Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
У детей с ОВЗ присутствуют различные двигательные нарушения, раздражи-тельность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и памяти. Как правило, такие дети отстают и в музыкальном развитии, у них наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух, невыразительность интонации.
Коррекционная ритмика является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе по оказанию помощи детям с ОВЗ и способствует развитию их успешной реабилитации.
Коррекционная ритмика как вид специальной музыкальной терапии включает музыку, движение и слово. В нашем саду создана единая коррекционно-образовательная среда, где все специалисты взаимодействуют друг с другом, что позволяет добиться положительных результатов в работе с детьми. В своей работе мы применяем комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков, разнообразные упражнения, которые осуществляются в НОД, развлечениях, праздниках. В комплекс упражнений входят игры на развитие мелкой моторики и мышц рук (игра «Кот-царапка», «Моемся, чистим зубы» и др., музыкально-речевые игры («Эхо», «Мышки» и др.). На музыкальных занятиях мы изменяем вводную и заключительную часть, где дети осуществляют двигательную активность в сочетании музыки и слов. Это происходит в коррекционно-развивающих упражнениях, играх, направленных на регуляцию мышечного тонуса, развития внимания и памяти, чувства ритма и темпа, ориентировку в пространстве, речевого развития.
Для детей с ОВЗ характерно поверхностное, прерывистое дыхание и неумение им управлять. Для его укрепления мы используем пение и дыхательные упражнения и следим, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. После показа педагога, поющего не прерывая фраз, и демонстрируя, где взять дыхание, ребенок постепенно справляется с поставленными задачами. Чтобы научить ребенка правильно дышать во время пения, музыкальный руководитель подбирает песни с короткими музыкальными фразами. Слитное, ровное пение вырабатывается постепенно. Для достижения результатов необходимо поддерживать интерес к пению и вне музыкальных занятий. В связи с этим мы используем различные игровые ситуации, связь пения с другими видами детской деятельности.
Также для формирования правильного речевого дыхания музыкальный руководитель совместно с воспитателями используют в работе элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, применяя упражнения из основного комплекса: «Ладошки», «Обними плечи», «Ушки», «Насос», которые благотворно влияют на организм ребенка.
Большое значение в коррекционной работе имеют упражнения-распевки не-сложных мелодий с каким-либо гласным звуком. Например, пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му», на одном звуке, далее на пол тона выше и т. д.
В работе с детьми с ОВЗ используем метод развития голоса по системе В. В. Емельянова, где дети озвучивают игры простейшими интонациями, различными звуками, динамикой и регистрами. Посредством этого метода дошкольники осваивают интонирование, познают возможности своего голоса и учатся управлять им. На практике мы применяем такие упражнения, как «Утро», «Кто как кричит», «Метель», «Весна».
Как средство решения коррекционных задач применяем игру на ударно-шумовых инструментах, таких, как колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, маракасы, ложки, а также нетрадиционные шумовые инструменты
Развивается мелкая моторика, улучшается чувство ритма, творческие способности детей, музыкальная память и внимание
Одним из факторов влияния на развитие ребенка является правильно организованная предметно-развивающая среда. По нашим рекомендациям родителями совместно с детьми были изготовлены нетрадиционные музыкальные инструменты, та-кие, как барабан, бубенцы, маракасы, трещотки, бубны. Ими и пополнены музыкальные уголки.
Практика работы показывает, что коррекционная ритмика является эффективной технологией в комплексном сопровождении детей с ОВЗ и положительно сказывается на всестороннем развитии детей.
Образование детей со сложными нарушениями в развитии
Детей со сложными нарушениями в развитии обычно воспитывают в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Образовательный уровень рассчитан на реализацию трех ступеней:
- 1 ступень – 3-4 года – лаборатория раннего развития ребенка в ДОУ, которая реализует коррекционно-развивающую программу дошкольного образования;
- 2 ступень – 5 лет – школа развития, которая продолжает внедрять программу развития и компенсационно-корректирующего воспитания;
- 3 ступень – 6-7 лет – класс подготовки к школе.
Воспитание и обучения детей, имеющих множественные нарушения, сопровождается работой сразу нескольких подразделений, включая:
- диагностическо-реабилитационное;
- учебно-воспитательное;
- коррекционно-развивающее;
- лечебно-оздоровительное.
Больным детям оказывается одновременная помощь врачами-логопедами, психологами и психиатрами, медиками различных профилей, массажистами, специалистами по нетрадиционной медицине, специальными педагогами и социальными работниками.
Детям со сложным дефектом необходимо большее внимание специалистов разного профиля. В некоторых случаях положение может усугубляться тяжелым материальным или морально-нравственным положением в семье, что само по себе негативно влияет на общее развитие больных детей
Особенно тяжело ощущается отсутствие поддержки в семье для детей с комплексными дефектами развития. Даже если позже ребенок попадет в необходимую ему специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его стартовая позиция будет значительно хуже, по сравнению с детьми из хороших семей даже с более тяжелыми нарушениями развития.
Основная задача психолого-педагогического сопровождения детей с комплексным дефектом – решить вопрос изоляции его от окружающего мира. Решать эту задачу помогает поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающий фактор развития больного ребенка дефектологи видят во включении его в образовательный процесс, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место отведено овладению ребенком языком, являющимся основным способом общения, даже если это язык жестов. Главное, что ребенок не должен чувствовать себя в мире одиноким.
Большое внимание специалисты уделяют сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может представлять компонент сложного дефекта. В таком случае возможности компенсации снижаются, но никогда полностью не исчезают
Принципом коррекционно-компенсирующей направленности предполагается необходимость построения образовательного процесса при использовании сохранных анализаторов и функций, соответствующих специфике природы дефекта. Специалисты-дефектологи строят свою работу таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.
В рамках созданной системы коррекционно-педагогической деятельности проводят занятия по социально-бытовой ориентировке и ряд других занятий, направленных на усвоение нескольких групп навыков:
- общепринятые нормы поведения;
- элементарные гигиенические, бытовые и коммуникативные навыки;
- социокультурные, философские и нравственно-этические навыки.
Чтобы преодолеть социальное выпадение детей с ограниченными возможностями, важно, чтобы он владел языком и речью. Это способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий
Постепенно при правильном подходе к образованию у ребенка развивается словесно-логическое мышление и научные понятия. Изначально словесной речью регулируется поведение, что помогает развивать общение с окружающими.
В рамках специального образования, занятия социально-адаптивной направленности, помогают сформировать психологическую подготовленность человека с ограниченными возможностями, чтобы он мог нормально существовать в окружающем мире.
Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки при ЗПР. Она позволяет:
- передать настроение и чувства;
- выразить эмоции;
- стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей пациента в творчестве и музыкальной деятельности.
Доказано, что:
- Музыка мажорной тональности положительно влияет на ритм сердцебиения и дыхания, стимулирует работу мышц, а при прослушивании легкой и спокойной музыки дыхание становится равномерным и глубоким.
- Мелодию в минорной тональности полезно слушать при нервных перенапряжениях, неврастении, гипертонии. Правильно подобранная тональность и сочетание нот может помочь справиться с раздражениями, агрессией, чувствами ненависти и страха, может стимулировать познавательную деятельность и повысить работоспособность.
Уроки общей и ручной моторики.
Занятия коррекционной ритмики обладают большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.
Для оптимального развития двигательной и психологической сферы, важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:
- чувства ритма;
- ручной и общей моторики;
- двигательной сферы;
- способности руководить своими желаниями;
- способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.
Статья в тему: Программа обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа курса ритмики для особенных детей 1 класса ЗПР рассчитана на 33 часа, а во 2 классе, 3 классе и 4 классе предусмотрено 34 часа занятий в год. Весь курс разделен на 4 направления:
- упражнения ритмико-гимнастического направления;
- упражнения ритмические под музыкальные инструменты;
- музыкальные игры и сказки;
- современные и народные танцы.
Ритмичные движения с игрушкой
Каждый урок подразумевает выполнение занятий во всех направлениях, а в начале и в конце проводятся упражнения на расслабление, снятие напряжения и успокоение – так называемый релакс.
Слайд 5Значение коррекционной ритмики Целью вводных упражнений является эмоциональный настрой, организация
детей. («Облака», «Воздушные шарики», «Лентяи», «Спящий котёнок») Начинаются занятия по
коррекционной ритмике с вводных упражнений.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально — ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.
Включенные в занятие ритмики заданий игровой формы имеют особое значение:Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка,вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде,осознать свою роль в общей игре.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития.
Коммуникативно-речевое развитие.Презентацию выполнили
и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки
и речи.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.
Слайд 3Вклад в изучениеМоторные ритмические процессы изучены более полно, по сравнению
с речевыми. Значительный опыт применения ритмического воздействия на различные стороны
психофизического развития в процессе коррекционной работы с детьми, которые имеют разные отклонения в здоровье, имеется в специальной педагогике и психологии. Галина Анатольевна Волкова, Ольга Петровна Гаврилушкина, Илья Владимирович Евтушенко, Елена Александровна Медведева «Музыкальное воспитание детей с ЗПР и коррекционная ритмика»Людмила Сергеевна Медникова, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Наталия Дмитриевна Шматко, Бородина Ирина Георгиевна и Касицына Марина Александровна «Комплекс практических материалов для детей дошкольного возраста с ЗПР»;Елена Захарова Яхнина.
людьми, окружающими ребенка.
Задачи:Развивать коммуникативные отношения с детьми в группе.Расширять объем развития коммуникативных навыков.Формировать коммуникативные отношения.Для всех групп детей с задержкой психического развития характерно: изменение способов коммуникации, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. связная речь не соответствует возрасту.
детей. («Облака», «Воздушные шарики», «Лентяи», «Спящий котёнок») Начинаются занятия по
коррекционной ритмике с вводных упражнений.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально — ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.
Включенные в занятие ритмики заданий игровой формы имеют особое значение:Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка,вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде,осознать свою роль в общей игре.
Слайд 2Общее значение коррекционной ритмикиЛогопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения
и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки
и речи.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.