Работа с детьми с сдвг. как найти ключ к такому ребенку?

Фармакотерапия и психотерапия детей с синдромом дефицита внимания с
    гиперактивностью

Статистика СДВГ

Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % . У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры .

На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % . По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % .

Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста . Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности . Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям . У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте .

Нарушения речи у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

языковых и интеллектуальных возможностей;

навыков планирования;

способности концентрировать и переключать внимание;

состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту

Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  • Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  • Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  • Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  • Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  • Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Дифдиагноз СДВГ

Дифференциальный диагноз СДВГ необходимо проводить с другими коморбидными расстройствами тщательнейшим образом, учитывая все факторы. Чтобы не ошибиться во время постановки диагноза СДВГ, нужно правильно оценивать поведенческий рисунок в соответствии возрастом ребёнка

Авторы обращают внимание на то, что некоторые состояния могут иметь схожую с СДВГ клинику:

  • умственная отсталость;
  • нарушение способности к обучению;
  • различные нарушения развития;
  • патологии слуха и зрения;
  • соматические заболевания, такие как гипертиреоз, отравление солями тяжёлых металлов, парциальные комплексные припадки и др. .

Причиной нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности могут быть депрессивные состояния, тревожные расстройства, употребление ПАВ, биполярное расстройство в детском и подростковом возрасте .

Чтобы правильно ставить диагноз, были разработаны диагностические критерии СДВГ. Они требуют, чтобы у ребёнка младше 7 лет присутствовали минимум 6 из 9 симптомов, которые говорят о нарушении внимания или гиперактивности или импульсивности. СДВГ ставят, если симптоматика приводит к нарушению адаптации в обществе, затруднению обучения и других видов деятельности .

Проявления, последствия и риски СДВГ в зависимости от возраста:

  • дошкольники — подвержены риску возникновения академических, социальных, поведенческих и семейных проблем ;
  • школьники — имеют проблемы в общении со сверстниками, часто конфликтуют с детьми и родителями, плохо учатся ;
  • подростки — в большей степени злоупотребляют алкоголем и ПАВ, чаще заражаются половыми инфекциями, рано беременеют .

Среди детей с СДВГ чаще регистрируются несчастные случаи, травмы , внешняя агрессия . Две трети детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания имеют хотя бы одно психиатрическое заболевание .

Статистика сочетаний синдрома дефицита внимания и гиперактивности с другими патологиями:

  • 31 % детей и подростков имеют чистый СДВГ;
  • 40 % — СДВГ+ оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • 38 % — СДВГ + тревожные расстройства или расстройства настроения;
  • 14 % — СДВГ+ поведенческие расстройства, возникающие в возрасте до 18 лет .

Ритм жизни

Детскую гиперактивность часто путают с излишками энергии. На самом деле, для ребёнка физическая активность является своего рода разрядкой, которая позволяет сбросить сильное психическое напряжение. Для этой цели хорошо подойдут плавание, футбол, хоккей, теннис, бадминтон, лёгкая атлетика, бокс. Помогите ребёнку справиться с постоянно возникающим стрессом — правильно подобранный вид спорта и частые прогулки на свежем воздухе подойдут как нельзя лучше.

Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания очень важно
соблюдать режим дня: просыпаться и ложиться спать в одно и то же время.
Качественный сон способствует нормальному усвоению и переработке полученной во
время бодрствования информации, препятствует её фрагментации и улучшает память.

Компьютерные игры, просмотр телевизора и яркий свет поздним вечером
мешают естественной выработке гормона сна мелатонина. А его недостаток
усиливает раздражительность и тревожность, подрывает иммунитет, снижает
работоспособность, негативно сказывается на работе головного мозга. Поэтому не
забывайте плотно задёргивать шторы перед отходом ко сну.

Дети с СДВГ обладают высокой степенью чувствительности к различным раздражителям (таким как свет и шум). Создайте вечером дома спокойную, расслабляющую атмосферу, включите лёгкую погружающую музыку (для этой цели отлично подойдут lounge, chillout, ноктюрны Шопена или Белый шум Вселенной). Ребёнку можно дать выпить стакан тёплого молока или травяного чая (ромашка / лаванда). Помните, что в прохладном помещении уснуть намного легче, поэтому не забудьте проветрить спальню перед отходом ко сну.

Если у ребёнка всё равно присутствуют сложности с засыпанием, попробуйте диафрагмальное дыхание. Оно насытит кровь кислородом, подарит чувство спокойствия и поможет обрести контроль над импульсами.

Дыхание диафрагмой

Правила дыхания: сделайте медленный, глубокий вдох носом (при этом живот должен надуться, как воздушный шарик) и плавный, ровный выдох слегка приоткрытым ртом (шарик в животе сдувается). Равномерно распределяйте весь объем воздуха, помните, что выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Посмотреть видео.

СДВГ и его причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Факторы, играющие роль в развитии заболевания:

Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.

Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза

Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.

Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.

Подробнее о причинах

Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их

Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений

Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов

Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности

При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.

Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.

Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Как распознать СДВГ?

Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.

  • Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
  • Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
  • Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
  • Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
  • Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
  • Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
  • Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
  • Не закончив одно дело, бросается делать другое.
  • Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
  • Болтает без умолку.
  • Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
  • Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
  • Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
  • Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.

Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.

А одноклассники ребенка с СДВГ должны быть в курсе его особенностей?

Вопрос с одноклассниками нужно решать индивидуально. Дело в том, что дети терпимее относятся к особенностям своих сверстников. Толерантность у них, как правило, выше, чем у взрослых. Это родители могут сказать: «Ой, фу, мы не хотим, чтобы с нашими детьми учился такой трудный ребенок». В большей степени это, конечно, касается детей с серьезными проблемами, например, с синдромом Дауна или с аутизмом. Поэтому родителям ребенка с СДВГ стоит сразу поговорить о возможных трудностях на родительском собрании: «Вот у нас есть сын Вася, он хороший умный мальчик, но бывает, что он неправильно себя ведет, потому что у него СДВГ, но мы работаем над его поведением и ждем, что школа и другие родители нас поддержат».

Питание

Правильная диета поможет справиться с гиперактивностью ребёнка. Лучше исключить или уменьшить потребление fast food’а; газировок; сладостей; белого хлеба; углеводов; сахара; кофеина; еды, содержащей искусственные пищевые ароматизаторы, консерванты и красители (особенно эритроцит и тетрацин), сместив акцент на натуральные свежие продукты.

Где содержатся витамины B1, B6

У детей с СДВГ часто может быть дефицит витамина D. Именно «витамин солнца» отвечает за баланс серотонина в мозге и помогает легко справляться с интеллектуальными нагрузками. В тёплое время года особенно полезны прогулки на свежем воздухе, походы, а зимой и осенью не забывайте добавлять в меню рыбу, яйца, печень, крупы, молоко и сыр.

Где содержатся витамины B2, D

Также включайте в детский рацион продукты, богатые Омегой-3, витамином В, белком, магнием и кальцием: зелёный горошек, морковь, свёклу, сою, капусту всех видов и форм, кольраби, броколли, шпинат, бобовые, огурцы, сельдерей, листья салата, бананы, груши, яблоки, каши, хлеб из муки грубого помола, семена льна, рыбий жир, растительные масла холодного отжима, кисломолочные продукты, говядину, птицу, йодированную соль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: