Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с рас

Трудности выявления заболевания

Проблемы с восприятием звуков у малыша могут быть неочевидными в начале. Выявить нарушение фонематического слуха (способности понимать и анализировать речь) возможно только к 2-3 годам, когда речь ребенка становится осознанной. То же возрастное ограничение относится к применению других диагностических методов. Ранее расстройства слуха можно выявить только с помощью неонатального скрининга.

Своевременная проверка помогает детям с нарушением слуха иметь больше возможностей для полноценной жизни. Родители, у которых дети находятся в группе риска, должны внимательно следить за тем, как их малыш реагирует на разные звуки с самого рождения. Если ребенок до 6 месяцев не реагирует на обычные звуки, такие как голос родственников, музыка или уличный шум, а к году не произносит гласных звуков, то, скорее всего, у него есть проблемы со слухом.

Если у ребенка возникают проблемы со слухом вследствие хронических заболеваний или других патологий, то родители должны обратить внимание на такие признаки, как увеличение громкости звука на телевизоре или магнитофоне, отсутствие мгновенного ответа на вопросы, заданные из другой комнаты. Дело в том, что дети, которые ранее хорошо слышали, могут легко научиться читать по губам взрослых, и поскольку потеря слуха не сопровождается физическим дискомфортом, они могут не обращать на это внимания

Признаки тугоухости у ребенка могут быть определены по следующим признакам:

  1. Когда ребенок достигает примерно полугодовалого возраста, он не отзывается на свое имя.
  2. Малыш не реагирует на громкие и резкие звуки, ему трудно определить, откуда идет шум.
  3. К одному году детский бормотание заменяется не слогами и первыми словами, а высокочастотными криками.
  4. Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, он не произносит отдельные слова и простые предложения.
  5. В поведении и характере малыша преобладают замкнутость и агрессивность.

Признаки сопутствующие тугоухости включают в себя:

  • звуки и ощущение заложенности в ушах;
  • дискомфорт, зуд в ушных раковинах;
  • вертIGO, тошноту, рвоту;
  • нарушение равновесия.

В зависимости от источника заболевания симптомы могут значительно отличаться. Иногда сенсорная тугоухость протекает без каких-либо признаков, и единственным способом выявить проблему вовремя является регулярное профилактическое обследование у врача-оториноларинголога. При необходимости врач назначит клиническое обследование и подберет эффективные методы восстановления слуха.

Симптомы высокочастотного снижения слуха

Наиболее часто возникающие трудности:

  • невозможность разборчиво слышать речь в тишине и при постороннем шуме;
  • сложно разговаривать по телефону;
  • затруднения при просмотре телевизионных программ и фильмов даже при увеличении громкости;
  • неразборчивость в понимании высоких женских и детских голосов;
  • невозможность слушать любимую музыку, так как звучание ее искажается;
  • чувство усталости от необходимости постоянно прислушиваться.

Ограничивая общение, человек может огорчить родственников, друзей, коллег, так как они будут воспринимать это как нежелание общаться. В семье могут возникать недопонимания с супругом, обвинения в избирательном слушании. В свою очередь слабослышащий человек обвиняет других, что они неразборчиво и тихо говорят.

Также создаются неловкие моменты, когда человек не расслышав, отвечает невпопад, не реагирует на шутки или не улавливает нить повествования. Иногда он, не понимая сказанного, только кивает и улыбается, выражая свое участие в общей беседе. Некомпенсированное снижение слуха способно негативно повлиять на карьеру, отношения, личную жизнь…

Особенности координации и моторики у детей с нарушениями слуха

Нейропсихологи отмечают взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов. Это характерно для всех людей.

Благодаря слуховому анализатору мы получаем обратную связь о своих движениях.

У глухих и слабослышащих детей отсутствие слуха (полное или частичное) напрямую влияет на движения тела. У таких деток имеет место неуклюжесть, трудности координации.

Причина заключается в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Скорее всего, поэтому таким деткам тяжелее даются те спортивные дисциплины, которые требуют устного контроля и значительной координации/равновесия.

Причины нарушения фонематического слуха

Функциональные и механические причины приводят к нарушению фонематического слуха. Фонематический слух представляет собой способность воспринимать и анализировать речь, то есть распознавать звуки речи. Механическое нарушение обусловлено недоразвитием или другими проблемами костно-мышечного аппарата. К этой категории относятся дефекты и укорочение подъязычной связки, ограниченная подвижность языка, аномалии развития языка (когда он заужен или слишком мал), недостаточный тонус язычных мышц, аномалии челюсти:

  • утверждение прогнатии;
  • утверждение прогении;
  • утверждение прямого прикуса;
  • утверждение открытого бокового прикуса;
  • утверждение неправильной структуры зубов, аномалии неба (высокий свод неба, низкий свод неба, уплощение неба, утолщение губ и опущение челюсти, укороченная верхняя челюсть).

Признаки функциональных проблем проявляются в следующих случаях:

  • неправильном формировании речи внутри семьи;
  • подражании ребенком людям с нарушенной речью;
  • использовании нескольких языков в семейной обстановке;
  • продолжительном использовании пустышки или сосании большого пальца, что может привести к неправильному развитию и недостаточной подвижности речевого аппарата (язык, нижняя челюсть).

Методики обследования слуха у детей

Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Причины нарушения детского слуха.

Выявление признаков тугоухости у ребенка с нарушением слуха представляет собой значительную проблему при начале лечения. У грудных детей и малышей нарушение слуха обычно имеет наследственный или врожденный характер. Поэтому, если в вашем семейном кругу есть люди, страдающие от тугоухости, это становится еще одной причиной для проверки слуха вашего малыша. Существует несколько видов тугоухости: наследственная, врожденная и приобретенная.

Причины врожденной тугоухости обычно связаны с следующими ситуациями:

Если ваша беременность прошла неудачно, с тяжелым токсикозом, угрозой выкидыша или ранними родами, или если у матери и плода был резус-конфликт, то важно проверить слух ребенка после его рождения. Также врожденная тугоухость может быть вызвана приемом матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, абузом алкоголя или наркотиков.
Все патологии, приводящие к недостатку кислорода у плода (ранние, затяжные или быстрые роды, частичное отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма могут быть причиной нарушения слуха у ребенка.. Те дети, чьи родители имеют проблемы со слухом, могут быть подвержены наследственной тугоухости

Если один из родителей страдает от нарушения слуха, вероятность рождения ребенка с таким же нарушением составляет 50%. Часто наследственная тугоухость сопровождается другими заболеваниями

Те дети, чьи родители имеют проблемы со слухом, могут быть подвержены наследственной тугоухости. Если один из родителей страдает от нарушения слуха, вероятность рождения ребенка с таким же нарушением составляет 50%. Часто наследственная тугоухость сопровождается другими заболеваниями.

  • Проблемы со здоровьем глаз;
  • Нарушения работы почек;
  • Отклонения в развитии наружного уха;
  • Повреждения кожных покровов;
  • Нарушения работы эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костей и мышц.

Следующие факторы могут привести к возникновению приобретенных нарушений слуха у детей:

  • Накопление ушной серы или другой загрязнения. Это самая безопасная причина нарушения слуха у детей. В этом случае помощь может оказать обычный врач, который удалит серу или другие загрязнения, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Однако не пытайтесь удалять ушную серу самостоятельно, так как это может навредить слуху вашего ребенка.
  • Воспаление среднего уха. Это состояние встречается у детей очень часто. При острой форме отита без своевременного лечения барабанная перепонка может пострадать, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая травма от шума. Это возникает в результате длительного воздействия громкого шума или внезапного громкого звука, например, фейерверка или выстрела.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит, могут быть причиной нарушения слуха у детей.

Диагностика расстройства аутистического спектра

Устанавливает, либо подтверждает подозрение других специалистов врач психиатр

Другие специалисты, работающие с ребенком (педиатры, неврологи, психологи, воспитатели) могут обратить внимание родителей на тревожные симптомы и рекомендовать обратиться за консультацией к психиатру. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы от государства, определить верный образовательный маршрут для ребенка.Своевременная постановка диагноза крайне важна, так как ранее вмешательство в значительной степени позволяет улучшить качество жизни как пациента, так и его родителей.

Нарушение слуха у ребенка

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий

На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Нарушение слуха при отите

Отит является воспалительным заболеванием разных отделов уха, которое сопровождается проявлениями лихорадки, интоксикацией и сильными болевыми ощущениями. В некоторых случаях отит вызывает нарушение слуха постоянного или временного характера.

Отит среднего уха хронической формы является главной причиной проблем со слухом в детском возрасте.

Отиты у детей и взрослых иногда сопровождаются поражением тканей наружного и среднего уха. При наружном отите инфекция проникает через небольшие кожные повреждения, которые образуются после повреждения слуховой раковины наружного уха. Такие изменения возникают вследствие механических деформаций, а также химических и термических ожогов. Возбудителями заболевания в данном случае выступают стафилококки и стрептококки, а также синегнойная палочка, протей и так далее. При этом, факторами провоцирующими наружный отит могут быть и некоторые заболевания, а именно сахарный диабет, подагра, гиповитаминоз и иные обменные нарушения.

Средний отит вызывается инфекционными заболеваниями носоглотки, при которых патологические микроорганизмы попадают в полость среднего уха с посредством слуховой трубы. К ним относятся вирусы гриппа и парагриппа, аденовируса и риновируса, респираторно-синтициального вируса, а также бактерии пневмомокка, пиогенного стрептококка, моракселлы и гемофильной палочки. Маленькие дети особенно подвержены возникновению среднего отита, в силу того факта, что слуховая труба у них короче и шире. Инфекция при отите среднего уха может также проникать и снаружи вследствие механических повреждений и баротравм барабанной перепонки. Провоцируют возникновение заболевания и хронические инфекционные процессы в носоглотке, а именно, хронические тонзиллиты, синуситы и болезни аденоидов.

Во время протекания наружного отита воспалительный процесс прежде всего начинается в поверхностных слоях ушной раковины, а затем может развиться в окружающих тканях и барабанной перепонке.

В течение протекания отита среднего уха слизистая оболочка начинает воспаляться и производить экссудат (определённую жидкость, которая выделяется при воспалениях тканей). Экссудат может иметь серозную форму, что характерно для вирусных инфекций, или гнойную форму, что обусловлено его бактериальной природой. Скопление жидкости в среднем ухе начинает выпячивать барабанную перепонку кнаружи и в некоторых случаях приводит к её разрыву. Все вышеперечисленные особенности протекания среднего отита являются причиной появления нарушений слуха у людей различного возраста.

Сильные воспаления приводят к нарушению подвижности слуховых косточек, что вызывает снижение восприятия звуковых волн и является нарушением слуха.

Отиты, которые являются недолеченными, и их постоянные рецидивы вызывают появление рубцов в тканях среднего уха, которые приводят к уменьшению подвижности слуховых косточек и эластичности барабанной перепонки. Это становится причиной тугоухости у людей различных возрастных категорий. Воспалительные процессы, которые имеют затяжной характер, могут проникать во внутреннее ухо и поражать слуховые рецепторы. Такие деформации приводят к появлению глухоты у больного.

Как сделать звуки не такими страшными

Если у ребенка есть нарушения слухового восприятия, у него может быть много проблем в шумной обстановке, но вы можете помочь ему лучше справляться с такими ситуациями:

Фоновый шум — это огромный барьер для большинства детей с НСВ

По возможности всегда старайтесь уменьшить фоновый шум и улучшить акустику в помещении.
Это особенно важно во время учебы ребенка. Музыка, телевизор, вентилятор, даже часы могут увеличивать проблемы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слушал, что ему говорят.
В ситуации, когда важно, чтобы ребенок вас слушал, говорите короткими и четкими предложениями в тихой обстановке

Лучше, если ребенок будет смотреть прямо на вас (только избегайте прямого контакта глазами, если он вызывает стресс у аутичного ребенка). В зависимости от особенностей нарушения слухового восприятия вам может быть нужно говорить громче или тише.
Если у ребенка нет нарушений зрительного восприятия, то важно использовать визуальные таймеры, визуальные подсказки и напоминания, письменный текст и другие зрительные альтернативы устным инструкциям.
Важно обсудить с педагогами ребенка его трудности с восприятием на слух, чтобы они смогли учитывать их при обучении.
Попробуйте беседовать с ребенком про его специальные интересы (скорее всего, это тема, о которой он очень любит говорить). Это поможет ему расслабиться во время разговора и потренироваться в восприятии речи на слух без значительного стресса.

Что следует понимать под смешанными специфическими расстройствами психологического развития?

Смешанные специфические расстройства начинают проявляться в возрасте до 5 лет. Ребенку становится трудно читать, слова произносятся неправильно или с большой задержкой. Также наблюдаются небольшие или существенные отклонения в моторике. Все вместе представляет серьезную проблему при обучении в школе. Ребенок часто отстает по программе, так как не может успеть за своими сверстниками.

Если расстройства не прошли до школьного периода, то ребенка рекомендуется отдать в специализированную школу с коррекционным уклоном. Если в анамнезе имеется умственная отсталость, то единственным решением станет школа-интернат. Не стоит переживать, так как у большинства людей с подобными нарушениями не возникает проблем в будущем. Когнитивные навыки восстанавливаются до 20 лет.

Стоит отметить, что описанные выше симптомы могут наблюдаться не только у детей, но и у пожилых пациентов, особенно у людей в возрасте более 60 лет. У них могут наблюдаться следующие нарушения:

  • провалы в памяти;

  • человек не может ответить на элементарный вопрос, связанный с вычислением;

  • существенно ухудшился почерк;

  • пожилой человек не может сказать название предмета или объяснить, для чего он нужен.

Важно понимать, что возникшие симптомы относятся к возрастным заболеваниям – деменции, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, сосудистым заболеваниям. Именно поэтому ни в коем случае нельзя медлить или заниматься самолечением

Так человек только нанесет вред своему организму. Если в поведении близкого стали происходить резкие изменения, то нужно сразу же обратиться к врачу. Он поставит точный диагноз и назначит лечение.

Классификация детей с нарушениями слуха, различия, методики

В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно. В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Причины нарушения слуха (тугоухости)

Выделяют два основных типа нарушения слуха: нейросенсорную и кондуктивную тугоухость.

  • Нейросенсорная тугоухость наиболее распространена. Она наступает при повреждении чувствительных волосковых клеток, которые находятся во внутреннем ухе и воспринимают звуковые колебания. Кроме того, нейросенсорная тугоухость может развиться в результате поражения слухового нерва, который передает информацию о звуке от волосковых клеток в головной мозг. В некоторых случаях могут быть повреждены и нерв, и волосковые клетки.
  • Кондуктивная тугоухость развивается из-за проблем в наружном и среднем ухе: если слуховой проход закрыт серной пробкой, и плохо работают слуховые косточки, или повреждена барабанная перепонка.

Иногда у одного человека встречаются оба типа нарушения слуха. Далее мы расскажем о наиболее частых причинах этих типов тугоухости.

Потеря слуха с возрастом

Основной причиной потери слуха является общее старение организма. Глухоту, которая развивается с возрастом называют пресбиакузисом.

Большинство людей начинает понемногу терять слух на рубеже 30-40 лет. С годами этот процесс усиливается. 30-35% людей 65-75 лет страдают от нарушений слуха, а после 75 лет процент возрастает до 60%. К 80 годам у большинства людей наблюдается значительное снижение слуха.

Это происходит потому, что чувствительные волосковые клетки во внутреннем ухе постепенно повреждаются и отмирают. При возрастном снижении слуха человеку становится сложнее воспринимать высокочастотные звуки, например, женские или детские голоса, а также согласные звуки. Труднее становится разбирать речь в шумном помещении, а также определять источник звука. Как правило, потеря слуха развивается одновременно в обоих ушах.

Снижение слуха из-за шума

Еще одна распространенная причина потери слуха — длительное воздействие громких звуков. Этот фактор тоже может привести к повреждению волосковых клеток, расположенных в улитке внутреннего уха. В группе риска по развитию нейросенсорной тугоухости в результате воздействия шума находятся:

  • работники шумного производства, например, имеющие дело с пневматической дрелью или молотом;
  • сотрудники заведений, где играет громкая музыка, например, ночных клубов;
  • люди, которые громко и часто слушают что-то через наушники.

Потеря слуха может случиться внезапно из-за особенно громкого звука, например, взрыва. Это называется акустической травмой.

Прочие типы нейросенсорной тугоухости

К ухудшению слуха и глухоте могут приводить многие другие причины:

  • Наследственность — некоторые люди рождаются глухими или теряют слух из-за генетической патологии, хотя у них не всегда есть родственники с той же проблемой.
  • Осложнения вирусных инфекций, например, свинки, кори или краснухи.
  • Болезнь Меньера — характеризуется головокружением, периодической потерей слуха, шумом в ушах и ощущением заложенности уха.
  • Невринома слухового нерва — доброкачественное новообразование на слуховом нерве или около него.
  • Менингит — воспаление защитных оболочек головного и спинного мозга.
  • Энцефалит — воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз — заболевание, поражающее центральную нервную систему (головной и спинной мозг).
  • Инсульт — нарушение мозгового кровообращения.

Некоторые лекарства, например, определенные препараты для химиотерапии и антибиотики, также могут повредить улитку и слуховой нерв, приводя к нейросенсорной тугоухости.

Кондуктивная тугоухость

Возникает, когда звуки не могут попасть во внутреннее ухо. Как правило, это происходит из-за непроходимости, например, скопления ушной серы, жидкости (гнойный отит) или из-за ушной инфекции.

Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана следующими факторами:

  • прокол барабанной перепонки;
  • отосклероз — нарушение подвижности слуховых косточек в среднем ухе;
  • повреждение слуховых косточек в результате травмы или заболеваний, например, холестеатомы (патологическое скопление кожных клеток в ухе).

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: