Консультация для педагогов «коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с овз»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • ОВЗ. Проекты, планы, консультации
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Ритмика и ритмопластика
  • Темочки

У детей с ОВЗ присутствуют различные двигательные нарушения, раздражи-тельность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и памяти. Как правило, такие дети отстают и в музыкальном развитии, у них наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух, невыразительность интонации.

Коррекционная ритмика является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе по оказанию помощи детям с ОВЗ и способствует развитию их успешной реабилитации.

Коррекционная ритмика как вид специальной музыкальной терапии включает музыку, движение и слово. В нашем саду создана единая коррекционно-образовательная среда, где все специалисты взаимодействуют друг с другом, что позволяет добиться положительных результатов в работе с детьми. В своей работе мы применяем комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков, разнообразные упражнения, которые осуществляются в НОД, развлечениях, праздниках. В комплекс упражнений входят игры на развитие мелкой моторики и мышц рук (игра «Кот-царапка», «Моемся, чистим зубы» и др., музыкально-речевые игры («Эхо», «Мышки» и др.). На музыкальных занятиях мы изменяем вводную и заключительную часть, где дети осуществляют двигательную активность в сочетании музыки и слов. Это происходит в коррекционно-развивающих упражнениях, играх, направленных на регуляцию мышечного тонуса, развития внимания и памяти, чувства ритма и темпа, ориентировку в пространстве, речевого развития.

Для детей с ОВЗ характерно поверхностное, прерывистое дыхание и неумение им управлять. Для его укрепления мы используем пение и дыхательные упражнения и следим, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. После показа педагога, поющего не прерывая фраз, и демонстрируя, где взять дыхание, ребенок постепенно справляется с поставленными задачами. Чтобы научить ребенка правильно дышать во время пения, музыкальный руководитель подбирает песни с короткими музыкальными фразами. Слитное, ровное пение вырабатывается постепенно. Для достижения результатов необходимо поддерживать интерес к пению и вне музыкальных занятий. В связи с этим мы используем различные игровые ситуации, связь пения с другими видами детской деятельности.

Также для формирования правильного речевого дыхания музыкальный руководитель совместно с воспитателями используют в работе элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, применяя упражнения из основного комплекса: «Ладошки», «Обними плечи», «Ушки», «Насос», которые благотворно влияют на организм ребенка.

Большое значение в коррекционной работе имеют упражнения-распевки не-сложных мелодий с каким-либо гласным звуком. Например, пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му», на одном звуке, далее на пол тона выше и т. д.

В работе с детьми с ОВЗ используем метод развития голоса по системе В. В. Емельянова, где дети озвучивают игры простейшими интонациями, различными звуками, динамикой и регистрами. Посредством этого метода дошкольники осваивают интонирование, познают возможности своего голоса и учатся управлять им. На практике мы применяем такие упражнения, как «Утро», «Кто как кричит», «Метель», «Весна».

Как средство решения коррекционных задач применяем игру на ударно-шумовых инструментах, таких, как колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, маракасы, ложки, а также нетрадиционные шумовые инструменты

Развивается мелкая моторика, улучшается чувство ритма, творческие способности детей, музыкальная память и внимание

Одним из факторов влияния на развитие ребенка является правильно организованная предметно-развивающая среда. По нашим рекомендациям родителями совместно с детьми были изготовлены нетрадиционные музыкальные инструменты, та-кие, как барабан, бубенцы, маракасы, трещотки, бубны. Ими и пополнены музыкальные уголки.

Практика работы показывает, что коррекционная ритмика является эффективной технологией в комплексном сопровождении детей с ОВЗ и положительно сказывается на всестороннем развитии детей.

Образование детей со сложными нарушениями в развитии

Детей со сложными нарушениями в развитии обычно воспитывают в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Образовательный уровень рассчитан на реализацию трех ступеней:

  • 1 ступень – 3-4 года – лаборатория раннего развития ребенка в ДОУ, которая реализует коррекционно-развивающую программу дошкольного образования;
  • 2 ступень – 5 лет – школа развития, которая продолжает внедрять программу развития и компенсационно-корректирующего воспитания;
  • 3 ступень – 6-7 лет – класс подготовки к школе.

Воспитание и обучения детей, имеющих множественные нарушения, сопровождается работой сразу нескольких подразделений, включая:

  • диагностическо-реабилитационное;
  • учебно-воспитательное;
  • коррекционно-развивающее;
  • лечебно-оздоровительное.

Больным детям оказывается одновременная помощь врачами-логопедами, психологами и психиатрами, медиками различных профилей, массажистами, специалистами по нетрадиционной медицине, специальными педагогами и социальными работниками.

Детям со сложным дефектом необходимо большее внимание специалистов разного профиля. В некоторых случаях положение может усугубляться тяжелым материальным или морально-нравственным положением в семье, что само по себе негативно влияет на общее развитие больных детей

Особенно тяжело ощущается отсутствие поддержки в семье для детей с комплексными дефектами развития. Даже если позже ребенок попадет в необходимую ему специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его стартовая позиция будет значительно хуже, по сравнению с детьми из хороших семей даже с более тяжелыми нарушениями развития.

Основная задача психолого-педагогического сопровождения детей с комплексным дефектом – решить вопрос изоляции его от окружающего мира. Решать эту задачу помогает поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающий фактор развития больного ребенка дефектологи видят во включении его в образовательный процесс, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место отведено овладению ребенком языком, являющимся основным способом общения, даже если это язык жестов. Главное, что ребенок не должен чувствовать себя в мире одиноким.

Большое внимание специалисты уделяют сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может представлять компонент сложного дефекта. В таком случае возможности компенсации снижаются, но никогда полностью не исчезают

Принципом коррекционно-компенсирующей направленности предполагается необходимость построения образовательного процесса при использовании сохранных анализаторов и функций, соответствующих специфике природы дефекта. Специалисты-дефектологи строят свою работу таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

В рамках созданной системы коррекционно-педагогической деятельности проводят занятия по социально-бытовой ориентировке и ряд других занятий, направленных на усвоение нескольких групп навыков:

  • общепринятые нормы поведения;
  • элементарные гигиенические, бытовые и коммуникативные навыки;
  • социокультурные, философские и нравственно-этические навыки.

Чтобы преодолеть социальное выпадение детей с ограниченными возможностями, важно, чтобы он владел языком и речью. Это способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий

Постепенно при правильном подходе к образованию у ребенка развивается словесно-логическое мышление и научные понятия. Изначально словесной речью регулируется поведение, что помогает развивать общение с окружающими.

В рамках специального образования, занятия социально-адаптивной направленности, помогают сформировать психологическую подготовленность человека с ограниченными возможностями, чтобы он мог нормально существовать в окружающем мире.

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР

Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки при ЗПР. Она позволяет:

  • передать настроение и чувства;
  • выразить эмоции;
  • стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей пациента в творчестве и музыкальной деятельности.

Доказано, что:

  1. Музыка мажорной тональности положительно влияет на ритм сердцебиения и дыхания, стимулирует работу мышц, а при прослушивании легкой и спокойной музыки дыхание становится равномерным и глубоким.
  2. Мелодию в минорной тональности полезно слушать при нервных перенапряжениях, неврастении, гипертонии. Правильно подобранная тональность и сочетание нот может помочь справиться с раздражениями, агрессией, чувствами ненависти и страха, может стимулировать познавательную деятельность и повысить работоспособность.

Уроки общей и ручной моторики.

Занятия коррекционной ритмики обладают большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.

Для оптимального развития двигательной и психологической сферы, важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:

  • чувства ритма;
  • ручной и общей моторики;
  • двигательной сферы;
  • способности руководить своими желаниями;
  • способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.

Статья в тему: Программа обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа курса ритмики для особенных детей 1 класса ЗПР рассчитана на 33 часа, а во 2 классе, 3 классе и 4 классе предусмотрено 34 часа занятий в год. Весь курс разделен на 4 направления:

  • упражнения ритмико-гимнастического направления;
  • упражнения ритмические под музыкальные инструменты;
  • музыкальные игры и сказки;
  • современные и народные танцы.

Ритмичные движения с игрушкой

Каждый урок подразумевает выполнение занятий во всех направлениях, а в начале и в конце проводятся упражнения на расслабление, снятие напряжения и успокоение – так называемый релакс.

Слайд 5Значение коррекционной ритмики Целью вводных упражнений является эмоциональный настрой, организация

детей. («Облака», «Воздушные шарики», «Лентяи», «Спящий котёнок») Начинаются занятия по

коррекционной ритмике с вводных упражнений.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально — ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.

Включенные в занятие ритмики заданий игровой формы имеют особое значение:Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка,вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде,осознать свою роль в общей игре.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития.
Коммуникативно-речевое развитие.Презентацию выполнили

и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки

и речи.

Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Слайд 3Вклад в изучениеМоторные ритмические процессы изучены более полно, по сравнению

с речевыми. Значительный опыт применения ритмического воздействия на различные стороны

психофизического развития в процессе коррекционной работы с детьми, которые имеют разные отклонения в здоровье, имеется в специальной педагогике и психологии. Галина Анатольевна Волкова, Ольга Петровна Гаврилушкина, Илья Владимирович Евтушенко, Елена Александровна Медведева «Музыкальное воспитание детей с ЗПР и коррекционная ритмика»Людмила Сергеевна Медникова, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Наталия Дмитриевна Шматко, Бородина Ирина Георгиевна и Касицына Марина Александровна «Комплекс практических материалов для детей дошкольного возраста с ЗПР»;Елена Захарова Яхнина.

людьми, окружающими ребенка.

Задачи:Развивать коммуникативные отношения с детьми в группе.Расширять объем развития коммуникативных навыков.Формировать коммуникативные отношения.Для всех групп детей с задержкой психического развития характерно: изменение способов коммуникации,   затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. связная речь не соответствует возрасту.

детей. («Облака», «Воздушные шарики», «Лентяи», «Спящий котёнок») Начинаются занятия по

коррекционной ритмике с вводных упражнений.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально — ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.

Включенные в занятие ритмики заданий игровой формы имеют особое значение:Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка,вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде,осознать свою роль в общей игре.

Слайд 2Общее значение коррекционной ритмикиЛогопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения

и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки

и речи.

Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: