Проблемы коррекционной педагогики

Проблемы коррекционной педагогики

Введение

Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды тесно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегративной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики. Цель настоящей статьи — сделать ясным взаимодействие между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показать позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовать роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.

Слайд 13Ранняя помощь детям с ПЭПИнновационные подходы к логопедической работе заключались в

следующем:разработан и внедрен дифференцированный логопедический массаж, обеспечивающий нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата;разработан и внедряен комплекс артикуляционной гимнастики, включающий 20 упражнений с функциональной нагрузкой, обеспечивающий подготовку правильной артикуляции звуков;разработан и внедрен способ утрированной артикуляции с функциональной нагрузкой, способствовавший эффективной коррекции звуков в случаях их искажения;разработаны критерии подготовленности артикуляционной базы конкретных звуков для определения последовательности звуков при их постановке;для преодоления диспраксических расстройств был разработан и внедрен способ, в основе которого лежит опора на афферентацию разной модальности;для автоматизации поставленных звуков и введения их в речь был разработан и внедрен способ тактильно-кинестетической стимуляции при закреплении звука в разных фонетических условиях (с помощью тренажера).

Слайд 12Ранняя помощь детям с ПЭПтечение доречевого и речевого развития детей, с

ПЭП, а у некоторых детей как следствие ПЭП — церебральным параличом, можно прогнозировать и, следовательно, осуществлять профилактику уже с первых недель и месяцев жизни ребенка, учитывая степень нарушения артикуляционного аппарата, состояние голосовой и дыхательной функции, а также сенсорных функций;динамическое наблюдение показывает, что с возрастом детей все линии развития продолжают существенно отставать от нормативных показателей, при этом отставание речевого развития остается самым выраженным. Такая тенденция характерна для развития всех участников исследования;моторная недостаточность, как следствие ПЭП, с возрастом не исчезает, а проявляется все более заметно к концу дошкольного возраста. Из-за нарушения иннервации мышц периферического речевого аппарата стойкими остаются нарушения звукопроизношения, нарушения голоса и дыхания, которые влияют на формирование просодики;вследствие стойкого нарушения фонетической стороны тормозится завершение формирования фонематического слуха. В то же время недостаточность слуховых дифференцировок не позволяет закрепляться вырабатываемым в ходе коррекционной работы умениям и навыкам правильного звукопроизношения;у детей с дизартрическими расстройствами нарушается не формирование слоговой структуры слова, а реализация ее в условиях возрастающей сложности структуры слов и в зависимости от фонетических условий и объема лексического материала.

Слайд 18Профессиональная компетентность педагога-дефектолога1.Практика помощи людям с нарушениями интеллектуального развития в разные

исторические периоды характеризуется существованием различных образовательных моделей, отличающихся целями, направлениями и средствами коррекционного воздействия: теоцентрической, социоцентрической, антропоцентрической, натуроцентрической, интегративной. 2.Исследование проблемы формирования профессиональной компетентности олигофренопедагога целесообразно осуществлять на основе синергетического, акмеологического, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов.3.Сущность профессиональной компетентности олигофренопедагога заключается в его готовности к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития в соответствии с социокультурными потребностями общества

Новый социальный заказ. Опасность «быстрых» решений и необоснованной критики

В период 1990-1994 гг. благодаря новым установкам государства в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной от массовой системы специального обучения аномальных детей, сняты политические и идеологические барьеры, изменена законодательная база, подверглись кардинальной ломке организационные и финансовые основы: были разрешены частные благотворительные инициативы, стал возможным патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были сразу допущены все конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей, в Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм и систем обучения и свобода в их создании, стало возможным построение новых типов образовательных учреждений.

Рассматривая проблему в исторической перспективе, можно сказать, что буквально «в одночасье» принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не видевшие» аномальных детей и по-настоящему не знающие всей сложности проблем их обучения и воспитания, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько «промахи» дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических «аномалий» в развитии страны в прошлом, противоречий, изначально заложенных в систему специального образования. Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость проведения фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации новых прикладных разработок. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного выхода из кризиса (целевая комплексная программа наа 1990 — 1995 гг. «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» — Государственный комитет СССР по народному образованию / Н. Н. Малофеев).

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической «сверхзадачи» со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого — педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, началось необдуманное и часто механическое калькирование западных моделей обучения аномальных детей. По прошествии 5 — 6 лет, в середине 90-х гг. наиболее компетентные энтузиасты в области инноваций начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако пять лет, прошедшие под знаком критического отношения к дефектологии и системе специального образования сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области новых форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного, целенаправленного, планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка «революционного» изменения ситуации, что в современных условиях означает разрушение сложившейся системы.

В плане перспектив совершенствования государственной системы специального образования, системы помощи детям с отклонениями в развитии, перспектив развития спцеиальной психологии и коррекционной педагогики сложившаяся ситуация представляется тревожной.
Институт усматривает опасность в том, что на фоне бесспорно прогрессивных политических деклараций государства и творческой активности большого числа специалистов различных областей науки и практики реально может произойти разрушение системы специального образования, ее «откат» на более ранние ступени развития.

Задачи ранней диагностики:

1. Раннее выявление отклонений в развитии.
2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.

В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах.

Это можно сделать с помощью следующих методов:

1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию

Основные принципы диагностики

1

В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий

2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка

Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения

3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.

ПМПК

ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.

Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим.

Обращаем внимание

1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.

Где проходить диагностику?

В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.

Слайд 19Профессиональная компетентность педагога-дефектолога4.Структура профессиональной компетентности олигофренопедагогапредставляет собой сложное системно-динамическое образование, включающее

мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностный компоненты.5. Важным компонентом, определяющим дееспособность педагогических кадров в сфере специального образования, является интегральное личностное качество — готовность к помощи людям с нарушениями развития, включающая духовность, милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм. 6. В профессиональной подготовке олигофренопедагогов необходимовыделять технологии, направленные на: развитие ценностно-смысловой сферы, профессионально-личностное развитие, развитие профессиональных умений и навыков, готовность к инновационной деятельности. Применение технологий, нацеленных на развитие субъектности олигофренопедагога, будет способствовать становлению у него ценностных и смысловых ориентиров в профессии__

Слайд 6Современный направления исследований в специальной педагогикеШирокое распространение в современном специальном образовании

получили концепции обучения, удовлетворяющего особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающего им необходимую социально-психолого-педагогическую помощь (Н. Н. Малофеев, Л. Б. Баряева, Е. Л. Гончарова, Л. В. Лопатина, Е. А. Медведева, Н. М. Назарова, М. Н. Русецкая и др.);интеграции и инклюзии детей с отклонениями в развитии в массовое образование (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др.), применения информационных технологий в специальном образовании (О. И. Кукушкина); ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как условия их социальной адаптации (Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько,Е. А. Стребелева и др.).Оптимальное комплексное взаимодействие специалистов ( Т.Н. стимонова,0 О.Г Приходько, Е.Ф. Архипова)Профессиональная компетентность педагога дефектолога

Первостепенные проблемы коррекционной педагогики

Проблемами коррекционной педагогики занимались и занимаются разные ученые, каждый из которых выделяет первостепенную проблему, решение которой на его взгляд является первоочередной.

По мнению О.И. Кукушкиной, одной и первостепенных проблем коррекционной педагогики в настоящее время является поиск эффективных способов интеграции возможности и необходимости передать особенному ребенку культурный и социальный опыт.

Проблемой в данном случае выступают противоречия между возможностью и необходимостью. Не во всех случаях и не при всех видах нарушений можно передать необходимый опыт посредством традиционных методов и средств. В следствие чего, перед коррекционной педагогикой встает вопрос о необходимости разработки эффективных и действенных методов и средств обучения, воспитания и развития аномальных детей.

В то же время Т. Г. Неретина считает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является проблема трудового обучения, воспитания и коррекции имеющихся дефектов в развитии.

По мнению автора, в процессе приобретения трудовых навыков, дети с отклонениями имеют возможность получить необходимое всестороннее развитие и подготовиться к дальнейшей жизни. Большое значение имеет и коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на формирование у детей эмоционально-волевой сферы, исправление отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении.

Данная проблема имеет достаточно сложный и крайне неоднородный характер, который обусловлен соотношением развития и обучения детей с отклонениями

Поэтому ее разрешение только лишь в рамках одной коррекционной педагогики невозможно осуществить качественно и полноценно, важно привлекать и иные смежные научные области

От решения указанных проблем во многом зависит судьба детей с отклонениями, то, как они будут устроены в современном мире и как они смогут в нем существовать.

В настоящее время, решая данные проблемы, в коррекционной педагогике отмечаются крупные достижения, которые проявляются в следующем:

  1. Разработка теоретических научных основ, направленных на раннее выявление детей с подозрениями на отклонения в развитии. Данные разработки позволяют выявить отклонения и нарушения в развитии ребенка в первые месяцы его жизни.
  2. Разработка дифференциальной диагностики и системы специального коррекционного обучения, которые позволяют высоких результатов в качественном уровне психического развития детей и коррекции его нарушений на ранних стадиях онтогенеза.

Замечание 3

Еще одной значительной проблемой современной коррекционной педагогики является безосновательная критика в ее адрес со стороны общества.

Общество требует от коррекционной педагогики и дефектологии получение как можно высоких результатов в развитии детей с аномалиями, и упрекают их в медленном развитии. Однако, данная проблема вызвана в первую очередь тем отношением к себе и к детям с отклонениями, которое существовало долгие годы в нашей стране. На аномальных детей не принято было обращать внимания, считалось, что их следует скрывать от общества, не уделялось должного внимания их воспитанию, развитию и обучению. Все это не могло не отложить свой отпечаток на развитие коррекционной педагогики как науки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: