1.2 Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие.
· Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста
Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медико-физиологический, психолого-педагогический, социологический. Предполагается участие различных специалистов: врачей — сурдолога и психиатра; психолога, сурдопедагога, логопеда, при необходимости — привлечение других специалистов (невропатолога, офтальмолога).
Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка со сниженным слухом позволяет составить квалифицированное заключение о здоровье ребенка; правильно определить пути педагогической помощи; определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем. В случае отсутствия некоторых специалистов в процессе изучения ребенка возможны диагностические ошибки, которые в дальнейшем могут привести к неправильному комплектованию групп в дошкольных учреждениях, невозможности создания условий для полноценного коррекционного воздействия на ребенка. Например, отсутствие данных офтальмолога в процессе обследования ребенка может привести к тому, что в группы для глухих или слабослышащих дошкольников попадут дети, имеющие комбинированное нарушение: недостатки слуха и нарушение зрения. А это может привести к сложностям восприятия речи в устной и письменной форме. Значительно затруднят обучение ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы, если они своевременно не выявлены специалистами.
Важное значение имеет педагогическое изучение ребенка: выявление его обучаемости, возможностей пребывания в дошкольном учреждении, педагогический прогноз. В процессе обследования ребенка со сниженным слухом большое значение придается анализу условий жизни ребенка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, т
е. социологическому аспекту.
· Всесторонний характер психолого-педагогического обследования
Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Данные комплексного изучения ребенка со сниженным слухом позволяют выяснить причины и время нарушения слуха; уточнить состояние слуха; обследовать речь и соотнести ее состояние со степенью потери слуха и уровнем интеллектуального развития; проверить уровень развития познавательной деятельности ребенка в соответствии с возрастом, характер детской деятельности (игры, рисования); выявить личностные особенности ребенка. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями.
Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.
Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения
Методология и методы педагогических исследований
юбая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания. Это возможно в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Для этого наука и сам исследователь должен опираться на систему принципов и способов организации, построения теоретической (научной) и практической деятельности, т.е. на методологию.
Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. С учетом вышесказанного, методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Методологическое знание какой-либо частной науки находится в сложных отношениях с методологическим знанием вообще. В.А. Сластенин разделяет следующие уровни методологического знания вообще: 1) философский, 2) общенаучный, 3) конкретно-научный, 4) технологический.
Не все ученые-педагоги, как В.А. Сластенин, разделяют философский уровень методологии и общенаучный. П.И Пидкасистый: существует иерархия методологий: общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика); частно-научная (например, методология педагогики) и предметно-тематическая (например, методология дидактики, методология содержания образования и т.д.).
В выделении в качестве самостоятельного уровня методологии философского уровня со В.А. Сластениным согласен Скаткин М.Н. Он выделяет следующие уровни методологии: философский; общенаучный; конкретно-научный; дисциплинарный. Ю.К. Бабанский также говорит о наличии у научно-педагогического исследования философских оснований.
Философский уровень методологии считают необходимым выделять и в специальных работах посвященных методологии науки. Философия – единственная наука, которая имеет наиболее общие законы познания в качестве специального предмета исследования, т.е. включает в себя теорию познания, является всеобщей методологией, ее законы, категории и теоретические положения служат исходными принципами любого научного исследования.
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские механистические концепции однозначного детерминизма и редукционизма. Редукционизм как принцип исследования предполагает познание сложного целого через его расчленение на все более и более простые составляющие части и изучение их природы. При этом имеется в виду, что свойства объекта как целого порождаются суммой свойств его частейо.
Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Анализ практики образования, работ по теории обучения, воспитания и развития личности приводит к выводу о необходимости комплексного использования положений следующих современных подходов к решению педагогических проблем — личностно-ориентированный, деятельностный, системный, технологический, ценностно-ориентированный, синергетический, процессуальный и целый ряд других активно реализуемых подходов.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Образование как приоритетный национальный проект в России
- Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования
- Метод обучения в педагогике, определение
- Возрастные особенности развития ребёнка и их учёт в социально-педагогической деятельности
- Современные педагогические исследования
- Методические принципы обучения
- Основные компоненты целостного педагогического процесса
- Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке
- Воспитание детей
- Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей
Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.
Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:
Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии
Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.
Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.
Список литературы:
- Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
- Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.
Иванова Г.И.,
учитель-логопед
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования играют центральную роль в определении эффективности и направления педагогического поиска
Важно отметить, что при выборе методов необходимо учитывать цели и задачи конкретного исследования, его специфику и предметный контекст. Например, при разработке инновационной методической технологии для обучения русскому языку, исследователь сталкивается с необходимостью ответить на вопросы о новизне и эффективности данной технологии
Теоретический метод исследования предусматривает анализ существующих научных работ и теорий, что помогает установить контекст и определить новизну предлагаемого подхода. Аналитический метод включает анализ педагогического опыта, образовательных материалов и получение данных через анкетирование или интервьюирование, что способствует глубокому пониманию реальных потребностей и тенденций в образовании.
Экспериментальный метод является ключевым элементом системы методов и методика педагогического исследования. Он включает в себя три фазы: констатирующую, обучающую и контрольную. На констатирующем этапе определяется начальный уровень знаний и навыков учащихся, на обучающем внедряется новая методика, а контрольный этап позволяет сравнить результаты и оценить эффективность внедрения. Этот метод требует длительного времени и тщательной подготовки, но именно он позволяет объективно оценить результаты исследования и его практическую значимость.
В итоге, система методов и методика педагогического исследования обеспечивает комплексный подход к анализу и решению образовательных задач, способствуя развитию эффективных и инновационных подходов в области образования.
Система методов и методика педагогического исследования являются фундаментальными элементами в разработке и внедрении эффективных образовательных стратегий и практик. Правильный выбор методов и тщательно продуманная методика обеспечивают глубокий и всесторонний анализ образовательных явлений и проблем, что в свою очередь способствует появлению новых знаний и педагогических инноваций. От теоретического анализа до экспериментальных методов, каждый шаг в педагогическом исследовании способствует более глубокому пониманию процесса обучения и воспитания, а также влияет на формирование эффективных и адаптивных образовательных систем. В современном быстро меняющемся мире, где образование играет ключевую роль в развитии общества, система методов и методика педагогического исследования становятся неотъемлемой частью научного и практического поиска, направленного на улучшение качества и доступности образования для всех.
Характеристика методов педагогической диагностики в ДОО
Определение 2
Методы педагогической диагностики в ДОО – это основные способы деятельности, позволяющие в процессе обучения осуществлять обратную связь, а также получать необходимую информацию об успешности реализуемого педагогического процесса.
Методы педагогической диагностики должны соответствовать ряду установленным критериям:
- объективность устанавливаемой и получаемой информации о результативности педагогического процесса, вне зависимости от того, кто их применяет;
- валидность, которая позволяет определить реальный уровень сформированности умений и навыков;
- надежность, позволяющая применять методы диагностики в различных условиях и получать действительно верные результаты;
- репрезентативность, направлена на получение максимально возможной объективной картины уровня развития детей.
Основные методы педагогической диагностики в ДОО:
- Наблюдение
- Получение ответов детей
- Анализ продуктов детской деятельности
Наблюдение – восприятие и познание реальной картины развития ребенка, в рамках его естественной среды. В процессе наблюдения воспитатель имеет возможность установить индивидуальные черты характера ребенка, особенности его поведения, особенности развития, его возможности и потребности в педагогическом воздействии.
Наблюдение организуется воспитателем ДОО в комфортных для воспитанника условиях, в различные режимные моменты (прогулка, занятие, свободное время и т.д.).
Технология организации педагогического наблюдения предусматривает соблюдения ряда последовательных этапов:
- постановка педагогической цели и задач;
- выбор воспитанников, за которыми будет организовано педагогическое наблюдение (чаще всего это дети имеющие проблемы воспитательного и обучающего характера);
- создание ситуации наблюдения;
- выбор наиболее оптимальных методов фиксации результатов наблюдения.
Важно осуществлять фиксацию педагогического наблюдения, необходимо фиксировать все, что может помочь сформировать общую картину тенденции и динамики развития ребенка. То есть фиксация – это не просто свершившийся факт, а проанализированное и зафиксированное действие
Чаще всего педагогическое наблюдение детей в ДОО осуществляется совместно с другими методами диагностики. Это необходимо для получения полной и объективной картины развития.
Получение ответов детей (в процессе беседы, устного анкетирования или тестирования, по заранее подготовленным вопросам) – направлено на получение конкретных ответов, на заданные воспитателем вопросы.
Важным при проведении данного метода педагогической диагностики является правильная форма постановки вопроса и создание ситуации, при которой он поставлен ребенку. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы ребенок имел свободу выбора в поиске ответа на него. Кроме того, заданный вопрос должен быть понятен ребенку. Ни в коем случае не допускается торопить ребенка с ответом.
Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и т.д., созданные воспитанником) – направлен на демонстрацию прогресса индивидуального развития каждого воспитанника.
Чаще всего продукты детской деятельности собираются в отдельную папку (потрфолио), а анализ их осуществляется 3-4 раза в год. Данная диагностическая методика помогает увидеть динамику развития способностей ребенка, его интересы, увлечения и сфомированность навыков.
Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Эксперементальным путем, например, пробивают дорогу в нр-у новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперемент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.
Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их кклассифицируют по различным признакам — направленности, обьектам исследования, месту и времени проведения.
В зависимости от цели различают:
1) констатирующий экперемент, при котором изучаются существующие педагогические явления.
2) проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.
3) созидательный, преобразующий формирующий эксперемент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент, предложенный русским ученым Лазурским, проводится в специальных условиях, соответсвенно его цели, а исследуемые процессы протекают естетсвенно, последовательно и без вмешательства исследователя.
Если нужно проверить какой-либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры), эксперемент переносится в лабораторию и называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто, т.к
естественный эксперемент ближе к реальной действительности.
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а вреальной жизни-почти тако же полный провал). педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик недогадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Социометрический метод — метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутреколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности професий.
Метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление.
Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.
Тестирование, проективные методы, математические методы педагогических исследований
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.
По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личночти (характер, мотивация, типы поведения).
Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.
Обычно тестирование как метод педагогического исследования сливается с тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обучености. Итоговый тест содержит большое количество вопросов и используется после изучения крупного раздела учебной программы.
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:
— регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
— рангирование – расположение собранных данных в опнределенной последовательности (убывание или нарастание показателей);
— моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.
— статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.
Математизация педагогики несет в себе огромный гноссеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраиваетстрогую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык.
Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:
— современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;
— каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестроннего же изучения этих явлений применяется все совокупность рассмотренных методов;
— педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряються и новые методы, заимствованные из других наук – социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики. Ибо какписал И.П. Павлов – …с каждым шагом методики вперед ма как бы поднимаемся ступенью выше, с котрой открывается нам все более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами
Характеристика методов исследования в педагогике
Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.