Требования к логопедической работе
Особенности логопедической работы при дислалии требуют соблюдения определенных правил. Они предъявляются как к самому специалисту, так и к его программе и оснащению кабинета. Среди наиболее важных требований можно выделить:
- Регулярность занятий. Еженедельно проводится не менее двух индивидуальных уроков. Если нарушение ярко выражено и плохо поддается коррекции, число занятий увеличивают до 3-х индивидуальных и одного группового.
- Спланированность. Для логопедической работы составляется четкий индивидуальный план, содержащий в себе тему, задачи, конкретные методы и методики.
- Методическое разнообразие. Необходимо обеспечивать разнообразие мероприятий во время уроков, а значит на одном занятии применяются все 3 метода работы (наглядный, практический, словесный), но в разных сочетаниях.
- Привлечение помощников. При необходимости, кроме логопедической работы при дислалии проводятся и другие мероприятия, приглашаются специалисты других областей (медицины, дефектологии, психологии).
Такой комплексный подход обеспечивает максимально быстрый результат. Получив на руки заключение логопеда о дислалии, не следует отчаиваться. Это нарушение распространено во всем мире гораздо шире, чем большинство других логопедических проблем, но оно очень хорошо поддается коррекции, особенно при своевременном обращении к специалисту. В большинстве случаев достаточно одного учебного года, чтобы сгладить большую часть недостатков.
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
- моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
- сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
- особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
- акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
- артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
- артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.
Термин |
Недостаток произношения |
Ротацизм |
твердый, мягкий «р» |
Ламбдацизм |
твердый, мягкий «л» |
Сигматизм |
свистящие, шипящие |
Йотацизм |
«й» |
Гаммацизм |
твердый, мягкий «г» |
Каппацизм |
твердый, мягкий «к» |
Хитизм |
твердый, мягкий «х» |
Отклонения оглушения/озвончения |
замена звонких согласных глухими и наоборот |
Отклонения твердости/смягчения |
замена мягких согласных твердыми и наоборот |
Встречаются и комбинированные дефекты.
Постановка звуков при дислалии
Для постановки звуков используют три основных приема: подражание, механическая помощь, смешанный метод.
Подражание – это сознательные попытки ребенка выделять артикуляцию, благодаря которой произносят звук, услышанный от логопеда. Это дополняется пояснениями о том, какая позиция нужна для произнесения того или иного звука. После правильного занятия позиции языком и губами, логопед постепенно находит нужную артикуляцию, приводящую к правильной постановке шипящих звуков, парных звонких и парнях мягких.
Постановка звука с механической помощью – механическое воздействие на органы артикуляции специальным инструментом. Логопед просит произнести звук и повторить несколько раз, меняя артикуляционный уклад звука, используя зонд или палец. Благодаря этому получают нужный звук. Сначала ребенок не предпринимает никаких действий, но со временем научается правильной позе, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ включает в себя оба предыдущих. В этом случае главными инструментами выступают объяснение и подражание. Так, логопед просто объясняет ребенку какая артикуляционная поза должна быть им принята, а ребенок самостоятельно ее воспроизводит. Благодаря этому ребенок активно и быстро запоминает, воспроизводя в дальнейшем звук не прибегая к механической помощи.
Прогноз и профилактика
При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.
Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать
Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов
Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом
После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов
Советы родителям
Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста
Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице
Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.
С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.
Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.
Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.
Этапы коррекционной работы
Цель реабилитации – выработать правильную постановку воспроизведения звуков речи. Чтобы данная цель была достигнута, пациенту необходимо научиться распознаванию фонем и их разделению при восприятии.
Занятия с логопедом должны проводиться регулярно, не менее трех раз в неделю. Помимо того, родители должны заниматься с детьми дома самостоятельно, выполняя все требования логопеда, ежедневно по 5-15 минут, несколько раз на протяжении дня.
Чтобы полностью преодолеть дислалию, занятия продолжают примерно 6 месяцев, в зависимости от тяжести протекания, возрастных особенностей пациента и регулярности проведения занятий. В дошкольном возрасте дети быстрее избавляются от речевых недостатков, по сравнению с более старшими детьми.
Работа с логопедом состоит из следующих этапов:
специалист сначала работает над постановкой произношения легких звуков, а затем переходит к более сложным;
объяснение ребенку особенностей его дефекта, что нужно делать для его преодоления
Важно объяснять пациенту эти моменты, чтобы он осознанно и ответственно относился к занятиям и стремился самостоятельно замечать свои ошибки;
проведение комплексного лечения, на данном этапе должны привлекаться и другие специалисты – воспитатели ДОУ, психологи, медицинские работники, родители;
логопеду необходимо подходить к лечению детей индивидуально, подбирать задания по интересам и поощрять интерес детей к своему дефекту;
дифференцировка фронтального обучения и индивидуальных занятий;
работа с постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков.. К задачам логопеда при работе с дислалией относят:
К задачам логопеда при работе с дислалией относят:
- подготовку речевого аппарата пациента к правильному восприятию;
- развитие правильного артикуляционного уклада;
- формирование корректного произношения, посредством специальных речевых материалов;
- обучение ребенка самостоятельному самоисправлению;
- закрепление сформированных речевых умений в различных коммуникативных ситуациях.
Нарушения чтения и письма
Дисграфия
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика дисграфии
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков
Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Дислексия
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами
Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка
В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика дислексии
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи
Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Способы коррекции дислалии у ребенка
Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.
Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.
Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков. Формирование навыков произношения
Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом
Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.
Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.
Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода
Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента
По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.
При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.
Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.
Упражнения для устранения механической дислалии
Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.
Артикуляционные упражнения для губ
Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.
К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.
Как выявляются причины дислалии
Логопедическая работа при определении причин возникновения речевых нарушений у малыша характеризуется проведением целого ряда исследований. Для этого специалистам необходимо собрать внушительную «историю болезни»:
- анализируется течение беременности у матери ребенка;
- обследуется на наличие патологий речевой аппарат малыша;
- выясняется, не было ли у него в раннем детстве травм психологического характера;
- определяется форма дислалии: простая (неправильно произносится один звук или несколько звуков одного типа) или сложная («стертая», полиморфная, когда неверно воспроизводятся несколько фонем).
После изучения всех особенностей формирования неверного произношения у маленького пациента формируется индивидуальный план коррекционной работы, содержащий выводы специалистов о причинах появления нарушений и путь их исправления.
Классификация нарушений звукопроизношения
В международной практике используются термины, обозначающие искаженное произношение звуков, образованных из названий букв греческого алфавита с суффиксом «-изм». Термины: сигматизм, ротатокизм, ламбдакизм, йотакизм, гаммакизм и хитизм. В случаях, когда обнаруживается фонетическая замена, к названию дефекта добавляется префикс «-para» — парасигматизм, параротацизм и т.д.
Сигматизм — это нарушение речи, заключающееся в неправильном произношении сибилянтных и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом, наблюдаются нарушения в произношении звуков , , , , , , . Сигматизм — очень распространенная форма неправильного произношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, латеральный, назальный, язычно-зубной), так и парасигматизма (зубной, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих довольно сложное.
Различные ошибки в произношении звука объединены под названием ротацизм. В связи с большой сложностью артикуляции, и особенно языка (задействованы все мышцы языка), существует множество видов ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзин записал 28 вариантов. Наиболее распространенными являются: отсутствие (полное отсутствие звука или гласный звук на его месте), носовое произношение, гортанное произношение (велярное или увулярное), одноударное, приглушенное, двухударное . Параротацизм также имеет множество вариантов: замены — р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы .
Под названием ламбдацизм скрываются все дефекты произношения звука . Существует три типа ламбдацизма: отсутствие звука или гласных, двусложное или язычное произношение звука , носовое произношение -л- нг; параламбдацизм: л-д, л-л’ (с разной степенью ослабления), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.
Нарушение произношения полугласного называется йотазизмом. Звук используется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, вой) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слогов. Приведенные выше два значения звука получают несколько иное выражение в случае ошибок произношения этого звука. Ошибки произношения: 1) звук не произносится вообще; 2) заменяется на ; 3) заменяется на .
Дефекты произношения нёбных звуков называются каппацизм — звуки к и к’, гамма-кизм — звуки г и г’, хитизм — звуки х и х’.
Помимо описанных выше, в логопедической литературе встречаются нарушения мягкого фокуса и ассонансных звуков.
Имеются интонационные ошибки в произношении согласных с звонкими и безголосыми парами. Существует три типа интонационных нарушений: а) полное отсутствие в речи звонких согласных, то есть их постоянная замена парными глухими; б) неадекватная интонация; в) неадекватная глухость. Все три случая относятся к паралалии и обычно отражаются в письменной форме.
Исследователи отмечают, что озвучивание звонких согласных встречается чаще, чем озвучивание незвонких согласных.
Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие в речи мягких согласных звуков, то есть их постоянная замена парными твердыми звуками; б) чрезмерное смягчение в) нарушение дифференциации твердых и мягких звуков, то есть помимо правильного произношения твердых и мягких согласных, наблюдаются отклонения как в одну, так и в другую сторону.
Чем сложнее звук, тем позже и труднее он ставится в произношении ребенка, и тем разнообразнее будут ошибки в произношении. Так, звук т может быть либо смягчен, либо заменен звуками типа п или к, а нарушений произношения звука p насчитывается более 20: p боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука p звуками л, л’, р’, й, в, д и др. Таким образом, группа сигматизмов делится на фонетические сигматизмы (латеральные, межзубные и др.) и парасигматизмы (замена сибилянтов на свистящие, замена свистящих и сибилянтов на т и д и т.д.), т.е. сигматизмы фонетико-фонематического характера. В группах ротацизм, ламбдацизм, каппацизм можно также выделить чисто фонематические ротацизм, ламбдацизм и параротацизм, параламбдацизм и др.Следует также сказать, что у разных детей дефект произношения может затрагивать только одну группу звуков (звонкие, ассонансные или свистящие и т.д.), и тогда он называется простым, частичным, мономорфным дефектом произношения, затем включать много групп звуков (один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и интонационными дефектами и т.д.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Как исправить дефекты речи у детей
Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.
Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.
Дефектолог или логопед?
Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.
Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.
Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе
Как родители могут работать с дефектами речи ребенка
Что могут сделать родители
Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
Необходимо избегать травм головы.
Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
Не нужно ругать за неудачи.
Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.
Упражнения для устранения дефектов речи у детей
Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.
Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.
Они могут быть направлены на:
- формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
- развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).
Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.
Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.
Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта
Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.
Симптомы дислалии у детей
Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.
Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.
Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.
При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.
Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.
Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.
Диагностика при дислалии
В основе дислалического звукопроизводства при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюсти). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, наиболее распространенными являются короткая подъязычная кость или уздечка верхней губы; реже встречаются макроглоссия (массивный, большой язык), микроглоссия (узкий, маленький язык) и толстые, вздернутые губы. При укорочении подъязычной уздечки больше всего страдает произношение верхнегубных звуков; при аномалии губ страдает произношение губных и губно-зубных звуков. Макроглоссия и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелина верхней губы, мягкого и твердого нёба, свидетельствуют не о дислалии, а о ринолалии.
К факторам биологического характера, вызывающим функциональную дислалию, относятся:
- Общая физическая слабость у часто болеющих детей,
- легкая мозговая дисфункция, способствующая задержке речевого развития,
- отсутствие фонематического восприятия, речевых паттернов и их переключения.
Лексико-грамматическая часть речи при дислалии сформирована в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, слоговая структура слов не искажена, правильно употребляются падежные окончания, единственное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Диагностическое обследование речи при дислалии начинается с выяснения:
- Особенности течения беременности и родов у матери, заболевания ребенка,
- раннее психомоторное и речевое развитие,
- состояние биологического слуха и зрения,
- опорно-двигательный аппарат (по данным медицинской документации).
Затем логопед исследует структуру и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии имитационных упражнений.
Собственно диагностика устной речи при дислалии предполагает обследование состояния произношения и выявление дефектных звуков с помощью соответствующего дидактического материала. Во время логопедического обследования определяется характер нарушения:
- Отсутствие;
- Замена;
- Смешивание;
Искажение звуков в разных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со сближением согласных), словах (в начале, в середине и в конце), фразах, текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
Обязательно проводится обследование высших психических функций — памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.
Логопедические заключения отражают форму дислалии (механическая или функциональная), тип дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), тип дефектного фонетического произношения (ротацизм, сигматизм и др.).
Этапы логопедической работы при дислалии
Организация логопедического воздействия при дислалии предполагает последовательное прохождение нескольких этапов, на каждом из которых ставятся собственные цели и задачи. Их отличия представлены в таблице.
Этап работы | Основные задачи | Направления работы |
Подготовительный этап логопедического воздействия при дислалии |
|
|
Этап формирования начальных умений произношения |
|
|
Этап развития коммуникации |
|