Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми овз

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми овз. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:

  • просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения;
  • объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ;
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
  • давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Временной план занятия

Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.

Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Занятие предполагает смену нескольких видов деятельности малышей

Как индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ

Особенности развития малышей с ОВЗ определяют ряд важных нюансов в организации индивидуальной работы на занятиях с ними

Особенно важно это в работе комбинированных групп, где малыши с ОВЗ в меньшинстве, поэтому педагогу приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы вовлечь ребят в общую деятельность

При нарушении слуха

Из-за трудностей восприятия материала на слух у таких детей нарушаются:

  • память;
  • речь;
  • процессы мышления.

Поэтому педагогу важно сделать акцент на улучшение координации движений ребят. А учитывая способность плохослышащих малышей читать по губам, важно чётко и медленно произносить тексты, обязательно (!) используя мимику

Для старших ребят все элементы наглядности должны быть с подписями, что способствует улучшению зрительного восприятия и предотвращению пропуска букв в словах при чтении.

При нарушении зрения

Важная роль в занятиях с такими малышами отводится играм на осязание и развитие мелкой моторики. Плоховидящие ребята обладают хорошим слухом, поэтому аудиоматериалы, также музыкальное сопровождение игр, танцы — обязательные составляющие работы с ними. Положительное эмоциональное влияние оказывают звуки природы, которые могут сопровождать разные виды деятельности ребят.

Кроме специфики вида ОВЗ, для индивидуализации нужно учитывать и темперамент каждого ребёнка

При ЗПР

Дети с задержкой психического развития, дауны обычно очень неусидчивы, им сложно сконцентрироваться на задании и тем более выполнить его самостоятельно. Поэтому блоки информации таким ребятам лучше преподносить в форме подвижной игры. Например, для накопления количества слов проводится игра «Повтори, не ошибись»: дети становятся в круг вместе с воспитателем, затем педагог вытягивает руки вперёд, произнося: «Руки вперёд!» – дети повторяют движение. Такой же алгоритм действий сопровождает слова «вниз», «вверх», «в стороны». Не успевший повторить, выбывает. Для усложнения педагог может называть имя ребёнка, который должен движение повторить.

При нарушениях работы опорно-двигательного аппарата

Из игровых приёмов малышам подойдут игры с:

  • крупами;
  • водой и песком;
  • массажными мячиками.

Таким малышам очень важна положительная оценка их действий

Поэтому педагогу следует особое внимание уделять рефлексии на занятиях: хвалить, подбадривать воспитанников. Очень уместно будет разработать систему поощрений, например, давать наклейки с забавными сюжетами за съеденный обед или выполненное задание

При аутизме

Такие дети испытывают большие трудности в связывании знаний в цельную картину, поэтому работа педагога должна строиться так, чтобы помочь малышу понять контекст той или иной ситуации. Например, совместное чтение с ребёнком текстов сказок, когда взрослый предлагает ребёнку определить, какой эпизод соответствует картинке, предлагает угадать, что имел в виду тот или иной персонаж сказки в определённом повороте сюжета.

Аутисты лучше воспринимают материал через совестную с педагогом деятельность

Адаптированная программа для особенных детей по ФГОС

Взаимодействие с детьми, имеющими ОВЗ, требует адаптации учебно-воспитательной образовательной программы, ориентированной на здоровых малышей. Поэтому ФГОС предполагается создание в условиях конкретного ДОУ рабочей программы, адаптирующей основную под задачи работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, в программном документе каждый из разделов отражает нюансы организации взаимодействия с особенными ребятами, в частности:

  • суть работы психолога, организующего сотрудничество с мамами и папами малышей;
  • сопровождение работы родителей с детьми педагогического и психологического свойства;
  • описание деятельности учителя для пользы каждого малыша;
  • стратегия выстраивания самостоятельной деятельности малышей с ОВЗ.

Ознакомиться с примером составления адаптированной программы для детей с ОВЗ, соответствующей ФГОС, можно здесь.

Особый ребёнок

Особенные дети – дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так

Не важно, какой ребенок – с ограниченным развитием или с ограниченными возможностями здоровья, но он всегда будет особенным для других… .   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья принято считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном(коррекционном) обучении и воспитании.По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся: 

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья принято считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном(коррекционном) обучении и воспитании.По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся: 

1. Дети с нарушением слуха; 

2. Дети с нарушением зрения

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 

5. Дети с задержкой психического развития; 

6. Дети с нарушениями интеллектуального развития; 

7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 

8. Дети с комплексными нарушениями развития. 

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. 

В нашем детском саду с детьми с ограниченными возможностями здоровья работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог. Мы приглашаем к сотрудничеству родителей детей с ОВЗ: обращайтесь к нашим специалистам с вопросами, волнующими Вас – мы постараемся ответить, объяснить, помочь.

Ведь дети – самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви и заботе.

Памятка родителям детей с тяжёлыми нарушениями речи

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша

Рекомендации учителя логопеда


Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      — онлайн-школы платные.

Четвертый вариант СФГОС (индивидуальный уровень)

Требования к результатам группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Эти требования конкретизируются в 4 варианте СФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями и применительно к конкретному ребенку с учетом ограничений его здоровья.

Несколько слов по теории вопроса

Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:

  • нарушения зрения, слуха, речи;
  • проблемы в опорно-двигательном аппарате;
  • отклонения в интеллектуальном развитии;
  • выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
  • диагноз аутизм;
  • задержку психического развития (ЗПР);
  • комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).

Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.

Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса

Типы ДОУ для особенных детей

Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:

  • комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
  • компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.

Таблица: численность групп компенсирующей направленности по видам ОВЗ

Вид ОВЗ Количество детей в группах компенсирующей направленности
до трёх лет старше трёх лет
Дети с тяжёлыми нарушениями речи 6 10
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12
Глухие дети 6 6
Слабослышащие дети 6 8
Слепые дети 6 6
Слабовидящие дети, дети с амблиопией — понижением зрения из-за функционального расстройства зрительного анализатора, косоглазием 6 10
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8
Дети с задержкой психического развития 6 10
Дети с умственной отсталостью лёгкой степени 6 10
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой 8
Дети с аутизмом 5
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) 5 5
Дети с иными ОВЗ 10 15

Численность детей в группе определяется видом ОВЗ и возрастом малышей

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

   + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Миссия организации занятий

Совместная с коллективами малышей с ОВЗ деятельность педагога заключается в:

  • обеспечении условий для устранения нарушений в умственном, речевом и эмоционально-волевом развитии (благодаря проведению занятий, работы с семьями особенных малышей);
  • создании благоприятных условий для проведения психологической адаптации к условиям товарищеского сотрудничества с обычными детьми в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса (например, организация совместной деятельности в мини-группах со здоровыми малышами);
  • воспитании у окружающих детей и взрослых осознание того, что ребята с ОВЗ не должны быть на обочине жизни (в том числе и благодаря привлечению малышей в организацию и участие в развлечениях).

Задачи работы конкретизируют эти цели и состоят в следующем:

  • стимуляция развития любознательности в виде базы познавательной деятельности малышей (для этого педагог должен найти подход к каждому малышу с ОВЗ, чтобы в итоге ребёнок мог проявлять познавательную активность, не замыкаясь на своих недостатках);
  • обеспечение условий для совершенствования визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия мира, а также мышления и памяти;
  • обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • отработка навыков коммуникации (малыши с нарушениями зрения учатся не только определять людей рядом и здороваться с ними, но и грамотно выстраивать приветственный диалог);
  • тренировка произвольности внимания (ребята учатся концентрироваться на задании);
  • введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
  • проведение бесед и тренингов для семей, в которых есть малышей с ОВЗ.

Детский сад призван помочь ребятам с ОВЗ социализироваться

Характеристика планируемых результатов в единстве всех компонентов образования

Ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей описываются, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – “академический” и “жизненной компетенции”. При этом описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующую ступень образования.

Подход к оценке знаний и умений ребенка по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. При этом учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционный эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования. “Академические” достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. «Академические» достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

Для оценки другой составляющей — результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать иной метод — экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц, характеризующих наличный уровень жизненной компетенции. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного анализа обобщаются экспертной группой в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по всем направлениям коррекционной работы:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям – “академическому” и жизненной компетенции. Соотношение продвижения ребенка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом и втором вариантах специального стандарта. В третьем и четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

Минусы:

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

<<Форма семейного образования>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: