Диагностика нарушений слуха у детей

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук. В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается. Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5-10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3-5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции

При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность — замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот — хочет спать. Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости.

C рождения слух дает до 30% информации об окружающем нас мире. Число людей с социально значимым снижением слуха — более 500 млн. (по данным ВОЗ) и неуклонно продолжает расти. Чем раньше выявлено нарушение слуха, тем больше шансов на успешное лечение и реабилитацию

Особенно это важно для детей

Методы исследования слуха бывают субъективные и объективные. Субъективные методы зависят от ответа пациента. Объективные не зависят.

К субъективным методам относятся:

  1. Акуметрия — определение восприятия шепотной и разговорной речи.
  2. Тональная пороговая аудиометрия. Аудиограмма — это графическое отражение способности испытуемого слышать чистые тоны различных частот. Принято предъявлять тоны различных частот в следующей последовательности: 1000, 2000, 3000, 4000, 6000, 8000, 500, 250, 125 Гц.
  3. Речевая аудиометрия. Позволяет оценить уровень разборчивости речи пациентов.
  4. Ориентировочная аудиометрия (проводится детям до 3 лет).
  5. Игровая аудиометрия (детям от 3 до 5 лет).

К объективным методам относятся:

С 2012 года в Республике Беларусь внедрен аудиологический скрининг. Всем новорожденным в родильных домах производят регистрацию отоакустической эмиссии. ОАЭ — скрининговый метод. Он основан на регистрации сигналов, которые генерируют волосковые клетки внутреннего уха (улитки) в ответ на импульс определенной громкости. Достоинства этого метода доступность, простота. С помощью этого метода нельзя установить степень потери слуха.

Но если тест не пройден, родителям рекомендуют пройти более углубленное исследование у врача сурдолога. Такое исследование называется регистрация короткостволовых слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Этот метод трудоемкий, длительный (занимает около часа). Во время обследования ребенок должен находиться в естественном или медикаментозном сне. Это позволяет вовремя выявить проблемы со слухом у ребенка, вовремя пройти реабилитацию

Важно знать что, чем раньше у ребенка наступило нарушение слуха, тем пагубнее это скажется на его развитии. И соответственно, чем раньше выявлено снижение слуха, тем больше шансов будет у ребенка развиваться наравне со сверстниками

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально

Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Ссылки по теме:

  • Аудиометрия
  • Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
  • Тимпанометрия
  • Регистрация КСВП
  • Регистрация ASSR
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?

Цены на аудиологическое исследование детей**:

Наименование Цена, руб
Комплексный детский скрининг (Консультация сурдолога, импедансометрия, ЗВОАЭ, ПИОАЭ, КСВП, ASSR (при необходимости данного вида исследования) 15 000
Базовый детский скрининг (Консультация сурдолога, импедансометрия, ЗВОАЭ, ПИОАЭ) 7 000
ASSR (компьютерная аудиометрия) 5 000
ЗВОАЭ (задержанная вызванная отоакустическая эмиссия)  1 500
ПИОАЭ (отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения) 1 500
Игровая аудиометрия 2 500
Импедансометрия (одно ухо) 1 250
Типанометрия (одно ухо) 1 000
КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, микрофонный потенциал) 5 000
Консультация сурдолога 2 000
Дообследование слуха ребенка в состоянии физиологического сна 5 000
Аудиометрия 1 500

Вопросы пользователей на нашем сайте о нарушениях слуха у детей

Здравствуйте. Если у ребёнка воспаление уха может ли
Это спровоцировать разрыв барабанной перепонки во время полёта? Дайте пожалуйста рекомендации. Какие
лекарства можно с собой ?

Ответ врача:Здравствуйте!
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо понимать о какой форме отита идет речь (наружный, средний, острый или хронический). Полагаю, в Вашем случае перед принятием решения о полете лучше обратиться к ЛОР-врачу.

Здравствуйте! Ребенку 1,5 года. Провели КСВП. Результат:Пороги визуальной детекции слуха (5 пик) определяется с двух сторон при стимуляции на уровне
15 дБ. Как это интерпретировать?

Ответ врача:Здравствуйте, Светлана!
Подобные результаты свидетельствуют о нормальной функции внутреннего уха и стволовых отделов проводящей нервной системы слухового анализатора. В отсутствии другой патологии в выше лежащих отделах слуховой нервной системы данные могут соответствовать о норме слуха.

Добрый день, можно проверить слух , у вас или на дому , ребенку 4,6 лет . Нейросенсорная тугоухость , неуточненная ,АСВП, КСВП

Ответ врача:Добрый день!
Данные обследования мы проводим только в центре в филиале на Староалексеевской дом 8, на дому наш специалист их не проводит.
Для записи на приём к детскому сурдологу, Вы можете обратиться по телефону единой справочной службы +7(495)660-94-10. Ждём Вас нашем центре!

Здравствуйте. У ребёнка 3 года врожденная аномалия левого уха, деформация всех отделов,микротия ушной раковины. Тугоухость левого уха, неуточненная. Левым
ухом не слышит вообще с рождения, рассмотрение КИ. Прошли комплекс обследований. Заключение:При проведении ксвп пик v зубца справа визуализируется при предъявлении стимула интенсивностью 20 дБ нпс, слева пик v зубца при 40 дБ нпс. Латентность v зубца умеренно снижена. Межпиковые интервалы не постоянный. Имеется иежполушаиная ассиметрия. Отоакустическая эмиссия регистрируется справа и не регистрируется слева. Имеются признаки нарушения функции наружных волосковых клеток улитки левого уха. При проведении мультик АССР определены пороги по воздушной проаодимости с обеих сторон на всех исследуемых частотах.. У реьенка моторная алалия, почти 4 года и не разговаривает.

Ответ врача:Здравствуйте!
Прежде всего, следует отметить, что по данным, которые Вы предоставляете, обнаруживается норма слуха на правое ухо (пороги визуальной детекции пиков КСВП справа в норме). При одностороннем нарушении слуха задержки психоречевого развития слуха быть не должно ( в отсутствии других причин). Более того, слева так же регистрируются ответы на уровне 40 дБ. учитывая аномалии развития наружного и среднего уха, это вполне ожидаемо. Полагаю, что патологии внутреннего уха (слухового нерва) слева попросту нет. Таким образом, проведение КИ при норме слуха с одной стороны и снижении с другой не показано. Отоакустическая эмиссия не регистрируется слева по причине аномалии развития, а не по причине патологии внутреннего уха. Регистрация эмиссии справа подтверждает норму слуха. При необходимости Вы можете обратиться к нам за подтверждением состояния слуха. Кроме того, следует получить консультация сурдопедагога для решения вопроса о дальнейшей тактике развития речи.

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

Акуметрический метод проверки

  1. Проверка разговорной речью. Доктор или медсестра просят пациента стать в определенном месте кабинета, закрыть одно ухо рукой или ватными берушами, отвернуться к стене или закрыть глаза. Зачем отворачиваться или закрывать глаза? Многие, того не зная, умеют “читать” по губам.

    Чтобы исследование было достоверным, нужно исключить этот “вспомогательный” маневр. Как пациент готов, врач подходит вплотную и говорит громким и четким голосом цифры или слова. Используются слова и цифры, содержащие как звонкие, и глухие согласные: чашка чая/кошка/мышка и домик/девочка/лягушка.

    У детей чаще используют словосочетания понятные детям, а при исследовании взрослых – цифры. Врач постепенно отступает от пациента, продолжая произносить слова, пока расстояние между врачом и пациентом не составит 6 метров.

    Затем такая же процедура повторяется с другим ухом. 6 метров – минимальное расстояние, на котором здоровое ухо слышит разговорную и шепотную речь.

  2. Проверка шепотной речью. После подготовки пациента (такой же, как и при проверке разговорной речью), врач или медсестра произносят громким четким шепотом словосочетания и цифры, постепенно отдаляясь от проверяемого, пока расстояние между ними не достигнет 6 метров.

    Если у проверяемого человека слух по разговорной речи 6:6 и по шепотной речи 6:6 – он здоров по слуху и может быть принят на любую работу, даже в шумном производстве. Если же слух снижен, и как минимум одно ухо слышит на расстоянии меньше 3 метров – такой пациент не может быть допущен к работе в шумном производстве и на высоте.

    При проверке у детей, особенно дошкольников, уместно произносить словосочетания, знакомые им: названия животных, имена сказочных героев. Можно не говорить слово, а задать ребенку вопрос, требующий ответа, например: “любишь конфеты”. (шуточная проверка).

  3. Камертональные тесты. Проверка камертонами используется обычно не при профилактических осмотрах, а при обращении с жалобами на одно- или двустороннее снижение слуха. Камертон – музыкальный инструмент, выдающий чистый звук определенной частоты.

    В медицине в основном используются камертоны с частотой звучания 128 (С128) и 2048 (С2048) в секунду. Применяются 3 камертональные пробы: Вебера, Ринне, Швабаха.

Снижение слуха

Снижение слуха может иметь несколько причин: черепно-мозговые травмы, осложнения после ранее перенесенных инфекционных заболеваний, старение организма, воспалительные процессы среднего уха, генетическая предрасположенность, аутоиммунные реакции, трудовая деятельность, связанная с работой в условиях повышенного шума. Отследить процесс уменьшения звуковосприятия на раннем этапе достаточно сложно. Становится понятно, что есть определенные проблемы, только тогда, когда слуховые дефекты приобретают слишком явные формы.

Большинство людей, имеющих нарушения слуха, не обращаются за помощью в среднем на протяжении 5-7 лет. Но это неправильно. Сначала при сниженном слухе приходится постоянно переспрашивать, включать телевизор или радио на полную громкость, что немало раздражает окружающих. При дальнейшем снижении слуха, перестав разбирать речь, эти люди стараются избегать общения — что ведет к ограничению социальных навыков и потере стимула к жизни. Более того, отсутствие новой информации ведет к инволюции тканей мозга. При снижении слуха не происходит постоянной стимуляции нейронов головного мозга, ответственных за слух, и они со временем «атрофируются».

Вспомните парализованных людей, которые не могут передвигаться без коляски. Через какое-то время мышцы их ног истончаются, а в костях начинаются процессы разрушения. То же происходит и с той частью мозга, отвечающей за слух. Наш организм живет по законам природы. Если чем-то в организме не пользоваться, то уменьшается местное кровообращение, замедляются обменные процессы, и в последствие включаются механизмы самоуничтожения.

В 90% случаев причиной снижения слуха является гибель волосковых клеток улитки, и, к сожалению, если это уже произошло, они уже не восстанавливаются. Это означает, что головной мозг не получит полностью всю звуковую информацию. Это как рояль без нескольких клавиш: вы не сможете сыграть композицию целиком, даже если не хватает всего 6-7 клавиш — мелодия будет неузнаваемой.

Для того, чтобы потеря слуха не стала необратимой необходимо диагностировать нарушение слуха как можно раньше. В современной медицине существуют специалисты, занимающиеся проблемами слуха — .

Аудиометрия слуха: степени глухоты

В оториноларингологии различают следующие степени потери слуха:

  • Нормальный (0-25 дБ). На этом уровне слух находится в нормальных пределах и аудиометрия слуха не требуется.
  • Слабая (26-40 дБ). Слабая потеря слуха может привести к невнимательности, затруднению подавления фоновых звуков и возникновению проблем при прослушивании бытового шума. Пациенты с такой степенью глухоты могут не слышать тихую речь. Дети с нарушениями звукового восприятия сильнее устают после длительных занятий по причине необходимости прислушиваться к происходящему у классе.
  • Умеренная (41-55 дБ). Дефект влияет на развитие речи, синтаксис и артикуляцию, взаимодействию с окружающими и на чувство собственного достоинства. Пациенты не всегда улавливают разговорную речь. Для того чтобы установить диагноз нужно пройти аудиограмму.
  • Умеренно-тяжелая (56-70 дБ). Ведет не только к проблемам разборчивостью речи, но и ее воспроизведением. Пациенты с таким диагнозом больше не слышат обычных разговоров и сами выражаются неразборчиво. Диагностирует состояние аудиограмма на тугоухость.
  • Серьезная (71-90 дБ). Больной не реагирует на обычные и более громкие звуки, лишь изредка он улавливает шум.
  • Глубокая (> 90 дБ). Полная глухота.

Для точной диагностики состояния пациента необходимо пройти аудиограмму. В зависимости от ее результатов специалист назначит лечение и произведет корректирующую терапию, назначив процедуры или порекомендовав оптимальные по параметрам слуховые аппараты.

Методы педагогического исследования слуха дошкольников

Все методы, используемые для исследования слуха дошкольников можно подразделить на следующие группы:

  1. Объективные методы исследования. Они основаны на определении реакции ребенка на тот или иной звук. Это позволяет оценить звуковую чувствительность слуха, путем оценки чувствительности дошкольника к звуковым сигналам разной интенсивности и частоты. Для оценки используется дополнительное оборудование: музыкальные игрушки, музыкальная аппаратура.

  2. Метод исследования слуха речью. Он является наиболее распространенным и доступным для использования. Основывается на произношении педагогом каких-то слов и фраз шепотом и громко. Доступность использования метода обуславливается тем, что он не требует использования специального оборудования, каких-то инструментов и средств. Педагог произносит речь на разном расстоянии от дошкольника и в разной тональности: начиная с шепота и, переходя на громкий голос. Если дошкольник воспринимает речь, произнесенную шепотом на расстоянии шести-семи метров, то можно говорить о хорошо развитом, стопроцентном слухе. При восприятии речи с расстояния менее одного метра, можно утверждать, о значительном снижении слуха. Такой простой метод дает объективную характеристику слухового развития дошкольника. Для оценки слуха ребенка, необходимо фиксировать только расстояние, с которого он воспринимает звуки разной интенсивности.

    Рисунок 1. Речевой метод обследования слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Субъективные методы. Они основаны на определении слуховых реакций т.е. поведения, вызванного тем или иным звуком. К таким методам относится фиксация условно-рефлекторных реакций, фиксация безусловных реакций дошкольника на тот или иной звук, определение остроты слуха, чувствительности к разной звуковой тональности, восприятие звуков разной частоты путем использования игровых приемов.

  4. Использование камертона. Данный прибор позволяет дать количественную оценку слухового восприятия дошкольника. Прибор подносится к разным частям уха, засекается время, в течение которого дошкольник слышит звук в данной части уха, а также определяется место, в котором звук воспринимается более громко и четко. Если поставить камертон на темя, то можно определить кондуктивное и сенсоневральное нарушение слухового восприятия. При первом нарушении, звук будет лучше восприниматься тем ухом, которое слышит хуже, а при втором – наоборот.

Методы педагогического исследования слуха дошкольника выбираются, исходя из уровня его речевого развития. В этой связи, все методы можно подразделить на:

  1. Методы исследования слуха говорящих дошкольников. В основе этого метода лежит использование групп слов разных частот. Дошкольнику предлагается три списка слов. Каждый список состоит из десяти слов, пять из которых характеризуются высокой звуковой частотой, а пять – низкой. Итоги обследования записываются в виде расстояния, на котором ребенок воспринимает тот или иной звук. Это позволяет выявить уровень развития слуха и степень его потери, а также, определить коррекционные направления работы. Иногда, в зависимости от уровня развития дошкольника, его коммуникативных навыков, степени контактирования, выбираются наглядные методы исследования, т.е. ребенок показывает на картинку, на которой изображено, произнесенное слово.

    Рисунок 2. Рекомендации по обследованию слуха у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Методы исследования слуха у неговорящих дошкольников. Они основываются на активизации условных рефлексов дошкольника и выполнением определенных движений, свидетельствующих о восприятии звука. Ребенку дается определенный звук. Он включается на расстоянии полуметра от него. Затем звук постепенно отдаляется и завершается на том расстоянии, на котором дошкольник уже не реагирует на него. Чтобы использовать этот метод, требуется провести работу по отработке условного рефлекса. Речь в данном исследовании не используется, только звуки и речевые единицы.

Как проверить слух у новорожденных и детей постарше в домашних условиях

Когда проверять слух у детей? С самых первых дней жизни! Проверить слух у новорожденного в домашних условиях, как показывает практика, совсем не сложно: тихонько пошелестите фантиком у малыша над ухом, нежно позвените погремушкой так, чтобы малыш её не видел. Тревогу нужно бить, если в возрасте до года малыш:

  • не реагирует на любые громкие звуки (оклики, хлопки ладонями, погремушки) — не вздрагивает или не замирает;
  • не поворачивается в сторону источника звука;
  • не повторяет за вами звуки или слоги, не пытается подражать вашей речи;
  • не реагирует на звук голоса матери (эмоциональный отклик происходит только при зрительном контакте);
  • не откликается на свое имя.

Проверка слуха должна проводиться не только у новорожденных. Даже если вам кажется, что ребенок слышит отлично и уже успешно складывает слоги в слова, возможно снижение остроты восприятия звуков из-за перенесенных или хронических ЛОР-заболеваний

Обращайте внимание на гнусавость голоса и то, как малыш в возрасте двух-трех лет выговаривает звуки! Шепелявость и картавость еще никому не помогла правильно социализироваться в жизни: дети эгоистичны по своей природе и довольно злобно могут высмеивать любое отклонение от нормы

Ребенок говорит громче, чем обычно? Не сразу откликается на собственное имя? Постоянно переспрашивает? Жалуется на шум или звон в ушах? Бегом на осмотр к ЛОР-врачу.

Перед тем, как отдать ребенка учиться, обязательно пройдите с ним «техосмотр» у ЛОР-врача и окулиста. Традиционно дети идут в школу в семилетием возрасте, но проверку стоит провести годом раньше — в шесть лет. Это необходимо для того, чтобы успеть помочь малышу справиться с выявленными проблемами: например, адаптироваться к ношению очков или, проверив слух на аудиометре, понять, насколько он острый и за какую парту лучше посадить своего малыша.

В возрасте от 2-х до 3-х лет проверка слуха в домашних условиях возможна только в игровой форме. Для адекватной оценки лучше будет, если в игре будут участвовать оба родителя

Обращайте внимание на реакцию малыша: поворачивает ли он голову в сторону звука, и как быстро он это делает. Вот как можно проверить слух у ребенка дома:

  • В комнате должно быть тихо: выключите телевизор или радио.
  • Говорить с ребенком или подавать звуковые сигналы нужно на расстоянии пяти-шести метров.
  • Позовите ребенка по имени шепотом. Если нет реакции на первое произнесение, то расстояние постепенно сокращаем до одного метра, продолжая повторять имя.
  • Нет реакции на шепот — продолжайте игру на обычной громкости.
  • Поставьте перед ним на столик или разложите на диване игрушки (лучше, если это будут знакомые и понятные малышу животные — собака, кошка, свинка). Встаньте за спиной на расстоянии и шепотом произносите звукоподражания («Кто говорит «гав-гав», «мяу-мяу», «хрю-хрю»?»). Ребенок должен показать на соответствующую игрушку.
  • Пошепчите малышу поочередно в уши: сначала — в одно, потом — в другое.

Как называется такой метод проверки слуха у детей? Этот способ называется речевой аудиометрией. Конечно, подобная проверка очень субъективна, поэтому лучше сразу обратиться к ЛОР-врачу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: