Выявление детских страхов
Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.
- Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются. - Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные. -
Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.
-
Диагностика по системе «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.
Рисунок семьи свидетельствует о состоянии «климата» домашних отношений и отношения ребенка к родителям. Нередко в положительных, с точки зрения взрослых, семьях обнаруживаются резко противоположные детские оценки домашних ситуаций.Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.
- Диагностика по вопросам П. Бейкер и М. Алворд выявляет наличие симптомов тревожности, рассеянного внимания, мышечного напряжения и плохого сна.
- Диагностика по вопросам Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко тестирует ребенка на уровень беспокойства в отношениях с ровесниками.
Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.
Полезные советы
- Не стремитесь поменять сад, если ребенок не против его посещать и хочет ходить в данное учреждение.
- Не кричите и не ругайтесь на ребенка, если он отказывается идти в садик. Ведите себя спокойно и сдержанно, без раздражения и гнева – так вы поможете ребенку перенять ваше положительное настроение.
- Ссоры и конфликты между взрослыми должны быть вне поля зрения ребенка. Развод родителей не должен коснуться малыша никоим образом.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок плачет в детском садике?
Для выяснения причин, почему ребенок отказывается посещать сад, требуется комплексный анализ
Здесь важно все: и как он воспринимает сад в целом, и отношение к нему сверстников, и мнение воспитателя. Учитывайте, что не всегда причина кроется во внешних раздражителях, порой виной всему негативная домашняя обстановка
Родителям сложно быть объективными в решении данного вопроса. Самый лучший способ разобраться – обратиться к психологу. Такой вариант предполагает выявление корня проблемы и принятия решения по ее устранению.
Зачем ребенку нужно ходить в детский сад?
Первая причина, зачем нужен детский сад ребенку – это приучение к дисциплине. Благодаря тому, что приходится прерывать сладкий сон и отправляться куда-то в темноту и холод, ребенок привыкает к порядку, а без этого в жизни никак.
Кроме того, в садике развиваются навыки общения. Даже если ваш отпрыск общительный и легко вступает в контакт на детской площадке или в развивающем центре, куда вы ходите заниматься, все равно этим садика не заменить. В садике больше народа, а значит, больше вариантов взаимодействия, соответственно, вырабатывается больше поведенческих матриц. В садике в группе не только те люди, которые нравятся, но и те, которые не нравятся, и с ними приходится взаимодействовать. И это прекрасная тренировочная площадка! Ведь в жизни не все люди нам приятны, и чем раньше мы научимся общаться с персонами нон фата, тем успешнее сложится наша судьба.
Мало того, именно в садике малыш приобретает первые навыки общения с противоположным полом. Взрослые часто со смехом воспринимают любовь малыша в подготовительной группе. Но на самом деле все эти «вырасту-женюсь-на-Маше» очень серьезны и полезны. Чем раньше ребенок поймет, что мальчик от девочки отличается не только косичками и не только тем, о чем вы подумали, но еще и психологическими особенностями, тем легче такому человеку проходить подростковые влюбленности, а затем выстраивать отношения с противоположным полом во взрослой жизни.
Немаловажная причина, зачем ребенку детский сад – это привыкание обходиться без мамы. Да, именно в саду происходит первый этап отрыва от мамочки. Этот процесс важен для ребенка, но еще более он важен для мамы. Мамам подсознательно не хочется отрываться от своих детей. Им бы хотелось, чтобы ребенок всю жизнь оставался маленьким пупсиком и всегда был бы рядом с мамочкой. Но это иррациональное желание. Подавляюще большинство женщин его преодолевают, хотя и с большим трудом. Садик в этом помогает. Именно скрытое желание мамы не отдавать никому своего малыша и приводит подчас к капризам у порога детского сада. Ведь мать и дитя всю жизнь понимают друг друга!
Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это за тем, чтобы укрепить иммунитет. В садике организм малыш а «учится» противостоять всем чиханьям и кашлям, которые он «получает» от других детей. Если ребенок не усилит свою иммунную систему в саду, то целый клубок болезней ему придется получить в школе, а тогда справляться с ними будет дольше и сложнее.
Какие трудности могут возникнуть при отправке ребенка в садик? правильно приучать ребенка к детскому саду, чтобы не вызывать отрицательных эмоций?
Когда привычка перерастает в болезнь
Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.
С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.
В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.
Более подробно о том какие еще бывают вредные привычки у детей и как от них отучать ребенка, можно узнать здесь: Беседа с детьми о вредных привычках
Расспрашивайте других детей
Наверняка на детской площадке вам будут встречаться дети, которые уже ходят в садик. Вы можете расспросить их о том, что они там делают, чем занимаются. Спрашивайте с уважением, хвалите начинающего детсадовца
Пусть ваш малыш услышит, как это важно и почётно. Дети всегда стремятся поскорее повзрослеть, узнать то, что доступно старшим. Так что эта информация, кроме всего прочего, повысит престиж садика в глазах ребёнка
Так что эта информация, кроме всего прочего, повысит престиж садика в глазах ребёнка.
Ошибка:
— Ну и как тебе в детском саду? Плачешь? Скучаешь по маме?
Как правильно:
— Какие у вас игрушки? Сколько у тебя новых друзей? Ты уже выступал на утреннике? Тебе хлопали?
Почему ребенок сильно плачет в садике?
Ребенок в детском садике может плакать по разным причинам. Чаще всего истерики обусловлены расставанием с родителями. Малыш был неразрывно связан с матерью, домом. Попадание в непривычную ему обстановку вызывает страх.
Ребенок сталкивается с такими переживаниями:
- боится воспитателя;
- испытывает страх перед новым коллективом;
- переживает, что его не заберут домой из садика.
Выполнять ряд действий, которые требует от него воспитатель, ребенок в состоянии стресса не может. Это приводит к еще большим переживаниям.
Психологи выделяют три типа детей:
- легко адаптируемые. Такие малыши отличаются открытостью и дружелюбностью. Они быстро вливаются в коллектив, располагают к себе окружающих. Такие дети не боятся новых ситуаций и чувствуют в садике себя уверенно. Психика малышей устойчива. Поэтому расставание с родителями они воспринимают спокойно. Даже если отдать их в садик в двухмесячном возрасте, они будут чувствовать себя хорошо. К сожалению, таких детей очень мало;
- средней адаптации. Таких малышей большинство. Оказываясь в садике первый раз, им некомфортно и страшно. Но, когда они понимают, что им ничего не угрожает, что родители забирают их обратно домой, они успокаиваются и дальнейшее посещение садика не вызывает у них расстройства;
- тяжело адаптируемые. Процент таких детей относительно невысокий. Они отличаются сильной привязкой к родителям. К садику они не привыкают ни спустя неделю, ни через пару месяцев. Посещение учебно-воспитательного заведения сопровождается криками, истериками. Ребенок может рыдать в садике целый день, до тех пор пока за ним не вернется мама. Тяжело адаптируемые дети плохо находят общий язык со сверстниками. В садике им очень одиноко и тоскливо. Таких деток отдавать в сад нужно как можно позже – в 4 года.
Оценить уровень готовности малыша к посещению детского садика могут только опытные психологи. Если точно определиться с датой первого похода в учебно-воспитательное учреждение, то проблем с адаптацией практически не будет.
Среди прочих причин сильного плача в садике стоит выделить:
плохое отношение воспитателя;
наличие болезни;
дефицит родительского внимания. Малыши нуждаются в общении и контактах с матерью. В садике родителей им заменяет воспитатель
Но персонал учебно-воспитательного учреждения следит за всеми детьми и не может постоянно уделять внимание конкретному малышу;
наличие жестоких и невоспитанных детей в коллективе.
Иногда истерики у малыша провоцируют сами родители. Мать очень переживает, оставляя своего ребенка в учебно-воспитательном учреждении. Малыш это чувствует, и тоже начинает испытывать страх и волнение.
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Как уговорить ребенка пойти в детский сад
Можно ли уговаривать ребенка пойти в сад? Таким вопросом задаются многие мамы. Явного ответа на этот вопрос нельзя было найти хоть двадцать лет назад, хоть сейчас. Уговаривать маленьких детей на то, что им не нравится почти невозможно. Личность маленького ребенка еще не сформирована, поэтому он выражает желание сопротивляться до последнего. Перед тем, как отправить ребенка в сад, подумайте о стратегии своего общения с ребенком.
Какие же методы можно попробовать?
1. Убеждение. Разговаривать о садике нужно заранее, а не в последний момент. Дети должны понимать, что их ожидает в детском саду. Не надо общаться в стиле «Пятница, ты идешь в садик», «Выходные мы будем отдыхать», но «В понедельник ты обязательно идешь в сад». От такого общения у детей может начаться паника.
Лишь время позволит вам постепенно приучить своё чадо к тому, что детский садик – вещь неизбежная, и с ней нужно смириться. Если вы не столь красноречивы, то можете заинтересовать ребенка такими положительными моментами:
- в садике много новых игрушек;
- там можно найти новых друзей;
- добрые воспитатели помогут, если будет трудно.
2. Подкуп. Часто родители говорят ребенку: «Если ты будешь хорошо себя вести и ходить в сад, то мы купим тебе желаемую игрушку». Кому-то обещают сладкое, кому-то смотреть мультики дольше, чем обычно. Такой способ сможет сработать, но он может и сыграть злую шутку. Ребенок в следующий раз может выдвигать свои новые требования для похода в садик.
3. Заставить. Если никакие уговоры не действуют, то родители просто начинают заставлять идти в сад. При этом подходе ваши действия должны выглядеть решительными, вы не должны вестись на детские слезы. Отдали дите воспитателям, дальше остается надеяться на их профессиональные обязанности. Воспитатели должны заинтересовать ребенка, показать, что в детском саду классно.
4. Приучить. Этот способ основан на постепенное знакомство ребенка с новым местом. В некоторых садах можно оставлять детей на 1-2 часа, что дает возможность привыкать к новому месту постепенно. Если у вас есть время, обязательно сделайте ребенку экскурсию по садику. В раннем возрасте они испытывают особое любопытство ко всему увиденному.
Иногда бывают такие случаи, про которые даже педагоги говорят, что дети «несадовские». Если ваш ребенок никак не хочет идти в сад, то это не ваша вина. Порой это связано с психикой ребенка и выражением характера. В этом случае можете провести попытку позже. Некоторые психологи говорят о том, что дети, которые постарше адаптируются намного легче.
Тематика: Детская психология, Для родителей, Отношения, Развитие детей
Шаг 2. Настройтесь на позитив
С самого начала важно говорить о садике только в позитивном ключе. И не только с ребенком, но и в диалогах между взрослыми
Решающее значение имеет настройка самих родителей.
Нередко садик – вынужденная мера для мамы, которая на самом деле была бы и рада оставить малыша дома, но не может. В таком случае именно маме в первую очередь необходимо найти для себя положительные стороны походов в детский сад. Понять, какие ценности он дает ребенку и почему является для него благом, а не злом. Это может быть и социализация, и новые навыки, и хороший воспитатель – все, что вы сами для себя решите. Главное, чтобы ребенок чувствовал исходящую от родителей уверенность, что его отводят в хорошее место, где он будет в безопасности.
Нужно ли ребенку посещать детский сад?
Каким бы общительным и спокойным ни был ребенок, как бы он ни стремился пойти в детский сад «к ребяткам», первые дни в незнакомой обстановке в окружении чужих людей переживаются им как сильнейший стресс.
За предыдущие три года он был неразлучен с мамой, постоянно чувствовал ее присутствие и поддержку, и вдруг она ушла, оставив его одного среди шумных и толкающихся детей, на попечение сердитой воспитательницы. Впервые оторванный от дома и близких людей малыш испытывает настоящий страх:
- вернется ли мама?
- не оставит ли она его тут навсегда?
- почему мама меня бросила, разве она меня больше не любит? и т. д.
В состоянии, близком к отчаянию, малыш не воспринимает утешительных слов воспитательницы и няни, не отзывается на дружеские приглашения принять участие в игре, а, забившись в уголок, тихо или громко страдает. К маминому приходу он настолько опустошен эмоционально, что на радостную встречу сил уже не осталось.
Дома он тоже ведет себя необычно: слишком тихо или наоборот, истерично, отказывается от еды, ходит за мамой «хвостиком», а ночью спит беспокойно, всхлипывает и даже обмочился во сне, чего давно уже не случалось.
Через 1-2 дня малыш может заболеть «простудой» не столько потому, что подхватил от ребят незнакомые вирусы и бактерии, сколько по причине сниженного в результате стресса иммунитета. Нужно ли ребенку посещать детский сад в этом случае?
Подготовка к садику
То, что детский сад для малыша – это новая, непонятная среда, говорят и психологи и педагоги. Чадо не может уразуметь, почему нужно оставаться в чужом месте с незнакомой тетенькой, с оравой ребят. Ему страшно и одиноко. Если в этом случае надавить, оставить сразу, не объясняя, можно нанести травму детской психике, которая может отозваться уже во взрослом возрасте комплексами, связанными с коллективом и взаимодействием с ним. Поэтому, говоря о том, как приучить ребенка к детскому саду, нелишним будет упомянуть несколько правил.
- Начните разговоры о садике заранее. Рассказывайте ребенку, не жалея красок, о том, как там весело, сколько хороших друзей он найдет, какими интересными делами будет заниматься вместе с ними. Существуют и стихи о садике, например, Агнии Барто или Елены Благининой.
- Замечательно, если получится приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в саду. Режим питания и сна, прогулок и игр, организованный правильно, поможет легче войти в новый период жизни.
- Больше бывайте с малышом «в людях». Адаптация в детском саду будет нелегкой, если малыш почти не видит никого, кроме мамы и самых близких родственников, если он боится людей и чувствует себя с ними неуютно.
- Чем больше навыков самообслуживания освоит ребенок до садика, тем легче ему будет. Поощряйте самостоятельность, хвалите за нее. Одеваться, заправлять постель и ходить на горшок без помощи взрослых – минимум, доступный трехлетке.
Шаг 4. Введите приятные ритуалы
Маленькие дети очень любят ритуалы. Постоянно повторяющиеся неизменные действия помогают малышам чувствовать себя уверенней, неосознанно понимать, что жизнь стабильна и спокойна. С появлением садика многие ритуалы из прежней, «домашней» жизни разрушаются. Поэтому вводим новые, столь же ценные и приятные для ребенка.
Как это выглядит на практике? Вам нужно делать какую-то простую милую вещь каждый день, давать ребенку своего рода награду
Это необязательно должен быть ценный приз – конфета или игрушка, гораздо лучше дарить ребенку свое внимание и заботу
– Таким ритуалом может быть любой приятный пустяк. Например, по дороге к дому всегда заходить в ближайший сквер и качаться там на качелях. Или приносить малышу что-то, найденное по пути (листочек, шишку). Можно перед уходом в группу класть ему в кармашек воображаемый поцелуй или всегда оставлять на полке в шкафчике чистый платочек.
Отпечаток возраста
Одно из основных условий успешной адаптации малыша к детскому коллективу – правильный возраст. Ребенка могут отдать в детское учреждение и в 2, и в 4 года – все зависит от возможностей семьи. Для каждого возраста возможны свои проблемы, к которым нужно быть готовыми.
Например, двухлеткам довольно сложно научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, пользоваться горшком). К тому же, они из-за отсутствия достаточного опыта практически не умеют налаживать контакт с другими детками: знакомиться, играть вместе, делиться игрушками.
В трехлетнем возрасте малыши переживают возрастной кризис, когда происходит осознание себя как отдельной, свободной, значимой личности. В зависимости от остроты протекания кризиса острота адаптации к садику тоже будет разной. Но неизбежно произойдет наложение одной стрессовой ситуации на другую. Поэтому психологи не рекомендуют отдавать деток в сад до тех пор, пока кризис не пойдет на спад.
К четырем годам ребенок умеет себя обслуживать, может подружиться и поиграть с другими малышами. Но здесь могут сказаться устоявшиеся привычки: находиться с мамой в домашней обстановке, соблюдать свой режим и следовать своим правилам. Ломать эти устои с возрастом сложнее.
Поэтому для определения малыша в садик оптимально будет выбрать период между 3 и 4 годами.
Как приучить ребенка к детскому саду?
Плач по утрам, крики, истерики — это некий протест ребенка, его нежелание принимать что-то новое. Если родители не обращают внимания на такое поведения своего малыша и без всяких объяснений просто тянут его в сад с надеждой, что скоро плач утихнет и малыш успокоится, то такая позиция не очень правильная.
Отправляем ребенка в сад
Ведь это очень сложный период для крохи и его нужно обязательно поддержать в этот трудный момент. Поэтому задача каждого ответственного родителя правильно адаптировать ребенка к детскому саду, постараться уберечь его от возможного стресса и депрессий. Как правильно приучить ребенка к садику рассмотрим более подробно.
ТОП-8 советов по подготовке
- У родителя со своим малышом должен быть крепкий контакт, ребенок должен уметь доверять своим маме или папе. Постарайтесь ему в столь маленьком возрасте правильно донести, что все новое, которое будет происходить вокруг него, совсем не так страшно, а наоборот даже интересно. Раньше малыш постоянно был с мамой, а теперь ему придется находиться вокруг чужих людей. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он не принимает ваши уговоры и объяснения. Так как из-за такого поведения малышу будет еще тяжелей, он просто может замкнуться в себе. Информацию нужно доносить спокойным тоном, с нежностью и лаской, без всякого давления.
- Малышу нужно рассказывать о садике побольше хорошего. Говорить, как там можно проводить весело время, как он будет играть с новыми детками, как много у него появится новых друзей и игрушек.
-
Так же немаловажным будет ваш домашний режим дня. Он должен максимально совпадать с режимом сада. Приучайте по часам кормить карапуза, меню должно быть максимально приближено к тому, что он будет кушать в саду. Научитесь укладывать спать и подымать малыша в положенное время. Если ребенок отказывается от тихого часа днем, научите его хотя бы просто тихонько полежать. Тогда он не будет приносить неудобств другим деткам в саду. Постарайтесь за лето подготовить малыша как можно лучше и физически, и психологически.
- Приучать ребенка к садику рекомендуется, когда он уже сам сможет себя обслуживать. Желательно, чтобы ребенок мог сам покушать. Будет очень хорошо, если вы научите его проситься на горшок или даже самостоятельно сходить в туалет. «По большому» нужно приучать ребенка ходить в одно и то же время. И если бы малыш мог частично одеваться — это было бы очень хорошо.
- Период адаптации ребенка к саду проходит не только психологически. И если вы хотите, чтобы ваш малыш не так часто болел нужно его приучить закаляться. Покажите ему как приятно ходить босыми ножками по земле, траве или по песочке. Это отличный массаж стоп, который укрепляет не только иммунную систему, но и нервную. Полезным будет купание в речке, море или просто принятие душа. Не делайте с детей тепличные растения. Не укутывайте их если вам показалось, что на улице свежо. Приучайте с детства к прохладным напиткам. Не бойтесь покупать им мороженное. Пусть ваш малыш привыкает ко всему этому.
-
Иногда бывает, что родители паникуют больше своих деток. Не волнуйтесь! Не нагнетайте обстановку, дети же все чувствуют. Ни в коем случае нельзя обсуждать какие-то свои страхи или возникшие проблемы перед малышом. Успокойтесь, лучше всего понять, что это необходимость и вашему чаду наоборот будет в пользу общение со своими сверстниками.
- Понаблюдайте как малыш играет с другими детками. Взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте только начинают формироваться и отдавая его в сад этот процесс ускоряется. Поэтому будет лучше если кроха еще до сада научится элементарным принципам общения для своего возраста. Приучите малыша брать с собой во двор, парк или на пляж свои игрушки. На прогулке не очень навязчиво предложите ему поделиться своим мячиком с играющим рядом мальчиком или девочкой. Ребенок должен научиться делиться своими вещами. В худшем случае малыш вырастет «жадиной» или постоянно будет переживать за свою любимую игрушку, которая оказалась в чужих руках.
- Научитесь еще, сидя дома с малышом, уходить по своим делам без слез и криков. Хорошо будет если у вас с малышом будет свой какой-то «ритуал прощания». Ведь в саду он бы вам очень пригодился. Можно привлечь ребенка к процессу маминого ухода. Например, принести сумочку маме, помахать при расставании ручкой или послать воздушные поцелуйчики. Так ребенок будет чувствовать себя взрослым и будет считать, что у него при прощании есть свои какие-то обязанности. Если малыш ни в какую не хочет вас отпускать, пообещайте, что вы вечером куда-то пойдете, когда мама придет или чем таким интересным будете потом заниматься. Так ребенок не очень расстроится и будет вас ждать с большим нетерпением.
Ребенок в саду