Нарушение слуха (тугоухость, глухота)

Причины

возможными причинами врожденной и генетической тугоухости являются следующие факторы:

  • Повреждение центральной нервной системы ребенка вследствие родовой травмы (например, гипоксия на фоне обвития пуповины, сдавление костей черепа при наложении акушерских щипцов и т. д.);
  • Повреждение ЦНС ребенка препаратами для наркоза, вводимыми женщине во время родов;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, которые могут нарушать нормальное формирование слухового аппарата плода (например, грипп, корь, ветрянка, свинка, менингит, цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, герпес, энцефалит, брюшной тиф, средний отит, токсоплазмоз, скарлатина, ВИЧ);
  • Гемолитическая болезнь новорожденных;
  • Беременность, протекающая на фоне тяжелых соматических заболеваний у женщины, сопровождающихся повреждением сосудов (например, сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз, сердечно-сосудистые заболевания);
  • Курение, употребление алкоголя или наркотических средств во время беременности;
  • Постоянное воздействие на организм беременной женщины различных промышленных ядов (например, постоянное нахождение в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой или работа на вредных производствах);
  • Применение во время беременности лекарственных препаратов, токсичных для слухового анализатора (например, Стрептомицин, Гентамицин, Мономицин, Неомицин, Канамицин, Левомицетин, Фуросемид, Тобрамицин, Циспластин, Эндоксан, Хинин, Лазикс, Урегит, Аспирин, этакриновая кислота и др.);
  • Патологическая наследственность (передача ребенку генов глухоты);
  • Близкородственные браки;
  • Рождение ребенка недоношенным или с низкой массой тела.

Возможными причинами приобретенной тугоухости у людей любого возраста могут быть следующие факторы:

  • Родовая травма (ребенок в ходе родов может получить травму ЦНС, которая впоследствии приведет к тугоухости или глухоте);
  • Кровоизлияния или гематомы в среднем или внутреннем ухе или в коре головного мозга;
  • Нарушение кровообращения в вертебробазилярном бассейне (совокупности сосудов, кровоснабжающих все структуры черепа);
  • Любые повреждения ЦНС (например, черепно-мозговая травма, опухоли мозга и т. д.);
  • Операции на органах слуха или головном мозге;
  • Осложнения на структуры уха после перенесенных воспалительных заболеваний, таких, как, например, лабиринтит, отит, корь, скарлатина, сифилис, свинка, герпес, болезнь Меньера и т. д.;
  • Невринома слухового нерва;
  • Длительное действие шума на уши (например, частое прослушивание громкой музыки, работа в шумных цехах и т. д.);
  • Хронические воспалительные заболевания ушей, горла и носа (например, синуситы, отиты, евстахииты и т. д.);
  • Хронические патологии уха (болезнь Меньера, отосклероз и т. д.);
  • Рассеянный склероз;
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы в крови);
  • Прием лекарственных препаратов, токсичных для слухового анализатора (например, Стрептомицин, Гентамицин, Мономицин, Неомицин, Канамицин, Левомицетин, Фуросемид, Тобрамицин, Циспластин, Эндоксан, Хинин, Лазикс, Урегит, Аспирин, этакриновая кислота и др.);
  • Серные пробки;
  • Повреждение барабанных перепонок;
  • Возрастное ухудшение слуха (пресбиакузис), связанное с атрофическими процессами в организме.

Следите за состоянием здоровья ребенка

Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.

Родителям

Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания

Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло

Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.

https://youtube.com/watch?v=8kBH1AQ-xGY

Профилактика

Многие из причин, вызывающих потерю слуха, можно устранить путем реализации стратегий по охране здоровья населения и оказания медицинской помощи на различных этапах жизни.

Профилактика потери слуха необходима на протяжении всей жизни – от пренатального и перинатального периодов до пожилого возраста. У детей потеря слуха почти в 60% случаев вызвана причинами, которые можно предотвратить, принимая меры общественного здравоохранения. Аналогичным образом устранению поддаются наиболее распространенные причины потери слуха взрослыми, такие как воздействие громких звуков и ототоксичных лекарственных средств.

К числу эффективных мер, направленных на сокращение количества случаев потери слуха на разных стадиях жизни человека, относятся следующие:

  • иммунизация; 
  • эффективная охрана здоровья матери и ребенка; 
  • генетическое консультирование; 
  • выявление и ведение наиболее распространенных болезней уха;
  • программы защиты слуха от воздействия шума и химических веществ на производстве; 
  • стратегии пропаганды безопасного прослушивания с целью уменьшения воздействия громких звуков во время развлекательных мероприятий; и
  • правильное применение лекарственных средств для предотвращения потери слуха под воздействием ототоксичных лекарственных средств.  

Общемировые причины снижения слуха

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывают, что от глухоты и тугоухости страдает около 466 миллионов людей, что составляет около 5% населения планеты. И с течением времени ситуация будет только усугубляться – через 30 лет количество тех, кто не может похвастаться хорошим слухом, возрастет вдвое. Причины, вызывающие, нарушения слуха, делят на врожденные и приобретенные. В докладе ВОЗ указанные самые частые из них:

  • генетические нарушения;
  • инфекции матери во время беременности;
  • недоношенность;
  • гиперибилирубинэмия (желтуха) новорожденных;
  • поражение головного мозга ребенка в родах;
  • воспалительные заболевания органов слуха;
  • прием ототоксических лекарственных препаратов;
  • воздействие шумов (в быту, на производстве);
  • возрастные изменения органа слуха.

Изучение этого вопроса играет важную роль в предотвращении развития тугоухости как одной из причин инвалидности. В ряде случаев установить, какой же фактор повлиял на слух, не удается. Тогда говорят о сочетанном действии нескольких негативных причин.

Редкой причиной врожденной глухоты считают атрезию наружного слухового прохода, она встречается у 1 ребенка из 10-20 тысяч новорожденных младенцев. Причины аномалии окончательно не изучены. У взрослых пациентов приобретенная атрезия может возникать при травмах, операциях на ухе.

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют 3 вида тугоухости: кондуктивная, нейросенсорная, смешанная.

При кондуктивном виде происходит нарушение проведения звукового импульса. Более чем у 2/3 пациентов она связана с патологией евстахиевых труб. К причинам снижения слуха относят:

  • болезни наружного уха (пробки, наружный отит, травмы, инородные тела);
  • патологию барабанной перепонки (травмы, склеротические изменения);
  • болезни среднего уха (средний отит, евстахеит, аденоиды);
  • поражение внутреннего ужа (непроходимость окна улитки).

Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, проводящих путей анализатора или коркового отдела головного мозга, отвечающего за слух. Это встречается как результат аномалии развития, болезни Меньера, аутоиммунном поражении, акушерской патологии, наследственных заболеваниях, травмах инфекциях, естественном старении организма.

Смешанная тугоухость – результат проводниковых и нейросенсорных нарушений.

Признаки (симптомы) глухоты и тугоухости

для выявления тугоухости необходимо учитывать следующие косвенные признаки данной патологии:

  • Частое переспрашивание;
  • Абсолютное отсутствие реакции на звуки высоких тонов (например, трели птиц, писк звонка или телефона и т. д.);
  • Монотонная речь, неправильная постановка ударений;
  • Слишком громкая речь;
  • Шаркающая походка;
  • Трудности в удержании равновесия (отмечаются при нейросенсорной тугоухости из-за частичного поражения вестибулярного аппарата);
  • Отсутствие реакции на звуки, голоса, музыку и т. д. (в норме человек инстинктивно поворачивается в сторону источника звука);
  • Жалобы на ощущение дискомфорта, шума или звона в ушах;
  • Полное отсутствие каких-либо издаваемых звуков у грудных детей (при врожденной тугоухости).

Проверь себя на тугоухость

Если вы подозреваете, что теряете слух, то ответы на следующие вопросы помогут определить, есть ли у вас признаки снижения слуха:

  • Вы перестали слышать, как идут ваши часы?
  • Ухудшилось слуховое восприятие в больших помещениях?
  • Вам трудно беседовать в группе людей или по телефону? Вы особенно плохо разбираете голоса женщин и птиц?
  • Вы увеличиваете громкость телевизора или радио?
  • У вас возникают: шум или звон в ушах, ощущение дискомфорта или чувство распирания в наружном слуховом проходе, неприятные или болезненные ощущения на громкие звуки?
  • Ваш ребенок не откликается, когда зовут, не использует простые слова, называющие знакомых людей и предметы?

Если хоть на один вышеприведенный вопрос вы ответили: «Да!», то у вас есть все основания обратиться к специалисту. Все это признаки определенной стадии потери слуха. В ряде случаев эти жалобы могут быть ранними и порой единственными симптомами серьезного заболевания.

Особенности поведения при нарушении слуха

Тугоухость в большинстве случаев прогрессирует так незаметно, что далеко не всегда удается распознать ее зарождающиеся признаки. Первыми замечают неладное родственники и коллеги: люди с нарушением слуха постоянно переспрашивает собеседника, стараются сделать звук телевизора погромче, не реагируют на оклики, становятся ворчливыми и раздражительными.

Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы. Им кажется, что трудности в общении возникают из-за посторонних шумов или недостаточно внятной и громкой речи собеседника. Многие бояться признаться в потере слуха, потому что считают такое состояние ущербным и доказательством надвигающегося старения. Осознание проблемы часто приводит к тягостным переживаниям и отчаянию.

Коррекция нарушения слуха

Компенсация нарушений слуха может осуществляться хирургическим вмешательством и посредством слухопротезирования.

  1. Кохлеарная имплантация – самый перспективный хирургический способ восстановления слуха. Суть операции состоит в том, что теряющему слух человеку во внутреннее ухо вживляется имплант, выполняющий основную функцию волосковых клеток – формировать нейросенсорные сигналы.
  2. Слуховые аппараты. Заушные, внутриушные и карманные устройства призваны компенсировать недостаточную слышимость. Встроенный микрофон улавливает звук, затем небольшой динамик усиливает его и передает в слуховой канал.

Этиология

Причины нарушения слуха весьма разнообразны. Они подразделяются на врожденные и приобретенные.

Врожденные нарушения слуха обнаруживают при рождении или сразу после появления ребенка на свет. Они обусловлены следующими причинами:

  • Наследственные факторы.
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности – сифилис, хламидиоз, краснуха, грипп, эпидемический паротит.
  • Вес новорожденных менее полутора килограмм.
  • Гипоксия или асфиксия в родах.
  • Родовые травмы.
  • Пороки и аномалии развития уха.
  • Преждевременные роды.
  • Применение ототоксичных медикаментов беременной женщиной — некоторых антибиотиков, диуретиков, цитостатиков.
  • Гипертония у беременной.
  • Употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков.
  • Желтуха новорожденных.

Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:

  1. Острые инфекционные заболевания — ОРВИ, ангина, ВИЧ, менингит, энцефалит, скарлатина, корь, краснуха, грипп, паротит.
  2. Хронические инфекционные процессы – абсцессы головного мозга, аденоидит.
  3. Осложнения среднего отита.
  4. Травматическое повреждение головы или уха — ЧМТ, стремительное погружение на глубину.
  5. Использование ототоксичных лекарств.
  6. Длительное высокочастотное акустическое воздействие — громкая музыка, работа на шумном производстве.
  7. Внезапный шум — выстрел, взрыв.
  8. Возрастные дегенеративные изменения в организме.
  9. Инородные тела в наружном слуховом проходе.
  10. Скопление ушной серы.
  11. Производственные интоксикации свинцом, ртутью.
  12. Отосклероз.
  13. Новообразования — менингиома, невринома.
  14. Аутоиммунные и аллергические заболевания.

отит среднего уха

Отит — воспаление разных отделов уха, проявляющееся болевым и интоксикационным синдромом, а также постоянным или временным нарушением слуха. У взрослых инфекция обычно проникает в среднее ухо из внешней среды через поврежденную кожу, из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку, а у детей из носоглотки по широкой и короткой слуховой трубе. Возбудителями заболевания являются бактерии и вирусы.

Бактериальная инфекция сопровождается продукцией гнойного экссудата, а вирусная инфекция — серозного. Он накапливается, выпячивает или разрывает барабанную перепонку. Эти процессы приводят к нарушению слуха у больных отитом.

При выраженном воспалении нарушается подвижность слуховых косточек и звукопроводящая функция уха, что также приводит к снижению слуха.

Рецидивирующий отит способствует образованию рубцовых изменений в тканях среднего уха и барабанной перепонки. Развивается тугоподвижность слуховых косточек, постепенно пропадает слух.

Поражение слуховых рецепторов может закончиться появлением полной глухоты.

Потеря слуха как результат профессиональной деятельности

Известно, что шум оказывает негативное воздействие не только на слух, но и на весь организм человека, влияя на нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы организма, вызывая спазмы артериол и артерий, повышение артериального давления, инфаркт, стенокардию, язвенную болезнь кишечника и желудка, патологии мозгового кровообращения. Возникающая при этом профессиональная тугоухость – только “вершина айсберга”.

К симптомам шумовой болезни относятся:

Существует несколько теорий, объясняющих влияние производственного шума на органы слуха. Адаптационно-трофическая говорит о том, что шум, превышающий предельно допустимый уровень, приводит к истощению и дегенерации структур кортиевого органа, и нарушению процесса преобразования звукового сигнала в нервный импульс.

Согласно сосудистой теории, шум для организма является фактором стресса, на который он реагирует соответствующим образом, а именно – запускает цепочку физиологических процессов, вместе со спазмированием сосудов. Акустический стресс на фоне спазма сосудов вызывает во внутреннем ухе необратимые последствия, приводит к дегенерации слуховых органов.

Высокочастотный, а также длительный и монотонный шум являются более опасными для человеческого слуха, чем прерывистый и низкочастотный.

Развитие профессиональной глухоты происходит поэтапно, со стадии начальных изменений до терминальной. Уже с первых дней работы в шумном помещении человек ощущает шум и звон в ушах, головную боль. Период длится от 1 до 5 месяцев. К концу рабочего дня человек замечает у себя повышенную физическую и умственную усталость. Через 15-20 дней организм несколько адаптируется, у него появляется повышение чувствительности к высокочастотным звукам, начинается гибель волосковых клеток во внутреннем ухе, которые отвечают за преобразование звукового сигнала в нервный импульс.

Период первой клинической паузы продолжается от 3 до 8 лет при условии работы в шумной обстановке. Человек нормально слышит разговорную речь даже в шуме, шёпот воспринимает в расстояния 3-4 метров. Боли и шума в ушах уже нет, слух несколько стабилизируется, а повышенная усталость проходит. Однако начавшиеся на первом этапе физиологические изменения никуда не исчезают.

Третий этап характеризуется прогрессированием тугоухости, продолжается в следующие 5-12 лет работы, сопровождается стойкой и необратимой потерей слуха. Человек различает разговорную речь на расстоянии 7-10 метров, шёпот – при 2-2,5 метрах. У пациента формируется гипертония и повышенная раздражительность, нарушения памяти и внимания.

Четвёртый этап – время, когда наступает следующая клиническая пауза, наступает не у всех. У человека в этот момент приостанавливается ухудшение слуха.

Терминальный этап наступает у людей, проработавших 15-20 лет в шумных условиях. Громкую речь больной слышит только с 3-5 метров, разговорную – на расстоянии метра, шёпот только у самого уха. Понимание речи сильно ухудшается, как и работа вестибулярного аппарата.

Лечение предполагает проведение консервативной терапии, и эффективно, в основном, на начальных стадиях ухудшения слуха. Проводится несколько раз в год, человеку назначаются препараты групп ноотропов, средства для улучшения микроциркуляции, витамины группы В, препараты y-аминомаслянной кислоты.

Профессиональная тугоухость развивается не только на производстве, но и в домашних условиях, на отдыхе – её могут заработать любители часто и громко слушать музыку, особенно в наушниках, смотреть телевизор на высокой громкости, посещать спортивные мероприятия на стадионах, музыкальные концерты и ночные клубы. Если человек начал слушать громкую музыку в наушниках в подростковом возрасте, уже к 25 годам у него может развиться 3 степень тугоухости. Чтобы избежать развития потери слуха, нужно выбирать наушники, которые закрывают все ухо, отказавшись от “капель”, вставляющихся непосредственно в слуховой проход, и особенно от вакуумных наушников. При этом нужно выбирать среднюю громкость звука – современные смартфоны и плееры, в основном, оснащены функцией предупреждения владельца о том, что он прослушивает музыку на громкости, вредящей слуху. В шумных местах, на концертах, нужно не стесняться использовать беруши.

Семья и школа

В настоящее время работа по адаптации слабослышащих детей проводится на государственном уровне. Для них созданы специальные школы и детские сады, где обучение проводится сурдопедагогами как по общеобразовательным программам, так и в виде специальных занятий, призванных помочь детям адаптироваться в социуме.

Кроме того есть психолого-педагогические логопедические центры, которые проводят работу по коррекции речи и ее восприятия у детей с нарушениями слуха. В связи с тем, что дошкольникам и детям младшего школьного возраста с такими проблемами показаны в первую очередь индивидуальные занятия, мы бы не советовали отдавать ребенка в такой детский сад.

Занятия, проведенные в индивидуальном порядке, имеют большие преимущества:

учет особенностей нарушения слуха и состояния ребенка;
возможность уделить максимальное внимание, а значит получить больший результат;
наглядное отслеживание динамики состояния и гибкая коррекция направления занятий;
проведение психологического сопровождения ребенка и семьи.
работа с членами семьи.

Родители всегда могут получить полную информацию о состоянии ребенка, его диагнозе и особенностях развития. На любом этапе обучения, если необходимо, логопед-сурдопедагог может выдать официальное заключение-справку о состоянии речи ребенка — например, для садика или школы. Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.

Помощь логопеда-сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго. Задача Центра — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.

Особенности детей с нарушением слуха

У слабослышащих детей имеются существенные отличия психофизиологического и коммуникативного развития. Данные особенности детей с нарушением слуха мешают им развиваться с такой же скоростью, как и сверстникам, а также становятся причиной проблем в овладении знаниями, жизненно-необходимыми навыками и умениями.

Нарушение слуха у детей существенно снижает качество формирования речи и вербального мышления. При этом познавательные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в усовершенствовании и развитии.

У детей с нарушением слуха могут встречаться и иные нарушения, а именно:

  1. Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
  2. Различные дефекты зрения.
  3. Дисфункция мозга минимальной степени, которая приводит к торможению общего развития психики.
  4. Обширные поражения головного мозга, которые вызывают олигофрению.
  5. Дефекты в мозговых системах, которые приводят к появлению детского церебрального паралича и другим нарушениям движения.
  6. Нарушения функционирования слуховых и речевых зон в головном мозге.
  7. Болезни центральной нервной системы и организма в целом, которые вызывают тяжёлые психические заболевания – шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и так далее.
  8. Заболевания внутренних органов тяжёлой степени (сердца, почек, лёгких, пищеварительного тракта и так далее), которые в целом ослабляют организм ребёнка.
  9. Серьёзная социально-педагогическая запущенность.

Существуют два вида нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери возможности воспринимать и обрабатывать звуки:

  • тугоухость, которой страдают слабослышащие дети,
  • глухота.

При тугоухости восприятие речи, но только сказанной громко, членораздельно и близко к уху, сохранено. Хотя, конечно, возможности данного ребёнка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что при ней происходит восприятие определённых тонов речи без возможности воспринимать и различать саму речь.

Различные слуховые нарушения в детском возрасте приводят к торможению и искажению развития функций речи. Но, при этом, исследователи отмечали следующий факт, что если тяжёлая тугоухость появляется в том момент, когда ребёнок уже овладел навыками чтения и письма в хорошей степени, то заболевание не приводит к дефектам развития речи. Хотя в данном случае отмечаются разнообразные нарушения, связанные с произношением.

Самые важные факторы, которые влияют на развитие речи детей с нарушениями слуха, являются:

  • Степень снижения слуха – дети со слуховыми нарушениями говорят хуже настолько, насколько плохо слышат.
  • Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха – чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушения речи, вплоть до появления глухоты.
  • Условия развития ребёнка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий – чем раньше применяются специальные мероприятия для развития и сохранения правильной речи, тем выше результативность.
  • Физическое развитие общего характера и психическое развитие ребёнка – более полноценная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным психическим развитием. У детей с ослабленным здоровьем (пассивных, вялых детей) и нарушениями в психике будут наблюдаться существенные дефекты речи.

[], [], []

Причины нарушения слуха

Возраст

Нарушение слуха у пожилых обусловлено возрастными изменениями во всем организме. Склероз сосудов негативно сказывается на кислородном питании звукопроводящей системы, что приводит к ее дистрофии.

Акустическая травма

Источники звука свыше 120 дБ (взрыв, выстрел, гром) убивают волосковые клетки, что приводит к моментальной потере слуха. Спровоцировать развитие нейросенсорной тугоухости могут звуки от 90 дБ.

Механическая травма

Повреждение барабанной перепонки происходит при слишком агрессивной чистке ушной раковины твердыми предметами (спичкой, шпилькой и т.д.). Подобная травма возникает при резком ударе в ухо, падении, прыжках в воду.

Болезни

Ухудшение слуха наблюдается после частых ушных инфекций, а также у переболевших ангиной, менингитом, гриппом, паротитом. Тугоухость является осложнением таких хронических заболеваний, как гипертония и сахарный диабет.

Лекарственные препараты

Снижение слуха, как побочный эффект, наступает после длительного приема антидепрессантов, снотворных, сильных антибиотиков.

Длительное воздействие шума. Звуковой фон, превышающий 40 дБ, беспрерывно действующий на слуховой анализатор, медленно, но верно разрушает его структуры. По этой причине снижение слуха наблюдается у работников предприятий и любителей громкой музыки.

Что такое тугоухость

Тугоухость, или снижение слуха – нарушение слуха, обусловленное патологическим процессом, влияющим на различные звенья слухового анализатора, включающие в себя элементы звукопроведения и звуковосприятия.

Причинами тугоухости могут быть различные аномалии развития уха, заболевания наружного слухового прохода; воспаления, травмы, обменные нарушения среднего уха; общие инфекционные заболевания; прием ототоксических веществ (салицилаты, некоторые антибиотики, противоопухолевые препараты, некоторые мочегонные средства и др.); длительное воздействие шумов; черепно-мозговые травмы; наследственные факторы и т.д.

Комплексное исследование и оценку слуховой функции проводят аудиологии, сурдологи, оториноларингологи (врачи–специалисты по заболеваниям уха, горла, носа).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: