Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в системе сопровождения детей группы риска

Профилактика , раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии

В 12 регионах РФ будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

В ходе тиражирования проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей» в 12 российских регионах будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями и инвалидностью, разработанная специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ФГБНУ «ИКП РАО»).

Модель учитывают особенности географии, инфраструктуры, этнических отличий каждого региона. Заявки на участие в проекте подали 12 регионов: Вологодская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Калининградская области, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым.

Система включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья. Модель предусматривает включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей.

В рамках проекта каждый регион выбирает тип системы ранней помощи и определяет ведущее ведомство (соцзащита, образование, здравоохранение), которое формирует организационно-функциональную структуру и обеспечивает межведомственное взаимодействие с привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

В каждом из регионов в систему ранней помощи будут привлечены от 2 до 10 СО НКО на условиях социального партнерства.

Исходя из потенциальных возможностей региона, определяется группа поставщиков услуг и источники многоканального финансирования, для координации межведомственного взаимодействия и ресурсной поддержки создается проектный офис или ресурсный центр.

На основе действующего законодательства и Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2022 года для регулирования этой деятельности готовятся региональные нормативные правовые акты, необходимые для запуска модели, и регламенты межведомственного взаимодействия.

Система включает научно-методическое сопровождение организаций, осуществляющих раннюю помощь, подготовку и переподготовку специалистов. Реализация проекта оформляется в виде «дорожной карты».

Методическое обеспечение, разработанное специалистами Института коррекционной педагогики, содержит готовый инструментарий для диагностического, профилактического и коррекционного процессов в системе ранней помощи. Каждый регион, реализующий этот проект, имеет возможность его использовать и выбирать варианты маршрута комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и инвалидностью.

По мнению лидера проекта Юлии Разенковой подготовка специалистов ранней помощи является одним из ключевых элементов системы, поэтому преподаватели ФГБНУ «ИКП РАО» проводят в регионах обучающие семинары – при поддержке Агентства стратегических инициатив и региональных управлений образования.

Программа повышения квалификации предназначена для специалистов, работающих в системе ранней помощи: врачей, логопедов, дефектологов, психологов, социальных работников, в том числе для сотрудников НКО, работающих с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.

В 2016 году в Омске и Москве обучено около 150 специалистов. В 2017 году их количество увеличилось – в Новосибирске подготовку прошли более 170 человек из 10 регионов, в Самаре – более 150 человек из 10 регионов.

По итогам реализации проекта через 4-5 лет после внедрения модели системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработчики проекта прогнозируют следующие социальные показатели:

  • 40 % детей, из числа получивших услуги ранней помощи, приближаются к возрастной норме психического развития;
  • 50 % детей – значительное улучшение показателей развития;
  • 10 % детей – некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

Экономическая эффективность проекта составляет более 300%. Она достигается за счет сокращения социальных выплат по инвалидности, сокращения численности детей, обучающихся по адаптированным программам. Этот показатель подтверждается опытом Самарской области и Республики Марий Эл, где системная работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведется уже на протяжении 15 лет.

Слайд 11Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям: — помощь в

выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;  — разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;  — реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;   — содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;  — реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования
    

Слайд 272.TЕАССН (американская программа) Усилия направляются на развитие невербальных форм

коммуникации, на формирование простыхбытовых навыков.ТЕАССН — программа практически никогда необеспечивает достаточно высокого уровня адаптации креальной жизни, но она позволяет довольно быстродостичь положительных устойчивых изменений в работедаже с очень тяжелыми случаями аутизма На Западе используются холдинг — терапия (М. Вэлш),терапия ежедневной жизнью (К Китахара), терапияоптимальными условиями (Б, и С. Кауфманы) Из отечественных подходов к коррекции аутизманаиболее известна предложенная К.С. Лебединской иО.С. Никольской

Cовременные психолого-педагогические технологии помощи аутичным детям

Слайд 35 Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания

детей сотклонениями в развитии : Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Б.П.Пузанов,В.И.Селиверстов,С.Н.Шаховская ,Ю.А.Костенкова;Под ред.Б .П. Пузанов.-3-е изд.,доп М.:Издательский центр «Академия»,1999.-160 с. Специальная педагогика: Учеб.пособие длястуд.высш.учеб.заведений/Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой.-4-е изд.,стер.М.:Издательский центр «Академия»,2005.-400с. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие длястуд.сред.пед .учеб .заведений /И.В Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова,Т.В.Вохмянина; Под ред.И.В.Дуброминой.-М.: Издательский центр «Академия»,1998.-160с. pedagog-social.ru – Режим доступа: http://pedagog-social.ru/

Литература

Слайд 29Программы ранней помощи комплексны и многогранны. Онивключают в себя следующее:Многопрофильный подход

к оценке состояния ребенка и работе с ним

С ребенком и его семьей работают профессионалы разных специальностей: детские психологи, педагоги, логопеды, врачи-педиатры, невропатологи и физические терапевты;Выработка индивидуальной программы в соответствии с потребностями конкретного ребенка и его семьи, при этом особое внимание уделяется эмоциональному развитию малыша и созданию благоприятного психологического климата в семье;Психологическая помощь и консультирование членов семьи как индивидуально, так и в группах поддержки;Содействие интеграции ребенка в обычную образовательную среду и общество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: