Почему малыш не слышит?

Детские эмоции: почему ребенок нас «не слышит»?

Ребёнок и тугоухость

Снижение способности обнаруживать и понимать звуки в медицине называется тугоухостью — это  частичная потеря слуха, когда окружающие звуки воспринимаются приглушённо. Иногда их бывает сложно разобрать. 

Проблема снижения или отсутствия слуха в детском возрасте на сегодняшний день стоит очень остро. Статистика неутешительна: около десяти миллионов россиян страдают от снижения шумового эффекта и снижения восприимчивости к звукам. Причём большая часть заболеваний приходится на случаи ухудшения слуха у детей. Один малыш из тысячи уже рождается  со снижением или потерей слуха. 

Как уже отмечалось снижение или утрата слухового восприятия у ребёнка бывает  врождённым и приобретённым. 

Исходя из области расположения патологии, различают сенсоневральную, кондуктивную и смешанную тугоухость. Кондуктивная форма связана с нарушениями работы функций наружного и среднего уха. При сенсо-невральной форме происходит снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха. Это самый распространённый тип снижения способностей слышать — на его долю приходится около 90% всех случаев. Если сочетаются оба вида заболевания, мы говорим о смешанной форме данной патологии.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.

Беременные женщины должны проконсультироваться со своим врачом, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Если женщина беременна, ей следует избегать действий, которые могут подвергнуть ее ребенка опасным инфекциям – таким, например, как токсоплазмоз.  Это паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами Toxoplasma gondii. Источник заражения — различные виды диких и домашних млекопитающих. Заражение человека происходит при употреблении яиц и мясных продуктов, не прошедших нормальную термическую обработку. Также  заражение возможно при попадании возбудителя на поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки, внутриутробное заражение и т.д. Факторы, способствующие появлению в организме паразита и повышающие риск возникновения токсоплазмоза: контакт с зараженными этим паразитом животными, использование в быту не мытых после уборки кошачьего туалета или любого другого контакта рук с кошачьими экскрементами, употребление в пищу сырого или не полностью приготовленного мяса, особенно свинины, ягнятины или оленины, пересадка органов или переливание крови,  контакт с сырым или непрожаренным и непроваренным мясом, наличие токсоплазмоза у родителей. Токсоплазмоз среди инфекционных заболеваний, вызываемых простейшими микроорганизмами, — один из самых распространенных и наиболее опасных для будущих матерей. Он может протекать незаметно и вызывать неприятные осложнения во время беременности, а также тяжелые нарушения зрения или судорожные припадки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.

Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

— логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);
— обучение языку жестов;
— кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация — слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;
— средства, воздействующие на инфекции;
— ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;
— хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Мир за барьером

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности

Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия

Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Вот почему ребенок, у которого звуковой канал передачи информации «выключен», представляет этот мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок гулит, с пяти-шести месяцев активно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в юное сознание должна течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок научится соотносить слова «привет», «здравствуй» — и улыбку в ответ, слово «горячо» — и жжение на языке, слово «дай!» — и протянутую руку.

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Лечение потери слуха

Если повнимательнее понаблюдать за ребенком, то глухоту можно заметить на ранней стадии. Признаками, указывающими на развитие нарушений слуховой функции, выступают:

  • 6-месячный малыш не дает никакой реакции на звуки;
  • кроха часто трогает уши руками;
  • ребенок в 2-летнем возрасте игнорирует обращенную к нему речь и сам также не говорит.

В более взрослом возрасте на проблемы со слухом указывает:

  • слишком громкая речь;
  • желание сесть поближе к телевизору, прибавить громкость;
  • замкнутость, агрессивность.

При появлении признаков, указывающих на развитие тугоухости, ребенка необходимо как можно раньше показать профильному специалисту. После физикального осмотра отоларинголог, как правило, дает ребенку направление на аудиологическое обследование. Оно позволяет установить точный диагноз.

Дополнительно могут назначаться и другие методы исследования:

  • акустическая импедансометрия;
  • отоакустическая эмиссия;
  • электрокохлеография.

Обязательным является исследование крови. На основании полученных лабораторных результатов и тестов отоларинголог подбирает маленькому пациенту адекватное текущему состоянию лечение. Специалист выбирает одну из следующих методик либо сочетание из нескольких:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • функциональные;
  • хирургическое вмешательство.

При тугоухости, спровоцированной инфекционной патологией, к приему назначаются препараты из группы антибиотиков.

Хорошие результаты приносит немедикаментозная терапия. Ребенку может быть назначено проведение следующих процедур:

  • массаж барабанной перепонки;
  • электрофорез;
  • иглоукалывание;
  • магнитотерапия.

Методики лечения во многом зависят от разновидности тугоухости.

  • При выявлении кондуктивного типа, спровоцированного травмированием барабанной перепонки, назначается слухоулушающая операция – кохлеарная имплантация (электронная улитка, искусственное ухо). Это относительно новое направление в лечение тугоухости. Хирург устанавливает электронную улитку, благодаря чему ребенок начинает слышать.
  • При сенсоневральной тугоухости используется методика слухопротезирования.

Узнав, что у ребенка возникли проблемы со слухом, родители начинают не просто волноваться, а по-настоящему паниковать. Но проблема тугоухости вполне решаема. Существую разные методики восстановления слуховой функции. Ребенок также может посещать специализированные учреждения, преподаватели которых помогут ему приобрести необходимые навыки и подготовить к будущей профессии.

Страна глухих

Какой же выход из положения находили слабослышащие? Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это будет переведено — «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей — как иностранный, знать который вовсе не обязательно.

Кроме жестовой речи, есть еще дактилология — быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребенок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдет «общий язык» с обычными детьми.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами — лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха.

Чтобы научить ребенка чему бы то ни было, нужно ему создать условия для собственной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-то сопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймет и запомнит. Как же помочь такому ребенку научиться разговаривать?

Если ребенок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.

Лечение

Проблемы со слухом устраняются двумя способами – медикаментозным лечением и народной терапией. Они применяются исходя из первичных причин возникновения проблемы, присутствующих симптомов и степени развитости заболевания

Важно помнить, что только медицинский сотрудник может назначать медицинские препараты. Ниже мы рассмотрим, что нужно делать, если ребенок не слышит долгое время на одно ухо

Медикаментозное

Назначение средств происходит после диагностирования. В зависимости от первичной причины, врачи назначают разные виды лекарств:

  1. При среднем или экссудативном отите пациенту предстоит длительный терапевтический курс. Первым средством выступают антибиотические препараты. Они устраняют инфекционную или вирусную реакцию, ставшей причиной развития отита. Обычно используется «Цефтриаксон» или «Аугметин» (имеются зарубежные аналоги). Также используются препараты в уши против воспаления: Отипакс или Отинум.
  2. При наличии серной пробки в ушах назначают промывание физраствором. Он растворяет серную преграду, а также промывает ушную раковину.
  3. При наличии отеков внутри ушной раковины отоларинголог назначает «Атаракс».
  4. Препараты, снимающие спазм, выступают эффективным профилактическим средством, которое позволяет ускорить процесс регенерации ушной раковины. (Дротаверин).

Это рядовые методы лечение проблем со слухов в одном ухе у детей. Что нужно делать при сложных ситуациях (к примеру, жидкость за барабанной перепонкой начинает деформировать ее) вы узнаете на консультации у специалиста.

Народное

Народная терапия славится своими средствами, позволяющими устранить даже острую форму экссудативного отита. Рассмотрим, какие именно средства могут помочь избавиться от проблем с потерей слуха:

  1. Репчатый лет в совокупности с водкой. Лук нужно измельчить отжать из него сок, после смешать с водкой в пропорции 3 к 1 (сок/водка). Полученное средство ежедневно закладывать у хо в качестве турунды.  Это средство помогает при отите и серной пробке, но запрещается использовать его при травме ушной раковины.
  2. Прогревание. На плите необходимо разогреть немного соли, после упаковать ее в удобный мешочек и приложить к поврежденному уху. Этот способ позволяет снизить отечность и воспаление, но категорически запрещается использовать его при первых признаках отита.
  3. Средство на основе растительного масла. Нужно взять немного растительного масла, промокнуть в нем ватные тампоны и поместить ненадолго в ухо. По прошествии 10 минут – вынуть. Средство эффективно при вирусных или инфекционных заболеваниях, а также потере слуха.

Важно помнить, что не все способы из народных средств прошли проверку, а также доказали свою востребованность и эффективность. Не зная причины возникновения болезни и характерных симптомов, рекомендуется посетить медицинское учреждение, дабы не навредить хрупкому здоровью ребенка

Врождённая глухота

К счастью, врождённая глухота встречается нечасто. Однако знать о причинах её возникновения будет полезно всем, кто планирует стать родителями. Речь идёт не о наследственных факторах, а именно о тех, повлиять на которые нам вполне под силу.

Причинами детской глухоты могут стать:

  • Употребление будущей мамой алкоголя и другие токсические факторы.
  • Вирусные заболевания: сифилис, герпес, краснуха, грипп, паротит, ветряная оспа, корь.
  • Некоторые лекарственные средства: канамицин, мономицин, стрептомицин, хинин и другие.

Особенно важно не допустить вредного влияния этих факторов в первые четыре месяца беременности, поскольку именно в этот период формируются органы слуха плода

Почему ребенок слышит, но не понимает речь?

У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника

Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи

В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.

Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.

Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.

Что делать если ухо плохо слышит

Первоначально не нужно вдаваться в панику. Любая проблема имеет свои причины и способы устранения. После нужно провести беседу с ребенком и определить, когда у него начались проблемы со слухом. Как только события приобретут ясность нужно посетить кабинет отоларинголога или ЛОРа. Ниже мы рассмотрим, если ребенок плохо слышит одним ухом, что нужно делать в различных ситуациях:

При отите

Нужно установить причину этиологии болезни. Острая или хроническая форма отита способна нанести существенный ущерб хрупкой барабанной перепонке. В качестве первых мер рекомендуется приобрести лекарственное средство, снижающее давление на мембрану. При возможности, проконсультироваться с врачом или привести ребенка на осмотр. Пока заболевание не продолжило прогрессировать нужно устранить излишнюю жидкость.

Серных пробках

Это явление возникает при отсутствии полноценной гигиены. Ушная сера скапливается в больших количествах, спрессовывается и заполоняет собой весь ушной канал. Если она не успела затвердеть, устранить проблему можно при помощи специальных капель, например, Ремо-Вакс. При затвердевании серы необходима помощь медицинского сотрудника.

При травме

Деформация ушной раковины вследствие травм – привычное явление. К примеру, может быть нарушена слуховая мембрана, которая в последующем регенерирует на 80-90%. К сожалению, слух может быть частично утерян навсегда

Важно выяснить, присутствует ли внутри ушное или внутричерепное давление, которое провоцирует ослабление слухового препарата. В подобном случае лучше обратиться в больницу, так как самостоятельное лечение лишь навредит малышу

Кондуктивная тугоухость у детей

Кондуктивная тугоухость развивается из-за нарушений проводимости звука из внешней среды по слуховому проходу. Проблема может локализоваться в полости наружного или среднего уха. Отличительная особенность кондуктивной тугоухости — возможность полного восстановления.

Причиной кондуктивной тугоухости в наружном отделе могут стать:

  • серная пробка;
  • отит наружного уха;
  • разрастание тканей в наружном слуховом проходе;
  • попадание инородных тел.

Причиной кондуктивной тугоухости в среднем отделе уха могут быть:

  • инфекционные заболевания (воспалительный процесс приводит к накоплению жидкости и нарушению проведения звука);
  • разрастание тканей барабанной перепонки;
  • воспаление или закупорка евстахиевой трубы;
  • появление новообразований или наростов;
  • нарушение целостности барабанной перепонки.

Главный признак кондуктивной тугоухости — это снижение слуха. Малыш не может самостоятельно предъявить эти жалобы, но о проблемах косвенно свидетельствует его поведение.

Кондуктивная тугоухость нуждается в лечении, так как при его отсутствии могут развиваться необратимые изменения (2,1%). Дети болеют данной формой тугоухости в 13 раз реже в сравнении со взрослыми.

Выделяют 4 степени кондуктивной тугоухости:

  1. 1 степень. Шепотная речь воспринимается на расстоянии до 3 метров, разговорная — до 15 метров. Тональный порог чувствительности составляет 20-40 децибел.
  2. 2 степень. Расстояние слышимости шепотной речи составляет всего 1 метр, разговорной — 5 метров. Нормально воспринимаются звуки громкостью не менее 40-60 децибел.
  3. 3 степень. Пациент способен воспринимать звуки не ниже 50-70 дБ. Шепотная речь не распознается.
  4. 4 степень. Тональный порог составляет 70 дБ. Больной не может воспринимать звуки без помощи вспомогательных устройств.

Почему ребенок не слышит? – выясняем причины

В контексте данного вопроса следует различать понятия «временное снижение слуха» и «тугоухость». В первом случае затруднения с восприятием звуков носят временный характер, во втором речь идет о необратимых процессах всей слуховой системы.

Всё зависит от того, что стало причиной потери слуха. В обоих случаях в основе патологий лежат причины, которые можно объединить в 2 большие группы:

1. Врожденные аномалии слуха, которые обнаруживаются на момент рождения или проявляются по прошествии некоторого времени, их невозможно предотвратить или избежать:

  • наследственная предрасположенность: тугоухость, передающаяся из поколения в поколение;
  • генетические отклонения: физиологические нарушения в развитии наружного, среднего или внутреннего уха.

2. Приобретенные нарушения слуха, возникающие в результате повреждения нормально сформированного слухового аппарата в результате воздействия на него негативных внутренних или внешних факторов. К таковым относятся:

  • инфекции, перенесенные матерью в процессе беременности (грипп, герпес), приём токсичных препаратов (антибиотиков), патологии родов;
  • травмирование слухового нерва, улитки или барабанной перепонки (воздействие громкого шума, неосторожная чистка ушей и т.д.);
  • воспаление наружного слухового прохода или среднего уха (отит);
  • последствия тяжелых форм кори, свинки, энцефалита и менингита;
  • разрастание костной ткани в полости среднего и внутреннего уха;
  • кистоподобное образование в среднем ухе (холестеатома);
  • закупоривание слухового прохода серной пробкой;
  • скопившаяся в среднем ухе жидкость.

Заметим, что у детей с врождённой тугоухостью очень плохо формируется речь, так как они не могут правильно слышать голос окружающих, в том числе родителей. А это, как известно, является обязательным условием для успешного развития речи на ранних этапах развития ребенка

Поэтому очень важно, как можно раньше обратиться к врачу, если родители заметили у своего ребенка проблемы со слухом

Факторы, приводящие к тугоухости

Слух может нарушиться в силу многих факторов. Причинами снижения слуха у детей  могут выступать следующие факторы:

  • перенесённые беременной женщиной инфекционные заболевания во время беременности (корь, краснуха, грипп);
  • генетическая предрасположенность;
  • бесконтрольный приём будущей мамой антибактериальных препаратов и других лекарственных средств, противопоказанных во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы, полученные малышом во время родов;
  • серные пробки, расположенные в слуховом проходе и мешающие нормальному звукопроведению;
  • инородный предмет в ухе: малыши часто неудачно «экспериментируют» со своим телом и засовывают в уши посторонние предметы (части от игрушек, конструкторов, бусины);
  • причиной тугоухости у ребенка может стать инфекционное заболевание, например, отит или ринит; в данном случае у ребенка ухудшается слух временно, как правило, неприятный симптом проходит после полного выздоровления;
  • причиной ослабления слуха может стать черепно-мозговая травма, причем тугоухость может развиться не сразу, а по истечении определённого времени после повреждения;
  • заболевания верхних дыхательных путей (ринит, увеличенные аденоиды);
  • снижением звукового восприятия могут закончиться такие серьёзные инфекционные заболевания как скарлатина или корь;
  • травмы наружного уха, например, при засовывании в него зубочистки или любого другого острого предмета;
  • приём ототоксичных лекарственных препаратов также может закончиться снижением уровня слухового восприятия;
  • громкие звуки могут привести к акустической травме и спровоцировать в свою очередь тугоухость;
  • быстрым снижением слуха может со временем завершиться прослушивание громкой музыки в наушниках.

Малыш, при ограниченном слухе, не всегда сам может понимать, что у него проблема, поэтому родителям необходимо быть очень внимательными и при появлении первых тревожных «звоночков» нужно сразу же провести обследование ребёнка у ЛОР-врача.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Источники

  • Duncan MK., Lederberg AR. Relations Between Teacher Talk Characteristics and Child Language in Spoken-Language Deaf and Hard-of-Hearing Classrooms. // J Speech Lang Hear Res — 2018 — Vol61 — N12 — p.2977-2995; PMID:30458501
  • Szarkowski A., Brice PJ. Hearing Parents’ Appraisals of Parenting a Deaf or Hard-of-Hearing Child: Application of a Positive Psychology Framework. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2016 — Vol21 — N3 — p.249-58; PMID:26977097
  • Lam-Cassettari C., Wadnerkar-Kamble MB., James DM. Enhancing Parent-Child Communication and Parental Self-Esteem With a Video-Feedback Intervention: Outcomes With Prelingual Deaf and Hard-of-Hearing Children. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2015 — Vol20 — N3 — p.266-74; PMID:25819293
  • Carr J., Xu D., Yoshinaga-Itano C. Language ENvironment Analysis Language and Autism Screen and the Child Development Inventory Social Subscale as a possible autism screen for children who are deaf or hard of hearing. // Semin Speech Lang — 2014 — Vol35 — N4 — p.266-75; PMID:25321851
  • Schenkel LS., Rothman-Marshall G., Schlehofer DA., Towne TL., Burnash DL., Priddy BM. Child maltreatment and trauma exposure among deaf and hard of hearing young adults. // Child Abuse Negl — 2014 — Vol38 — N10 — p.1581-9; PMID:24862922
  • Yoshinaga-Itano C. Principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2014 — Vol19 — N2 — p.143-75; PMID:24131505
  • Muse C., Harrison J., Yoshinaga-Itano C., Grimes A., Brookhouser PE., Epstein S., Buchman C., Mehl A., Vohr B., Moeller MP., Martin P., Benedict BS., Scoggins B., Crace J., King M., Sette A., Martin B. Supplement to the JCIH 2007 position statement: principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // Pediatrics — 2013 — Vol131 — N4 — p.e1324-49; PMID:23530178
  • Poon BT., Hertzman C. Development of an integrated child health information system for children who are deaf or hard of hearing. // Paediatr Child Health — 2010 — Vol15 — N9 — p.583-9; PMID:22043141

Причины потери слуха у детей

Существует множество причин, по которым дети могут испытывать проблемы со слухом.

1. Причины врожденной потери слуха

Врожденная потеря слуха — это потеря слуха, которая присутствует при рождении по генетическим или негенетическим причинам.

Некоторые из негенетических причин:

  • алкоголь или курение во время беременности;
  • сахарный диабет во время беременности; 
  • инфекция во время беременности (корь, простой герпес, токсоплазмоз и др.);
  • нервные расстройства у ребенка;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении; 
  • родовые травмы. 

Потеря слуха, вызванная негенетическими факторами, встречается в 25% случаев, генетическими — доходит до 50%. 

Некоторые из генетических причин могут быть следующими:

  • Аутосомно-рецессивная потеря слуха может возникнуть, когда ребенок получает рецессивный или аномальный ген от родителей. Составляет 70% всех случаев генетической потери слуха.
  • Аутосомно-доминантная потеря слуха может возникнуть, когда дефектный или аномальный ген от одного из родителей с нарушением слуха может быть передан ребенку. Встречается в 15% случаев генетической потери слуха.

Однако иногда причину врожденной потери слуха бывает сложно установить.

2. Причины преходящей потери слуха

Преходящая потеря слуха может быть вызвана инфекцией в среднем ухе или средним отитом.

Средний отит является очень распространенным типом инфекции у маленьких детей из-за особенностей расположения евстахиевой трубы: короткий размер и горизонтальное положение могут привести к различным закупоркам и развитию инфекции. 

Этот тип потери слуха является временным и проходит сам по себе, но если рецидивирующая инфекция не лечится, она может повредить барабанную перепонку, кости и слуховые нервы.

3. Причины приобретенной потери слуха

Этот тип потери слуха не присутствует с самого рождения, а возникает после него.

Среди причин, которые могут привести к приобретенной потере слуха: 

  • такие заболевания, как коклюш, свинка, корь и менингит;
  • перфорированный ушной барабан; 
  • травма головы;
  • побочные эффекты некоторых лекарственных препаратов;
  • ушные инфекции;
  • воздействие громких звуков. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: