Причины, симптомы и методы лечения речевой слуховой агнозии у детей

Певебюъ яксунбюъ юцмнгхъ: йюй хяопюбхрэ

Ребенок общается знаками

Здравствуйте. У меня занимается мальчик Глеб, 5,5 лет. У не было слуха до 3 лет. В 3 года поставили слуховой аппарат. Сейчас слух есть, но речь не развивается. Глеб как будто не слышит, хотя он слышит! Знаками общается. Повторяет звуки (слоги), если заставлять. Сам не пытается общаться словами. Ребенок как бы не понимает, что это слова. Но есть несколько усвоенных» слов: «Мое, Глеб, экскаватор (это его специфический интерес, произносит «эхаба»)». На экскаваторах ребенок просто помешан, остальное неинтересно.

У него стоит диагноз «аутизм». Глеб спокойно смотрит в глаза и лицо, бурно общается на тему экскаватора в любых вариантах (наклеивает детали экскаватора, собирает экскаватор с помощью учителя, лепит его из пластилина, собирает экскаватором крышечки от бутылок). Чаще всего его игра спонтанна. Но иногда он выполняет поставленные задачи, если они его захватывают. Я общаюсь с ним с помощью указующих знаков и возгласов (все равно, каких). Глеб понимает мои эмоции, если я их «усиливаю» — бурно радуюсь, прыгаю, кричу. Тогда он повторяет за мной. Понимает, что поделку сделал он, Глеб — сам. Я его учитель в развивайке. Специального образования не имею.

Но есть вопрос: это может быть у него сенсорная алалия? Поражение центра Вернике? Слуховая агнозия? Как получить у вас консультацию? Мама согласна на все. Ответьте, пожалуйста.

Елена

Причины возникновения речевой слуховой агнозии у ребенка

Основные причины возникновения речевой слуховой агнозии у ребенка включают:

  • Генетические факторы: в некоторых случаях агнозия может быть унаследована от одного или обоих родителей. Гены, ответственные за развитие слухового аппарата и обработку речи, могут содержать мутации, которые приводят к нарушению слуховой агнозии у ребенка.
  • Повреждения слухового аппарата: травма внутреннего уха или другие повреждения слуховых структур могут привести к возникновению речевой слуховой агнозии у ребенка. Такие повреждения могут быть обусловлены различными факторами, включая врожденные аномалии, инфекции или травмы во время родов.
  • Неврологические нарушения: некоторые неврологические состояния, такие как эпилепсия или автономные расстройства, могут вызвать речевую слуховую агнозию у ребенка. Возможно, это связано с нарушением передачи нервных сигналов между слуховыми и речевыми центрами мозга.
  • Раннее детство: некоторые исследования свидетельствуют о том, что речевая слуховая агнозия может быть связана с недостаточным развитием слухового аппарата и речевого центра мозга в раннем детстве. Недостаточное воздействие речи и звуковых стимулов на ребенка может сказаться на его способности воспринимать и понимать речь.

Причины возникновения речевой слуховой агнозии у ребенка являются многообразными и могут быть как генетическими, так и внешними факторами. Для эффективного лечения необходимо определить конкретную причину агнозии и разработать индивидуальную программу реабилитации с учетом особенностей каждого ребенка.

Симультантная агнозия

Симультантная агнозия –  это невозможность полного и целостного восприятия комплекса сенсорных образов разнообразных модальностей и нарушением узнавания целостного общего образа по части образа. При этом узнавание законченных и единичных образов сохранено. При симультантной агнозии наблюдаются достаточно сложные нарушения синтетических процессов формирования сенсорного образа. По данным Сарклиник, симультантная агнозия встречается при поражении затылочной, теменной, височной областей в зоне их сопряжения. Некоторые пациенты ее называют «симультанная агнозия».

Также встречаются ассоциативная агнозия, апперцептивная агнозия. 

Амузия | Мир Психологии

Амузия

Амузия (от греч. а — отрицат. частица + musikos — музыкальный) — нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. Амузия возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе А. лежит нарушение музыкального слуха. Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия).

Нередко Амузия сочетается со слуховой агнозией, когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр. звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т.п.). Помимо вышеописанных сенсорно-мнемических нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен (авокалия) или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха. (Е.Д. Хомская)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Амузия (а греч. musikos — музыкальный) — утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные тексты (амузия сенсорная и амузия моторная), а также читать и/или писать ноты (асимболия музыкальная — от а греч. symbolon -знак).

Сенсорная амузия возникает при поражении поля 22, моторная амузия — поля 45 (по Бродману). Утрата способности играть на музыкальных инструментах — см. Апраксия.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Амузия (а греч. musikos — музыкальный) — нарушение способности понимать и исполнять музыку (вокальную и инструментальную), писать и читать ноты. Нередко сочетается с агнозией слуховой. Об А. можно говорить в тех случаях, если такие способности раньше были присущи больному. Различают А. моторную и сенсорную. Сенсорная амузия, при которой невосприимчивость к музыке сочетается с относительной сохранностью способности ее исполнения, наблюдается при поражении поля 22 (по Бродману). Двигательная (вокальная) амузия, при которой оказывается утраченной способность исполнения музыкальных произведений при сохранности их восприятия, связана с поражением поля 45. А. следует отличать от апрактических расстройств, приводящих к невозможности игры на музыкальных инструментах.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Амузия — агнозия слуховая (см.), проявляющаяся утратой способности узнавать (сенсорная амузия) и воспроизводить (моторная амузия), напевать или насвистывать (авокалия, по Ханту) известные ранее музыкальные мелодии, а также дифференцировать особенности интонации голоса. Обычно сочетается с расстройством распознавания любых невербальных звуков. Проявление патологического процесса в верхней височной извилине субдоминантного полушария мозга.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Амузия — потеря музыкальной способности. Обычно употребляется по отношению к частичной или полной неспособности воспринимать (сенсорная амузия) и/или производить (моторная амузия) музыку в результате органического повреждения.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Диагностика речевой слуховой агнозии у ребенка

  1. Аудиодиагностику. Оценка слуховых функций проводится с помощью специальных аудиологических тестов, включающих аудиометрию, словесное восприятие и дифференциальную диагностику слуховых нарушений.
  2. Речевую диагностику. Для выявления характеристик речевых нарушений используются различные методики, включающие оценку фонематического слуха, артикуляцию и способность к восприятию и пониманию речи.
  3. Неврологическое обследование. Оценка неврологического статуса ребенка позволяет исключить другие возможные причины речевых нарушений и уточнить диагноз.
  4. Психологическую оценку. Оценка психологического развития помогает определить уровень агнозии, выявить присутствие сопутствующих речевых и поведенческих нарушений.

Диагностика речевой слуховой агнозии у ребенка требует тщательного анализа собранной информации и сравнения результатов исследований. Только после проведения комплексного обследования и установления точного диагноза можно разработать эффективную программу лечения и реабилитации, направленную на развитие слуховых и речевых навыков ребенка.

Зрительная агнозия, оптическая агнозия

Зрительная агнозия, оптическая агнозия – это вид агнозии, при котором происходит неузнавание знакомых предметов или некоторых их свойств и качеств, при отсутствии слепоты. Зрительная агнозия, или оптическая агнозия, возникает при патологических процессах в затылочно-теменной области, затылочной области.  Встречается при таких видах патологии, как болезнь Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения. Зрительная агнозия, оптическая агнозия имеет несколько видов. Основные симптомы зрительной агнозии: снижение зрения, ослабление зрения, ухудшение зрения. Однако при обследовании человека снижение зрения отсутствует. Больной не может пояснить назначение предметов и правильно их назвать.

Тактильные и соматосенсорные агнозии

Данные агнозии чаще всего встречаются совместно, так как по локализации они находятся в теменных долях.

Тактильная предметная агнозия

По своей сути похожа на зрительную предметную агнозию, только на ощупь. Если закрыть человеку глаза и дать потрогать, к примеру, ключ, он не сможет понять, что это такое. Более того, человек может даже не начать ощупывать предмет, так как сам навык ощупывания распадается, пропадает.

Агнозия текстуры объекта

Выделяется отдельно от тактильной предметной агнозии. Человек, ощупав ключ из предыдущего пример, может распознать, что это ключ, но не сможет распознать из чего он сделан.

Аутотопоагнозия, пальцевая агнозия

Нарушение восприятия собственного тела. Человек начинает теряться в понимание, где у него руки или ноги. Говоря общими словами, распадается схема тела. Отдельно выделяется пальцевая агнозия, когда человек не может определить, где у него какой палец и тоже самое на другом человеке. Эти нарушения часто встречаются в совокупности с пространственными нарушениями окружающей обстановки.

Диагностика зрительных агнозий может проходить с помощью различного рода изображений:1. Зашумленные изображения (зарисованные различными помехами).2. Наложенные изображения.3. Портреты великих людей.4. Изображения эмоций.5. Недорисованные рисунки.

Трудность в распознавание следующих картинок может возникать у людей с симультанной зрительной агнозией.1. Рисунки-химеры. 2. Сюжетные картинки.

Лечение болезни

Агнозия — всегда следствие другой патологии, которая вызвала повреждение головного мозга. Поэтому первое, на что направлено лечения, — это коррекция основного заболевания. Тактику выбирает врач в зависимости от болезни, тяжести течения и других факторов.

Специфического лечения самой агнозии не существует. Реабилитация направлена на то, чтобы научить человека жить с болезней и адаптироваться к ней. Терапию подбирают в зависимости от вида и проявления агнозии. Обычно оно включает:

  • логопедию;
  • трудотерапию;
  • консультации с психологом;
  • обучение у нейропсихолога;
  • организация быта;
  • коррекция образа жизни.

Вместе с больным обучение должны пройти и его близкие. Их поддержка является залогом успешной адаптации и хорошего настроя страдающего агнозией человека. Также близкие могут отслеживать, насколько выражены симптомы болезни, есть ли прогресс или регресс в течении заболевания и при необходимости записывать человека на консультацию к врачу.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы или ваши близкие столкнулись с симптомами агнозии. Наши врачи помогут разобраться, почему возникла болезнь, дадут рекомендации, как с ней жить, и расскажут, как часто нужно проходить обследования.

Основные причины агнозии

Агнозия возникает вследствие поражения коры и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за анализ и интерпретацию поступающих от анализаторов информации. К таким повреждениям приводят следующие причины:

  • нарушение кровообращения мозга (например, инсульт и энцефалопатия);
  • черепно-мозговые травмы;
  • доброкачественные и злокачественные новообразования в мозге;
  • абсцессы в головном мозге;
  • нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера и другие деменции);
  • аутоиммунные болезни, при которых повреждается мозг или его оболочки (например, рассеянный склероз).

Агнозия может характеризоваться резким, когда навык пропадает стремительно, и пролонгированным, когда навыки угасает постепенно, течением. Стремительное течение обычно вызвано внезапным нарушением мозгового кровообращения и травмами.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если замечаете провалы восприятия у себя или кого-то из близких. Наши врачи помогут интерпретировать симптомы, подскажут, какие обследования нужно пройти для уточнения диагноза, и ответят на любые вопросы о работе мозга.

Лечение агнозии

Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии. Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять. В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются:

  • занятия с логопедом ‒ специальные упражнения укрепляют нейронные связи и улучшают восприятие;
  • трудотерапия;
  • курс терапии у нейропсихолога.

Врачи Клинического Института Мозга настаивают на полноценной реабилитации. Она может продолжаться до 10 месяцев и более, но квалифицированная медицинская помощь существенно повлияет на самочувствие пациента. Несмотря на то, что некоторые изменения в структуре коры головного мозга могут быть необратимыми, улучшить качество жизни больного и адаптировать его в быту представляется возможным.

Клинический институт мозга Рейтинг: 3/5 — 1 голосов

Презентация на тему: » Подготовила : студентка З 22 ВБ Гоева Юлия Александровна Проверил : д. м. н. профессор Лукьянов В. В. Слуховая агнозия. Характеристика видов и симптомы.» — Транскрипт:

1

Подготовила : студентка З 22 ВБ Гоева Юлия Александровна Проверил : д. м. н. профессор Лукьянов В. В. Слуховая агнозия. Характеристика видов и симптомы.

2

Слуховая агнозия это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

3

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют : собственно слуховую агнозию ; аритмию ; амузию ; нарушение интонационной стороны речи ( просодики ); речевую акустическую агнозию. Виды слуховых агнозий

4

Собственно слуховая агнозия В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов и т. д. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области.

5

Диагностика собственно слуховой агнозии Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения ( шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т. д.).

6

Аритмия При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их.

7

Диагностика аритмии Ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени ( или сгруппированных в определенные структуры ), по два, три, четыре, пять звуков. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

8

Амузия Амузия это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

9

Диагностика амузии Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести.

10

Нарушение интонационной стороны речи Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

11

Диагностика нарушений интонационной стороны речи Ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины. Могут быть предоставлены одиночные звуки речи , , которые он должен четко различить и повторить.

12

Речевая акустическая агнозия При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи. Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы.

13

Диагностика речевой акустической агнозии При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку предъявляются ряды « оппозиционных » , или « коррелирующих » , , , фонем, а также ряды слогов (« ба — па », « да — та »). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их.

14

Виды нарушений Симптомы Диагностика Собственно слуховая агнозия Больные не понимают смысла самых простых звуков Используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков Аритмия Ребенок не может оценить правильно ритмические структуры Ребенку предъявляются наборы чередующихся звуков. Амузия нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию Предъявляются аудиозаписи знакомых песен Нарушение интонационной стороны речи Не различаются речевые интонации, больные не выразительны в речи Дифференцировка голосов мужчины и женщины, различение одиночных звуков речи Речевая акустическая агнозия Ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи. Ребенок внимательно прослушивает звуки и повторяет их

15

Список литературы: 1) Парамонова Л.Г Логопедия для всех. 4-е издание — Спб.: Питер, с 2) Тарасова О. А., Чернышевы Ю. А. Речевая слуховая агнозия теория и практика. – М.Издательство Перо, 2021 – 230 с. 3)Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г. Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». – М., – 216 с.

16

Спасибо за внимание !

Зрительная агнозия

Нарушение восприятия зрительных образов.

Предметная зрительная агнозия

Человек смотрит на картинку и понимает, что что-то нарисовано. Он способен выделить отличительные черты, а вот понять, что конкретно нарисовано он не может.

Симультанная зрительная агнозия

Человек может выделить отдельные простые элементы картинки, особенно, если это сюжетная картинка, но не может определить, как это всё складывается в единую большую картинку, историю.

Оптико-пространственная зрительная агнозия

Относится в том числе к пространственным нарушениям, т.е. нарушается ориентировка в пространстве. К примеру, человеку непонятно, где право, где лево; где верх, где низ; ориентировка на картах; трудности рисования сложных фигур и так далее.

Лицевая зрительная агнозия

Человек не может распознавать лица, в том числе — не распознаёт знакомых людей ни по лицу, ни по фотографии. Такие люди ориентируются на голос, на походку и прочие конкретные отличительные особенности человека: большой нос или длинные волосы.

Цветовая зрительная агнозия

Человек потенциально может различать цвета, но классифицировать по цвету, например, разложить фрукты по цветам – не может или очень затруднительно. Поэтому цветовую зрительную агнозию нельзя путать с дальтонизмом, где различие цветов в принципе для человека невозможно.

Буквенная зрительная агнозия

Подписывайтесь на социальные сети проекта «Не молчи»::

Частично связана с нарушением чтения: человек не воспринимает буквы. Для него они воспринимаются, как какие-то закорючки или непонятные символы.

Роль специалистов

Диагностика и лечение речевой слуховой агнозии у ребенка требуют участия нескольких специалистов. Команда экспертов, состоящая из педиатров, логопедов, нейрологов и психологов, играет важную роль в процессе обследования и определения причин и симптомов данного нарушения.

Педиатр принимает первичную роль в выявлении подозрительных признаков и направляет ребенка на более глубокий медицинский осмотр. Логопед проводит оценку речевого развития, а также помогает разработать индивидуальный план реабилитации и обучения для ребенка.

Нейролог специализируется в диагностике и лечении соматических и неврологических проблем, которые могут быть связаны с речевой слуховой агнозией. Он может провести нейрофизиологические исследования для получения более точной картины функции мозга ребенка.

Психолог помогает оценить эмоциональное состояние и поведение ребенка, а также рассмотреть влияние этого нарушения на его психологическое благополучие. Он также может предложить семейной терапии или консультацию для помощи родителям в адаптации к ситуации.

Роль специалистов в лечении речевой слуховой агнозии заключается в выявлении причин и детальном изучении симптомов, а также в разработке и реализации индивидуального плана реабилитации и обучения для ребенка. Многоаспектный подход и сотрудничество специалистов позволяют достичь наилучшего результата в работе с ребенком, страдающим речевой слуховой агнозией.

Тактильная агнозия, астереогноз

Тактильная агнозия , или астереогноз – это неспособность определять на ощупь с закрытыми глазами предметы, положенные в руку, при условии сохранности чувствительности. Астереогноз подразделяется на 2 вида: первичный астереогноз и вторичный астереогноз. Тактильная агнозия возникает при поражении теменной коры, чаще верхней теменной дольки. Тактильная чувствительность и мышечно-суставное чувство при первичной тактильной агнозии не поражены. При вторичном астереогнозе поражены мыечно-суставное чувство и тактильная чувствительность. Нарушен этап синтеза элементарных сенсорных ощущений. Пациент при тактильной агнозии может описать отдельные свойства предмета, но не может воспринять его в целом.

Методы лечения

В лечении речевой слуховой агнозии у ребенка используются комплексные методы, направленные на развитие и восстановление нарушенных функций речи и слуха. Основные подходы в лечении включают:

  1. Речевая терапия: проводится специалистами (логопедами) и направлена на развитие и коррекцию речевых навыков ребенка. В рамках речевой терапии используются игровые методики, упражнения на развитие слухового восприятия и моторики речевого аппарата.

  2. Акустическая и электротерапия: основана на использовании звуковых и электромагнитных импульсов для стимуляции слуховой системы ребенка. Такие процедуры помогают развивать слуховое восприятие и улучшают речевую деятельность.

  3. Индивидуальные методики: лечение агнозии может включать индивидуально подобранные методики воспитания и обучения, которые помогают ребенку преодолеть свои трудности и развить речевые навыки.

  4. Общение с родителями и близкими: домашняя атмосфера и поддержка родных людей играют важную роль в процессе лечения. Регулярное общение с родителями и близкими помогает ребенку развиваться и восстанавливать утраченные речевые навыки.

  5. Медикаментозное лечение: в некоторых случаях специалисты могут назначать препараты, направленные на улучшение работы головного мозга и нервной системы, что может положительно сказаться на восстановлении речевых функций.

Важно понимать, что лечение речевой слуховой агнозии у ребенка требует индивидуального подхода и может занимать продолжительное время. Ранняя диагностика и надлежащая терапия позволяют улучшить прогноз и шансы на восстановление полноценной речи

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия выступает в двух основных видах:

  1. Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности).
  2. Нарушение узнавания формы объектов — астереогноз.

Это расстройство обусловлено, по мнению большинства ав­торов, поражением нижней теменной дольки (в области надкраевой извилины).

Больные с нарушением узнавания материала и текстуры объ­ектов не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не мо­гут подобрать идентичный ему.

Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.).

Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.

Деятельность узнавания предметов стереогностически (вслепую) нравится детям, которые достают предметы из «волшебного мешочка» и с закрытыми глазами «от­гадывают» их.

Иногда «чистая» алексия сочетается с пальцевой агнозией (неузнавание пальцев), нарушением ориентировки «право-лево» и акалькулией. Такое расстройство носит название синдрома Гертсмана (по имени ученого, который впервые его выделил).

Как правило, он возникает при поражении участка мозга, погра­ничного между теменной и затылочной долей левого полушария.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

В литературе описан также симптом тактильного невнимания, или иначе тактильного угасания.

Так, если больному предъявить два предмета в обе руки, то им опознается только тот, который находится в здоровой руке, т.е. на стороне одноименной (ипси-латеральной) очагу поражения (при поражении левого полуша­рия — это левая рука, при поражении правого — правая).

Если предмет из здоровой руки забрать, то больной начинает узнавать и тот предмет, который находится в «больной» руке, т.е. на про­тивоположной (контрлатеральной) очагу стороне поражения. Аналогичным образом опознаются и уколы, нанесенные одно­временно на правую и левую половину тела.

Выделяют также тактильную асимболию*, при которой спо­собность опознавать предмет на ощупь остается, но его словесное обозначение (название) не всплывает в памяти. По мнению М. Тонконогого, точнее это расстройство можно обозначить тактильную амнестическую афазию.

Некоторые авторы указывают на существование тактильной при которой затруднено опознание букв и цифр, «написанных» на коже. Такую аграфию иногда называют «чистой».

Если нарисовать на каком-нибудь участке кожи кружок или какую-либо другую фигурку, то с помощью тактильного гнозиса распознается. Дети в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте любят играть в подобные игры, как бы «от­тачивая» эту способность.

При очагах поражения в области таламуса наблюдаются протопатические эффекты, т.е. неприятное чувство, усиливающее болевые ощущения, например, от укола. Иногда в этих случаях кажется, что наносится не один укол, а много в разных частях те­ла.

О существовании протопатического эффекта полезно знать взрослым, в том числе и родителям ребенка, которые часто не ве­рят тем паническим страхам, которые у него вызывают уколы или визит к зубному врачу.

Что такое агнозия

В неврологии агнозия — это нарушение восприятия, при котором человек утрачивает способность обрабатывать поступающие к нему внешние стимулы. Например, вместо звуков человек слышит шум, не может ориентироваться в пространстве, путает право и лево. При этом работа самих органов чувств полностью сохраняется и продолжают воспринимать информацию.

Проблема возникает из-за повреждения не самих анализаторов, а отделов мозга, которые отвечают за интерпретацию полученной информации. Такая ситуация значительно ухудшает качество жизни человека Например, речевая агнозия у детей часто приводит к нарушению речи и задержкам развития (агнозия развития). Проявления агнозии завит от того, какой отдел мозга поврежден.

Слухоречевая агнозия у детей что это

Синонимами слуховой агнозии являются сенсорная афазия, психогенная или словесная глухота, сенсорная глухонемота и центральная глухота.

а) Клиническая картина центрального нарушения слуха. К основным симптомам относятся игнорирование стимулов, подаваемых на левое ухо, в методике дихотического прослушивания (акустическое игнорирование), нарушение восприятия, нечеткое произношение, оживленная жестикуляция и мимика. Пространственный слух утрачен, и отмечаются парамузия, амузия и утрата музыкальных способностей.

б) Причины и механизмы развития. Причиной нарушения слуха может быть черепно-мозговая травма, энцефалит, повреждение ЦНС в пре-, пери- или постнатальном периоде.

в) Диагностика. Диагностировать слуховую агнозию на основании клинической картины можно, лишь выполнив нейропсихологические тесты. К дополнительным исследованиям относятся ЭЭГ, КТ и МРТ, а также регистрация СВП.

г) Лечение слуховой агнозии. Длительное лечение включает в себя упражнения на акустическое дифференцирование, тренинг артикуляции, пользование слуховым аппаратом при подтвержденной с помощью объективного исследования нейросенсорной глухоте. Слуховые аппараты при истинной слуховой агнозии не помогают. Ритмические упражнения, музыкальная терапия и визуальное наблюдение могут улучшить понимание речи (например, с помощью чтения по губам).

Лечение речевой слуховой агнозии у ребенка

Лечение речевой слуховой агнозии у ребенка требует комплексного подхода и индивидуального обучения. Основная цель терапии заключается в развитии речи и улучшении понимания речи.

При лечении речевой слуховой агнозии у ребенка применяются следующие методы и подходы:

  1. Речевая терапия: Одним из основных методов лечения является речевая терапия, которая включает в себя занятия с логопедом. Логопед использует специальные упражнения и игры для развития речи, улучшения фонетических навыков и расширения словарного запаса ребенка.
  2. Слуховая стимуляция: Для улучшения слухового восприятия и развития слуховой памяти применяются специальные тренировки и игры, направленные на распознавание звуков и слов.
  3. Визуальная поддержка: Использование визуальных подсказок, таких как картинки, рисунки и жесты, может помочь ребенку лучше понимать речь. Такие визуальные поддержки могут использоваться вместе с аудиозаписями или в реальных ситуациях общения.
  4. Социальная интеракция: Важным аспектом лечения речевой слуховой агнозии является создание поддерживающей и стимулирующей среды для ребенка. Регулярное общение с родителями, близкими и друзьями помогает развивать коммуникативные навыки и повышает уверенность в себе.

К каждому ребенку следует подходить индивидуально, учитывая его особенности и потребности. Регулярные занятия с логопедом, поддержка родителей и соответствующая адаптация в образовательной среде могут значительно снизить влияние речевой слуховой агнозии на развитие ребенка и улучшить его коммуникационные возможности.

3.Симптомы и диагностика

По определению, агнозия – это неспособность идентифицировать объект или какую-либо из его физических характеристик. Разновидностей и вариантов агнозии, соответственно, очень много. Основными классами являются зрительная, слуховая, оптико-пространственная (как правило, в наибольшей степени страдает восприятие глубины пространства по центральной зрительной оси), симультанная и соматоагнозия.

При симультанной агнозии пациент неспособен воспринять группу объектов как единое целое, хотя каждый из элементов воспринимается и идентифицируется адекватно. Классическим примером служит отсутствие осмысления и понимания общего сюжета рисунка при правильном распознавании отдельных персонажей, фона и других объектов. Расстройства этого типа обычно связаны с нарушением взора и зрительного внимания, объем которого не позволяет удерживать в активном поле одновременно несколько объектов.

К зрительным агнозиям относятся также многочисленные специфические формы: прозогнозия (неузнавание лиц), агнозия цвета, синдром Балинта, предметная агнозия Лиссауэра и т.д. Подобно этому, различают несколько типов акустической, слуховой агнозии (неузнавание тона, интонации, звуков определенного тембра, обращенной речи и др.).

Соматоагнозия – большая группа расстройств, связанных с выпадением восприятия собственного тела и/или отдельных его частей.

Как отдельная форма обычно рассматривается анозогнозия – «отрицание диагноза», когда у пациента полностью отсутствует сознание болезни (это может быть как соматическое, так и психическое заболевание, выпадение какой-либо функции или ампутация органа) и, соответственно, критика к собственному состоянию и возможностям.

В диагностике агнозий, прежде всего, тщательно изучается анамнез, жалобы, хронология и динамика возникших нарушений. В зависимости от наиболее вероятных причин, назначаются дополнительные исследования: экспериментально-психологическое, МРТ или КТ, ЭЭГ, лабораторные анализы.

О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!

Профилактика

Для предупреждения нарушения вкусового восприятия нужно придерживаться следующих правил:

  • вести правильный образ жизни;
  • отказаться от курения;
  • питаться полноценно и качественно;
  • соблюдать гигиенические правила;
  • укреплять иммунитет, заботиться о своем здоровье в период сезонных вирусных инфекций;
  • ежегодно проходить профилактическое медицинское обследование;
  • своевременно устранять обострения хронических патологий;
  • не принимать медикаменты без разрешения врача;
  • периодически посещать стоматолога.

К нарушению вкуса нельзя относиться халатно. Эта незначительная, на первый взгляд, патология может стать началом серьезной и опасной болезни.

Заключение

Хотя НСВ пока что нельзя вылечить, можно работать с ребенком над уменьшением симптомов. Поведенческая терапия может помочь ребенку научиться лучше различать звуки, а также распознавать произнесенные слова. Ранняя диагностика и вмешательство — это наилучший подход для дальнейшего развития ребенка.

Нельзя просто считать, что ребенок «не хочет слушать». Возможно, ему так сложно воспринимать звуки, что ему проще сдаться и не пробовать! Терпение, терапия и много возможностей для тренировки в разговоре в безопасной и тихой обстановке — все это поможет ребенку стать более уверенным слушателем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: