Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения

Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)

Здесь все согласные делятся на две группы:

  • твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: , , , , , , , , , , , , , , , , , ;
  • мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука , поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):

Примечание. Долгий мягкий согласный почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука .

В следующей заметке речь пойдет о системе согласных древнерусского языка.

О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.

Литература:

Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.

Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.

Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на два типа: твёрдые и мягкие. При их произношении происходит смягчение артикуляции, меняется положение языка. Во время произношении основная часть языка продвигается вперёд по направлению к зубам, а средняя часть языка сводится к твёрдому нёбу.

К мягким согласным звукам относятся: , , , , , , , , , , , , , , , , .

Многие из них образуют пары с твёрдыми согласными. Например, мягкий согласуется с твёрдым — ёс — ос, ел — ал, пы — пыь.

Мягкость согласных звуков на письме выражается гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также с помощью мягкого знака Ь, но указывают знаком мягкости (апострофом) только в транскрипции.

Чтобы отличить мягкие согласные звуки от твёрдых есть ряд правил:

  • после согласного звука стоит гласная и, е, ё, ю, я — согласный звук имеет мягкое значение. Тётя, сени, тени, так как после согласных идут гласные ё, я, е, и — согласные будут мягкими;
  • позиция согласного звука приходится на конец слова, и буква Ь стоит после него — согласный мягкий (лень, мигрень, степь);
  • звуки j, ч, щ всегда будут мягкими, независимо в какой позиции стоят, и не учитывая на то, какая гласная присутствует в данном слове.

Почувствуйте разницу в звучании в словах и . Вы заметите, что в первом слове — середина языка поднимается к нёбу. А во втором слове язык даже немного опускается вниз и звук более низкий.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах , , , , — твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена — . Твёрдый знак ъ — показатель твердости согласного: , .

Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове , , , , — мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: , , . Заметим, что мягкую в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: , . Для других букв нужно сверяться со словарём.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук

Глухой/звонкий

Твердый/мягкий

Парный/непарный

б

звонкий

твердый

парный

в

звонкий

твердый

парный

г

звонкий

твердый

парный

д

звонкий

твердый

парный

ж

звонкий

твердый

парный

з

звонкий

твердый

парный

к

звонкий

твердый

парный

л

звонкий

твердый

парный

м

звонкий

твердый

парный

н

звонкий

твердый

парный

п

глухой

твердый

парный

р

звонкий

твердый

парный

с

глухой

твердый

парный

т

глухой

твердый

парный

ф

глухой

твердый

парный

х

глухой

твердый

парный

ц

звонкий

твердый

непарный

ч

глухой

мягкий

непарный

ш

глухой

твердый

парный

щ

глухой

мягкий

непарный

й

звонкий

мягкий

непарный

б’

звонкий

мягкий

парный

в’

звонкий

мягкий

парный

г’

звонкий

мягкий

парный

д’

звонкий

мягкий

парный

з’

звонкий

мягкий

парный

к’

звонкий

мягкий

парный

л’

звонкий

мягкий

парный

м’

звонкий

мягкий

парный

н’

звонкий

мягкий

парный

п’

глухой

мягкий

парный

р’

звонкий

мягкий

парный

с’

глухой

мягкий

парный

т’

глухой

мягкий

парный

ф’

глухой

мягкий

парный

х’

глухой

мягкий

парный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Способ образования

Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:

  • смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки , , , , , , , , , , , ;
  • фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: , , , , , , , , , , , , , , ;
  • аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: , ;
  • смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки , , , ), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные , );
  • дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: , .

Твердые и мягкие

Почти все согласные могут быть как твердыми, так и мягкими, в зависимости от того, какая буква стоит после них.

Большинство твердых и мягких звуков образуют пары, которые на письме отображаются одной буквой, вот как раз поэтому звуков больше, чем букв. Есть также только твердые или только мягкие согласные звуки, их нужно запомнить.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Мягкий знак не обозначает мягкости согласных если:

служит для различения грамматических категорий. Если в существительном есть на конце Ь, то это слово имеет 3-е склонение женский род. А у существительных 2-го склонения мужского рода Ь отсутствует.

               ✓   Ночь, дочь, мышь, печь (3 скл., ж. р.). / Мяч, нож, чертеж, падеж (2 скл., м. р.).

для различения форм глаголов (после шипящих).

               ✓   Шагаешь (2 лицо, ед. ч.), намажь (форма повелительного наклонения), выпечь (неопределенная форма глагола).

у наречий.

               ✓   вскачь, навзничь.

Согласные звуки: как отличать

Согласные звуки — это звуки, в образовании которых губы, зубы и язык создают препятствие. Они, как правило, отличаются несколькими параметрами: 

  • глухостью или звонкостью; 
  • парностью или непарностью; 
  • мягкостью или твёрдостью.

Все согласные звуки условно делятся на: 

сонорные шумные

Мягкость и твёрдость глухих и звонких согласных букв появляется благодаря последующему гласному или согласному звуку. Определённые группы гласных могут давать только твёрдость или мягкость. Если после звонкого или глухого согласного идёт другой согласный звук, то он с большой долей вероятности будет твёрдым. 

Твердость и мягкость меняет звучание слова и делает его более выразительным. 

Понятие парных согласных связано с созвучностью звонких и глухих звуков. Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им, но только с меньшим количеством голоса и большим шумом.

Пример

Например, парные по глухости и звонкости согласные буквы: 

  • Б — П; 
  • Д — Т; 
  • Г — К; 
  • Б — П; 
  • Ж — Ш.

И так далее. 

Глухие и звонкие согласные можно распределить следующим образом: 

  • Пять непарных глухих согласных: х, ц, ч, щ.
  • Звуки , , , — шипящие.
  • Звуки , — твердые шипящие звуки.
  • Звуки и — мягкие шипящие звуки.
  • Звуки , , , , — свистящие. 
  • Звуки , , , — сонорные. Они всегда звонкие и не имеют пары. 

Запоминаем глухие и звонкие согласные звуки с помощью простой проверки: приложите пальцы к горлу и произнесите слово. Если чувствуете дрожание, то звук звонкий. Если оно отсутствует — глухой. 

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. Подобная разница в значениях обусловлена тем, что некоторые звуки имеют пару (звонкую или глухую). 

Запоминаем глухие буквы: 

п ф к т ш х ц ч щ

Глухие и звонкие согласные звуки образуют весь русский алфавит. Всего звуков в русском языке 36. 

Для упрощения задачи запомним, что все звуки в русском языке либо являются парными, либо непарными

В рус­ском язы­ке их значительно меньше, чем парных, но они тоже имеют немаловажное значение и позволяют создавать интересные звучания в стихотворениях или текстах. Непарных согласных не так много

Большинство из них представлены сонорными звуками и очень быстро запоминаются. 

Непарные согласные можно запомнить с помощью фразы: «У льва и жабы много друзей». Подобная нехитрая уловка значительно упростит процесс запоминания столь непростой темы. 

Пример

К примеру: 

  • Звонкие звуки:, , , , , .
  • Непарные звонкие согласные звуки: , , , , . 
  • Глухие звуки: , , , , , , , .
  • Непарные глухие согласные звуки: , , , . 

Как знание подобной информации поможет упростить процесс обучения? Благодаря знанию различий между звонкими и глухими согласными можно быстро делать фонетические разборы слов (такой разбор отмечается цифрой 1 и является одним из стандартных заданий на ВПР или ЕГЭ) без лишних затруднений. Различая звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки, можно избавиться от ошибок в повседневной речи и показать уровень собственной образованности. 

Для лучшего усвоения темы обратитесь к таблице глухих и звонких согласных: 

Твёрдые Мягкие
Звонкие
Глухие

Усвоение разницы между согласными звуками по уровню глухости, твердости, мягкости или звонкости позволит совершенствовать и оттачивать собственные знания по теме. 

Звуко-буквенный анализ слова

В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.

Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».

Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.

Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.

Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:

  • ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
  • или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.

Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.

Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.

Место образования

При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).

По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.

Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.

Так, губные согласные делятся на две группы:

  • губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: , , , , , ;
  • губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: , , , .

Язычные согласные бывают:

  • переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : , , , , , , , , , , , , ;
  • переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: , , , , , , ;
  • среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: ;
  • заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: , , , , , .

Принцип формирования слова из звуков[править | править код]

Файл:Anna audio.jpg Аудиографический анализ слова Анна

При произношении слова с гласной буквы и оканчивающийся на гласную, как в женском имени — Анна
или , — двойной звук согласной буквы «Н» прерывает гласное зучание, и — встраивается, между началом и окончанием цельного произношения звука , разрывая его по длинне непрерывного звучания, и — выделяя, при этом, звук под ударением: в данном случае, если ударение падает на первый слог, то начало гласного звука будет в два, и — более раз, дольше и громче, или — сильнее, чем в безударном окончании при затухании звучания — с переходом на выдох «Х», — которое может быть и очень кратким. Если соединить начало и конец слова, вырезав звуки буквы «Н», то произношение букв А (в начале) и а (в конце) будет целостным. В данном же — рассматриваемом случае, звук буквы «Н» несколько разнится по произношению и способам формирования, хотя для кого-то может показаться одинаковым и слитным.

Первая часть в произношении буквы «Н» — носовая
и также, как и в случае с ударными гласными, более продолжительная; с лёгким затуханием при переходе звучания ко второй букве «Н» рассматриваемого слова. Вторая часть звучания, — второй буквы — «Н«, произносится вновь с нарастанием и выравниванием, да и — кроме того, оно более краткое и обрывистое, как при обычном произношении данного звука: с отрывом кончика языка от задней стенки верхних передних зубов — резцов.

Звук гласной буквы не меняет своей первоначальной вибрационной тональности: просто становится тише и короче (как это можно наблюдать при разрыве единого произношения буквы «А» на аудио-графике), что условно и ошибочно может отражаться иными знаками в международном фонетическом алфавите. То же самое можно заметить и в слитном или якобы едином и продолжительном звучании двойных согласных чёткой и поставленной с детства речи, хотя надо было бы указывать два символа — (носовое, напряжённо-долгое) и  (язычно-зубное, альвеольные или обычное — краткое). Со звуком явно слышимой буквы «А» в кратком и затухающем окончании, необходимо указывать также символ , а не «э»  — которое ближе к звуку буквы «Е» : в данном случае, необходимо показать затухание звучания дополнительным символом — , , , и/или и т. д.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 48,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 103,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 104,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 208,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 28,
Полякова, Учебник

Упражнение 29,
Полякова, Учебник

Упражнение 15,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 69,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 121,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 272,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 203,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 217,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 31,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 691,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 17,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Сущность и отличительные черты типов артикуляции

Тип артикуляции, то есть способ образования согласных фонем (степень участия и функция различных органов артикуляционного аппарата человека) в разных языках представляет собой тот признак, по которому противопоставляются следующие виды согласных:

  • смычные согласные;
  • щелевые согласные;
  • аффрикаты;
  • боковые согласные;
  • носовые согласные;
  • дрожащие согласные;
  • щелчковые согласные.

В русском языке, как и во многих других языках, представлены все названные типы артикуляции, кроме щелчковых. В некоторых языках есть придыхательные согласные, которые противопоставлены непридыхательным согласным. Такие согласные были в древнегреческом, в древнеиндийском (санскрите). В современном английском языке глухие смычные произносятся с придыхательной артикуляцией. Но так как соответствующих им непридыхательных согласных не существует, то это явление считается фонетическим, а не фонологическим.

По типу артикуляции в русском языке противопоставляются смычные и щелевые («дал – зал», «том – сом», «код – ход»), смычные и аффрикаты («тем – чем», «тыкать – цыкать»), смычные и боковые («дом» – «лом»), смычные и дрожащие («дом» – «ром»).

Таким образом, были рассмотрены основные различительные признаки согласных фонем. Благодаря им можно охарактеризовать согласные фонемы со всех сторон, что позволит специалистам выделить и идентифицировать конкретный согласный звук.

Классификация согласных.

Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. Согласные отличаются друг от друга

  • по степени участия голоса и шума:  сонорные (в из образовании преобладает голос при небольшом количестве шума), шумные звонкие (состоят из шума и голоса)  и шумные глухие (состоят только из шума);
  • по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую  преодолевает поток выдыхаемого воздуха (губные, язычные  и т.д.).

Согласные звуки различаются по ряду признаков, но  наиболее четко  противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости,  что важно при различении слов на слух:  пруд – прут;  мел – мель. Для обозначения согласных звуков на письме  –  21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ

Для обозначения согласных звуков на письме  –  21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ.

Но, согласных звуков гораздо больше – 36:  , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,  , , , , , , ,  , , , , , , , , .

Причина такого несоответствия в том, что  мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И ) или Ь .

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  •  последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук ,  , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: ,  , , , ,   —  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  , , , , , , , ,  —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,    — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :  жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,  , , , , , — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: