Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития презентация, доклад

Презентация на тему "обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития (диагностика и обучение)" по педагогике

Введение

Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды тесно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегративной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики. Цель настоящей статьи — сделать ясным взаимодействие между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показать позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовать роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.

Пути решения проблем коррекционной педагогики

По мнению ученых исследователей, проблемы коррекционной педагогики можно решить посредством:

  1. Всесторонней поддержки и развития действующей государственной системы коррекционного образования, путем введения инновационных методов, средств и форм обучения в рамках современного содержания специального образования.
  2. Осуществления планомерной и целенаправленной переподготовки кадров, с целью обеспечения максимально возможных условий и качества воспитания, обучения и развития детей с аномалиями.
  3. Обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований детей раннего возраста, организации психолого-педагогической коррекции их развития на ранних стадиях онтогенеза.
  4. Выработки четкой системы по интеграции аномальных детей в массовых общеобразовательных учреждениях; разработки специализированной поддержки семей детей с отклонениями; разработки и внедрения системы по специализированной подготовке и переподготовке кадров общеобразовательных учреждений для осуществления квалифицированной помощи детям с аномалиями развития.
  5. Переосмысления целей, задач, методов, средств и содержания обучения в коррекционных образовательных организациях.
  6. Разработки кардинально новой концепции коррекционного образования, в соответствии с государственным заказом.
  7. Обеспечения коррекционных учреждений всеми необходимыми материалами, средствами и оборудованием.

Таким образом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Понятие сложных и множественных нарушений

Определение 1

Сложные нарушения развития – это сочетание нескольких психофизических нарушений – зрения, слуха, речи, умственного развития и пр. у одного ребенка. Например, сочетание глухоты со слабовидением, сочетание умственной отсталости со слепотой, сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с нарушениями речи.

Принято выделять три основные группы нарушений на основании структуры самого нарушения:

  • дети, имеющие два выраженных психофизических нарушения, каждое из которых способно вызвать аномалии развития, например, слепоглухие дети, глухие дети с умственной отсталостью, слабослышащие в сочетании с первичной задержкой психического развития;
  • дети с одним существенным ведущим психофизическим нарушением, выраженным в слабой степени, но отягощающим ход развития: умственная отсталость с небольшим снижением слуха. Это так называемый осложненный дефект;
  • дети, имеющие множественные нарушения, когда отмечено три и более первичных нарушения, выраженных с разной степенью силы и вызывающих значительные отклонения в развитии детей, например, умственно отсталые глухие дети с остаточным зрением.

Также к множественным дефектам может быть отнесено сочетание у одного ребенка нескольких небольших нарушений, имеющих отрицательный кумулятивный эффект, например, если сочетаются небольшие нарушения моторики, зрения и слуха, то у ребенка может отмечаться выраженное речевое недоразвитие.

Обучение и воспитание детей со сложным нарушением – мало изученная и серьезная проблема для всей социальной педагогики.

Для ее решения в первую очередь, необходимо как можно раньше диагностировать у ребенка наличие сложного дефекта. Общая закономерность, характерная для развития детей со сложными дефектами, — особо отягощенные условия раннего развития у каждого такого ребенка.

Наличие некоторого числа первичных нарушений крайне обедняет контакты ребенка с окружающим миром, так как он попадает в условия депривации и в сензитивный период становления и развития основных психических функций претерпевает значительный ущерб. Это вызывает недоразвитие ряда отдельных функций, а также общую задержку психического развития. Материальная и социальная среда обычно мало приспособлены к особенностям познавательной деятельности таких детей.

Новый социальный заказ. Опасность «быстрых» решений и необоснованной критики

В период 1990-1994 гг. благодаря новым установкам государства в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной от массовой системы специального обучения аномальных детей, сняты политические и идеологические барьеры, изменена законодательная база, подверглись кардинальной ломке организационные и финансовые основы: были разрешены частные благотворительные инициативы, стал возможным патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были сразу допущены все конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей, в Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм и систем обучения и свобода в их создании, стало возможным построение новых типов образовательных учреждений.

Рассматривая проблему в исторической перспективе, можно сказать, что буквально «в одночасье» принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не видевшие» аномальных детей и по-настоящему не знающие всей сложности проблем их обучения и воспитания, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько «промахи» дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических «аномалий» в развитии страны в прошлом, противоречий, изначально заложенных в систему специального образования. Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость проведения фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации новых прикладных разработок. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного выхода из кризиса (целевая комплексная программа наа 1990 — 1995 гг. «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» — Государственный комитет СССР по народному образованию / Н. Н. Малофеев).

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической «сверхзадачи» со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого — педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, началось необдуманное и часто механическое калькирование западных моделей обучения аномальных детей. По прошествии 5 — 6 лет, в середине 90-х гг. наиболее компетентные энтузиасты в области инноваций начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако пять лет, прошедшие под знаком критического отношения к дефектологии и системе специального образования сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области новых форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного, целенаправленного, планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка «революционного» изменения ситуации, что в современных условиях означает разрушение сложившейся системы.

В плане перспектив совершенствования государственной системы специального образования, системы помощи детям с отклонениями в развитии, перспектив развития спцеиальной психологии и коррекционной педагогики сложившаяся ситуация представляется тревожной.
Институт усматривает опасность в том, что на фоне бесспорно прогрессивных политических деклараций государства и творческой активности большого числа специалистов различных областей науки и практики реально может произойти разрушение системы специального образования, ее «откат» на более ранние ступени развития.

Пути планомерного выхода из кризиса. Роль науки.

Институт признает необходимость последовательной и планомерной трансформации системы специального образования на разных уровнях, но отстаивает эволюционный путь ее развития.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

  • поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;
  • целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровеньпрофессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательныхучреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамкахсуществующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии.

Параллельно:

  • обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с целью создания государственной системы раннего (начиная с первых месяцев жизни) выявления и ранней коррекции нарушений в развитии у различных категорий детей;
  • определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения;
  • разработатьсодержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей;
  • разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений для квалифицированной работы с интегрированными детьми;
  • переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образованная в соответствии с новым социальным заказом;
  • разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;
  • обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта);
  • на основе интеграции результатов предшествующих исследовании Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;
  • на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные «обходные пути» в достижении этапных задач.

Очевидно, что такого рода задачи не могут быть решены в кратчайший срок силами энтузиастов, какими бы благими намерениями они не руководствовались. Сама постановка такого рода задач демонстрирует необходимость проведения фундаментальных пролонгированных исследований в разных областях дефектологической науки.

Институт считает себя способным реализовать данную программу научных исследований. Основанием является кадровый научный потенциал Института и имеющийся задел в исследованиях в области нейрофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики.

Первостепенные проблемы коррекционной педагогики

Проблемами коррекционной педагогики занимались и занимаются разные ученые, каждый из которых выделяет первостепенную проблему, решение которой на его взгляд является первоочередной.

По мнению О.И. Кукушкиной, одной и первостепенных проблем коррекционной педагогики в настоящее время является поиск эффективных способов интеграции возможности и необходимости передать особенному ребенку культурный и социальный опыт.

Проблемой в данном случае выступают противоречия между возможностью и необходимостью. Не во всех случаях и не при всех видах нарушений можно передать необходимый опыт посредством традиционных методов и средств. В следствие чего, перед коррекционной педагогикой встает вопрос о необходимости разработки эффективных и действенных методов и средств обучения, воспитания и развития аномальных детей.

В то же время Т. Г. Неретина считает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является проблема трудового обучения, воспитания и коррекции имеющихся дефектов в развитии.

По мнению автора, в процессе приобретения трудовых навыков, дети с отклонениями имеют возможность получить необходимое всестороннее развитие и подготовиться к дальнейшей жизни. Большое значение имеет и коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на формирование у детей эмоционально-волевой сферы, исправление отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении.

Данная проблема имеет достаточно сложный и крайне неоднородный характер, который обусловлен соотношением развития и обучения детей с отклонениями

Поэтому ее разрешение только лишь в рамках одной коррекционной педагогики невозможно осуществить качественно и полноценно, важно привлекать и иные смежные научные области

От решения указанных проблем во многом зависит судьба детей с отклонениями, то, как они будут устроены в современном мире и как они смогут в нем существовать.

В настоящее время, решая данные проблемы, в коррекционной педагогике отмечаются крупные достижения, которые проявляются в следующем:

  1. Разработка теоретических научных основ, направленных на раннее выявление детей с подозрениями на отклонения в развитии. Данные разработки позволяют выявить отклонения и нарушения в развитии ребенка в первые месяцы его жизни.
  2. Разработка дифференциальной диагностики и системы специального коррекционного обучения, которые позволяют высоких результатов в качественном уровне психического развития детей и коррекции его нарушений на ранних стадиях онтогенеза.

Замечание 3

Еще одной значительной проблемой современной коррекционной педагогики является безосновательная критика в ее адрес со стороны общества.

Общество требует от коррекционной педагогики и дефектологии получение как можно высоких результатов в развитии детей с аномалиями, и упрекают их в медленном развитии. Однако, данная проблема вызвана в первую очередь тем отношением к себе и к детям с отклонениями, которое существовало долгие годы в нашей стране. На аномальных детей не принято было обращать внимания, считалось, что их следует скрывать от общества, не уделялось должного внимания их воспитанию, развитию и обучению. Все это не могло не отложить свой отпечаток на развитие коррекционной педагогики как науки.

Общая проблематика коррекционного образования

Определение 1

Коррекционная педагогика – это особая область педагогики, занимающаяся изучением проблем обучения и воспитания детей, имеющих различные нарушения в психическом и физическом развитии.

В настоящее время успешность осуществляемой модернизации отечественного образования во многом зависит от правильности расставленных приоритетов во всех областях образовательной системы. Предъявляемые требования со стороны общества к обучению, воспитанию и развитию детей с особенными образовательными потребностями требуют как можно полнее реализовывать возможности по индивидуализации их образования. Индивидуализация предусматривает возможность подготовки детей к жизни в современном обществе, получение необходимых знаний и умений, с учетом их индивидуальных возможностей, степени тяжести дефекта и общего состояния здоровья.

Замечание 1

Таким образом, основными проблемами современной коррекционной педагогики являются: всестороннее и своевременное исследование детей, выявление на ранней стадии отклонений в их развитии и разработка максимально индивидуализированной коррекционно-педагогической программы развития.

Проблематика современной коррекционной педагогики обусловлена её главными ценностями, которые применительно к каждому конкретному возрастному периоду, признают продвижение ребенка по нормальному пути психического и физического развития, а также своевременную коррекцию и предупреждение вторичных нарушений.

Замечание 2

Основной целью коррекционной педагогики является организация необходимых условий для личностного развития ребенка с отклонениями, его воспитания и обучения, формирование необходимой жизненной компетенции.

Образование детей со сложными нарушениями в развитии

Детей со сложными нарушениями в развитии обычно воспитывают в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Образовательный уровень рассчитан на реализацию трех ступеней:

  • 1 ступень – 3-4 года – лаборатория раннего развития ребенка в ДОУ, которая реализует коррекционно-развивающую программу дошкольного образования;
  • 2 ступень – 5 лет – школа развития, которая продолжает внедрять программу развития и компенсационно-корректирующего воспитания;
  • 3 ступень – 6-7 лет – класс подготовки к школе.

Воспитание и обучения детей, имеющих множественные нарушения, сопровождается работой сразу нескольких подразделений, включая:

  • диагностическо-реабилитационное;
  • учебно-воспитательное;
  • коррекционно-развивающее;
  • лечебно-оздоровительное.

Больным детям оказывается одновременная помощь врачами-логопедами, психологами и психиатрами, медиками различных профилей, массажистами, специалистами по нетрадиционной медицине, специальными педагогами и социальными работниками.

Детям со сложным дефектом необходимо большее внимание специалистов разного профиля. В некоторых случаях положение может усугубляться тяжелым материальным или морально-нравственным положением в семье, что само по себе негативно влияет на общее развитие больных детей

Особенно тяжело ощущается отсутствие поддержки в семье для детей с комплексными дефектами развития. Даже если позже ребенок попадет в необходимую ему специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его стартовая позиция будет значительно хуже, по сравнению с детьми из хороших семей даже с более тяжелыми нарушениями развития.

Основная задача психолого-педагогического сопровождения детей с комплексным дефектом – решить вопрос изоляции его от окружающего мира. Решать эту задачу помогает поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающий фактор развития больного ребенка дефектологи видят во включении его в образовательный процесс, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место отведено овладению ребенком языком, являющимся основным способом общения, даже если это язык жестов. Главное, что ребенок не должен чувствовать себя в мире одиноким.

Большое внимание специалисты уделяют сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может представлять компонент сложного дефекта. В таком случае возможности компенсации снижаются, но никогда полностью не исчезают

Принципом коррекционно-компенсирующей направленности предполагается необходимость построения образовательного процесса при использовании сохранных анализаторов и функций, соответствующих специфике природы дефекта. Специалисты-дефектологи строят свою работу таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

В рамках созданной системы коррекционно-педагогической деятельности проводят занятия по социально-бытовой ориентировке и ряд других занятий, направленных на усвоение нескольких групп навыков:

  • общепринятые нормы поведения;
  • элементарные гигиенические, бытовые и коммуникативные навыки;
  • социокультурные, философские и нравственно-этические навыки.

Чтобы преодолеть социальное выпадение детей с ограниченными возможностями, важно, чтобы он владел языком и речью. Это способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий

Постепенно при правильном подходе к образованию у ребенка развивается словесно-логическое мышление и научные понятия. Изначально словесной речью регулируется поведение, что помогает развивать общение с окружающими.

В рамках специального образования, занятия социально-адаптивной направленности, помогают сформировать психологическую подготовленность человека с ограниченными возможностями, чтобы он мог нормально существовать в окружающем мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: