Слайд 87Миопия высокой степениИсключить при чтении мелкий шрифт; высота букв (цифр) в
тетради 5-5,5 мм, на доске – 12-14 см; межбуквенные пространства 3 ммМелкие натуральные объекты заменить увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировкиИзобразительные пособия для бисенсорного восприятияМаксимальный контраст, насыщенностьМинимальная загруженность перцептивного поляЦветоисполнение пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонахЧерные изображения – с увеличением контрастности в 2 разаПостоянный контроль за осанкойРекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектовУпражнения на тренировку аккомодации
Посадка – в первый ряд, ближе к источнику светаОсвещенность поверхности рабочего стола 500 лк, при повышенной зрительной нагрузке – до 1500 лкДопустимая непрерывная зрительная нагрузка 10 мин, отдых – 10 минЗрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятияНаличие подставок для рассматривания иллюстраций, образцов, книгИспользование кафедральной подставки при работе (для работы стоя)Чередование видов деятельностиИзбегать длительных наклонных движений, резких движенийСтрогое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание
Организация зрительной работы. Режим зрительных нагрузок
Важнейшим охранно — гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает: чередование работы глаз с их отдыхом; целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения; подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения.
В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева определяют следующую допустимую зрительную нагрузку для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций.
1. При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной — со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе — без применения зрения.
2. При врожденной катаракте, афакии, подвывихах и вывихах хрусталика — со зрительным контролем в течение 10-15 минут.
3. При врожденной глаукоме — со зрительным контролем 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.
4. При атрофии зрительного нерва — со зрительным контролем, индивидуальная 10-15-20 минут.
5. При воспалительных заболеваниях сетчатки, сосудистой оболочки, врожденных дефектах развития сосудистой оболочки и сетчатки — со зрительным контролем 10-15-20 минут, индивидуальная.
6. При тапеторетинальной дегенерации — со зрительным контролем: 10-15 минут только в ориентировке на рабочем столе; без применения зрения при мелкой работе.
Режим зрительных нагрузок предполагает в образовательном процессе не только временное ограничение зрительной работы, но и использование педагогом разнообразных приемов профилактики и снятия зрительного утомления. Такие приемы можно разделить на две группы.
К первой группе относятся приемы, которые возможно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.
Другая группа приемов — это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы.
Профилактике зрительного утомления в процессе письма и чтения, поддержанию зрительной работоспособности способствуют не только своевременный и обязательный отдых для глаз, но и оптико-физическая характеристика учебных принадлежностей
Так, размер шрифта в книгах и учебниках для учащихся начальных классов должен быть достаточно крупного размера, а количество знаков на странице увеличиваться постепенно, также важно попеременное распределение текста и иллюстраций на книжной странице. Тетради подбираются с хорошо различимыми клеточным и линейным полем
Офтальмогигиенисты рекомендую обязательное использование подставки для книг в процессе чтения младшими школьниками. Расположение текста с небольшим наклоном назад в вертикальной плоскости прямо перед взором на расстоянии 30-35 см от глаз значительно уменьшает мышечное напряжение.
Слайд 63Допустимая зрительная нагрузка для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций (В.И.
Белецкая, А.Н. Гнеушева)
При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной — со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе — без применения зрения.При врожденной катаракте, афакии, подвывихах и вывихах хрусталика — со зрительным контролем в течение 10-15 минут.При врожденной глаукоме — со зрительным контролем 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.
Э.С. Аветисов указывает, что зрительная работа при глаукоме на близком расстоянии (чтение, письмо, рисование, шитье и т. п.), если она не приводит к переутомлению, вполне допустима и даже полезна.При атрофии зрительного нерва — со зрительным контролем, индивидуальная 10-15—20 минут.При тапеторетинальной дегенерации — со зрительным контролем: 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.При воспалительных заболеваниях сетчатки, сосудистой оболочки, врожденных дефектах развития сосудистой оболочки и сетчатки — со зрительным контролем 10-15-20 минут, индивидуальная.
Слайд 76Охранно-гигиенические требования при использовании искусственного освещения:смешанное освещение не должно чувствоваться «как
два совершенно особых, раздельных и даже конкурирующих друг с другом световых потока» (СВ
Кравков);искусственное освещение (общее и местное) используется как дополнительное к естественному, поэтому первоочередно важно соблюдать условия, повышающие уровень естественной освещенности;для предупреждения субъективизма во включении дополнительного искусственного освещения актуально использовать устройство фотоэлектрического реле для автоматического включения искусственного освещения (Э.С. Аветисов);целесообразно предусмотреть раздельное включение светильников по рядам, чтобы в первую очередь освещать зону, наиболее удаленную от окон;лампы должны быть установлены в специальной осветительной арматуре
Применение незащищенных и «голых» ламп не допускается;равномерность общего искусственного освещения создается правильным размещением светильников, местного — наличием колпаков — рассеивателей, особенно при освещении вертикальной плоскости, например, доски;содержать в чистоте светильники и лампы, так как даже незначительный слой пыли снижает интенсивность светового потока;при использовании дополнительного местного освещения глаза должны оставаться в тени, т. е. не допускать неприятного слепящего действия источников света;обязательно устранять световые блики на экране (телевизора, монитора компьютера) и отражения источников света (включенная лампа или светлое окно), которые сильно раздражают зрительный аппарат.
Слайд 32Гигиенические требования к мебели и посадкеРабочие поверхности парт должны иметь
матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у которых крышка поднимается
и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 30-35см.Что обеспечивает наилучшие условия для зрительной нагрузки. Для незрячих и слабовидящих парты должны устанавливаться ближе к педагогу и доске; парты детей страдающие светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.Поверхность учебной доски должна быть тёмно- зелёного или коричневого цвета и иметь антибликовое или матовое покрытие.Цвет мела ( маркера) должен быть контрастным по отношению к цвету доски. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как глаза напрягаются, особенно у страдающих астигматизмом. Должен быть предусмотрен дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости.
Слайд 72Условия, повышающие уровень естественной освещенности (при соблюдении нормальных показателей коэффициента)Устранение препятствий,
мешающихпроникновению в помещениедневного света: чистые оконные стекла (протирать: один раз в неделю с внутренней стороны, не менее трех раз в год снаружи);не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;рекомендуется вешать светлые, тонкие раздвижные занавески, располагая их по краям оконного проема (на 10-15 см за его край);использование вертикальных жалюзи для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей;не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света.
Создание благоприятной общей световой обстановки: отражающие поверхности помещения должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40-80%) коэффициент отражения: потолки, оконные проемы и рамы — в белый цвет, панели (стены) — в светло-серый, светло-бежевый, светло-салатный, пол — как можно более светлый,столы — в светло-зеленый, цвет натуральной древесины, классная доска — коричневый, светло-зеленый, темно-зеленый. Окрашенную поверхность следует делать матовой, чтобы избежать блесткости.
Слайд 7Принципы реализации офтальмогигиенических основ воспитания и обучения детей с нарушенным зрением
диалектическое единства лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и психолого-педагогических подходов в решении задач охраны и укрепления зрения (тесное взаимодействие в форме консультаций, выполнения назначений и своих профессиональных обязанностей);актуализация личностного потенциала ребенка с нарушением зрения:
во-первых, создание таких санитарно-гигиенических условий зрительной деятельности ребенка, в которых он был бы успешен в решении зрительных задач без активной помощи окружающих;
во-вторых, воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к проблемам зрения и возможностям его рационального использования;комплексность мероприятий с целью всестороннего обеспечения охраны, поддержки, развития зрения детей;целесообразная приоритетность в определении и выборе мероприятий с учетом индивидуальных потребностей ребенка в поддержании зрительной системы;дифференцированный и индивидуальный подходы в реализации мероприятий в соответствии со степенью и характером нарушения зрения, а также возрастными возможностями детей.
Слайд 78Освещенность рабочей зоны при повышенной светочувствительностиПри дистрофическом заболевании сетчатки, при близорукостивысокой
степени, альбинизме, а также при различных формахмидриаза (несуживающийся, широкий зрачок), лагофтальме(незакрывающееся веко) и др. освещенность рабочей зоны должна быть достаточной для поддержания зрительной работоспособностисветопоток не должен быть резким, «бить в глаза»интенсивно не отражаться на рабочих поверхностях на окнах должны быть легкие, прозрачные занавески или жалюзи, пропускающие свет, но ограничивающие интенсивность солнечных лучей и их прямое попадание в глаза или на рабочую поверхность при использовании настольной лампы — рассеиватель, обеспечивающий не только равномерность освещения поверхности, но и защищающей глаза от ослепления
Слайд 62Временной регламент непрерывной зрительной нагрузки детей с нарушениями зренияНепрерывная зрительная работа
слабовидящих учащихся младших классов не должна превышать 10 минут, частичнозрячих — 5 минут. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 минут, а для частичнозрячих 5-7 минут (З.Г. Ермолович)При прогрессировании близорукости необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее пяти минут отдыха. При высокой степени близорукости целесообразно сокращать время непрерывной зрительной работы до 15 минут, а время отдыха увеличивать до 10 минут (Э.С. Аветисов)При хроническом конъюнктивите во время зрительной работы через каждые 30 минут глаза должны отдыхать 5-10 минут.
Слайд 34 трудности в ходе учебно-познавательной деятельности связанны
как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных
заданий. низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;плохое запоминание букв;невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;низкий уровень овладения навыками письма и чтения;наличие серьезных затруднений в копировании букв;появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.
Слайд 3Эмоционально-волевые проявления, возникающие на основе зрительных впечатлений эмоция интереса, ребенок становится
внимательным;контролирует свой взгляд так, чтобы сосредоточить внимание на объекте и следовать за ним;сосредоточивает внимание на объекте и избирает направление движения, чтобы схватить его;сосредоточивается на объекте и ползет или идет к нему;эмоционально реагирует на происходящее: улыбается в ответ на улыбку, готов заплакать, если мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая; проявляет радость при восприятии бутылочки с едой, знакомой игрушки, близкого человека (сестры, брата, бабушки, дедушки и др.); огорчается, если потребность не реализуется, например, игрушка, к которой тянулся, отодвигается или мама — отворачивается и нарушается общение «глаза в глаза».