Логоритмика. что это и для чего

История развития логоритмики в россии и за рубежом

Логоритмика для детей 5-6 лет

Для дошкольников подбираются более сложные занятия

К этому возрасту важно, чтобы у ребенка сформировалось четкое произношение всех звуков. Иначе, когда он пойдет в школу, будут проблемы с освоением чтения и письма, коммуникацией с детьми и учителем

Если есть нарушения дикции занятия проводят ежедневно. Рекомендуют:

  1. Обыгрывание стихотворений. Ребенок повторяет строчки и показывает, о чем говорит.
  2. Ходьбу сочетают не только со сменой направлений, ритмичным счетом, но и с исполнением маршевых песен.
  3. Предлагают к стихотворению детям самостоятельно придумать движения.

При чтении стихов важна интонация, а не простое запоминание слов.

Эффективность и результативность этого метода

В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:

Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
У них производит улучшение фонематического восприятия.
В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
Развитие детской творческой фантазии.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций

В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности

В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

Что делают на логоритмике?

Занятия по логоритмике проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это игры на подражания. Взрослый показывает, что надо делать, а ребенок – повторяет. Тренировки включают:

  • маршировку и ходьбу (под определенный ритм);
  • упражнения, развивающие дыхание и артикуляцию;
  • гимнастику для мышечного тонуса;
  • скороговорки;
  • упражнения на счет;
  • пение;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • ритмические движения;
  • упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Если занятие проводится с музыкальным сопровождением, то правильно подбирают мелодии, отражающие эмоциональное состояние. Для ходьбы подойдут маршевые, ритмические песни. Для медленных упражнений – минорные мотивы.

Важно! Логоритмические упражнения разнообразны. Программа составляется в зависимости от возраста ребенка и его потребностей, индивидуальных особенностей

На занятиях используют не только музыку, разучивают стихи и песни. Чтобы разнообразить тренировки, заинтересовать детей применяют игрушки и картинки.

Педагогические принципы

Осуществляемая в пределах ДОУ логоритмическая работа базируется на ряде педагогических принципов:

Опережающий подход помогает вычислить дошкольников с органическими и функциональными дефектами развития. Такие дети нуждаются в коррекционном обучении.
Развивающее обучение подразумевает гармоничное развитие малыша.
Систематичность зиждется на постулатах регулярности и непрерывности коррекционного процесса, невозможной без своевременного и правильного планирования.
Полифункциональный подход базируется на одновременном решении группы коррекционных задач в рамках одного занятия.
Этиопатогенетический принцип учитывает особенности речевого отклонения. При построении логоритмических занятий используется дифференцированный подход.
Постепенное усложнение материала позволяет осуществить переход от простых заданий к более сложным. Поднятие на новую ступень возможно после закрепления развиваемых навыков.
Эффективность наглядности объясняется наличием тесной взаимосвязи между всеми системами организма, анализирующими поступающую информацию доступными средствами

За счет этого дошкольники пополняют базу двигательных, зрительных и слуховых образов.
Доступность подразумевает важность преподнесения материала с учетом особенностей речевых дефектов, физиологических и возрастных параметров ребенка.
Проявляемые детьми активность и сознательность должны находить положительный отклик со стороны педагога, понимающего важность активизации познавательных процессов у дошкольников.
Успешность основана на своевременности и качественности выполнения заданий, выданных с учетом возможностей конкретного ребенка.

Программа проведения занятий не является незыблемым ориентиром, требующим неукоснительного выполнения. Ответственность за изменение определенной части занятия возлагается на педагога, имеющего представление о способностях детей, их речевых особенностях и т.д. В некоторых случаях целесообразно введение упражнений из цикла артикуляционной гимнастики, в то время как при других обстоятельствах желательно сосредоточиться на проговаривании чистоговорок. Песенный репертуар может быть расширен за счет включения в него любимых детьми песен, а речевая часть дополнена знакомыми стихотворными строками. Аналогичный подход может быть применен и по отношению к материалам игрового формата.

Эффективность и результативность этого метода

В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:

Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
У них производит улучшение фонематического восприятия.
В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
Развитие детской творческой фантазии.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.

Исторический обзор: как началось применение ритмики в логопедии

Использование ритмики в логопедии имеет длинную историю, начиная с середины 20 века. В то время, когда логопедия только начинала развиваться как научная и практическая область, ученые и специалисты активно искали новые методы и подходы к работе с детьми с нарушениями речи.

В 1950-х годах в СССР была разработана и начала применяться методика логоритмического обучения речи, которая основана на принципе использования ритма и движения для развития речевых навыков у детей. Идея заключалась в том, что ритм и движение могут стимулировать работу речевых мышц и способствовать формированию правильных звуков и произношения слов.

С течением времени методика логоритмического обучения речи была доработана и изменена, а также внедрена в другие страны, где ее применение также показало положительные результаты. Логопедическая ритмика стала популярным средством, которое помогает детям с нарушениями речи улучшить артикуляцию, произношение и ритмичность речи.

В настоящее время логопедическая ритмика интегрирована в множество программ коррекционной работы и методик, используемых логопедами

Она включает в себя различные упражнения, игры, песни и ритмические движения, которые помогают развивать не только речевые навыки, но и моторику, внимание и координацию движений

Исторический обзор показывает, что применение ритмики в логопедии не только имеет долгую историю, но и является эффективным инструментом для работы с детьми с нарушениями речи. Она помогает им развиваться и совершенствовать свои речевые навыки, а также улучшает их общую коммуникативную способность.

В чем же сущность метода Э. Жак-Далькроза?

Еще преподавая в Женевской консерватории, он был поражен неритмичностью своих учеников. Он считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хорошее чувство ритма, а поэтому музыкальная ритмика была выделена им в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Жак-Далькроз стал «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Э. Жак-Далькроз сделал музыку. Ученики должны упражняться в координации своих движений под музыку, поскольку именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. Музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. Создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только производить ритмичные движения, но и представлять совершенно четко все возможные временно-пространственные соотношения, которые в любой момент могут быть выполнены с той же четкостью. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической. Метрические упражнения Э. Жак-Далькроза чередуются или объединяются в сложный комплекс движения, и многие из них относятся одновременно и к метру, и к ритму, и поэтому квалифицируются как метроритмические.

Сам Э. Жак-Далькроз дал популярное определение качественному различию метра и ритма: «Такт (как известно, такт и метр — понятия почти тождественные) есть некая одинаковость, в которую может быть заключено богатое разнообразие. А ритм и есть то разнообразие, которое заключено в одинаковость». При помощи сочетания ритма, музыки и движения Э

Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Э

Жак- Далькроз считал музыку. По его словам, музыка нужна потому, что нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов. Музыка имеет, кроме ритма как вспомогательного средства выражения, еще звук и гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний. Как говорил Э. Жак-Далькроз, «музыка приобретает телесные формы, она преобразует наши тела». Дальнейшее развитие система Э. Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н. Г. Александровой и В. А. Гринер. Н. Г

Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки (на основе метода Э. Жак- Далькроза)

9 стр., 4163 слов

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности …

… инициативы, творчества, изобретательности. В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществить следующие задачи: а) учить детей согласовывать движения с характером музыки, наиболее … вокальной, пластической; координации слуха – голоса – зрения – движения; чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального; палитры звучащих жестов, звукоподражания, красок …

По инициативе Н. Г. Александровой в Москве при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) была организована Московская Ассоциация ритмистов, которая разработала программу занятий по ритмике для музыкальных учебных заведений (школ, техникумов, консерваторий), сформулировала методические указания к программе и систематизировала методический и нотный материал. Ритмисты Москвы и Ленинграда в 20-е годы разработали методику музыкально- ритмического воспитания, применительно к требованиям современности. Н. Г. Александрова, проработавшая 15 лет по методу Э. Жак-Далькроза, утверждала, что основной принцип московской школы заключался в освобождении ритмики Э. Жак-Далькроза от того налета крайнего аристократического интеллектуализма, той трудности и устремления к виртуозности, которые делают эту систему на Западе достоянием узкого круга особо одаренных. В нашей стране в 30—40-е годы систему музыкально-ритмического воспитания разрабатывали Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, Н. П. Збруева, Е. В. Конорова, М. А. Румер, Е. П. Шепулин.

1.3. Система ритмического и музыкально-ритмического воспитания

Для чего нужна

Сочетание движений, произношение слов с определенным ритмом, в такт музыке улучшает настроение. При этом помогает сбросить эмоциональное напряжение. Но это не основные задачи логоритмических упражнений. Их используют для:

  • коррекционной работы;
  • развития коммуникативных навыков, социализации;
  • обучения;
  • психотерапии;
  • воспитания.

Логоритмика для детей необходима для формирования правильной и четкой речи. Большинство детей долго обучаются произносить звуки, нечетко произносят слова. Если малышу не подобрать правильные коррекционные упражнения, которые он будет делать не под принуждением, а с удовольствием, то возникнут проблемы:

  • нечеткая речь;
  • замкнутость (ребенок стесняется того, что он не четко выговаривает слова, а если его не понимают или смеются над ним, он может перестать общаться);
  • сформируются комплексы мешающие социализации и развитию коммуникативных навыков.

Нечеткая речь, дизартрия у дошкольников проявляется только в разговорной речи. Затем появляются проблемы с письменной. Нарушение дикции – одна из причин ошибочного написания. Поэтому чем раньше заняться развитием правильной речи, тем успешнее ребенок будет в дальнейшем.

В процессе совместных занятий у малыша формируются навыки общения. 

Логоритмические упражнения:

  • снимают зажатость;
  • способствуют развитию общительности;
  • повышают эмоциональный тонус;
  • тренируют подвижность нервных процессов;
  • способствуют улучшению памяти, внимания;
  • развивают мелкую моторику;
  • активируют кору головного мозга (стимулируют формирование новых нейронных связей);
  • гармонизируют (слишком возбужденные дети становятся спокойнее, а излишне медлительные – активнее);
  • помогают раскрыться ребенку.

Детям, занимающимися логопедической ритмикой проще общаться со сверстниками и взрослыми. Они менее замкнуты.

Рассказывая стихи, воспроизводя песни, сопровождая все движениями малыш обучается:

  • развивается воображение, образность мышления;
  • знакомится с пространственными понятиями положения тела («лево», «право» и т.д.);
  • узнает больше о том, что такое музыка, рифма, темп, музыкальный регистр.

Занимаясь, у малыша снижается психоэмоциональная напряженность. Подражая взрослому, он начинает коммуницировать. Так, незаметно для малыша, проходит психотерапевтическая работа.

Делая упражнения, ребенок тренируется двигаться в такт музыке, учится критически относится к своим движениям, речи. Когда он понимает, что именно не так делает, с большим желанием, усердием устраняет ошибки.

Важно! Логоритмика корректирует дикцию, устраняя связанные с нарушением речи комплексы. Упражнения подбираются в зависимости от требований ребенка

Например, если он заикается, то используется музыка, ритм, помогающие справится с проблемой. Если не выговаривает определенный звук – подбираются детские стихи и песни, в которых проблемная буква встречается часто.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций

В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности

В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность
— два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий. Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес

Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов

Ограничения по возрасту отсутствуют.
Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Логоритмика для детей 3-4 лет

В этом возрасте, проводя упражнения на ритмику, совмещают двигательные и речевые навыки. Можно включать в занятия элементы танцев, упражнения на счет. Подходящие для этой возрастной группы занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для разминания пальцев по типу «Домик». Проводится под тихую, спокойную музыку. Дети повторяют за взрослым движение и слова.
  2. Маршировка. Под ритмическую музыку дети считают и шагают. При этом обучаются ориентироваться в пространстве (повернуть по команде «налево», «направо»).
  3. Игры на коммуникацию со сверстниками. Подбирается песня или стихотворение где надо во время исполнения подойти к другим детям. Взяться за руки, вместе одновременно поднять руки вверх, опустить. При этом петь или произносить соответствующий стих.

При выполнении заданий важно придерживаться заданного ритма. Заключительное упражнение на релаксацию, под медленную музыку, успокаиваются, нормализуют дыхание и сердцебиение

Педагогические принципы

Осуществляемая в пределах ДОУ логоритмическая работа базируется на ряде педагогических принципов:

Опережающий подход помогает вычислить дошкольников с органическими и функциональными дефектами развития. Такие дети нуждаются в коррекционном обучении.
Развивающее обучение подразумевает гармоничное развитие малыша.
Систематичность зиждется на постулатах регулярности и непрерывности коррекционного процесса, невозможной без своевременного и правильного планирования.
Полифункциональный подход базируется на одновременном решении группы коррекционных задач в рамках одного занятия.
Этиопатогенетический принцип учитывает особенности речевого отклонения. При построении логоритмических занятий используется дифференцированный подход.
Постепенное усложнение материала позволяет осуществить переход от простых заданий к более сложным. Поднятие на новую ступень возможно после закрепления развиваемых навыков.
Эффективность наглядности объясняется наличием тесной взаимосвязи между всеми системами организма, анализирующими поступающую информацию доступными средствами

За счет этого дошкольники пополняют базу двигательных, зрительных и слуховых образов.
Доступность подразумевает важность преподнесения материала с учетом особенностей речевых дефектов, физиологических и возрастных параметров ребенка.
Проявляемые детьми активность и сознательность должны находить положительный отклик со стороны педагога, понимающего важность активизации познавательных процессов у дошкольников.
Успешность основана на своевременности и качественности выполнения заданий, выданных с учетом возможностей конкретного ребенка.

Программа проведения занятий не является незыблемым ориентиром, требующим неукоснительного выполнения. Ответственность за изменение определенной части занятия возлагается на педагога, имеющего представление о способностях детей, их речевых особенностях и т.д. В некоторых случаях целесообразно введение упражнений из цикла артикуляционной гимнастики, в то время как при других обстоятельствах желательно сосредоточиться на проговаривании чистоговорок. Песенный репертуар может быть расширен за счет включения в него любимых детьми песен, а речевая часть дополнена знакомыми стихотворными строками. Аналогичный подход может быть применен и по отношению к материалам игрового формата.

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность
— два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий. Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес

Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов

Ограничения по возрасту отсутствуют.
Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Что такое логоритмика

Она является составной частью кинезотерапии. Во время логоритмических занятий специально подобранные упражнения сочетаются с произношением определенного речевого материала.

Природа речевых нарушений определяет, то, какая главная задача логопедической ритмики. С помощью её методов происходит комплексная коррекция как речевых, так и других нарушений, связанных с ними на основе комплексного использования ритмических движений, слов и музыки.

Логоритмические упражнения

Важно! В результате регулярных занятий планируется не только выполнение коррекции речевых функций, но и развитие физических и психических качеств детей, адаптация к условиям внешней среды. У детей на этой основе происходит перестройка двигательной, сенсорной, речедвигательной, сердечно-сосудистой систем, воспита6ние эмоционально-волевых качеств личности

Даже не говорящие в раннем возрасте малыши получают шанс на полноценное развитие.

Польза ритмики для развития речи и коммуникативных навыков

Логопедическая ритмика является эффективным инструментом в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Она способствует развитию речи и коммуникативных навыков, а также улучшает артикуляцию и фонетическую сторону речи.

Одно из главных преимуществ ритмики в работе с детьми заключается в ее мотивирующем и игровом характере

Ритмические упражнения помогают детям активизировать свое внимание и концентрацию, развивать мелкую моторику и слуховое восприятие. Дети с нарушениями речи часто испытывают трудности в этих областях, поэтому ритмика становится не только полезным, но и интересным занятием для них

Применение ритмики позволяет детям развивать свою речь через ритмические движения и звуки. Дети могут повторять звуки и слова в такт музыке и движениям, что способствует обучению артикуляции и моторике речевого аппарата. Ритмика также помогает детям осознать ритм и мелодику речи, что положительно сказывается на их интонации и акцентуации.

В логопедической ритмике используются различные игры и упражнения, которые развивают коммуникативные навыки детей. Дети учатся слушать и понимать других людей, выражать свои мысли и чувства, а также взаимодействовать с окружающими. Ритмические игры способствуют формированию правильных социальных навыков и развитию эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, логопедическая ритмика может быть использована для развития памяти и внимания у детей с нарушениями речи. Дети выполняют ритмические задания, запоминают стихотворения и песни, что тренирует их когнитивные способности и способность к концентрации.

В целом, ритмика является важным и эффективным средством в работе с детьми с нарушениями речи

Она способствует развитию речи и коммуникативных навыков, улучшает артикуляцию и фонетику, развивает мелкую моторику, слух и внимание. Использование ритмики в коррекционной работе помогает детям справиться с проблемами в речевом развитии и успешно взаимодействовать с окружающим миром

Рисунок 6

Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса. Волкова Галина Анатольевна окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока. Ученица профессора М.Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи. Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии).

Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г.А. Волковой защищены кандидатские диссертации. В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.

Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики — логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики.

Логопедическая ритмика: важная составляющая коррекционной работы

Логопедическая ритмика – это методика, которая широко применяется в работе логопедов для развития речи и коммуникативных навыков у детей с различными нарушениями. Она основана на использовании ритмических элементов и упражнений, которые помогают развивать моторику речевого аппарата, улучшать дикцию и речевую интонацию.

История

Логопедическая ритмика возникла в начале XX века благодаря работам российских ученых-логопедов С.Ф. Левитана, П.П. Нитенштадта и других. Методика основана на принципах ритмики и музыкального воспитания, а также научных исследованиях в области нейрофизиологии речи и дыхания.

Применение

Логопедическая ритмика широко применяется в коррекционной работе с детьми различных возрастов, страдающих разными формами нарушений речи:

  • Дети с задержкой речевого развития;
  • Дети с дефектами звукопроизношения;
  • Дети с дислалией (нарушениями звукопроизношения);
  • Дети с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра.

Методика логопедической ритмики включает разнообразные упражнения, включающие ритмические движения и правильное дыхание, а также игры с использованием музыки, ритмических инструментов и звуков.

Преимущества

Логопедическая ритмика имеет ряд преимуществ перед другими методиками логопедической коррекции:

Развивает моторику речевого аппарата, способствуя улучшению звукопроизношения и дикции;
Улучшает речевую интонацию и ритм;
Стимулирует логическое мышление и внимание;
Развивает социальные навыки и коммуникативные умения;
Создает позитивную эмоциональную атмосферу и мотивацию к обучению.

Заключение

Логопедическая ритмика – это эффективный метод развития речи и коммуникативных навыков у детей с различными нарушениями. Она позволяет включить детей в интересный и активный процесс обучения, помогает им преодолеть трудности и достичь успеха в развитии речи.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций

В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности

В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

Логоритмическая работа на протяжении суток

Наилучшие результаты по улучшению произношения среди дошкольников наблюдаются при условии приложения усилий со стороны каждого педагога ДОУ. Период пребывания ребенка в детском саду изобилует возможностями включения логоритмики в установленный распорядок дня:

  1. Звукоподражания и речевки могут стать неотъемлемой частью утренней гимнастики.
  2. Перед принятием пищи рекомендованы речевые игры.
  3. Чистоговорки, приговорки и потешки способны привнести нотку живости во многие режимные процессы, будь то подготовка к занятиям, умывание или предшествующие прогулке сборы.
  4. Динамические перерывы между занятиями целесообразно чередовать с логоритмическими паузами, организуемыми непосредственно в ходе занятий.
  5. Во время прогулки на улице или в стенах детского сада можно привлечь дошкольников к играм малой подвижности или подвижным играм, сопровождающимся пением.
  6. Также можно провести бодрящую гимнастику, разнообразив ее звукоподражанием.
  7. Соответствующий речевой материал может быть задействован на этапе проведения физкультурных занятий театрализованного характера.
  8. При наличии возможности желательно потратить время на организацию логоритмических досугов.

Литература

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/istoriya-logoritmiki/

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. (Коррекционная педагогика).

2. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.,1958.

3. Лопухина И. Логопедия. Ритм, речь, движения. СПб.: Дельта, 1997.

4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2007.

19 стр., 9421 слов

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях …

… заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью … его общей и речевой моторики. Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и …

5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: