Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Что мы узнали?

Согласные звуки и буквы в русском языке могут образовывать разнообразные сочетания, которые классифицируются по нескольким параметрам. По количеству членов они делятся на четыре группы – в сочетание может входить от двух до пяти согласных звуков. Также существует особая классификация, основанная на том, какие именно звуки входят в состав сочетания. В русском языке есть немало ограничений по сочетаемости звуков друг с другом. Ряд сочетаний согласных, которые имеют постоянный состав из-за того, что они располагаются на морфемных стыках, имеет особые произносительные нормы, которые необходимо знать. В корне такие сочетания могут произноситься по-другому.

Младшим дошкольникам, неговорящим детям и детям с низким уровнем речевого развития традиционные виды работ, используемые логопедами-практиками, будут недоступны.

Основной целью логопедического воздействия в работе с данной категорией детей будет вызывание подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширения объема понимания речи. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений

Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав, мяу-мяу). Постепенно цепочка этих звукоподражаний удлиняется до трех-четырех

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения: подражание крикам животных и птиц, транспортным шумам и шумам при падении предметов, звукам шагов, игре на музыкальных инструментах и т. д.

Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Так, детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ, с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба). На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков. Главной целью является уточнение контура слова (его длины).

Затем целесообразно переходить к работе со словами типа: СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами. После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одного-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). На данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение.

Обращается внимание на объединение двух слов в одно предложение («На ав-ав»). Большое значение придается подбору лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи

Для этого используется бытовая лексика, включаются слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий необходимо создавать различные игровые ситуации.

Во время занятий с малышами и неговорящими детьми рекомендуется на начальном этапе работы сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в силу его речевых возможностей), чтение стихотворений логопедом и ребенком по «ролям».

Например:

Логопед: — Гуси! Гуси!
Ребенок: — Га-га-га!
Логопед: — Есть хотите?
Ребенок: — Да-да-да!

Следует отметить, что вербальный материал с преобладанием стихотворных текстов гораздо легче усваивается детьми.

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

«Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

«Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Произносительные нормы русского языка по сочетанию согласных

Они распространяются на те сочетания, которые строго определены по своему составу, то есть такие, которые встречаются на стыке морфем. Это “место встречи” конечного согласного приставки с начальным согласным корня или конечного согласного корня с начальным согласным суффикса. Сочетания согласных звуков также образуются там, где предлог, оканчивающийся на согласную, стыкуется со знаменательным словом, которое с нее начинается.

Итак, на стыке морфем часто встречаются такие сочетания, как сж – зж, и сш – зш, которые произносятся как удвоенный ж и ш (твердые) соответственно, если они располагаются на стыке морфем.

В то же время. если сочетание зж встречается в корне, то оно тоже произносится как удвоенный ж, но уже мягкий.

Сочетания сч и зч, которые образуются на стыке между суффиксом и корнем, имеют двойную произносительную норму – их можно проговаривать и как долгий мягкий звук ш, и как сочетание ш и ч, оба из которых являются мягкими. В то же время тч и дч превращаются в мягкий, несколько продолженный звук ч, а тс и дс при произнесении трансформируются в ц.

Наконец, чн произносится на шн в ряде слов-исключений, в остальнвх случаях оставаясь собой, а чт в устной речи превращается в шт, точно так же, как гк и гч становятся хк и хч.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

В коррекционной работе по формированию звуко-слоговой структуры слова можно выделить два этапа:

  1. подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; целью данного этапа является формирование функционального базиса, психологических механизмов, необходимых для усвоения звуко-слоговой структуры слов родного языка);
  2. коррекционный (работа ведется на вербальном материале; целью этого этапа является непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова у конкретного ребенка-логопата).

В младшем дошкольном возрасте подготовительная работа начинается с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятия в детском саду дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими, как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Малыши учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывать прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как «тихо — громко», и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

Также на этом этапе работы малыши учатся прислушиваться к речи взрослого, обучаются различать шепотную и разговорную речь, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

На этом же этапе в игровой форме можно проводить занятия на развитие подражательности («Сделай как я» — выполнение движений по образцу взрослого), предлагать игры, сопровождающиеся речью («Руки в стороны — в кулачок, разжимай — и на бочок») или музыкой, с использованием атрибутов, например флажков; простые упражнения на формирование динамического праксиса рук («Покажи ладошки, спрячь ладошки»: руки сжать в кулачки, разжать).

Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками («Подуди в дудочку»). Если ребенок знаком с понятиями «один» — «много», то задание может быть следующим: «Подуди в дудку много раз», «Подуди в дудку один раз».

Также в этот период целесообразно научить ребенка выполнять элементарные упражнения, направленные на выработку общих речевых умений и навыков в игровой форме.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ри

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Основы слоговой структуры

Как определить, сколько слогов в слове? Их количество равно числу гласных звуков, которые отличаются тем, что могут протяжно тянуться: а-а-а, у-у-у, и-и-и. Они считаются слогообразующими:

  • Раки — два гласных звука, два слога (ра-ки).
  • Кит — один гласный звук, один слог (кит).
  • Шея — два гласных звука, два слога (ше-я).


Вам будет интересно:Гурьба — это шумные люди: толкование слова и синонимы Что становится очевидным из данного примера? Гласный звук может образовывать слог самостоятельно (ше-я) или группировать вокруг себя один или даже несколько согласных:

  • гли-на;
  • лист-ва;
  • пло-вец.

Слова, в которых всего один гласный звук, мы называем односложными:

  • лом;
  • мак;
  • стол;
  • дым;
  • хруст.

Примеры представлены также на картинке чуть ниже.

А если звуков два? Это двусложные слова, которым и посвящена данная статья.

Правила переноса

Необходимо усвоить, что не всегда перенос производится в соответствии с фонетическим слогоразделом. Когда это абсолютно точно не совпадает?

  • Если слог состоит из одной гласной. Оставлять на строке или переносить одну букву нельзя. Пример: о-гонь. Это двусложное слово, однако переносу оно не подлежит.
  • Если в середине наличествуют сдвоенные согласные. Пример: ва-нна. Мы записали слово в соответствии с фонетическим слогоразделом. Оно состоит из двух открытых слогов. Но при переносе удвоенные согласные должны быть разделены: ван-на.
  • Если в середине слова происходит скопление согласных, то допустим перенос в двух вариантах: по фонетическому слогоразделу и путем разделения согласных. Пример: сер-дце, серд-це; дру-жба, друж-ба; скри-пка, скрип-ка.

В остальных случаях фонетический слогораздел и перенос слова идентичны: ко-ра, гу-сар, про-ба, го-род, бре-лок.

Литературное редактирование. Проблема неблагозвучия. Основные фонетические погрешности и недочеты

Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Таким образом благозвучие предполагает наиболее совершенное сочетание звуков для говорящих на данном языке. Благозвучие должно соотноситься с фонетическими особенностями языка. Деление звуков на благозвучные и неблагозвучные оценивается как субъективное. Всё что несвойственно конкретному языку относят к неблагозвучию. – непривычно произносить 3 и более согласных подряд.

Наиболее естественным звучание достигается чередованием согл. и гл. звуков и незначительное употребление сочетаний согласных. Сочетание 4 и более согласных, которые могут появиться на стыке слов нарушает благозвучие. Для РЯ несвойственно не только награмождение согласных но и гласных, хотя гласных всего 6. Для создания благозвучия важна и последовательность звуков. При установлении законов сочетаемости возможны 2 случая:

— фонетически невозможное сочетание

— сочетание возможно, но только в одном или двух вариантах слова.

В РЯ преобладает сочетание согласных, построенных по закону восходящей звучности. Нетипичным будет: крендель, пломбир. Чем больше гласных звуков, тем речь благозвучнее – это не совсем верно, так как сочетание нескольких гласных искажает русскую речь. Это сочетание называют зиянием. Радиоузел аудио

Стечение внешнее – стечение гласных при сочетании слов. У Тани и у Инны.

На благозвучие оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов. Речь считается благозвучной, если многосложные слова чередуются с короткими. Устранение неблагозвучия:

— вместо сложносокращённых неблагозвучных наименований предпочтительно использовать полные.

— При скоплении неблагозвучных причастий с суффиксами вш, ущ, ющ, ащ, ящ

— При неверном употреблении предлогов, имеющих стилистические варианты о всём этом – обо всём этом

— При употреблении заимствованных слов с необычной фоникой заменять синонимами.

Устранение ошибок в звуковой организации речи – последний этап в редактировании. Фоностилистические ошибки менее заметны чем орфографические, поэтому нужно вдумчиво читать текст, и обязательно проговорить.

Фонетические ошибки:

Ангофразия— перерыв речи гласными или согласными: ммм…..ээээ…

Звуковые ассоциации ,связанные с табуированным пространством.

Зияние— неблагозвучное стечение гласных внутри слова (внутреннее) или между словами (внешнее)

Неоправданная ритмизация— ритмические фрагменты внутри неритмизованного текста.

Неудачная аббревиация или сокращение— неблагозвучное сокращение слов (ЕБРР).

Неуместная рифма-рифма, неуместная в данном стиле, тексте.

Случайные звуковые повторы— аллитерация и ассонанс, которые не играют на смысл текста.

Стечение согласных— неблагозвучное стечение согласных (пупс взбешен

Научимся делить двусложные слова на слоги

Чтобы раз­де­лить сло­во на фоне­ти­че­ские сло­ги, нуж­но учи­ты­вать, что сло­ги быва­ют раз­ны­ми по сво­е­му зву­ко­во­му соста­ву.

В нём могут быть как откры­тые, так и закры­тые сло­ги.

Открытый слог

Открытый слог состав­ля­ет соглас­ный с глас­ным или толь­ко глас­ный. Большинство сло­гов в рус­ском язы­ке явля­ют­ся откры­ты­ми.

Примерыко-ра, ду-ма, бу-ря, сли-ва, кро-на, ссо-ра, ки-но, ре-ка

Двусложные сло­ва «ба-нан», «ве-тер», «гло-бус» состо­ят из пер­во­го откры­то­го сло­га и вто­ро­го закры­то­го.

Закрытый слог

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов, а так­же звон­кие непар­ные соглас­ные , , , , и их мяг­кие пары , , , , нахо­дя­щи­е­ся как в сере­дине, так и в кон­це сло­ва.

Сонорный соглас­ный, нахо­дя­щий­ся в сере­дине сло­ва, отхо­дит к пер­во­му сло­гу. Учитывая это, делим дву­слож­ные сло­ва на фоне­ти­че­ские сло­ги:

лайка — лай-ка; кайма — кай-ма;
волна — вол-на; полка — пол-ка;
бамбук — бам-бук; самбо — сам-бо;
канва — кан-ва; санки — сан-ки;
арбуз — ар-буз; квартал — квар-тал.

Труднее делить на сло­ги дву­слож­ные сло­ва, в кото­рых в сере­дине встре­ча­ют­ся несколь­ко соглас­ных зву­ков. Если началь­ный слог дву­слож­но­го сло­ва состав­ля­ет глас­ный или соглас­ный с глас­ным, два соглас­ных с глас­ным, то они обра­зу­ют пер­вый откры­тый слог. За ним сле­ду­ет скоп­ле­ние глу­хих соглас­ных или соче­та­ние глу­хо­го и звон­ко­го, двух звон­ких соглас­ных, кро­ме сонор­ных. Они обра­зу­ют вто­рой слог, напри­мер:

дос­ка — до-ска; блесна — бле-сна;
костёр — ко-стёр; маска — ма-ска;
крестик — кре-стик; мачта — ма-чта;
почта — по-чта; дружба — дру-жба.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: