- Разработка способов диагностирования отклонений на ранних этапах развития ребенка;
- Разработка способов и методов профилактики развития отклонений;
- Определение возможностей и создание условий для нормальной жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Замечание 1
Решение всех этих задач необходимо для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии смог стать полноценным членом социальной среды, жить и развиваться в ее условиях.
Дефектология как научная отрасль состоит из двух разделов:
-
Специальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием процессов обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями и, разрабатывающая формы и методы организации данного обучения. Данный раздел занимается выявлением причин отклоняющегося поведения детей, особенностей его проявления, разрабатывает методы профилактики и методы коррекции, содержание и методическую базу коррекционного образования.
-
Специальная психология – это наука, занимающаяся исследованием психофизиологической специфики развития детей с ограниченными возможностями, особенностей функционирования их психических процессов на разных возрастных этапах и стадиях учебно-воспитательной работы. Данный раздел активно изучает особенности психики ребенка с различными отклонениями в развитии и проектирует способы их коррекции для нормальной жизнедеятельности и развития. Специальная психология осуществляет разработку методов выявления психических нарушений, приемы психологической коррекции, разрабатывает методы воспитания и обучения детей, исходя из специфики функционирования их психики, реализует психологическую коррекцию дезадаптации в социальной среде.
Рисунок 1. Основные разделы дефектологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблемы дефектологии
В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.
Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.
Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.
Замечание 4
Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.
Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста
Шереметьева Е.В.
В раннем возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов определяет каждый этап речевого развития и переход на последующий, отклонения речевого развития являются следствием дисинхронии компонентов речевой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте. Направленное коррекционно-предупредительное воздействие на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты позволяет минимизировать отклонения речевого развития в преддошкольном и предупредить нарушения речи в дошкольном возрасте. Эффективность коррекционного процесса зависит от своевременности дифференциации отклонений в овладении речью и задержки речевого развития, от комплексности воздействия на составляющие речевого развития и направляемого участия семьи
Читать
Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна
Иневаткина С.Е.
Описаны особенности внутренней материнской позиции у матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, характеризующие образ ребенка, представления о воспитании и собственной самореализации в материнской роли. Выявлены факторы, обусловливающие индивидуальную специфику содержания внутренней материнской позиции у матерей с детьми с синдромом Дауна. Определена и описана взаимосвязь вариантов внутренней материнской позиции с уровнем активности участия матери в процессе реабилитации ребенка, сформулированы основные направления психологической помощи матерям детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна. В диссертационном исследовании анализируются варианты поведения матерей во взаимодействии с ребенком, намечены перспективы дальнейшей разработки научной системы.
Читать
Методы, используемые для постановки диагноза
На первом приёме специалист проводит тщательное обследование
Для детей с ЗПР, ЗРР и другими патологиями важно установить причину дефекта и степень запущенности. Коррекционная программа разрабатывается на основании полученных данных
Современные методики диагностики предполагают выполнение небольших заданий, которые длятся до 20 минут. После каждого теста оцениваются способности детей:
- организовать свою работу;
- выбрать оптимальный способ выполнения задачи;
- оценивать свою работу;
- понимать содержание задачи, просить о помощи;
- переносить аналогичные умения на похожие задания.
Тестирование детей проходит в комфортной атмосфере. В первую очередь специалист устанавливает с малышами доверительные отношения и вовлекает в процесс выполнения заданий. Все результаты, получаемые в ходе диагностики, заносятся в протоколы. Сбор данной информации необходим для составления максимально полного заключения. Применение современных и эффективных методик диагностики даёт возможность разрабатывать индивидуализированные коррекционные программы.
Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия
Зеленская Ю.Б.
В качестве средства, позволяющего с наибольшей эффективностью решать те проблемы коррекции произносительной стороны речи, которые не удается решать традиционными способами, автор предлагает информационные технологии обучения. Такие преимущества информационных технологий, как визуализация акустических компонентов речи и мотивация детей к сложным видам деятельности позволяют до-биться в ходе логопедического воздействия более высоких результатов. Используя в качестве базовой основы исследования методологию внедрения информационных технологий О.И. Кукушкиной, автор добивается высоких результатов, что подтверждается экспериментальными данными.
Читать