Ротацизм и методы его устранения

Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения и :

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук Фонетический дефект(искажение звука) Фонематический дефект(смешения, замена звука)
Название дефекта произношения Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Виды замен
Звук Р Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» Параротацизм Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д
Звук ЛЗвук Л’ Ламбдацизм Двугубное, смягченное Параламбдацизм Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее Парасигматизм С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч Сигматизм Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное Парасигматизм Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’
Звук j Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции Парайотацизм J = Л’
Звуки К, К Каппацизм Голосовое, гортанное Паракаппацизм К = Т
Звуки Г, Г Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Парагаммацизм Г = Т
Звуки Х, Х Хитизм Голосовое, гортанное Парахитизм  

Диагностические мероприятия

Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.

В зависимости от патологии направляют на обследование:

  • Анализ крови, мочи, биохимия.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Отоларингологическое обследование и другие.

По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.

Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).

Краткое описание

При артикуляторно-фонетической дислалии происходит нарушение звукопроизношения по типу искажения. В детской речи звук присутствует, но в момент произнесения органы артикуляционного аппарата принимают неправильное положение. В результате формируется аналог фонемы, похожий к звуковому образу по акустическим признакам. И искаженное произношение фонематический слух принимает за норму.

Иногда бывает так, что правильная фонема отсутствует. Но при такой форме дислалии это встречается редко. У ребенка с таким дефектом имеется индивидуальный аналог фонемы, который можно соотнести с нормированным произношением.

Поэтому при коррекционной работе обязательно проведите консультационную работу с родителями, объясните всю важность воспитания в правильной речевой среде. Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады

Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение

Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады. Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение.

По структуре речевого дефекта − это ФНР (фонетическое нарушение речи). Ребенок с артикуляторно-фонетической формой слышит неправильное произношение в речи взрослого. Когда малыша просят повторить слово, то он произносит его правильно. Для коррекции дислалии нужна консультация логопеда. Он определит точную структуру дефекта и составит коррекционную работу.

Этап постановки звука

Под постановкой звука (термин несколько «механистичен» и не вполне отвечает существу дела) понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук ставится заново в случае его полного отсутствия в речи ребенка, в случае замены другим звуком, что равно отсутствию, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично подправить и довести до нормы (например, при картавом «р» или губно-зубном «л»). Коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, проводится в тех случаях, когда дефектная артикуляция в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении «с» для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализация прикуса). В дальнейшем речь пойдет только о постановке звука, а не о его коррекции.

Постановка звука может производиться путем подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков, исходя от артикуляторного уклада и смешанным способом. Рассмотрим лишь первый из этих способов, так как все остальные требуют специальных знаний.

Способ постановки звука путем подражания является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя положение органов артикуляции, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он сработает.

Приведем конкретный пример. Однажды нам пришлось ставить звук путем подражания в присутствии мамы ребенка. Звук получился сразу, но именно это ее и возмутило, что выразилось в таком возгласе: «Подумаешь, так бы я и сама сумела!» И мама была совершенно права — действительно, она вполне смогла бы это сделать и без помощи логопеда. Нужно было лишь повернуть ребенка лицом к себе и четко произнести нужный звук, поскольку артикуляторная моторика у мальчика была вполне нормальная. Только жалко, что до 10-летнего возраста никто не догадался этого сделать. Понятно, что постановка звука путем подражания возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

Формы

Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков , необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.

Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки , опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не , а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Ротацизм в логопедии: причины, симптомы и методы лечения

Ротацизм является одним из дислалий — нарушений звукопроизношения, который характеризуется неспособностью правильно произносить звук . Это очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, но в некоторых случаях может сохраняться и взрослым.

Основной причиной ротацизма является недостаточное развитие и укрепление артикуляционного аппарата. В некоторых случаях, ротацизм может быть связан с психологическими проблемами или наслоением других нарушений речи, таких как дисартрия или дизартрия.

Симптомы ротацизма можно выделить следующие:

  • Невозможность или трудность в правильном произношении звука ;
  • Замена звука другим звуком, например или ;
  • Искажение звука , например, звук становится глухим или носовым;
  • Затруднения в формировании слов, содержащих звук .

Чтобы помочь пациенту с ротацизмом, логопед применяет различные методы и техники лечения:

  1. Артикуляционная гимнастика: специальные упражнения, направленные на укрепление и развитие артикуляционного аппарата.
  2. Массаж лица и языка: помогает расслабить мышцы лица и языка, что способствует более правильному произношению звуков.
  3. Аудирование и аудиоанализ: слушание правильного произношения звуков и анализ звуков в речи пациента.
  4. Использование специальных материалов и игр: игры и задания, которые помогают пациенту научиться контролировать артикуляцию и правильно произносить звук .

Важно помнить, что ротацизм — это недоразвитие речи, которое может быть успешно исправлено с помощью квалифицированного логопеда. Раннее обращение за помощью и регулярные занятия помогут преодолеть эту проблему и достичь хороших результатов

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм.
  2. Ротацизм и сигматизм.

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Дислалия

Фонетические нарушения речи — это группа речевых расстройств, представленная нарушениями, при которых ведущим симптомом является нарушение произношения. Интеллектуальное и духовное развитие ребенка в данном случае соответствует возрасту. Могут наблюдаться сопутствующие нарушения внимания, поведенческие расстройства и двигательные нарушения.

К этой группе относится дислалия (простая, сложная) или иначе — «грубая речь».

Дислалия — это нарушение фонетического произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. На практике может наблюдаться нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) в произношении одной из фонем родного языка.

Мономорфная (простая) Затрагивается один или несколько звуков из одной группы звуков ( С-З-Ц или Ш-Ж-Ч ).

Полиморфная (сложная) Затронуты несколько тонов из разных групп ( С-Р-К-Ш ).

Физиологические (возрастные) Нарушения произношения в возрасте до 5 лет, связанные с недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет она проходит сама по себе. Это единственная форма дислалии, которая может присутствовать у всех людей на определенном этапе развития.

Функциональная: Нарушения произношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функции центральной нервной системы, слухового и периферического артикуляционного аппарата. Нарушена способность добровольно принимать и сохранять определенные положения органов артикуляции, необходимые для произнесения звуков. Нарушения произношения могут быть связаны с неспособностью различать, дифференцировать фонемы. Часто изолированное использование звука не нарушается, а изменяется в спонтанной речи. Степень тяжести определяется тяжестью дефекта и количеством нарушенных звуков.

Органическая (механическая: Вызваны наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (пороки развития — прогнатизм, прогнатизм, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).

Причины функциональной дислалии: Соматическая: Физические и неврологические нарушения вследствие длительных хронических заболеваний (расстройства пищеварения, частые простуды). Социальная: Пренебрежение воспитанием (родители не исправляют языковые недостатки детей и не показывают примеры правильного произношения). Билингвизм в семье (Когда родители говорят на разных языках, ребенок вставляет другой язык в один. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). Неправильное произношение в окружении ребенка (через подражание). Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, в то время как фонематический слух нарушен.

Причины органической (механической) дислалии: Органические — связанные со строением органа (язык, десна, зуб и т.д.). Наследственные — передается из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т.д.). Врожденные — дефекты, развившиеся во время внутриутробного развития. Приобретенные — дефекты, развившиеся при рождении или позже в жизни.

Работа по постановке звука [р]

Коррекцией ротацизма и других речевых нарушений занимается детский логопед и логопед для взрослых.

Горловой ротацизм – один самых распространенных видов ротацизма у детей и взрослых. Скорректировать дефектное произношение звука возможно с помощью коррекционных занятий с логопедом. Устранение горлового звука проводится в несколько этапов. На первом, подготовительном этапе проводится логопедическая гимнастика, выполняются речевые упражнения. Это делается для увеличения пластичности и моторики языка. После идет постановочный этап, где вызываются проторный звук , а затем механически провоцируется вибрация кончика языка. Завершающим этапом проводится закрепление и автоматизация произношения звука.

Постановка звука [С]

Артикуляция «С» такая:

  • губы нужно растянуть в слабой улыбке;
  • зубы приблизить, но не смыкать;
  • прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
  • создать сильную и узкую воздушную струю.

Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.

Звук «С» ставят несколькими способами:

  1. По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
  2. По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
  3. По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
  4. Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.

Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание , невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного , раздается звучание .
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект и , образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание или кучерское .
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение . Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом. Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены на , , , , , , , .

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие и , это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого парный . Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений

Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.

Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.

Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы коррекционной работы

Специфический Дидактический
·         Двигательно-кинестетический.

·         Слухозрительно-кинестетический.

·         Наглядность.

·         Словесность (с наглядностью и без).

·         Практика (игры).

Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками.
Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.

Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.

Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов.
При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.

Диагностика дислалии

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы

Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог

Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс

Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.

игру

Подготовительный этап

Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной тренировки.

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука

Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов

Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикуляторные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.)

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать.

Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда, а во многих случаях и просто воспользоваться данной книгой.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Причинами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: