Морфологические изменения в головном мозге при олигофрении
Морфологические изменения зависят от формы и степени тяжести олигофрении, умственной отсталости. Могут отмечаться анэнцефалия (отсутствие головного мозга), агирия (отсутствие мозговых извилин коры головного мозга), пахигирия (разрежение извилин головного мозга), микрогирия (утолщение мелких, сильно изогнутых извилин коры головного мозга). Встречаются грубые изменения структуры нейронов, малое количество отростков, разрастание глии, нарушения миелиновых структур, кистозные образования. Олигофрения вследствие постнатальных отрицательных воздействий имеет в морфологическом плане сходство с резидуальной энцефалопатией.
Полезная литература
Лечение и социальная реабилитация пациентов, страдающих олигофренией невозможна без полезной литературы. К такой относят:
- Публикации Рубинштейна С. Я «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология».
- Издание Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников».
- Издание Исаева Д. Н. «Умственная отсталость у детей и подростков».
Существуют и другие не менее интересные книги и публикации ученных и докторов наук
Однако, именно на эти стоит обратить свое внимание, изучая вопрос о лечении и реабилитации детей, страдающих олигофренией
Причины
Причины умственной отсталости — органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития (во внутриутробном периоде, в первые годы жизни).
К органическому поражению нервной системы приводят следующие факторы:
- Генетические дефекты.
- Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
- Гипоксия и нарушения нормального кровоснабжения мозга.
- Недоношенность и преждевременные роды.
- Патология во время родов.
- Инфекции, затрагивающие мозговую ткань,
- Механические повреждения центральной нервной системы.
- Социальная изоляция («синдром Маугли»), отсутствие нормальных условий для развития психики в грудном возрасте (дефицит питания, общения, обучения, игр и игрушек и др.).
Олигофрения и деменция
Деменция является приобретенной формой слабоумия, при которой отмечается снижение интеллектуальных способностей от нормального уровня, что должно соответствовать возрасту человека. Как правило, деменцией страдают люди преклонного возраста, поэтому болезнь в народе называют «старческим маразмом».
Олигофрения – патология физически взрослого человека, у которого уровень развития остановился еще в детстве. При этом олигофрения – форма слабоумия, которую обратить нельзя. Болезнь развивается с ранних лет или с первых дней жизни.
Как первая, так и вторая формы слабоумия передаются по наследству.
Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллектаСтраница 2
В генезе олигофрении могут играть роль некоторые лекарственные препараты, принимаемые матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты, барбитураты и др.), а также плодоизгоняющие средства. Определенная роль в происхождении олигофрении отводится хроническому алкоголизму родителей.
В постнатальном периоде в качестве этиологических факторов чаще выступают нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты), дистрофические заболевания, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, а также другие вредности, перенесенные в первые годы жизни, которые могут обусловить поражение мозга и аномалии его развития. К экзогенным факторам, способствующим возникновению умственной отсталости, относятся также иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и по факторам АВО .
В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию, что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации больных. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии примерно 75%, 20%, 5% — сведения иностранных специалистов
Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном возрасте – определенная оценка конкретной ситуации, в простых практических вопросах. В речи употребляется фразовая речь. У больных повышается уровень отвлеченного мышления, логических процессов, ассоциаций, обиходная речь становится мало отличимой от речи интеллектуально полноценных детей и подростков. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета. Имеются элементы способности к обобщению. Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания. Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно.
С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства.
Страницы: 2
Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)
В зависимости от степени тяжести выделяют:
- легкую умственную отсталость (дебильность);
- умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
- тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
- глубокую умственную отсталость (идиотию).
Легкая степень умственной отсталости (дебильность)
которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей8 – 9 классовони хуже запоминают новую информацию
Тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность)
употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далеекоторая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут
Лечение
Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:
- Устранение этиологических факторов.
- Активация собственных компенсаторных механизмов.
- Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).
Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.
Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные, сосудорасширяющие с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты. Симптоматическое лечение антидепрессантами и транквилизаторами назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.
Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.
Диагностика
Чтобы определить наличие и степень умственной отсталости у ребенка, используют такие методы, как физикальный осмотр и психологическое тестирование. В ходе осмотра выявляются признаки:
Отсутствие интереса к окружающему миру.
Слабая коммуникативная связь с родителями, близкими родственниками.
Моторная дисфункция.
Ухудшение памяти и способности концентрировать внимание.
Иногда судорожные приступы.
Поведенческие отклонения.
Недоразвитие специфических навыков, типичных для возраста (умение играть, рисовать, собирать конструктор, выполнять бытовые и трудовые обязанности).
Лабораторное обследование проводится с целью выявления генных и хромосомных нарушений при наличии стигм дизэмбриогенеза. Анализ крови показывает наличие таких отклонений, как лейкоцитоз (повышение концентрации лейкоцитов), лейкопения (уменьшение концентрации лейкоцитов), лимфоцитоз (повышение концентрации лимфоцитов), анемия (дефицит гемоглобина). Биохимический анализ показывает особенности функционирования печени и почек.
Иммуноферментный анализ крови показывает присутствие вируса кори, герпеса, цитомегаловируса, которые могли спровоцировать развитие олигофрении. Диагностика умственной отсталости проводится на основании критериев, соответствующих определенной степени психических отклонений. При помощи инструментальных методов определяют характер функционирования и степень поражения внутренних органов. Основные инструментальные методы:
- Электрокардиография (показывает работу сердца и клапанного аппарата).
- Электроэнцефалография (проводится при наличии судорожных приступов для выявления биоэлектрической активности мозга).
- Рентгенография черепа (при подозрении на приобретенную форму умственной отсталости после перенесенных ЧМТ).
- КТ, МРТ (при подозрении на формирование интракраниального объемного процесса – опухоли, кровоизлияния, или нарушение морфологической структуры мозгового вещества – корковая атрофия).
- УЗИ сосудов, пролегающих в мозге (при подозрении на образование аневризмы сосудов, сосудистых мальформаций или наличии признаков церебральной гипертензии).
Показаны консультации специалистов – невролога, отоларинголога, иммунолога, логопеда, дефектолога, эндокринолога. Дифференциальная диагностика проводится в отношении ранней шизофрении, деменции на фоне органических поражений мозгового вещества или эпилепсии, аутизма.
Международная классификация
Международная классификация болезней (МКБ) – это общепринятые нормы для дифференцирования и кодирования видов медицинских диагнозов. Действующая классификация (МКБ 10) разработана ВОЗ в 2007 году.
Международная классификация степеней умственной отсталости составлена на основе разделения симптомов расстройств рассудка по тяжести и клиническим признакам проявления. Широко известна также устаревшее разделение МКБ 9, имеющая всего три вида – дебильность (соответствует легкой и умеренной степени по МКБ 10), имбецильность (тяжелая степень) и идиотия (глубокая степень). Из-за этических норм в медицинской практике постановка таких диагнозов на сегодняшний день не используется.
Присвоение человеку конкретного диагноза и степени тяжести по международным нормам основано на проверке уровня интеллекта тестом IQ.
Степень умственной отсталости | Код МКБ-10 | IQ |
Легкая | F-70 | 50-69 |
Умеренная | F-71 | 35-49 |
Тяжелая | F-72 | 20-34 |
Глубокая | F-73 | Ниже 20 |
Другие виды умственной отсталости | F-78 | – |
Неуточненная умственная отсталость | F-79 | – |
В тех случаях, когда оценить вид заболевания сложно (например, если человек не ходит, не видит или имеет проблемы со слухом), т.е. конкретный индивидуальный случай не подходит под международную классификацию умственной отсталости, то больному человеку диагностируется другая исключительная форма заболевания.
Диагностика
При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).
Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.
При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:
- Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
- Расстройство абстрактного мышления.
- Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
- Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
- Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
- Признаки социальной дезадаптации.
Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.
Профилактика
Вся профилактическая работа строится на предотвращении негенетических случаев, т. е. когда у ребёнка нет наследственной предрасположенности к заболеванию. В частности:
рекомендации беременным женщинам по улучшению здоровья: отказ от вредных привычек, смена места жительства в условия с лучшей экологией, осторожное обращение с химикатами, исключение физической работы и пр.
предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекций и соматических заболеваний;
раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий.
Степени олигофрении
Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.
Легкая олигофрения или олигофрения дебильность
Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.
Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.
Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.
Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.
Средняя степень
Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.
Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.
Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.
Тяжелая степень олигофрении
Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.
Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.
Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.
Первые симптомы
У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:
- Слабая моторика. Это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
- Неуравновешенность. Это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
- Задержка развития речи. Гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
- Замкнутость. Малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.
Ребёнок с трудом чему-то учится, не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей — отсутствие абстрактного мышления.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог • Стаж 35 лет
Пока ребёнок маленький, он не понимает своих особенностей. Помочь ребенку адаптироваться к социуму без помощи специалиста сложно, чем раньше выявить проблему, тем больше шансов скорректировать патологию. Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас возникли вопросы. Наши психологи дистанционно проведут психодиагностику, психокоррекцию страхов, тревог ребенка.
Дебильность имбецильность идиотия
Пациенты, страдающие олигофренией, могут в зависимости от типа отличаться по уровню развития. Олигофрения делится на дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность в этом списке является наименее сложным случаем патологии. Пациенты в состоянии самостоятельно себя обслуживать. Многие заканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести почти полноценный образ жизни, работая на производстве, выполняя несложные рудовые действия, например, делать уборку, выполнять погрузочно-разгрузочные работы. За счет нарушения восприятия окружающего мира лица, страдающие олигофренией в стадии дебильности, нуждаются в пожизненном контроле.
Общая информация
Умственная отсталость – это тяжёлый порок психического развития, который отражается на всех сферах психики – интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и т. д. – и лишает человека шанса на самостоятельную жизнь.
Другие названия заболевания – олигофрения, врождённое слабоумие, малоумие, задержка умственного развития. Отметим, что термин «умственная отсталость» лишь около двадцати лет, как принят мировой психиатрией. До этого использовался термин «олигофрения».
Обратите внимание! По некоторым данным, в России заболевание есть у 0,6% жителей. Это больше, чем распространённость шизофрении.. Несмотря на это, следующая Международная классификация болезней (МКБ-11, рекомендована к использованию с 1 января 2022 года) и американская DSM-5 уже утвердили новое название патологии – «интеллектуальная инвалидность» или «нарушения интеллектуального развития».
Несмотря на это, следующая Международная классификация болезней (МКБ-11, рекомендована к использованию с 1 января 2022 года) и американская DSM-5 уже утвердили новое название патологии – «интеллектуальная инвалидность» или «нарушения интеллектуального развития».
Всемирная организация здравоохранения, занимающаяся изучением болезни много лет, пришла к выводу, что умственная отсталость в разных формах есть у 1-3% населения Земли, а в некоторых регионах патология наблюдается у 7% людей. Мужчин патология поражает примерно в 1,5 раза чаще, чем женщин.
Стадии умственной отсталости
Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:
- Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
- Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
- Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
- Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.
Идиотия
Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.
Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.
Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:
- структурные повреждения мозга в грубых формах;
- многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
- частые приступы эпилепсии;
- пороки строения внутренних органов и систем.
Имбецильность
Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.
Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:
- легкую степень;
- среднюю степень;
- и тяжелую степень проявления патологии.
При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:
- Они сильно внушаемые люди.
- Имбецилы довольно неряшливы.
- Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
- Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
- Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.
Дебильность
Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:
- легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
- умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
- тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).
Баллы определения уровня IQ основываются на проведении комплексных мер по диагностированию патологии.
Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:
- У них нарушено абстрактное мышление.
- Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
- Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
- Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
- Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.
Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.
Клиническая картина с учетом патогенеза
Выраженность симптоматики зависит от степени олигофрении. Внешние признаки умственной отсталости легкой степени у детей и взрослых:
- Уменьшенные по сравнению с нормой размеры черепа.
- Низкая линия роста волос над лобной частью лица.
- Утонченная верхняя губа.
- Низко расположенные ушные раковины.
- Миндалевидная форма глаз.
- Уплощение области, находящейся между носом и верхней губой.
Симптомы олигофрении у детей и взрослых проявляются в легкой, умеренной и выраженной степени, признаки часто зависят от причин развития состояния. Клинические проявления с учетом патогенеза:
- Фенилпировиноградная УО (связанная с наследственным нарушением метаболизма). У новорожденных детей нормально сформирован мозг, который полноценно функционирует. Нарушения, спровоцированные биохимическими реакциями, развиваются после рождения. Начальные признаки (возраст 4-6 месяцев) – замедление психического и двигательного развития с тенденцией к прогрессированию нарушений. УО чаще тяжелая или глубокая. Проявления: повышение тонуса скелетной мускулатуры, нарушение двигательной координации, гиперкинезы, тремор (дрожание) пальцев верхних конечностей. У 30% больных олигофрения сопровождается судорогами.
- УО, спровоцированная вирусной инфекцией (вирус краснухи). Ребенок рождается с выраженными физическими отклонениями (микроцефалия, врожденные пороки органов, в том числе сердца, расстройство функций зрения и слуха). УО чаще глубокая. Типичны судорожные приступы.
- УО, спровоцированная гемолитической болезнью. У новорожденного выявляются признаки: нарушение кровообращения, увеличение показателей внутричерепного давления, склонность к появлению отеков.
- УО, спровоцированная алкоголизмом родителей. УО преимущественно легкая. Отставание в физическом развитии особенно заметно в первые годы жизни младенца. Наблюдаются нарушения в формировании черепных костей (микроцефалия, выпуклая форма лба, укороченный нос с уплощенной переносицей).
Родовые травмы часто приводят к кровоизлиянию в мозговое вещество и оболочки, что обуславливает развитие гипоксии и в последующем олигофрении. Обычно у таких детей выявляются нарушения – неврологический дефицит очагового типа, судорожный и гидроцефальный синдромы.
Прогноз и образ жизни
Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.
При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.
Родителям рекомендуется:
- Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
- Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
- Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
- Обучать ребенка самостоятельности.
- Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
С помощью таких плавил, родителям удастся немного адаптировать ребенка для его жизни в социуме.
Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости
Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.
Использованная литература
- Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 320 с. — (Коррекционная педагогика).
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986. 80 с.
- Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1988. 239 с: ил.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у подростков и детей: Руководство. М.: Речь, 2003. 391 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренпедагогика): Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / П.Б. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П Пузанова. М.: Издательский Центр «Академия», 2001. 272 с.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание детей с умственной отсталостью: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: Проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». М.: Издательство: «Гном и Д», 2005. 448 с.