Графомоторика: как она развивается и как помочь дошкольнику в ее развитии

Графомоторные навыки

Структура графомоторных навыков

Определение 1

Графомоторный навык — это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

  1. Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
  2. Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
  3. Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
  4. Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.

Замечание 1

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Как графомоторные навыки помогают в развитии ребенка?

Почему нужны «обводилки»?
В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошколятами и младшими школьниками. Графические прописи применяют логопеды в работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно в домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития

Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

Что же такое ГРАМОФОТОРИКА?

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность

Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую

Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к

это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

2. Слежение пальчиком по узору.

3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

Для постоянных занятий желательно сделать  многоразовые трафареты: заламинировать их ламинатором или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность

Заниматься можно с детьми уже с 2,5 лет (для них есть задания попроще), но особое внимание обратить на развитие графомоторных навыков нужно ближе к школе (примерно с 4- 5 лет)

Ментальная Арифметика советует постепенно усложнять задания и переходить к занятиям рисования обеих рук одновременно.

Желаем Вам успехов в развитии.

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме

Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений. Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Формирование правильного захвата

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, — карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

Подготовка дошкольников к письму

Графомоторные навыки зависят от психомоторного развития. Если родители или педагоги сомневаются, в порядке ли графомоторное развитие ребенка, они могут обратиться к специалисту, который оценит состояние и порекомендует конкретные графомоторные упражнения.

Они могут проконсультировать вас в учебно-психологическом консультационном центре, услуги которого бесплатны и есть в каждом регионе. Существуют также частные консультационные центры, специально занимающиеся графомоторными навыками. Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки даже в школьном возрасте, он может плохо усваивать буквы, иметь неразборчивый почерк и низкую скорость письма. Если вы будете бдительны в дошкольном возрасте и будете следовать рекомендациям и практике, когда это необходимо, начало обучения в школе и обучение письму пройдет для ребенка гораздо спокойнее.

www.grafomotorika.euwww.stabilo.comwww.msmt.cz

Фото:Pixabay.com

14. 4. 2022 | Lucie Hromádková

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Польза раннего развития графомоторых навыков

Большинству детей действительно нравится использовать карандаш даже в самом раннем возрасте. В дополнение к  написанию букв, линий, форм ребенок развивает множество аспектов, которые важны для правильного развития посредством письменных упражнений.

  • Укрепление мышц кисти и пальцев. Мышцы кисти и пальцев укрепляются, удерживая ручку или карандаш.
  • «Стимуляция» по средней линии: это относится к ребенку, развивающему чувство своей средней линии при письме, потому что при письме ему не нужно перемещать руку, чтобы перейти к следующей строке.
  • Удерживание ручки. Таким образом ребенок научится правильно держать ручку.
  • Координация глаз-рука: сам процесс письма стимулирует координацию глаз-рука, потому что мы должны следить глазами, что «рука» делает.
  • Двусторонняя интеграция: удерживание ручки одной рукой во время письма другой рукой.
  • Укрепление верхних конечностей: этот аспект не так заметен, но он, безусловно, существует.
  • Манипулирование предметами: развитие навыков письма является сложным процессом и, безусловно, влияет на развитие навыков манипулирования (его совершенствование).
  • Зрительное восприятие: посредством письма ребенок учится следовать инструкциям для рисования различных линий и форм, а также их пониманию.
  • Определение доминирующей руки: ребенок также использует карандаш, чтобы помочь определить доминирующую руку, то есть руку, с которой ему «легче» писать.
  • Навыки мелкой моторики. Как уже упоминалось, навыки письма являются сложным процессом и зависят от развития мелкой моторики. Тонкая моторика и навыки письма взаимозависимы. Если тонкая моторика хорошо развита, то и письмо станет лучше, и наоборот.

Последовательное развитие графомоторных навыков у дошкольников

Развитие графомоторных навыков проходит успешно, если охватываются три направления:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Формирование зрительно – пространственной ориентировки.
  3. Согласование действия руки и глаз.

Становление навыков происходит в соответствии с возрастом ребенка. Используются игры, задания, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика. Не последнюю роль играет владение навыками самообслуживания и трудовой деятельности. Например, умение завязать шнурки, застегивать молнии и продевать пуговицы в петли, пользоваться столовыми приборами.

Формирование простейших графических умений у детей 3-4 лет

К 3 – 4 годам ребенок должен уметь правильно держать карандаш.

Он уже может копировать простейшие фигуры. Например, круглая голова и овальное туловище у цыпленка. Малыш старается обвести пальцем или карандашом контуры изображенного предмета. Хорошим помощником в этом случае служат контурные тематические трафареты. Например, «Животные» или «Посуда».

В этом возрасте для формирования графических навыков можно использовать следующие упражнения:

  • «Веселая щетка». «В руки щетку мы возьмем, массаж пальчиков начнем». Движения выполняются с зубной щеткой: растираются щеткой подушечки пальцев на одной руке, затем на другой, а в конце – ладошки.
  • «Солнышко». Ребенку предлагают нарисовать лучики солнышку, соединяя пунктирные линии.
  • «Мишка косолапый». Малыш трафаретом рисует контуры медведя, а шерстку изображает штрихами.

Все упражнения выполняются по показу и под наблюдением взрослого.

Развитие моторики руки в 4-5 лет

В 4 – 5 лет дошкольник закрашивает рисунок, почти не выходя за контур. Он справляется со штриховкой в заданном направлении и соединяет точки для получения картинки. Ребенок старается дорисовать недостающую половину изображения.

Актуальны упражнения:

  • «Дорисуй вторую половину». На рисунке половина предмета. Необходимо дорисовать вторую его часть. В этом возрасте используют простые варианты. Например, гриб, листок, домик.
  • «Цветные квадраты». На листе бумаги ряды точек. Ребенку предлагают соединить на рисунке точки красным карандашом так, чтобы получился самый большой квадрат. А синим карандашом так, чтобы получился самый маленький квадрат.
  • «Узор из пуговиц». Взрослый выкладывает узор из пуговиц, а затем по этому образцу трудится дошкольник. Можно усложнить задание: образец нарисован. Возможен вариант, когда узор ребенка служит образцом для взрослого.

Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет

К 6 – 7 годам будущий первоклассник закрашивает рисунок, не выходя за контур, рисует любые геометрические фигуры, копирует сложные изображения по клеткам, ориентируется на листе бумаги. Для развития графомоторных навыков используют упражнения:

  • «Дорисуй фигуры». Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры. Они не завершены. Задание в том и заключается, чтобы дорисовать контуры и получить завершенные образы.
  • «Бусы». На рисунке бусы с изображением бусинок различной конфигурации и цвета. Нужно продолжить ряд.
  • «Точки». Взрослый показывает, как можно создать рисунок, соединяя точки. Ребенок на этом примере создает свои варианты. Используемое количество точек неограниченно.

Подготовка руки к письму

Мелкая моторика развивается с младенчества. Ребёнок хватает всё, до чего может дотянуться, чтобы поскорее овладеть этим предметом. Рука подстраивается и обучается с невероятной скоростью. 

Верхней границы развития мелкой моторики нет: пальчикам с раннего возраста и до самой старости полезно запутываться и распутываться в нитках, что-то лепить (идеально, если под маминым руководством из этого получается еда), рисовать разными материалами, перебирать пуговицы, крупы и песок, по тысяче раз открывать и закрывать замки и защёлки, возиться в земле, трогать траву, мох и кору в лесу или парке. Пусть моторное развитие станет частью ежедневной рутины для вас и ребёнка. И если у подрастающего малыша появились сложности с письмом, всегда можно уделить больше времени этим бытовым и творческим процессам. 

Позвольте ребёнку снять варежки на прогулке и пособирать камешки и веточки. Создавайте из них поделки. Заведите коробочку с материалами, у которых необычная текстура, и давайте ребёнку повозиться с ними. Пусть он в своё удовольствие набивает карманы желудями, их приятно и полезно перебирать пальцами. Собирайте пазлы, плетите косички куклам, готовьте вместе, наслаждаясь процессом и улучшая результат. 

Для подготовки руки можно использовать и специальные логопедические инструменты: массажные мячики и рельефные палочки, например су-джок, — обычно дети их любят.

Массируйте малышу ладошки каждое утро и регулярно делайте с ним пальчиковую гимнастику, пойте, читайте специальные стишки под ритм — их легко найти в интернете и методичках для логопедов. «Склеивайте» в сознании ребёнка речь, ритм и изолированные движения пальцами — этот процесс в будущем превратится в беглое письмо. 

Отрабатывайте фокусы, тренируйте «пальчиковые головоломки». Можно репетировать сложные фигуры из пальцев для театра теней — это очень увлекательно. Детей постарше могут заинтересовать жонглёрские упражнения на ловкость и точность движений рук. Существует целое направление — нейромоторика: в Сети можно найти руководства и видео с упражнениями. 

Уверены, что-то из этого точно понравится вашему ребёнку. 

<<Форма демодоступа>>

От чего зависит умелость руки в графических действиях

Умелость руки в графической деятельности зависит от уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия, сохранение правильной позы при выполнении задания.

Развитие руки ребенка хорошо продвигается, если применять тренировку пальчиков с помощью заданий на тактильные ощущения или с помощью пальчиковой гимнастики. Например, игровое упражнение «Гладим утюжком» с прокатыванием ребристого простого карандаша по столу активизирует мышцы и рецепторы ладони. Упражнения пальчиковой гимнастики нацелены на комплексное развитие мышц руки и пальцев: на сжатие, растяжение, сжатие (см. Пальчиковые игры для детей).

Для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки актуальны аппликация из геометрических фигур, графические диктанты.

Этапы графомоторного развития

  • В возрасте от 2 до 3 лет движения становятся более скоординированными, появляются круглые и квадратные узоры. Ребенок держит карандаш в пальцевом захвате, что напоминает держание кремня. Желательно, чтобы пишущий инструмент был толстым и коротким, чтобы ребенку было удобно с ним обращаться. Примерами таких ручек являются восковые ручки, детские маркеры и специальные мелки.
  • В 3 — 4,5 года ребенок будет более бегло рисовать линии и начнет раскрашивать. В это время уже может появиться неправильный захват, который необходимо исправить на щипковый захват для предотвращения фиксации.

Маленьким детям в возрасте около 3 лет лучше всего держать в руках короткие и толстые письменные принадлежности, такие как восковые ручки. (Фото: Pixabay.com)
Щипцовый захват — это самый эффективный захват карандаша с точки зрения движения руки.

Примерно в возрасте 4,5 — 5 лет, когда детям нравится рисовать головоногих моллюсков и их творения становятся узнаваемыми, захват клешней должен стабилизироваться. Неправильные хватки следует исправлять так, чтобы к моменту начала обучения в школе правильная хватка уже была закреплена. Ребенок дошкольного возраста должен уметь нарисовать фигуру, включая детали, что проверяется специалистом по работе с детьми и подростками в 5 лет в рамках проверки школьной зрелости.

Щипцовый захват — правильный захват карандаша

Щипковый хват — это самый естественный и эффективный хват карандаша с точки зрения движений руки

Это очень важно для обучения правильному письму и для более легкого обучения в целом, поэтому следует уделять особое внимание его исправлению. Ребенок должен начинать обучение в школе с фиксированным хватом, так как в 1 классе нет места для его освоения, и сразу переходить к обучению письму. Поэтому родители и воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы она была освоена

Поэтому родители и воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы она была освоена.

Используются 3 пальца — большой, указательный и средний, остальные пальцы свободно лежат на бумаге, ладонь свободна. Большой и указательный пальцы находятся друг против друга, подушечки пальцев захватывают письменный прибор, а средний палец поддерживает его снизу. Для маленьких детей такое положение рук можно сравнить с кроваткой, в которой качается карандаш. Средний палец — это кроватка, указательный — подушка, а большой — плед. Комфортер должен мягко облегать, но не давить. Эта анимация пальцев и карандаша также помогает при коррекции. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Ты держишь его неправильно». Например, мы говорим: «Карандаш выпадает из кроватки, а подушка давит». Таким образом, у ребенка не будет ощущения, что он неуклюжий, и мы сможем чаще поправлять его.

Неправильный захват — большой и указательный пальцы не зажаты в щепотку, большой палец выступает. (Фото: Pixabay.com)
Неправильный захват — слишком сильное давление на карандаш, ломающий указательный палец.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме

Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений. Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: