этапы формирования речи в норме (по а.а. леонтьеву)

Развитие речи детей по возрастам: от рождения до поступления в первый класс

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.

Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.

Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.

Развитие моторики
Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики
Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.

Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.

Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.

Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.

Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала

Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его

Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения

Фото: ShevtsovaYuliya / freepik.com

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Мелкая моторика

  1. Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
  2. Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
  3. Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
  4. Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
  5. Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
  6. Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat). Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
  7. Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.

Что делать, если есть проблемы с развитием речи

Развитием речи, запуском должна заниматься мама, поскольку нужна системная, ежедневная, кропотливая работа. Кроме того, никто кроме мамы не знает интересов, предпочтений и характера ребенка. Эти знания и используются в развитии речи.
Играть. Все упражнения делать через игру.По новым исследованиям, до 3 лет главным двигателем речи является не развитие мелкой моторики, как считалось до недавнего времени, а положительные эмоции от игры

Именно они стимулируют круговую извилину, которая отвечает за развитие речи в возрасте до 3 лет.
Важно пройти через все этапы развития речи – звукоподражание, слоги, слова, предложения.
Эмоции. Во время игры надо быть очень эмоциональной самой, это передается ребенку, ему становится интересно играть, а для мамы это стимул продолжать игры и придумывать новые. 
Системные знания о том, из каких составляющих складывается речь: дыхание, артикуляция, ритм, мелкая моторика, развитие активного словарного запаса, развитие пассивного запаса, общая игра и слух. 
Все эти направления нужно развивать каждый день

Самое главное, что это совсем не трудно, заниматься можно весело и с интересом.
Специальные игры, из которых можно выбрать те, что интересны вашему ребенку. В дальнейшем мама может научиться сама придумывать игры и делать любую игру речевой.
Верить в своего ребенка.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • ребенок развивается с задержкой;
  • ребенок перенес тяжелые заболевания;
  • у ребенка есть неврологические заболевания;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
  • когда ребенок слышит просьбу “Повтори” или “Скажи это еще раз”, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал;
  • он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (“самостоятельный” ребенок);
  • ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке;
  • на замечания “Скажи еще раз лучше” не реагирует;
  • речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь.

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Список литературы

1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 360 с.

2.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,
1999. — 288 с.

3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. — 225
с.

4.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С.
Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — с.426-437.

5.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. — 174 с.

6.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.

7.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский
Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.

8.
Немов Р.С. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с.

9.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина
М.И. — М: Педагогика, 1985. — 258 с.

10.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина — М.: Просвещение,
1984. — 342 с.

11.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском
саду — М.: Просвещение, 1966. — 248 с.

12.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 164с.

13.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. — 114 с.

14.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2001.
— 386 с.

Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. С. 24.

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. С. 8.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 92.

Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский о природе
эгоцентрической речи // Психологический журнал.— 1989.— Т. 10.— № 1.— С. 118.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 95.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
С. 57.

Развитие  речи  детей  дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина — М.:
Просвещение, 1984. С. 46.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. — М.: Академия, 2000. С. 31.

Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. С. 44.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. С. 28.

Слух

  1. Делаем специальную коробочку для занятий на слух. Кладем туда бубенчики (продаются в логопедическом магазине), колокольчики (продаются в магазине для рыбаков), погремушку, игрушку, шум дождя и изображаем  оркестр: под какую нибудь веселую песню “играем” этими инструментами. Испытываем их – как звенит колокольчик, если держать его за кончик, а как – если его зажать в ладони.
  2. Берем 8 баночек из-под йогурта и насыпала в 2 из них манку, в 2 – фасоль, в 2– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.
  3. Еще одна игра с баночками: трясем банку с манкой и говорим на что это похоже, например на то, что мышка шуршит в углу, пи-пи- пи. Потом берем баночку, например, с фасолью, трясем ею медленно – на что это похоже? Может быть на то, что мишка по лесу идет, ветки ломает? Трясем громче – а это идет сердитый мишка. Нут-это целое стадо ежиков бежит на танцы.

Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.

Это занятие на 10-15 в день.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Темпы овладения речью

Логоритмика

  1. Я сажаю ребенка к себе на колени, беру его ладошку начинаю рассказывать ритмичный стих и его ладошкой в такт хлопать по своей. Любой стих, например “Робин Бобин кое-как подкрепился натощак” или “Ехал грека через реку”, можно считалки – “Катился апельсин по городу Берлин”, “Шла кукушка мимо леса” и т.д.- все что имеет бодрый ритм.
  2. Чувство ритма развивают игры типа “Лошадки” (когда ребенок сидит сверху на маме, а мама изображает лошадку, которая скачет) и “По кочкам, по кочкам…” 
  3. Сидели два медведя На маленьком сукуОдин читал газету, (разводите руки ребенка широко, имитируя чтение широкополосной газеты)Другой молол муку (кулачками ребенка друг об друга стучите)Раз Ку-Ку, два Ку-Ку (тоже кулачками в ритм один по другому стучим)Оба рухнули в муку (резко опускаете руки ребенка на колени, как будто упали)Хвост в муке (щекочите попу)Нос в муке (гладите носик его же рукой)А ухо в кислом молоке (трогаете ушко малыша тоже его рукой).
  4. Вот занятие из “Семейной мягкой школы”Напеваем песенку и в такт трясем на коленках “Вот как едут офицеры гоп-гоп, гоп-гоп (поднимаете колени медленно, четко и высоко)Вот как едут кавалеры цок-цок- цок-цок- цок (поднимаете в более быстром темпе, имитируя бег пони)А как едут стары бабки (из стороны в сторону раскачивает ребенка)В ямку бух (роняете между колен)Раздавили сорок мух (щекочите и обнимаете).
  5. Наша любимая игра на ритм – я включала классные песни, ребенка сажала на колени. Мы слушали песни и я хлопала его ладошами и своими ногами подпрыгивала малыша. Слушали мы в основном песни Детской площадки номер один, Ирины Богушевской, на стихи Андрея Усачева. Они забавные, остроумные, не банальные, веселые.

Особенности возраста

Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.

Развитие речи у детей 1-2 лет

Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.

Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года

Развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.

В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет

Развитие речи у детей 4-5 лет

Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Развитие речи у детей 5-7 лет

Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.

Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет

Сущность и значение грамматического строя речи

Определение 1

Грамматический строй речи – это правила организации и порядок функционирования морфологических единиц, синтаксических конструкций и лексических единиц языка.

Освоение грамматического строя речи связано с развитием навыков правильного построения высказываний т.е. ознакомление с правилами построения предложений, путем освоения навыков изменения форм слов, образования новых слов и их верного сочетания в предложениях.

Замечание 1

Грамматические навыки необходимо развивать с дошкольного возраста, а именно с момента освоения речи ребенком. Это необходимо для его подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Развитие грамматических речевых навыков представляет собой комплексную работу по освоению морфологии, синтаксиса и словообразования. Морфологические знания необходимы для понимания и верного применения существительных по родам, числам и падежам.

Знакомство с синтаксическими конструкциями позволяет строить предложения с верной последовательностью слов в нем. Предложения могут быть простыми и сложными, содержать обособленные обороты и много членов. Синтаксис поможет в формировании верной последовательности и сочетании разных частей речи в предложении.

Словообразование дает представление о том, каким образом строятся новые слова, на основе уже имеющихся с добавлением окончаний, приставок, суффиксов.

Овладение грамматическим строем речи необходимо для того, чтобы речь была четкой и логически обоснованной. Это делает речь доступной для восприятия и придает ей смысловой окрас.

От того, насколько хорошо у ребенка развиты грамматические навыки, зависит формирование его мыслительных процессов. Грамматика языка отражает уровень интеллектуального развития ребенка.

Освоение грамматического строя речи необходимо для построения монологичной речи. Для того, чтобы выразить свое мнение, рассказать что-то, передать другому человеку информацию, необходимо построить логически связанные предложения, чтобы речь была понятной для слушателей и способствовала достижению ее целевого назначения.

Освоение грамматического строя речи способствует общему развитию ребенка, активизирует его познавательную активность, устраняет замкнутость, развивает коммуникативные навыки и упрощает социальное взаимодействие.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д

Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Что еще надо знать о развитии речи?

Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:

  • 1 критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития. Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.
  • 2 критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.
  • 3 критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.

Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.

Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.

Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

Подготовительная стадия речевого развития

Как только ребенок появляется на свет, он кричит. У него уже имеются конкретные голосовые навыки – крик и плач. Они не являются полноценным отражением речевых процессов, но помогают в развитии речевого аппарата, а именно, формируют артикуляцию, дыхание и постановку голоса – все то, от чего зависит понятная речь.

На данном этапе происходит постепенное развитие речи ребенка: начиная от слухового восприятия речи говорящих рядом людей, реагировании на различные звуки, определения места их произнесения, заканчивая формированием гуления и лепета. Ребенок произносит первые слоги, которые не имеют точной артикуляции: гу-гу, агу, агу-гу-гу, тя-та-та и т. д. Лепет, постепенно приобретает форму подражания, т.е. ребенок смотрит на артикуляцию, говорящего с ним, и пытается повторить то или иное движение, произнести отдельные слоги, а ближе к году и слова.

Произнесению первых слов предшествует развитие реакции на них, т.е. ребенок улавливает интонацию, с которой было произнесено слово, пытается повторить конкретное сочетание звуков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: