Краткий перечень умений
Далее познакомимся с тем, что именно должны уметь дошколята, готовые к начальной школе.
Математические навыки:
- уметь показывать фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал;
- знать стороны: право и лево, верх и низ;
- считать минимум до 20 и обратно, но предпочтителен счет до 100;
- ребенок должен понимать соседние числа в пределах 10 (то есть если ему озвучить цифру 5, он должен понять, что перед ней находится 4, а после – 6);
- выполнять сложение и вычитание в пределах первого десятка;
- осознавать суть понятий «больше – меньше – одинаково», «широкий – узкий».
Для развития речи необходимо:
- уметь пересказывать только что прочитанный текст или вспоминать ранее изученный;
- составлять рассказ по картинке;
- понимать различие гласных и согласных звуков;
- ставить существительные во множественное число (кошка – кошки) и, напротив, в единственное;
- знать несколько несложных стихотворений, декламировать их по просьбе взрослого.
Хорошо, если малыш 5-6 лет может сочинять сказки, использовать богатую лексику, отгадывать загадки, подбирать слова, содержащие определенный звук.
Общие умения:
- хорошо знать предметы одежды и обуви, понимать, какой из них куда и как надевать;
- распределять предметы по группам на основании определенного признака (к примеру, цвета), находить лишнее;
- хорошо справляться с вырезанием ножницами;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии карандашом;
- рисовать геометрические фигуры и закрашивать их, соблюдая контур;
- лепить овощи, фигурки несложных животных;
- делать поделки и аппликации из природных и подручных материалов.
Однако важно помнить, что ребенок должен быть готов к школе, прежде всего, психологически – он должен хотеть учиться. Вот почему уверенный в себе любознательный дошкольник, пусть и не обладающий обширными знаниями, гораздо лучше воспримет перемены, чем его ровесник, который много знает, но не отличается психологической зрелостью
Зачем нужна подготовка к школе?
Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки. Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать. Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.
Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.
Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.
Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.
Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.
Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!
Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год, вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:
Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
Учите несложные стихи.
Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).
Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.
Если ребенку уже исполнилось 7 лет, идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).
Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!
Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.
Основные пкритерии оценки готовности детей к обучению в школе
Обязанность определения готовности ребенка к школе лежит на психологах и педиатрах. Они проводят беседу с родителями и детьми, отвечают на вопросы, осуществляют диагностирование, дают советы рекомендательного характера по поводу психического и физического состояния детей.
Такая диагностика, проводимая профессиональным психологом, состоит из определенных элементов:
оценивание готовности со стороны физиологии (моторика рук, общее физическое развитие, характер движений, уровень работоспособности, произвольное регулирование действий);
изучение личностной и социальной готовности (навыки коммуникации, развитие волевой и эмоциональной сфер, уровень самооценки, наличие мотивации учиться);
диагностирование психологической готовности (проверка того, как развиты память, восприятие, мышление, внимание, речь, а также базовые знания о явлениях и предметах окружающего мира). Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Возраст, когда ребенок еще не начал посещать школу, является временем для привития ему определенных умений и качеств, которые в будущем помогут ему успешно учиться.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
наличие интереса к учению и получению новых знаний;
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Полезные рекомендации
Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.
Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно
Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность
Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения
Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.
Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо
И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап
Как психологически подготовить ребенка к школе
Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.
Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.
Что еще
должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу?
Есть пункты, которые сложно отнести к определенной категории, но без которых первокласснику будет сложно обойтись:
- понимать и выполнять задачи, о которых просит взрослый,
- повторять задания по образцу или примеру,
- в случае, если первоначальные параметры задачи меняются, перестраивать ход решения и подстраиваться под новые обстоятельства,
- работать в определенном темпе, не отставая от остальных ребят,
- находить причинно-следственные связи и строить логические цепочки, понимать, как его действия влияют на результаты,
- сосредотачиваться на задаче и уметь не отвлекаться от дела до 30 минут,
- запоминать и называть цифры, предметы, слова, картинки воспроизводить их порядок,
- выполнять основные физические упражнения и быть физически развитым для своего возраста,
- держать осанку и не ложиться на парту во время занятий, чтобы не портить позвоночник,
- не стесняться и не теряться в новом коллективе, заводить знакомства, общаться со сверстниками,
- не бояться спрашивать совет и разрешение у взрослых, просить о помощи,
- без лишних эмоций и расстройств принимать советы и переживать конструктивную критику, если она будет,
- не бояться задавать вопросы и интересоваться непонятными вещами,
- быть аккуратным, не разбрасывать вещи, знать, какие предметы принадлежат ему и следить за тем, чтобы ничего не терялось,
- следить за опрятностью внешнего вида, дома мыть руки с мылом, чистить зубы, пользоваться носовым платком, причесываться,
- при необходимости обращаться за медицинской помощью, если ребенок понимает, что что-то болит.
Списки требований на первый взгляд кажутся большими и действительно впечатляет.
Но на самом деле большую часть этих знаний ребёнок получает в процессе взросления. Так что не стоит пугаться и думать, что перед школой придётся целый год активно готовиться, штудировать книжки и ночевать в обнимку с учебниками. Многие дети каждый год приходят в школу с самым различным уровнем подготовки и начинают учиться не смотря ни на что.
Родителям важно понимать, что хорошая подготовка облегчит ребенку жизнь, но отсутствие части знаний еще не является залогом успеха. Главный критерий тут, пожалуй, психологическая готовность ребенка к школе и желание учиться новому
Больший уклон мы советуем делать на мягкие навыки, которые обязательно пригодятся в жизни, а твердым навыкам ребенка точно обучат в школе.
«Натаскивать» детей на тестирование при поступлении можно, но главное не забывать, что они все еще остаются детьми, и хотят играть и получать от жизни удовольствие. Поэтому оставляйте детям детство, готовьтесь к школе с интересом и побольше веселитесь!
Как подготовить ребенка к обучению школе
Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Они ориентируются, что должен уметь ребенок в 5 лет, чему обязан обучиться к 7-ми годам.
Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.
Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.
Роль игры в подготовке к школьному обучению
Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.
В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.
В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.
Основы интеллектуальной подготовки
Для того чтобы сформировалась интеллектуальная готовность ребенка к школе, важно систематически заниматься с детьми, направляя усилия на развитие логического мышления и речевых навыков. Ориентиры следующие:
- Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. (Примеры заданий приведены в статье Словесно логическое мышление.)
- Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматическим строем речи.
Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.
Такая подготовка к школе нужна ребенку
С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе
Психологическая подготовка
Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу и получать новые знания. Родителям необходимо выполнить с ним специальные упражнения, которые помогут обрести психологический комфорт
Например, поиграть в школу: роль учеников исполнят куклы и игрушки, а малыш на время станет учителем. Далее мама дает установку – ребенку нужно хорошо учиться, все запоминать, чтобы потом объяснить материал куклам. Еще интереснее, если учениками станут родители.
Поможет и выбор наряда вместе с ребенком. Во многих учебных заведениях существует дресс-код, однако это не мешает взять ребенка с собой в магазин, чтобы он подобрал для себя подходящий под обязательные стандарты костюм, рюкзак, пенал, ручки. Все это поможет поддержать заинтересованность.
Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу
Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:
- знать буквы;
- уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
- обладать навыками письма;
- знать времена года, названия месяцев, дней;
- знать свои фамилию, имя, отчество;
- иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
- находить сходства и различия между предметами;
- уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
- знать основные геометрические фигуры;
- знать 10-12 основных цветов и др.
Когда начинать подготовку к школе
Есть японская теория воспитания, с которой согласны многие европейцы – позволять ребенку всё до 5 лет, после чего начинаются занятия по подготовке к школе.
Читайте так же:что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Несмотря на это, многие родители любят отдавать детей в кружки раннего обучения, но они должны понимать, что рано – не значит хорошо.
Действительно необходимыми знаниями, в отличие от обучения двухлеток иностранным языкам, являются знания о цифрах, буквах, развитие речи ребенка и азы чтения. Школы раннего развития и подобные центры могут хорошо подготовить ребенка к поступлению в первый класс, но нужно понимать, что родители должны сыграть в этом не последнюю роль.
Подготовка к школе должна проходить в форме игры, правила которой малыш усваивает постепенно, понимая, что больше нет его «хочу». Появляется слово «нужно».
Навыки, которые понадобятся ребенку перед школой, включают все, что относится к общему развитию. К примеру:
- Понятное и четкое формулирование своего мнения;
- Умение рассказать о себе (ФИО, адрес, номер телефона мамы и папы, адрес, род занятий домочадцев);
- Улавливание разницы предметов и их отличия;
- Навыки использования предметов гигиены, умение ими пользоваться и ухаживать за собой на базовом уровне (одевание, раздевание, чистка зубов, посещение туалета).
Учимся играючи
Игра — это ведущая деятельность для дошкольника, поэтому эффективнее всего вводить игровые элементы во многие повседневные задачи: «кто быстрее уберёт игрушки», «а ты умеешь собирать пирамидку?». Кроме того, полезно отыгрывать ролевые модели: «Давай поиграем в школу: я учитель, а ты ученик» — и меняться ролями.
Подытожим: подготовка к школе — это непрерывный процесс, и каждая минута, проведённая ребёнком с пользой, пополняет копилку необходимых знаний, умений и навыков. Важны не только целенаправленные занятия, но и общение, совместное времяпрепровождение, а также самостоятельные поиски и занятия ребёнка, игры, рисование и даже просмотр мультфильмов. Всё это помогает подготовиться к школе, а что ещё важнее — к жизни.
Шаг 4. Сделайте обучение интересным и индивидуальным
Важно учитывать, что сейчас на первое место выходят таланты человека, и в будущем многие работодатели будут оценивать именно индивидуальные способности работников и их soft skills. Об этом в рамках марафона мы поговорили с Ириной Фомичёвой, руководителем учебного отдела «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»:. Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры
Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры.
Когда ребёнок может двигаться в индивидуальном направлении и развивать свои данные, учёба из обязаловки превращается в приключение.
<<Форма бесплатного курса>>
Готовность к школе детей, посещающих детские дошкольные учреждения
Задача детского дошкольного учреждения при подготовке детей к обучению в школе заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для их развития, с учетом потребностей и возрастных особенностей каждого.
Готовность к школе подразумевает:
Развитие функций психики
Самыми первыми развиваются интеллект, внимание и память. Ребенок должен обладать на данном этапе определенными представлениями и знаниями
Также ему необходимо научиться осуществлять некоторые планы в уме.
Навык управления собой. Поскольку у дошкольников наблюдается достаточно ясное восприятие, хорошая память и быстро переключается внимание, они не всегда в силах контролировать эти процессы. Так, в памяти ребенка могут остаться детальные особенности разговора взрослых, если он привлек его внимание, однако направить свои способности запоминания на не интересующие его вещи, достаточно тяжело. При подготовке к школе ребенка нужно обучить тому, что иногда приходится делать то, что тебе не хочется.
Наличие мотива к обучению в школе. Его формирование можно отнести к самой трудоемкой работе. Необходимо помочь ребенку отыскать мотив, благодаря которому он будет стремиться учиться, с интересом осваивать науки, приобретать новые знания, и его не остановит тот факт, что обучение это непростая задача.
Когда дети занимались преимущественно игровой деятельностью, им требуется некоторое время для того, чтобы переключиться на учебу. Поэтому при подготовке их к обучению к школе задействуется принцип постепенного возникновения, развития и дальнейшего закрепления новых нервных связей.
На основании практического опыта, можно сделать вывод о том, что посещавшие ДОУ дети, обладают большим интересом к процессу какой-либо деятельности и могут оценить свою работу.
Развиваем две группы навыков
В первый класс принимают всех. Но это не значит, что всем в школе будет комфортно и интересно. Насколько легко ребёнок адаптируется к непривычным условиям и насколько успешно он будет учиться, зависит именно от подготовки к школе
Поэтому у дошкольников важно развивать две группы необходимых способностей:
-
гибкие навыки: моральную готовность к новому этапу в жизни, самостоятельность (как способность выдерживать длительную разлуку с родителями), коммуникабельность (умение правильно выстраивать отношения с учителями и сверстниками);
-
твёрдые навыки: речь и чтение, счёт и логику, письмо, знания об окружающем мире.
Задания по подготовке к школе: чтение и обучение грамоте
Несомненно, подготовка к школе должна включать в себя обучение письму и чтению. Чем лучше будет подготовлен будущий первоклассник к этому, тем проще ему будет не отставать от ровесников. Дети намного лучше себя чувствуют и показывают большие успехи, если им легко учиться. А это возможно лишь при изначально хорошей подготовке.
Чем родители могут заняться с детьми в области письма и чтения? Начать стоит с изучения звуков и букв. Ребенок должен различать эти два понятия, называть их
Также важно понимать согласные и гласные, звонкие, глухие и шипящие. Нужно, чтобы малыш мог привести пример
После освоения букв можно переходить к чтению
Очень важно начинать постепенно. Здесь действует главное правило – переходить от простого к сложному
Поэтому сначала стоит попробовать совмещать две простых буквы и произносить простые слоги, такие как ма, па, ла, на. Затем постепенно уровень повышается и ребенок учиться читать более сложные слоги, а затем и слова.
Лишь после того, как сын или дочь сможет освоить чтение по слогам, можно переходить к пословному чтению и произношению целых предложений. Главное в этом сложном деле помнить, что каждому ребенку требуется определенное количество времени на обучение. И всем – разное. Не стоит торопить его и пропускать какой-либо этап. Ведь если что-то будет не усвоено, то вскоре придется вернуться к этому материалу и начать все сначала.
Когда поступление в первый класс лучше отложить
Продленка
Далеко не у всех родителей есть возможность забирать ребенка сразу после окончания занятий, и для решения этого вопроса во многих школах организована продленка. Плата за подобный присмотр за детьми с родителей не взимается, но питание придется оплатить.
Продленка обязательно должна быть, если у школы есть возможность организовать обучение во вторую смену, свободное помещение и не менее 25 заявлений от родителей на посещение. Если возможности у образовательного учреждения есть и есть достаточное количество родителей, желающих воспользоваться услугой, то отказ в организации продленки со стороны школы неправомерен. О подобных случаях стоит сообщать в министерство образования.
Микаэла Царевская
Подготовка к школе: когда начать?
Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.
Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?
Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).
Поделиться
Физиологическая готовность ребенка к школе
Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.
Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания
Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку
А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п
Запись на подготовку к школе, как записаться в подготовительный класс в школе
Многие родители задаются вопросом, как записать ребенка на подготовительные занятия в школе. Сделать это очень просто в детском дошкольном учреждении, которое посещает дошкольник или же записаться через Госуслуги.
Обратите внимание! Предварительно многие ДОУ проводят презентации и раздают родителям специальные памятки со всей необходимой информацией
Электронная запись дошкольников
Стандартным способом и через интернет на портале Госуслуг
При стандартной записи существует вероятность, что ребенок все же не будет зачислен именно в определенную школу. Поэтому многие отдают предпочтение порталу Госуслуг.
Основные моменты записи
Перед тем как записаться в подготовительный класс в школе необходимо заранее все тщательно продумать и ознакомиться со всей информацией. Процедура идентична той, которая проводится при поступлении в учебное заведение. При этом обязательно нужно учитывать то, что записывать ребенка нужно заранее, так как рассмотрение заявок происходит с апреля по сентябрь, а запись открыта с января по июнь.
Важно! В отдельных случаях школы могут проводить подготовительные занятия с января, поэтому лучше всего предварительно уточнить всю информацию на портале
Пошаговая инструкция
Чтобы попасть на предстоящий учебный сезон, запись на подготовку к школе осуществляется:
- с 20/01 по 30/06;
- при наличии льготы можно подать заявку с 15/12;
- крайний срок предоставления документов 5 сентября;
- если прописка в границах учебного заведения отсутствует, то заявку нужно подавать с 1/07 по 5/09.
Обратите внимание! При отсутствии прописки в границах школы зачисление в первый класс возможно только при наличии свободных мест, в противном случае будет отказ
Подготовка дошкольников
Для записи ребенка на подготовку к школе через портал госуслуги нужно выполнить следующие действия:
- зарегистрироваться на портале;
- нажать «Получить услугу»;
- вписать сведения о ребенке и адрес прописки;
- из открывшегося списка образовательных организаций выбрать необходимое.
Обратите внимание! Портал госуслуг значительно облегчает процесс записи детей на подготовку к школе и делает его быстрым. Игнорировать данный этап жизни дошкольника не стоит, так как профессионально проведенная подготовка поможет добиться максимальных результатов
Заниматься подготовкой детей к школе самостоятельно дома или записываться к профессиональному репетитору — решать каждому индивидуально
Но, независимо от принятого решения, важно, чтобы занятия проводились систематически и в строгом соответствии со всеми правилами
Что должен уметь будущий первоклассник
В современном мире происходит стремительное изменение образовательных стандартов. Из года в год требования к детям, которые поступают в первый класс, становятся все жестче.
Подготовка ребенка к школе
Согласно сегодняшним требованиям ФГОС, будущие первоклассники должны обладать следующими знаниями и умениями:
- заниматься каким-нибудь делом на протяжении не менее 20 минут;
- находить сходства и различия между предметами и картинками;
- играть в игры, в которых требуется проявлять быстроту реакции, внимательность и сообразительность;
- уметь писать цифры и печатные буквы;
- знать цифры от 1 до 10;
- уметь считать до 10 и обратно;
- понимать арифметические знаки;
- делить геометрические фигуры на части;
- определять где право, лево, верх, низ;
- запоминать до 10 картинок;
- рассказывать стихи, пословицы, скороговорки и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
- читать по слогам;
- отличать согласные буквы от гласных;
- складывать пазлы;
- заканчивать предложения;
- находить лишнее слово из представленной группы;
- раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
- уметь пользоваться линейкой и ножницами;
- правильно держать карандаш и ручку;
- уметь из слов составлять предложения;
- по картинкам составлять рассказ;
- слушать и отвечать на вопросы;
- различать в словах звуки;
- знать животных, птиц, овощи и фрукты;
- различать геометрические фигуры и цвета;
- ориентироваться во времени;
- составлять небольшие рефераты;
- отличать неодушевленные предметы от одушевленных;
- называть дни недели и месяца, времена года и явления природы;
- называть свои ФИО, дату рождения, город, адрес и имена родителей.
Кроме всего перечисленного выше будущий первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться и шнуровать обувь, следить за чистотой рабочего места и знать правила поведения в общественных местах.
Важно! Чтобы малыш перед школой обладал всеми необходимыми знаниями и умениями, каждый родитель должен знать все о подготовке ребенка к школе
Что должен уметь будущий первоклассник
Несколько слов в заключение
Хотелось бы порекомендовать еще несколько пособий для уважаемых педагогов. Это «Комплексная программа экспресс-подготовки детей к школе «Здравствуй, школа!» 6-7 лет». Также очень современный вариант – электронная программа «Готовим детей к школе». И еще интересное пособие по методическим рекомендациям.
Думаю, на сегодня мы подробно рассмотрели данный вопрос. Я надеюсь и буду рада, что советы и информация были ценны для вас. Успехов вам, дорогие читатели! Пусть подготовка детей к школе станет радостной и интересной для них и для вас. Буду очень благодарна за лайки и репосты в соцсетях.