Введение
Конец XX — начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка
Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок.
Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:
— высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
— отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
— непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.
Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.
Слайд 2Основное содержание дисциплиныРаздел 1. Семья с ребенком с ОВЗ: проблемы, трудности,
пути решения Тема 1.1. Семья с ребенком с ОВЗ: исторический экскурс и современное состояние проблемыТема 1.2. Семья и ребенок особой заботы: социальное пространство для взаимодействияРаздел 2. Теоретические основы использования современных технологий в деятельности психологаТема 2.1. Психолого-педагогические технологии в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитииТема 2.2. Универсальные (общие) психологические техники. Метафора как основное психологическое средство, используемое специалистом в технологиях работы с семьей ребенка с ОВЗРаздел 3. Современные психолого-педагогические технологии работы с семьей ребенка с ОВЗ Тема 3.1. Арттерапевтические и изотерапевтические технологииТема 3.2. Технология музыкотерапии в работе психолога с семьей ребенка с ОВЗТема 3.3. Имаготерапевтические технологии в процессе консультирования семей с детьми с особыми потребностямиТема 3.4. Технология сказкотерапии в работе психолога с семьей ребенка с ОВЗТема 3.5. Использование техник символдрамы в психологическом консультировании семьи ребенка с ОВЗТема 3.6. Тренинговые технологии в работе практического психолога с семьей ребенка с ОВЗ
Слайд 51.1. Введение в дисциплину Специалист, занимаясь лечением
или коррекцией, встречается с самой различной патологией развития и здоровья. Эффективность его работы намного возрастает, если члены семьи больного понимают суть того, что с ними происходит, активно и умело содействуют оказанию им помощи. Правильно поставленный диагноз, грамотно назначенное лечение не могут гарантировать улучшения состояния ребенка, если этому не способствует окружающая обстановка. Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. В частности, А. Адлер называл этот феномен «созвездием», а К. Витакер «танцами». «Поэтика отношений» между самыми близкими родственниками становится как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга. В настоящее время методологической основой клинико-психологических исследований семьи чаще всего являются представления о ней как о социальном пространстве, в котором по-разному выстраиваются эмоциональные отношения
Важно понять, в чем состоит механизм возникновения психологических проблем. Точкой отсчета объективно может стать болезнь
Заболевание человека — всегда стресс для него, его близких. При наличии у ребенка врожденного заболевания или тяжелого недуга хронического характера семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. В связи с этим психологу важно иметь представление о том, как реагирует сам больной и окружающие его близкие люди на заболевание, как меняются их отношения.
Слайд 193. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме
Психическая травма ставит человека (ребенка, родителя…) перед необходимостью как-то противодействовать ей. Человек может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция) или деструктивные (инфантилизация, фиксация). Вся семья, как правило, существенно влияет на выбор способа реакции на травму: через представления членов семьи о трудностях и «правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Например, воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» в семье, которая к тому же поощряет демонстративное поведение, во многом предопределяет реакцию ребенка, подростка на психическую травму — в данном случае это будет демонстративная реакция
Семья выступает в качестве важного источника психической травматизации, прежде всего, непосредственно участвуя в самой травматизации. Существуют также различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации, когда семья определяет:уязвимость своих членов по отношению к травме;длительность последствий травмы;ее устойчивость к терапевтическим воздействиям
В научно-практическом плане в процессе проведения психолого-педагогических технологий это означает необходимость постоянно иметь в виду весь комплекс возможных видов участия семьи в этиологии психической травмы.
Слайд 3Тема 1.1. Семья с ребенком с ОВЗ: исторический экскурс и современное
состояние проблемыВведение в дисциплину. Исторический экскурс и современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Семья как пространство для развития. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на болезнь.Литература:а) основная:1.Специальная психология: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2007. — 461 с. 2.Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Трофимова . — СПб. : Питер, 2006. — 304 с. б) дополнительная:1. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева.- М.: УМК «Психология», 2004. — 192 с.2. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия / сост. И. В. Добряков, О. В. Зищиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
Слайд 104. Организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XX в.
Отечественные специалисты придавали особое значение проведению разъяснительных мероприятий для родителей, включая в лекции сведения о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания. Так, П.П. Кащенко обосновал идею психологического воздействия семьи на больного необходимостью создания препятствия для его аутизации путем взаимодействия с близкими. О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросов свидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагогов начала XX в. Представляют интерес публикации Ж. Демора — монография «Ненормальные дети, их воспитание дома и в школе», вышедшая в России в 1909 г. Она охватывала широкий спектр вопросов, касающихся аномальных детей, включая проблему контактов с родителями и их просвещения.В монографии немецкого ученого и педагога Б. Меннеля «Школы для умственно отсталых детей» дается систематическое изложение вопроса о состоянии школ для умственно отсталых детей в Германии и отдельная глава («Родители и жизненные условия ученика») посвящается проблемам родителей подопечных. Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейных патронажей для психических больных. В 1882 г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возглавил его известный врач и педагог И. В. Маляревский.
Слайд 15 Семья как пространство для развития Значимость каждого
условия зависит, прежде всего, от его места в структуре (например от того, действует ли новая ситуация только как «стрессор», повышающий вероятность декомпенсации или как «стимул к развитию», вызывающий продуктивную дискуссию). В этих рамках психопатология рассматривается как психопатология развития семьи, тем самым психические нарушения включаются в общую систему жизненных процессов. Семья нуждается в психолого-педагогической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблем оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Общие цели семейного консультирования в рамках разных психолого-педагогических технологий состоят в том, чтобы:понять, осознать сущность семьи как системы и пространства для развития каждого члена семьи в частности, и семьи в целом;понять и принять каждого члена семьи как личность;высвободить возможности развития в семье;активизировать ресурсы для преодоления проблем;превратить «мешающие факторы» в «факторы развития».
Слайд 161.4. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на болезнь
Конструктивное взаимодействие в семье ведет к улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ, однако семья может является и основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и в силу других своих особенностей определяет чувствительность к травме и особенности реагирования ребенка на нее. Что представляет собой семья при использовании ППТ. Членами семьи считают тех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказывают непосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка (варианты определения этого понятия с профессиональной точки зрения):все основные члены семьи (мать, отец, сиблинги);все находящиеся в родстве лица, объединенные общим хозяйством;все лица, объединенные общим хозяйством (включая няню и постоянно проживающую прислугу);все лица, объединенные общим хозяйством, и близкие члены семьи (включая родителя, состоящего в разводе, опекаемых дедушек и бабушек);любой из перечисленных выше и лица из оказывающего влияние окружения (сотрудник по уходу за ребенком, учитель, работник социальной службы);«система распознавания проблем», представленная совокупностью лиц, вовлеченных в процесс определения и разрешения проблем ребенка.один родитель может считаться «семьей» только в том случае, когда родитель-одиночка (как правило, мать) проживает с ребенком в изоляции от своих близких.
Слайд 182. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы
В данном случае отмечается «хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи. Психическая травма может вызвать различные реакции как самого индивида, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия — они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакции могут быть прямо противоположными — они так или иначе стимулируют травму, утяжеляют ее, затрудняют ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется». Неблагоприятные ее последствия аккумулируются, что проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей, поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
- В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
- Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
- Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно
Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности
При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.
Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта
Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки
Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности
Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков
Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.
Слайд 72. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями
В эпоху Возрождения возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недостатками. Одним из первых высказал мысль о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении слабоумных, обосновав свою позицию философски, знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал, что учить можно всех аномальных детей. В этой связи он писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственно отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека». Понимание необходимости в оказании помощи лицам с физическими и психическими недостатками и активизация такой помощи приобретает особую значимость к началу XVIII в. Литературные источники подтверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX вв. известным французским психиатром Жаном Итаром, который предпринял попытку обучить и воспитать мальчика Виктора, найденного им в лесу под г.Авероном. Позже, в середине XIX в., проблема начинает рассматриваться уже как научная.
Слайд 141.3. Семья как пространство для развития
Упоминание о системных зависимостях и об ориентации на позитивное развитие заставляет обратиться к основополагающим теоретическим построениям, т.е. семейное консультирование, семейная психотерапия и вся технология работы с семьей ребенка с ОВЗ основана на теории систем. Семья играет роль среды, в которой ребенок может получить более или менее благоприятные возможности для развития. При этом поведение ребенка само по себе привносит качественные изменения в условия развития, оно активно участвует в этом процессе. Семья понимается как развивающее пространство, то есть система условий, создающих возможности для развития как каждого отдельного члена семьи, так и всей семьи как единого целого. Это система с обратной связью, т.е. ее особенности формируются в процессе развития и определяют ее возможности развития. Поэтому развивающее пространство семьи можно с полным правом описать как систему результатов развития. Условия развития определяются: отношениями членов семьи друг с другом;структурой семьи в целом;внешними влияниями на семью;возможностями преодоления проблем.
Проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями
Замечание 1
Речевая патология ребенка – серьезное испытание для его родителей. От того, насколько хорошо они с ним справятся, зависит эффективность семейного воспитания и всестороннее развитие личности ребенка с речевым дефектом.
При обнаружении того или иного речевого дефекта, семья ребенка сталкивается с рядом проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на коррекцию речевой патологии и общее развитие ребенка. К ним относятся:
- Неадекватное принятие существующих обстоятельств.
- Неумение ориентироваться в возникшей проблеме развития ребенка.
- Недостаточность педагогической компетентности в области обучения и воспитания ребенка с речевой патологией.
- Финансовые трудности.
- Изменение социального статуса семьи.
- Нарушение психологического баланса семьи.
- Изолирование ребенка от социума.
- Восприятие социумом семьи и ребенка с речевым нарушением.
Сталкиваясь с новым диагнозом ребенка, родители могут кардинально изменить свое отношение к нему: не воспринимать его, как полноценную личность, а только, как медицинский объект, за которым им необходимо ухаживать. Это развивает проблемы психологического баланса семьи. Отношения между ребенком и родителями, да и между самими родителями меняются. Осложнение взаимоотношений связано со стрессом, эмоциональными реакциями родителей на обнаруженную патологию. Психологические проблемы родителей негативно сказываются на развитии ребенка. Он чувствуют психологическую атмосферу семьи, а поведение родителей, изменившееся отношение к нему, сказывается на его адекватном восприятии себя и своего речевого дефекта.
В некоторых случаях родители не принимают всерьез (или не хотят принимать) наличие у ребенка речевого нарушения. Это приводит к тому, что они не изменяют своего стиля воспитания, не подстраиваются под особые потребности ребенка. В некоторых же случаях родители, напротив, проявляют гиперактивность в деле коррекции речевого нарушения. В их глазах, оно видится гораздо более масштабным и серьезным, нежели реально существующее отклонение. Они направляют все силы и средства на борьбу с ним, используя разные методы и направления деятельности.
Одной из частных, даже самых часто встречаемых проблем, является отношение общества к ребенку с речевой патологией и его семье. Негативное отношение, непринятие, излишнее сочувствие, сопереживание оказывают отрицательное воздействие на семейное воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Родители стремятся изолировать ребенка от социума, чтобы максимально оградить от сторонних взглядов и суждений. Социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии ребенка.
Слайд 61.2. Исторический экскурс и современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей
ребенка с ОВЗ
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности История отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон, — писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кормить не следует». Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX-VIII в. до н. э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно церковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно также представлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога: свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).
Слайд 125. Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с ОВЗ. В этой связи проблема семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проблема поиска и реализации психолого-педагогических технологий работы с данной семьей, становится все более актуальной. Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт призвана социализировать ребенка (3. Фрейд). Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Поэтому и семья ребенка с ОВЗ также должна стать его первым социализирующим институтом. Процесс социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается учеными поэтапно (ступени социализации)Адаптация ребенка в семье.Адаптация в специальном образовательном учреждении.Адаптация в обществе, включая и адаптацию самой семьи в целом.