Лечение
Лечение расстройства адаптации у детей проводится с использованием специальных методик психотерапии. При наличии ярко выраженных нарушений, которые не позволяют установить контакт с ребенком, применяются лекарственные средства. Комплексное лечение расстройства адаптации включает в себя:
- Поведенческие методы. В их основе лежат принципы обуславливания. Такие методики помогают убрать агрессию и асоциальное поведение, выработать полезные навыки. Используется структурированный подход. Первым делом анализируется состояние пациента, после определяются основные шаги в коррекции поведения и тренируются поведенческие программы.
- Групповые психологические тренинги. Используются после прохождения поведенческой терапии. Помогает ребенку социализироваться в обществе. Тренинги проходят в форме игр и позволяют отработать навыки взаимодействия с другими детьми, искать пути для решения проблем.
- Медикаментозное лечение. В большинстве случаев используются седативные препараты растительного происхождения. При наличии соматовегетативных и эмоциональных отклонений дополнительно назначаются транквилизаторы бензодиазепинового ряда. Некоторым пациентам дополнительно прописывают нейролептики в минимальной дозировке.
Терапия детей должна дополняться консультированием с семейным психологом и социально-реабилитационными программами. Совместная работа с родителями поможет улучшить микроклимат и установить доверительные отношения. В формате тренинга проходит обучение правильному стилю воспитания, который предполагает повышение навыков самоуправления и фокусировку на желаемом поведении детей.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
О симптомах
Признаки различаются в зависимости от формы заболевания. Например, при подкорковой дизартрии возникают непроизвольные движения. Из-за этого ребенок не может контролировать речь и мимику.
В состоянии покоя спазмы наблюдаются реже, при совершении усилий приступы учащаются. Можно выделить основные симптомы, характерные для всех разновидностей патологии.
Основные нарушения
Первые нарушения появляются еще во младенчестве. Они связаны с атрофией мышц артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией сосательный рефлекс выражен слабо. Из-за этого они голодают при большом количестве молока у матери. При вскармливании смесями быстро утомляются, не успевают доесть свою порцию. Из-за голода груднички тревожные, часто плачут и просыпаются по ночам.
Общее развитие ребенка замедляется. Он начинает держать голову только к 5-7 месяцам. Ползать и сидеть учится к году. Навыки ходьбы появляются только после 1,5 лет. В норме дети к году уже выговаривают отдельные слоги, некоторые способны произносить первые слова.
Дети с дизартрией неэмоциональны. Они слабо реагируют на действия родителей и появление близких людей рядом. Ребенок не улыбается, не размахивает руками и ногами, молчит.
К поздним симптомам относят дыхательные нарушения. Речь нечленораздельна. Во время произношения громкость и интонация меняются. При легкой степени может присутствовать только гнусавость. Ребенок произносит слова по слогам, некоторые звуки теряются.
Мышцы артикуляционного аппарата пребывают либо в повышенном, либо в пониженном тонусе. В первом случае дети быстро устают. Во втором — язык, щеки и губы становятся вялыми, присутствует сильное слюноотделение.
При легком течении и стертой дизартрии признаки заболевания обнаруживают не сразу. Произношение нарушено слабо. Речь невыразительна и размыта. В детском возрасте близка к норме, позднее отклонения слабые.
Звуки искажены, могут заменяться. Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют. Крупная моторика нарушена. Из-за слабых мышц рот часто открыт, может выпадать язык.
Мелкая моторика
У детей с дизартрией нарушается мелкая моторика. Происходит это из-за недостаточного развития двигательного отдела мозга. Движения и поддержание равновесия даются ребенку с трудом.
Он с раннего возраста не проявляет интерес к игрушкам и предметам, не пытается схватить их или взаимодействовать. Из-за отсутствия интереса страдают другие сферы развития. Дети плохо общаются жестами. Нет общения на основе совместных действий.
Со стороны действия детей выглядят непоследовательными: они могут пытаться протиснуть круглый шар через квадратное отверстие. Ребенок не понимает, как играть с пирамидой, и не умеет сортировать предметы.
Взрослые дети двигаются неуклюже. Они испытывают затруднения при выполнении упражнений. Им трудно прыгать или стоять на одной ноге. При ходьбе их иногда заносит в стороны. Дети могут часто задевать предметы.
Осложнения болезни
Осложнения расстройства адаптации у детей могут возникнуть, если своевременно не обратиться в клинику. В этом случае симптоматика заболевания будет прогрессировать. Есть вероятность хронического течения патологии с периодами ремиссии, которые с каждым разом будут становиться все короче. Усиливаются соматические проявления недуга. На фоне внутреннего напряжения сохраняется риск развития кардиоваскулярных расстройств, неврологических и аутоиммунных патологий.
Через несколько лет после первичного проявления недуга у 90% детей наблюдается тяжелая депрессия, которая сопровождается нарушением функций организма и апатичностью. В таком состоянии у ребенка постоянно появляются мысли о суициде.
В момент обострения депрессивного синдрома риск самоубийства минимален, поскольку у человека нет на это ни эмоций, ни физических сил. Но даже во время ремиссии сохраняется вероятность того, что ребенок решится на суицид. В соответствии с клиническими данными, риск самоубийства сохраняется в течение 2х-3х лет после окончания терапии.
Осложнения при расстройстве адаптации у детей могут развиваться по-разному:
- усиление клинической картины (кратковременные отклонения трансформируются в клиническое тревожно-депрессивное расстройство);
- появление невротических и соматоформных расстройств (кроме симптомов патологии возникает навязчивое состояние и вегетативные отклонения);
- невротизм (расстройство переходит в хроническую фазу, если не устранен источник стресса).
Если родители заметили, что поведение ребенка изменилось, он стал нервным, раздражительным и агрессивным, то это свидетельствует о психическом отклонении или заболевании. Самолечение в такой ситуации не только неэффективно, но и опасно. Самостоятельный прием медицинских препаратов в лучшем случае принесет кратковременное улучшение состояния ребенка и избавит от негативной симптоматики. В худшем – нанесет серьезный вред здоровью, что приведет к необратимым последствиям.
Лечение народными рецептами также не поможет добиться желаемого эффекта, ни один «бабушкин» отвар не вылечит психическое отклонение. Если вы заметили какие-либо симптомы, указывающие на отклонение в здоровье ребенка, незамедлительно обращайтесь в клинику.
Лечение
Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.
Работа с логопедом
Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий
В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме
Вспомогательные методы
Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.
Лечение дома
Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком. Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата
Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.
Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:
- массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
- гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
- упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
- упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
- упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.
Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда
Степени развития
Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:
- Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
- Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
- Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.
Прогноз и профилактические мероприятия
Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.
Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.
Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).
При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.
После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.
Причины дизартрии
Чаще всего причинами дизартрии у детей в перенатальный период являются :
- Сильный токсикоз во время беременности
- Хроническая гипоксия плода
- Острые и хронические соматическое заболевание матери
- Резус — конфликт
- Патологическое течение родов
- Родовые травмы
- Асфиксия новорождённых различной степени тяжести
- Ядерная желтуха новорождённых
- Недоношенность
Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если любой из них поврежден каким-либо образом.
Мозг подаёт сигнал нашим мышцам и если где то есть проблема, то этот сигнал плохой.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.
Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:
- неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
- затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
- неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
- трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.
Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.
Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» — поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» — поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».
Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Классификация
Термины «деменция» и «слабоумие» использовались для описания наиболее тяжелых когнитивных нарушений, приводящих к дезадаптации в повседневной жизни.
Классификация когнитивных нарушений основывается на их степени тяжести и влиянии на функции познавательной деятельности:
Умеренные когнитивные нарушения представляют собой когнитивные расстройства, которые выходят за пределы нормы для определенного возраста, но не приводят к потере самостоятельности. Умеренные нарушения влияют на выполнение сложных интеллектуальных задач и могут проявляться через жалобы пациента и наблюдения окружающих. В соответствии с МКБ-10 умеренное когнитивное расстройство диагностируется при наличии жалоб на усталость, снижение памяти, трудности с концентрацией внимания или обучением, не свидетельствующие о деменции
Важно убедиться, что такие проблемы носят органический характер, а не вызваны делирием.
Легкое когнитивное расстройство, при котором показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах или незначительно отклоняться от среднего диапазона для возраста человека. При этом пациенты замечают снижение когнитивных способностей и выражают беспокойство по этому поводу
Выявить легкие когнитивные нарушения можно только по сообщениям пациентов, повседневная жизнь при этом не нарушается.
Лечение заболевания
Лечение обязано проводиться комплексно. Для начала нужно бороться с основной болезнью, которая привела к появлению симптомов. Терапия в себя включает реабилитационные мероприятия, логопедическую коррекцию и медикаментозное воздействие. Логопедическая коррекция по развитию речевых навыков состоит из:
- восстановления артикуляции с помощью массажа и специальных упражнений;
- формирование мелкой моторики;
- коррекции проговаривания звуков;
- упражнения для дыхательных органов;
- активное речевое общение;
- работы над улучшением выразительности речи.
Дети могут заниматься индивидуально или в группе. Главное не форма, а четкое соблюдение предписаний врача и регулярность. Отличные результаты показывает посещение школы, детского сада, групп и кружков, которые предназначены для детей с проблемами речи. Положительное воздействие на процесс лечения оказывает дельфинотерапия.
Лечить медикаментозным способом необходимо основное заболевание. Назначается прием ноотропов. Эти препараты помогают активизировать работу мозга, улучшить память. Использование медикаментов лучше всего комбинировать с другими процедурами:
- массажем, включая точечный;
- лечебной гимнастикой;
- гирудотерапией;
- иглоукалыванием;
- физиотерапией, в том числе лечебные ванны.
Лечебные мероприятия в домашних условиях
По согласованию с детским неврологом и логопедом некоторые лечебные мероприятия можно выполнять в домашних условиях. Дома можно делать упражнения для мимических мышц. Вот приблизительный перечень упражнений:
- надувать поочередно щеки;
- втягивать и надувать щеки;
- закрывать и открывать рот, щелкая зубами;
- сосать кусочек сахара или леденец;
- имитировать сосание;
- облизывать губы;
- зажать зубами кусок бинта или марли и держать их, пока взрослый аккуратно пытается вытянуть ткань.
Отлично помогают тренировать речевую моторику скороговорки. Тем более полезны те, которые имеют звуки, которые плохо выговаривает ребенок.
Воспитание детей с нарушением речи
Когда дети осознают, что отличаются от остальных, то они замыкаются в себе и начинают отмалчиваться. Но это нельзя допускать, необходимо с ребенком установить дружеский контакт. Эти детки не должны себя чувствовать хуже остальных. Для этого родителям необходимо применять комплексную терапию и сохранять эмоциональную и тесную связь с малышом. Также нужно, чтобы мелкая моторика у ребенка все время развивалась. Это улучшит процессы обучения.
Профилактика и прогноз дизартрии
Лишь систематическая и своевременно начатая логопедическая работа по коррекции заболевания сможет дать положительный эффект. Немаловажную роль в эффективности коррекционно-педагогического воздействия имеет лечение основной болезни, усердие непосредственно пациента-дизартрика, а также его родных.
При таких условиях на почти полное восстановление функции речи можно рассчитывать только в случае стертой формы болезни. Овладев навыками правильного произношения речи, эти дети смогут успешно учиться в общеобразовательной школе, а требуемую помощь логопеда получать в школьных логопунктах или в поликлиниках.
При тяжелых стадиях возможно только улучшение состояния речевого аппарата
Немаловажное значение для образования и социализации детей с нарушением речи имеет преемственность разных видов логопедических учреждений: речевых отделений психоневрологических стационаров, школ или детских садов для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, содружественная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста, психоневролога
Медико-педагогическая работа по профилактике дизартрии у детей с перинатальным нарушением головного мозга обязана производиться с первых месяцев жизни. Профилактические мероприятия в детском раннем и во взрослом возрасте состоят в предупреждении токсических воздействий, травм головного мозга, нейроинфекций. Дизартрия – это не приговор, ее корректируют и лечат специалисты. Самое главное поддержать ребенка для достижения положительных результатов.
Варианты лечения розацеа
Пациентам с розацеа рекомендуется избегать факторов, провоцирующих заболевание. Косметические средства должны быть нежирными, без ментола, камфоры, очищающие средства не должны содержать мыла. Рекомендуется избегать водостойкой косметики. Правда, макияж не провоцирует симптомы болезни. Рекомендуется защита от ультрафиолета.
Защита от ультрафиолета
Что касается диеты, то никаких конкретных диетических рекомендаций при розацеа, нет. Но нельзя употреблять продукты, вызывающие симптомы расширения сосудов и покраснения, такие как алкоголь, острая пища и горячие напитки.
Поскольку в этиопатогенез розацеа вовлечено множество различных компонентов, лечение является сложным. Для лечения розацеа I-II степени обычно достаточно внешних мер. При лечении тяжелого заболевания наружное лечение сочетается с системным лечением. Наиболее часто применяются метронидазол, азелаиновая кислота, перметрин, клиндамицинместные препараты.
- Механизм действия метронидазола неясен, но он обладает противовоспалительными и иммунодепрессивными свойствами, уменьшая симптомы розацеа.
- Азелаиновая кислота обладает противовоспалительными свойствами и участвует в регуляции кератинизации.
- Также используются кремы, укрепляющие стенки капилляров.
Системное лечение дерматологи назначают пациентам с тяжелой формой лечения, устойчивой к розацеа. Чаще всего применяют тетрациклины, макролидные антибиотики, метронидазол, изотретиноин. В научной литературе описаны альтернативные методы лечения: фотодинамическая терапия, лазерное лечение.
Степени тяжести
Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.
Первая степень
Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.
Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.
Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.
Вторая степень
Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.
Третья степень
Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.
Четвертая степень
Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.
Наши врачи
Социальный психолог
Психолог
Стаж: 14 лет
Социальный психолог
Психолог
Стаж: 6 лет
Психолог
Психолог
Стаж: 7 лет
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Стаж: 8 лет
Врач — психиатр, психиатр — нарколог
Нарколог
Психиатр
Стаж: 19 лет
Врач — рефлексотерапевт
Рефлексотерапевт
Стаж: 18 лет
Клинический психолог, психотерапевт
Психолог
Психотерапевт
Стаж: 4 года
Психолог, нейрокоуч
Нейрокоуч
Психолог
Стаж: 16 лет
«НЛП — Практик в науке и искусстве», гипнотерапевт, семейный психолог
Гипнотерапевт
Семейный психолог
Стаж: 17 лет
Ольницкая Ольга Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт
Психолог
Психотерапевт
Стаж: 14 лет
Данная статья проверена экспертом:
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Лечение
Стертая форма заболевания, так же, как и подкорковой дизартрии, требует комплексного подхода в лечении. В борьбу с нарушениями речевого аппарата должны вступать родители, педагоги-логопеды и врачи. Чаще всего лечение затягивается на долгие месяцы и результаты приносит очень медленно. При выявлении первых симптомов необходимо обратиться за осмотром к невропатологу.
Комплексная терапия включает в себя:
- коррекционные занятия с педагогами;
- прием медицинских препаратов;
- работа с психологом.
Развитие мелкой моторики и артикуляции – ключевой пункт в лечении, систематическое повторение упражнений, массажа в домашний условиях и в коррекционных группах могут дать отличный эффект. Педагог должен обучить родителей тому, как правильно выполнять массаж для расслабления мышц лица или придания им тонуса, какие упражнения и сколько раз нужно выполнять дома с ребенком.
Дыхательная гимнастика, которая обычно входит в терапевтический курс для детей с таким диагнозом, помогает установить плавность речи, убирает скомканность звуков и слогов. Педагогами рекомендуется делать упор на игровые занятия с малышом дома: собирание пазла, шнуровка, мозаика с мелкими деталями, узнавание предмета через мешок и т. д.
Вспомогательные медикаменты: успокоительные седативные средства, (Глицин, Фенибут, Тенотен), ноотропные препараты, лечебные ванны. Лекарственные средства, дозировка и длительность курса должны подбираться строго врачом.
Эмоциональные нарушения: скованность, зажатость, комплексы перед сверстниками – нужно корректировать параллельно логопедическим занятиям с детским психологом. Дети, с которыми проводят коррекционные процедуры, способны учиться в общеобразовательных учреждениях и догоняют своих одноклассников в развитии.
Прогноз лечения стертой дизартрии у детей всегда разный, если стадия у заболевания легкая, то коррекция проходит быстро и легко, если запущенная, то бороться можно многие месяцы, добившись небольших улучшений. Эффект терапии зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка, частоты занятий с ним и правильного подбора препаратов.
https://youtube.com/watch?v=fSqrxLIVWgs
Лечение дизартрии
Если после обследования ребенка подтверждается дизартрия, его лечением занимается логопед. Он проводит полный курс специальных логопедических занятий, предназначенных для развития:
- моторики речевого аппарата и рук;
- интонации, силы голоса;
- правильного произношения звуков.
Вдобавок ребенку важно пройти медикаментозное лечение (прием ноотропов), курс физиотерапии (ЛФК, массаж). Неплохие результаты показывают нетрадиционные виды терапии (игровая, песочная), дельфинотерапия, рефлексотерапия
При своевременной диагностике и правильном лечении возможно полностью избавиться от легкой дизартрии. Вместе с тем, запущенная форма болезни усложняет процесс обучения ребенка, нарушает социальные контакты. Впоследствии это отрицательно сказывается на качестве его жизни.
Если у вашего ребенка дизартрия и вы не знаете, что делать — звоните в центр детской неврологии «Киндер Велт» по телефону в Москве +7 (499) 444-92-83 или оставьте заявку на сайте нашей клиники. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам.
Причины появления
Ребенка с дефектами речи наблюдают врачи разных специальностей: психологи, логопеды, неврологи, дефектологи. На ее функции могут влиять как внутренние, так и внешние факторы. Еще во время развития эмбриона отрицательным образом могут сказаться дефицит кислорода, тяжелый токсикоз, травмы во время родовой деятельности. Также могут повлиять на артикуляционный аппарат ребенка вредные привычки матери, заболевания эндокринной системы и некоторые лекарственные препараты. Речевые дисфункции иногда возникают и под влиянием наследственного фактора.
Если родители проявляют излишнюю активность в отношении воспитания чада, он не испытывает потребности озвучивать просьбы и поддерживать диалог. Ему и так все дадут и принесут
При обратной ситуации малыш просто замыкается внутри себя, когда на его речь не обращают внимание
Относительным образом в зоне риска находятся дети, перенесшие энцефалит, инфекционные заболевания до года жизни. Родителям необходимо предотвращать сотрясения головного мозга и другие травмы черепа. Внешняя обстановка, плохой микроклимат в семье тоже влияют на речь малыша. Срыв функций речи чаще наблюдается в 1-2 года, при оформлении в ДОУ или перед школой в 6-7 лет.
Формы дизартрии
Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
- Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
- Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
- Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
- Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.
Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:
- I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
- II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
- III степень – понимают пациента только близкие люди;
- IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.