Алалия, как вторичное расстройство

Алалия, как вторичное расстройство. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА

1. ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ КАК ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА В ЛОГОПЕДИИ 5

1.1. Классификация и механизмы алалии 5

1.2..Симптоматические проявления моторной алалии 15

1.3..Обзор методик логопедической работы с детьми с моторной алалией 20

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 35

2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 35

2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 36

2.3..Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента 43

ГЛАВА

3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ 53

3.1. Теоретическое обоснование экспериментального обучения 53

3.2..Система коррекционнологопедического воздействия при моторной алалии 56

3.3. Методические рекомендации 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Слайд 25Обследование комплексное: педиатр, невропатолог и/или психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед, по

показаниям, другие специалисты- установить контакт — подобрать дидактический материал (интерес- единственный мотив взаимодействия с логопедом- подготовить материал (задания), не требующий речевого ответа- начать с игровых заданий на выявление особенностей состояния неречевых функций. Информативно наблюдение за ребенком в повседневной жизни Обследование длительно — “понять” ребенка можно лишь в совместной деятельности, в ежедневном процессе коррекционной работы.Логопедическое заключение — “алалия” формулируется только после сопоставления данных обследования всех специалистов, (и, желательно, не ранее первого этапа коррекционного воздействия).

Слайд 31Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева выделили несколько уровней понимания речи,

которые могут быть выявлены у ребенка.•   Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих. •    Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия игрушек, часто используемых предметов. •    Номинативный: знает названия предметов (предметные картинки), но затрудняется назвать действия (сюжетные картинки). Не понимает вопросов косвенных падежей (чем? Кому?). •    Предикативный: знает названий многих действий, ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значения нескольких ранних в онтогенезе предлогов (положи на стол, в стол, около стола, под стол). Не различает грамматических форм слов. • Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. 

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Аннотация

Целью настоящего исследования является обоснование актуальности использования нейропсихологического подхода в формировании слухового гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в современной логопедической практике. В статье обобщены результаты отечественных исследований в области нейронаук о строении и функционировании мозговых структур, обеспечивающих восприятие и реализацию речевой деятельности; определены цели, задачи, этапы педагогической экспериментальной работы по преодолению речевой слуховой агнозии в дошкольном возрасте. Авторами проанализированы онтогенез и симптомы нарушений слухового гнозиса у детей, обоснована необходимость их преодоления в дошкольном возрасте в игровой деятельности. Научная новизна исследования состоит в том, что определена взаимосвязь между нарушениями слуховой сферы и основными современными причинами системных нарушений речи у детей дошкольного возраста, апробировано использование нейропсихологического подхода в формировании слухового гнозиса, который нашел отражение в авторском комплексе специальных логопедических игр. Многофункциональность игр данного комплекса реализуется в нормализации слухового гнозиса и параллельно пальцевого и артикуляционного праксиса, что повышает результативность коррекционного воздействия. Результаты экспериментальной работы убедительно доказывают эффективность использования нейропсихологического подхода в коррекции речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста.

Методика запуска речи.

Данная методика запуска речи подходит для нормотипичного ребёнка (нет диагноза, понимает обращённую речь; слух, зрение, интеллектуальные способности в норме).

Почему следует отказаться от гаджетов?

Методика запуска речи начинается с самого простого, а для некоторых «сложного». Максимально убираем гаджеты и музыкальные игрушки. Почему?

  • Во-первых, ребёнок не видит правильной артикуляции речевого аппарата. Герои мультфильмов открывают рот автоматически.
  • Во-вторых, постоянная смена картинки снижает концентрацию внимания ребёнка. Ему будет сложно заниматься. Телевизор для ребёнка становится дофамином.
  • В-третьих, теряется навык вслушивания. Мы можем этого не замечать, (но на детях это особенно сказывается) речь, транслируемая из телевизора и живая, очень отличается по восприятию. Речь из гаджетов имеет усечённый звук. Мы сами не можем это уловить. В результате, мозг получает искажённую, урезанную информацию.

На что обратить внимание при запуске речи?

Развитие крупной моторики. Именно крупная моторика даёт толчок и запускает речь. За крупную моторику отвечает ствол головного мозга и проработать его гораздо сложнее. Тут не помогут «развивашки»

Важно: режим, полноценный сон, питание, движения, прогулки. В ходе развития крупной моторики изучите с малышом карту тела

Ребёнок должен знать, где у него руки, ноги, колени и так далее. Предложите поднять руки-ноги в сторону, попрыгайте, купите беговел, самокат, велосипед, играйте с мячом, плавайте.

Развитие мелкой моторики — работает на понимание речи, слоговую структуру, дикцию. Вариантов развития мелкой моторики множество. Игры с песком, лепка с тестом или пластилином, нанизывание бусин, игры с камнями, су-джок, массажи, пальчиковые игры, сенсорные коробки, рисование на манке.
Артикуляция и дыхательная гимнастика. Задание выбирайте исходя из возможностей и интересов Вашего ребёнка. Отличной тренировкой артикуляции речевого аппарата будет пережёвывание твёрдой пищи (яблоко, морковь). Так как все звуки и слова человек произносит на выдохе, поэтому развитие речевого дыхания также имеет колоссальное значение.

Речевые упражнения. Например: визуально-ритмические ряды. Ребёнку предлагается продолжить заданную последовательность, озвучивая её.
Интеллектуальные упражнения. Без новых знаний невозможно запустить в работу левое полушарие, что необходимо для связной речи.

Понаблюдайте. Какие из этих пяти направлений имеют просадку

Отстающему направлению уделите особое внимание

Ваша задача, как взрослого, выстроить с ребёнком диалог. Как мы это делаем? Начинаем задавать вопросы.

  • Хочешь на улицу? (а не — мы идём на улицу)
  • Ты будешь есть суп?
  • Ты будешь есть суп или кашу? (на первое место ставят желаемое).

Методика запуска речи — вызываем первые слова.

  1. Речевые автоматизмы: да — нет. Найдите то, на что ребёнок эмоционально откликается. Пусть эта вещь, игрушка будет основой «диалога».
  2. Звукоподражание (до 2,5 лет) и звуковой жест (после 2,5 лет). При звуковом жесте мы оречевляем действие. Например: мяч упал бах. Берём мяч и при каждом соприкосновении с полом, столом говорим «бах». Таким образом, речь подчиняется действию.
  3. Глагольные составляющие. (Дай, на).
  4. Существительные. (Это кто? Это что?)
  5. Прилагательные (описание). Самые простые большой — маленький.

Не форсируйте события. Не надо за 5 минут занятия вызывать и речевые автоматизмы, и глаголы с существительным. Выбирается одно направление работы. Ребёнок должен прожить этот речевой момент, осознать его. Только тогда будет результат. Слова «да — нет» можно отрабатывать в течение нескольких дней, а можно в течение месяца. Всё индивидуально.

Организация и методика экспериментального изучения. Характеристика речи детей

С целью выявления детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), имеющих недоразвитие речи второго уровня, мы провели логопедическое обследование по общепринятой методике.

В процессе обследования мы столкнулись со значительными трудностями, обусловленными личностными и возрастными особенностями детей, а также их речевым недоразвитием. Дети неохотно вступали в контакт с незнакомыми людьми, недоразвитие речи затрудняло общение с ними. Обследование отнимало много времени и было утомительным для детей. Как выяснилось, результаты обследования не всегда давали объективное представление о состоянии речи детей. Так, по прошествии незначительного времени обнаруживалось, что у того или иного ребенка имеется в обиходе фразовая речь, и, следовательно, у него не первый (как было установлено ранее), а второй уровень речевого недоразвития.

Чтобы получить необходимые данные, мы использовали наблюдение за детьми в естественных жизненных ситуациях: в игровой деятельности, в процессе различных режимных моментов, во время встречи с родителями и т.д. Наблюдение проводилось незаметно для детей. Все речевые проявления детей фиксировались. В каждой группе детского сада такое наблюдение проводилось в течение месяца.

Многие ситуации позволили вести обследование комплексно, одковременно в нескольких аспектах и получить ценный материал не только о речи, но и о поведении, характере, волевых качествах ребенка.

В результате логопедического обследования и проведенных наблюдений нами было выявлено 27 детей с начатками общеупотребительной речи (II уровень речевого недоразвития, по систематизации Р.Е.Левиной). С ними и был проведен дальнейший эксперимент.

Анализ полученных данных показал, что у детей, условно отнесенных ко второму уровню речевого недоразвития, имелись ОТЛИЧИЯ Б объеме словаря, сформированности значений слов, овладении слоговой структурой слов, словоизменением, пользовании фразой.

Большинство детей владело необходимым словарем наиболее употребляемых в обиходе имен существительных, например: «мадина» (машина), «палетки» (таблетки), «становка» (остановка) и т.д. Словарь глагольных форм был более ограниченным («акил» — открыл, «пинес» -принес, «данить» — звонить и т.д.). Вместо глаголов нередко использовались жесты. Наряду с существительными и глаголами активный словарь включал местоимения (я, мой, сам, такая), наречия (уже, много, хорошо, тут). У отдельных детей имелись единичные прилагательные, например: «аеся» (хороший), «пахая» (плохая), «асей» (большой).

Слова часто не имели точной понятийной соотнесенности и употреблялись в неточном их значении: названия действий заменялись названиями предметов, и наоборот («адас» — карандаш, рисовать, «туй»- стул, сидеть, «лецить» — лечить, лекарство), одни названия действий — заменялись другими по сходству ситуации ( моет — стирает, пишет — рисует) и т.д. Одним и тем же словом назывались разные предметы, имеющие сходство частных признаков (чашка, стакан обозначались словом «такан» (стакан)), и наоборот, один и тот же предмет Б равных ситуациях дети могли называть по разному (утка, гусь — в одной ситуации одним из этих слов, в другой — другим).

Отмечались грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типичным было сокращение количества слогов: «тина» (машина), «вин» (магазин), «тобус» (автобус), «адите» (приходите), «пии» (купили) и т.д.

Словарь некоторых детей включал разнообразные названия предметов, действий, например: «баица» (больница), «садатик» (солдатик), «катоска» (картошка), «минития» (милиция), «майковка» (морковка), «коцися» (кончился), «боеет» (болеет), «завязите» (завяжите), «по-лецила» (полечила) и др. Эти дети чаще других употребляли прилагательные («гоясий» (горячий), «катий» (красный), «соеный» (соленый), «цистый» (чистый) и др.), наречия («биста» (быстро), «веце-ем» (вечером), «цела» (вчера), «сильно», «дома»). Прилагательные употреблялись ими аграмматично, например: «кати сапка» (красная шапка), «хоедное молена» (холодное мороженое).

Многие слова в три-четыре и даже пять слогов произносились этими детьми в правильном ритмико-мелодическом оформлении, например: «куляська» (курочка), «ботиноськи» (ботиночки), «хоедная» (холодная), «потеяясь» (потерялась), «писесывает» (причесывает) и др.

У большинства детей словоизменение носило неустойчивый характер, поэтому они допускали много разнообразных ошибок. Часто оформление конца слова не соответствовало нормам языка, например: «виком кусать» — вилкой кушать, «иглаем собачким» — играем с собачкой и т.д.

Предпосылки возникновения речи.

Предметно-практическая среда. Ребёнок окружён развивающей средой и понимает САМ, что песок в ведро можно насыпать, кольца на основание пирамиды надеть, в отверстия сортера вставить предметы.

Базовая идентификация. Понимание карты своего тела: показывает части тела на себе, маме, игрушке, картинке.
Эмоциональная сфера — понимает базовые эмоции весёлый и грустный.
Различные формы общения ребёнка и взрослого.
Мотивация — наличие потребности в речи. Общайтесь вопросами, а не повествовательными предложениями.
Концентрация внимания

Привлекайте внимание ребёнка словами: «смотри», «посмотри», «видишь».

Работа с объёмом памяти. Необходимо его поэтапно увеличивать.
Вызывайте речевые автоматизмы (да — нет, много — мало, есть — нету)

Дети хорошо воспринимают на уровне интонации, эмоции.

Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides — ребенок, gogos — вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в
Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем
значение этого термина было переосмыслено — так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием,
обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания
педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию
человека.Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему педагогических наук.В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная,
школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также
история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на
протяжении всего жизненного пути).Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. — начало XXI в.) основан на
саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с
другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.Таким образом, педагогика — наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и
обеспечивающем развитие его субъектов.Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных
наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные
обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом
современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения,
требующие научного и практического подтверждения.В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех
возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и
воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения
до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке,
она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

досье
Образование: Испанская школа №
148 г. Ленинграда , серебряная медаль, Санкт-Петербургский
Электротехнический Университет, красный диплом. Физик.

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в преодолении нарушений речи у детей с ОНР
Педагогика
Диплом 50 стр.

Внимательность у детей с задержкой психического развития Педагогика
Курсовая работа 42 стр.

Коррекция нарушений осанки в саггитальной и
фронтальной плоскостях у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами АФК Педагогика
Диплом 76 стр.

Особенности зрительного восприятия у детей с умственной отсталостью Педагогика
Диплом 61 стр.

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития Педагогика
Курсовая работа 40 стр.

Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития
Педагогика
Диплом 88 стр.

Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР 5-6 лет Педагогика
Диплом 70 стр.

Развитие равновесия у детей с ЗПР
среднего школьного возраста на уроках физкультуры Педагогика
Диплом 81 стр.

Развитие равновесия у детей с синдромом
двигательной гиперактивности на занятиях ритмикой Педагогика
Диплом 66 стр.

Слайд 60- Усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов

и словообразовательных моделей. Овладение простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме.Овладение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми. Стимуляция спонтанной речевой деятельности детей, инициативной речи, потребности задавать вопросы.Формирование организующей роли речи в поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.Сглаживание негативных черт в поведении и во взаимоотношениях детей с окружающими, преодоление поведенческих стереотипов и расширение поведенческого репертуара. Знакомство детей с эмоциональными проявлениями, связанными с оценкой и результатом поступка или дея­тельности, с эмоциональным состоянием сказочных животных и людей.

Слайд 21 Для клинической картины системного нарушения речи, характерно: — снижение внимания, памяти

и интеллектуальной деятельности;инертность психических процессов, особенно интеллектуальных;повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках; трудность переключения активного внимания и его узость;разнообразные аффективные нарушения: 1) лабильность, раздражительность, возбудимость, 2) эйфорический фон настроения, чередующийся с дисфориями, 3) апатия и безразличие;расстройства волевой сферы: слабость побуждений, вялость или, наоборот, расторможенность поведения, болтливость, усиление примитивных влечений, повышенная психическая истощаемость;социальная дезадаптация (Е.И. Кириченко, В.В. Ковалев и др.).

Слайд 64Развитие речевой регуляции движений и предметных действий.Развитие двигательной памяти. Закрепление связи

действий и движений с глаголами. 3. Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Развитие умения определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое звучание, быстрое – медленное по темпу. Формирование слухового внимания и выработка реакции на звуковой и речевой сигнал. Воспитание умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую речь.Развитие навыка слушания. Развитие слухоречевой памяти при восприятии инструкций, прослушивании художественных произведений.

Слайд 74Гельнитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в детском и юношеском возрасте

// Проблемы постнатального соматопсихического развития. – М., 1974. – С. 235–262.Гордеева Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 391-393. — URL https://moluch.ru/archive/55/7588/ (дата обращения: 11.05.2018).Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 сЗайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. — Мн.: НМЦентр, 1994. — 20 с.Кириченко Е. И. Недоразвитие речи у детей // Вопросы клиники и дифференциальной диагностики алалии / Учебное пособие. – М., 1977. – 12 с.

Курсовая работа

Курсовая
работа на заказ — это достаточно
серьезная студенческая работа.

При этом мы
гарантируем качественное исполнение
Вашей работы, соблюдение всех
предоставленных Вами требований. Если
при заказе курсовой Вы не укажете
особых условий, то оформление и
содержание работы будут соответствовать
предъявляемым к подобным работам
требованиям.

Опыт работы показывает, что
соблюдение основных требований ГОСТа
при выполнении курсовой обеспечивает
положительный отзыв преподавателя
на работу, а это почти всегда значит
удачную защиту курсовой, выполненной
на заказ.

Все образцы работ, которые созданы сотрудниками «Студенточки»

Слайд 59Ведущие направления педагогической работы: Воспитание у детей интереса к окружающему, познавательной

потребности и активности. Расширение и систематизация знаний детей об окружающем.Формирование базисных для психического и речевого развития функций и межфункционального взаимодействия.Совершенствование ориентировки в предметной среде, представлений о свойствах предметов, взаимосвязях предметов и действий, расположении и перемещении предметов в пространстве, их количестве, особенностях действий и движений, динамических свойствах. Воспитание внимания к речи и расширение объема понимания речи.Воспитание общих речевых навыков.Накопление и активизация словаря, развитие его смысловой стороны.

Слайд 63Развитие в общей и ручной моторике праксиса позы (кинестетической организации движений)

на материале отдельных движений с опорой на подражание и восприятие словесной инструкцииРазвитие в общей и ручной моторики динамической (кинетической) организации движений при выполнении последовательно организованных движений. Обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции. Развитие координации движений, чувства двигательного ритма, ориентации в пространстве при движении (притопывания, прихлопывания, ходьба, маршировки). Развитие артикуляционной моторики и мимических движений с помощью статических и динамических упражнений, мотивированных интересом («Сказка о веселом язычке», «Сказка о гномиках»), выполняемых с опорой на подражание и словесную инструкцию.

Слайд 76Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / под

общ. ред. Г.В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2010. – 239с.Орфинская В. К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 256, 1963. -С. 241–269.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей / под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.СеменовичА. В., Умрихин С.О.  Пространственные представления при отклоняющемся развитии. – М.: Медицина, 1997. – 85 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: