Дисграфия у детей

Рабочая программа по коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения

Этиология и симптоматика дисграфии.

Вопрос об этиологии дисграфии 
до настоящего времени является дискуссионным. Многие
ученные отмечают наследственную предрасположенность.
Они считают, что это связано с тем, что
дети наследуют от родителей качественную
незрелость головного мозга в его отдельных
зонах. Эта незрелость проявляется в специфических
задержках развития определенной функции.
Но большинство исследователей, изучающих
этиологию дисграфии, отмечают наличие
патологических факторов, воздействующих
в пренатальный, натальный и постнатальный
период. Этиология дисграфии связывается
с воздействием биологических и социальных
факторов2.

Функциональные причины могут 
быть связаны с воздействием внутренних
(например, длительные соматические заболевания)
и внешних (неправильная речь окружающих,
дефицит речевых контактов, двуязычие 
в семье, недостаточное внимание
к речевому развитию ребенка со стороны
взрослых) факторов, которые задерживают
формирование психических функций, участвующих
в процессе чтения. Дисграфия часто обусловлена органическим
повреждением зон головного мозга,
принимающих участие в процессе
письма (алалия, дизартрия, афазия)

Нарушения
письма очень часто встречается у детей
с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ

Дисграфия часто обусловлена органическим
повреждением зон головного мозга,
принимающих участие в процессе
письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения
письма очень часто встречается у детей
с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

Таким образом, в этиологии дисграфии 
участвуют как генетические, так 
и экзогенные факторы (патология 
беременности, родов, асфиксия, «цепочка»
детских инфекций, травмы головы).

Речевая симптоматика дисграфии3.

При дисграфии дети младшего школьного 
возраста с трудом овладевают письмом:
выполненные ими упражнения, диктанты
содержат множество грамматических
ошибок. Они не используют заглавные 
буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних
и старших классах ребята стараются использовать
при письме короткие фразы с ограниченным
набором слов, но в написании этих слов
они допускают грубые ошибки. Нередко
дети отказываются посещать уроки русского
языка или выполнять письменные задания.
У них развивается чувство собственной
ущербности, депрессия, в коллективе они
находятся в изоляции.

У детей с дисграфией отдельные 
буквы неверно ориентированы 
в пространстве. Они путают похожие 
по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р»
и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить
внимания на лишнюю палочку в букве «Ш»
или «крючок» в букве «Щ». Пишут
такие дети медленно, неровно; если они
не в настроении то почерк расстраивается
окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии4.

У детей-дисграфиков
отмечается несформированность многих
психических функций: зрительного анализа
и синтеза, пространственных представлений,
слухо-произносительной дифференциации
звуков речи, фонематического, слогового
анализа и синтеза, лексико-грамматического
строя речи, расстройства памяти, внимания,
сукцессивных и симультанных процессов,
эмоционально-волевой сферы.

Известно, что мы обладаем, по крайней 
мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический.
Он позволяет нам различать шум листвы
и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк
комара, а также урбанистические звуки:
гул авиалайнера, перестук колес поезда,
шуршание шин автомобиля… 
Вторая разновидность – музыкальный слух.
Благодаря этому, мы можем наслаждаться
мелодией любимой песни и прекрасной музыкой
композиторов.

Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим
музыкальным и очень неважным речевым
слухом. Последний позволяет понимать
речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного,
отличать один звук от другого. При недостаточности
речевого слуха не различаются схожие
созвучия, обращенная речь воспринимается
искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой 
слух, то понятно, что ему очень 
трудно научиться читать и писать.
В самом деле, как он может читать,
если нечетко слышит звучащую речь?
Овладевать письмом он также не в состоянии, так
как не знает, какой звук обозначает та
или иная буква. Задача осложняется еще
и тем, что ребенок должен правильно уловить
определенный звук и представить его в
виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой
им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка
с дефектным речевым слухом – сложная
педагогическая проблема. А учить надо,
потому что искажение одного-двух звуков
меняет смысл слова.

Публикация «Коррекция акустической дисграфии у младших школьников с помощью дидактических упражнений» размещена в разделах

  • Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Темочки

4 слайд Симптоматика дисграфии

Согласно существующей логопедической практике заключение о наличии у школьника дисграфии делается на основании нескольких критериев.

Первый критерий – обнаружение в письменных работах ребенка специфических ошибок. Данные ошибки связаны преимущественно с несоблюдением фонетического принципа письма: звуковой состав слова отражается не полностью или искажается.

5 слайд Второй критерий – частотность специфических ошибок.

Третий критерий – стойкость ошибок.

Ошибки должны обнаруживаться практически во всех письменных работах в течение длительного времени.

6 слайд С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев и др., предлагают различные методики коррекционной работы.

7 слайд Акустическая дисграфия — это дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.

8 слайд Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены и смешения букв на письме:

• Лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю).

• Звонкие-глухие согласные.

• Соноры.

• Свистящие – шипящие.

• Аффрикаты, которые смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш).

9 слайд Ошибки письма

• замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными»);

• замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква («льюбовавись» вместо «любовались»);

• замена гласной буквы 2 ряда на И + гласная («землйа» вместо «земля»);

• замена гласной буквы 2 ряда на И в конце слова («цапли» вместо «цапля»);

• замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев», «любовалиси» вместо «любовались», «веси» вместо «весь»);

• пропуск Ь («болшой» вместо «большой», «стебелке» вместо «стебельке»);

• замена разделительного Ь на И, И + или Ъ («воробйи» вместо «воробьи»).

10 слайд Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над чёткой слуховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. Этот навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма. Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определенным зрительным образом буквы.

Сама говорю: При работе над преодолением акустической формы дисграфии следует обращать особое внимание на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных. Если ребенок не владеет таким навыком, то это приведёт не только к заменам букв на письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка (правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции)

11 слайд Основные задачи коррекционного обучения :

• Развитие фонематического восприятия.

• Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

• Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

• Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

• Определение положения звука по отношению к другим звукам.

12 слайд В своей работе, как правило, я использую конспекты занятий и альбомы по коррекции акустической дисграфии Е. В. Мазановой; О. В. Суслова, М. В. Мальм «Дисграфия. Учусь различать звуки». (Логопедическая тетрадь, 1-4 классы).

13 слайд Дидактические упражнения по коррекции акустической дисграфии :

Гласные буквы

…. (с14-38 примеры упражнений)

39 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. 

Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Послушай предложение и запиши ответы на вопросы

Очень часто дети испытывают трудности с запоминанием и анализом материала. Вы можете взять любое предложение и сделать следующее упражнение: «Послушай предложение и запиши ответы на вопрос».Если ребенок дошкольник, можно устно задавать вопросы и просить его устно ответить. Если школьник — подготовить листочек с вопросами.Будет правильно, если ребенок послушает предложение и повторит его. Обычно дается предложение до семи слов.Итак, взрослый говорит предложение, например: «Вырастил Толя тополь за полем». Ребенок повторяет предложение. И после этого мы задаем ребенку вопросы:

  • Сколько в предложении слов, обозначающих действие?
  • Какое дерево упоминалось в предложении?
  • Сколько в предложении слов, которые закончились на гласную?
  • В каком слове три слога?
  • Второе слово ТОПОЛЬ?
  • Сколько слов прозвучало?

Вы можете менять вопросы, например, попросить ребенка назвать имя собственное, слова с безударной гласной, слова с большой буквы, слова в множественном числе. Не забывайте регулировать нагрузку для дошкольников и более старших деток.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Чаще всего школьник с артикуляторно-акустической формой дисграфии имеет дефекты звукопроизношения и фиксирует эти ошибки на письме. Этот тип дисграфии связан с нарушением звукопроизношения, артикуляции, восприятия фонем.

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии будет заключаться в исправлении звукопроизношения и дальнейшей коррекции письма. Логопед будет работать над исправлением дефектных звуков и формированием правильного фонематического восприятия. После успешного завершения первого этапа работы можно переходить к коррекции письма с опорой на правильное проговаривание.

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии ребенок на письме путает буквы, близкие по звучанию (например, д-т, б-п, в-ф, з-ж, с-ш, xц-с, е-и, ц-т и т.д.). А также «не умеет» обозначать мягкость согласных звуков. При этом ошибок в устной речи нет.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекция акустической дисграфии ведется вокруг звуковых восприятий ребенка. Яркие представления о фонетических характеристиках звука и их сравнение друг с другом помогут зафиксировать и запомнить правильное употребление букв. От коррекции устной речи логопед переходит к коррекции письма.

Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается у детей наиболее часто. Вы можете определить этот вид дисграфии по типам ошибок:

  • пропуск букв/слогов;
  • недописывание слов;
  • перестановка букв/слогов;
  • лишние буквы в слове или повторы букв/слогов;
  • контоминация (новое слово из слогов других слов);
  • объединение слова с предлогом;
  • разделение приставки со словом.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза должна проходить комплексно. В основе работы лежат следующие занятия по коррекции дисграфии: соединение двух гласных звуков, соединение гласного-согласного звуков, повторение цепочки звуков или слогов, определение места звука в слове, составление слова из разрозненных букв и так далее. Также много внимания уделяется звуко-буквенному анализу и развитию способностей анализа и синтеза слов

Большое внимание уделяется расширению словарного запаса

Аграмматическая дисграфия

Этот тип дефекта связан с недостаточным развитием грамматического строя речи. Ошибки появляются на разных уровнях письменной речи: на уровне слов ребенок может путать окончания, на уровне словосочетаний нарушать согласование слов и так далее. Ребенок не понимает правил изменения слов по числам или родам. Падежи вообще становятся камнем преткновения, не говоря уже о спряжении глаголов. «Возраст» появления аграмматической дисграфии — 3-4 класс школы.

Аграмматическая дисграфия упражнения

В первую очередь логопед работает над исправлением ошибок в устной речи. Отрабатывает с ребенком падежные, родовые окончания, особенности употребления предлогов. Логопед создает яркие представления у ребенка о составе предложения. Ребенок изучает схемы предложения, отрабатывает навык составлять предложение по схеме. Логопед работает над развитием способностей конструирования фраз и связных высказываний с переходом к письменной речи

Большое внимание уделяется расширению словарного запаса

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия формируется из дефектов зрительного анализа. Основные типы ошибок:

  • зеркальное написание букв (допускается в дошкольном возрасте);
  • недописывание или добавление лишних элементов букв;
  • пропуски элементов.

В работе над оптической дисграфией я использую авторские разработки, подбирая каждому ребенку индивидуальное задание и специально подобранный речевой материал.

Работа с крупными и мелкими языковыми единицами

Задание: «Послушай пары слов, объясни значения каждого и запиши буквы, которыми эти пары слов отличаются».В этом упражнении мы работаем над словарем, слуховым вниманием, языком, анализом и синтезом.Мы начинаем с легких звуков, например, дом-дым, и постепенно усложняем задание: сазан-фазан, лист-лифт, дрова-дрофа.Задание: «Найди лишнюю букву в слове, которое я прочитаю. Запиши эти буквы, присоединяя к друг другу, чтобы получились слова».Например, гмаска, пижарма, виашня, камышч

Получилось слово ГРАЧ.Задание: «Составь слово из ударных слогов». Это довольно сложное упражнение для детей, потому что они не всегда правильно ставят ударение.Например, трава, погон. Получилось слово ВАГОН.Задание: «Выпиши из каждого слова слог, номер которого я назову. Составь из этих слогов новые слова».Например, губной (первый слог), камыш (первый слог). Получилось слово ГУБКА.

Отличие дисграфии от естественных трудностей в период обучения письму

Ошибки, спровоцированные дисграфией, нужно отличать от естественных затруднений, которые возникают у большинства детей в ходе обучения письму. У школьников, которые только начинают обучаться, ошибки письменной речи обусловлены сложностью распределения внимания между орфографическими, техническими и мыслительными операциями. К основным признакам незрелости навыка письма, которые устраняются в ходе обучения, относятся:

  • отсутствие обозначенных границ между предложениями;
  • плохое знание букв, в особенности прописных;
  • преимущественно слитное написание слов, которые нужно писать раздельно;
  • зеркальная обращенность некоторых букв;
  • нехарактерные смешения;
  • трудности с обозначением в русском письме мягкости слов.

Существует ряд отличительных черт, которые различают естественные проблемы с письмом и дисграфию. Прежде всего стоит помнить, что ошибки письма при дисграфии всегда стойкие и избавиться от них можно исключительно после продолжительного курса коррекционной работы. Такие ошибки ребенок может совершать в течение нескольких лет. Что касается закономерных ошибок, связанных недоразвитием навыка письма, то для них стойкость не характерна, поскольку по мере перехода от одного этапа навыка к другому они полностью исчезают.

Также ошибки при дисграфии имеют специфический характер. Это означает, что такие ошибки могут повторяться сразу во всех видах устных и письменных работ. Подобное постоянство позволяет отличить такие ошибки от случайных, которые может допускать ребенок из-за невнимательности, чрезмерного утомления, недостаточности контроля при чтении и письме

Важно и то, что дисграфия спровоцирована несформированностью у ребенка высших психических функций, которые обеспечивают нормальный процесс чтения и письма — дифференциацию на слух фонем, анализ предложений на отдельные слова, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные функций, лексико-грамматический строй речи

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома

Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: