Учимся играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.
Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!
Какие звуки называют согласными? Из чего состоит согласный звук? Какими бывают согласные звуки? Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков? Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие? Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Только из шума состоят звуки: , , , , , , , , , . Это глухие согласные звуки.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: —, —, —, —, —, —.
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .
Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?— Фу!».
Согласные звуки обозначаются буквами:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Всего в русском языке есть 21 согласная буква.
Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые | |||
---|---|---|---|
Мягкие |
Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
Твёрдость
согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А
, О
, У
, Ы
, Э
.
Мягкость
согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е
, Ё
, И
, Ю
, Я
, а также буквой Ь (мягкий знак).
Сравни: нос — нёс , угол — уголь .
Непарные звонкие звуки , , , , , , называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Звуки , , , называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки
,
— это непарные твёрдые шипящие звуки. Звуки
и
— это непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки , , , , называются свистящими.
Согласный звук не бывает ударным или безударным.
В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки и .
Внимание!
Согласный звук может образовывать слог только с
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок
Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Согласные звуки
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
1) Я на том берегу
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (Мост.)
2) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро.)
3) Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт. (Спутник.)
4) Не корабль, не лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. (Плот.)
— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?
(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)
— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?
(На доске записаны слова.)
Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…
— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.
— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)
— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 81)
— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.
— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.
— Что вы заметили?
— Какие звуки мягкие?
— Какой звук твёрдый?
— Выполните последнее задание.
— Назовите слова, которые выписали.
Упр. 2 (с. 81)
— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)
— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)
— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)
— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)
— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.
V. Физкультминутка
Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 82)
— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?
— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.
— Прочитайте сведения о языке.
— Как обозначается мягкость согласных на письме?
— Как обозначается твёрдость согласных на письме?
Упр. 4 (с. 82)
— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.
— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 42)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 2 (с. 42)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Назовите слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)
VII. Рефлексия
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?
— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения?
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Чтобы легче было жить, надо парами дружить.
Многие буквы согласные делают это прекрасно!
Одна и та же согласная буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. Согласные звуки бывают парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Прочитайте пример:
ит — от
исель — анат
Одна и та же согласная буква обозначает на письме и твёрдый, и мягкий звук.
кит — кот
кисель — канат
Пара образуется по признаку твёрдости и мягкости от одной согласной буквы.
Например:
Например,
белка — булка дерево — дым небо — ноты
Но есть недовольные буквы в строчках —
Они любят ходить по одиночке!
Не всем повезло иметь пару. Это согласные звуки, которым пара не досталась. Запомним их поскорее:
, , — всегда только твёрдые согласные.
, , — всегда только мягкие согласные.
Попробуем произнести звуки, чтобы проверить их на твёрдость:
жёлтый, жилет, жадина,
шпаргалка, шедевр, шорох,
царь, цвет, ценный.
Обратите внимание!
«Буквы-одиночки» Ж, Ш, Ц независимо от стоящих после них гласных, всегда остаются твёрдыми и без пары. Так как буквы Ж, Ш, Ц не имеют пары по мягкости-твёрдости, они остаются твёрдыми, даже несмотря на наши провокации.
Есть три буквы гордые — они в любом случае твёрдые! Ж, Ш, Ц.
Ещё пример:
шоссе, цапля, шина.
Мы видим, что независимо от гласной, указывающей на мягкость и твёрдость, при письме звуки , , всегда только твёрдые.
А мягкие , , [щ’хоть и старались,
Всё равно без пары остались!
Чайник, йогурт, щи.
Звуки , , [щ’всегда только мягкие. Стоящие после букв, которые их обозначают, гласные их совсем не смущают. У них нет «твёрдости».
Сегодня мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках. Узнали:
- как определить твёрдость и мягкость;
- какие согласные ходят парами по твёрдым и мягким дорожкам;
- какие в гордом одиночестве идут только своей дорогой.
А закрепить и усовершенствовать полученные знания на письме можно, многократно упражняясь в написании и проговаривании слов.
§6. Твёрдые и мягкие согласные
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости. Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: – , – . Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и .
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков , , нет мягкой пары, а у и – твёрдой.
Непарные по твёрдости-мягкости
Твёрдые непарные: , , .
Мягкие непарные: , , .
Признаки твердости и мягкости согласных звуков
Твердость или мягкость согласных зависит от звучания, положения языка.
При проговаривании мягких звуков(, , , и др.) мы слышим более нежное звучание, за счет небольшого движения языка вперед. По артикуляции это особенно заметно. Скажите мягко: «Ть». Что происходит? Ответ: рот двигается в полуулыбке.
При звучании твердых согласных (, , , и др.) язык остается на месте.
Таким образом, можно выделить пятнадцать пар согласных, которые называются парными или непарными звуками по твердости и мягкости.
А вот согласные , , – всегда твердые и пары не имеют. Как и всегда мягкие звуки: , , .
Особенным является звук , он не только не имеет пары, но и по произношению похож на гласный. Но мы должны запомнить, что он является мягким согласным звуком.
Твердым или мягким является звук? И от чего зависит, будет согласный твердым или мягким? Дорогие ребята, наши мышата по заданию кота Леопольда сочинили правила в стихах, чтобы легче было запомнить, когда звук остается твердым, а когда становится мягким.
Твердый или мягкий?
- Мы откроем вам секрет,
Чтобы мягкость рассмотреть,
Нужно вам произносить,
И послушать, как звучит!
- Мягкий звук шепнем на ушко,
Он приятный, как подушка.
Твердым произносим звук,
Слышим молоточков стук.
- Чтобы мягкость усмотреть,
Надо гласный разглядеть.
Перед е, ё, ю, и, я —
Мягкий слышится всегда!
- Всегда твердыми бывают:
Ж, ш, ц – запомни правило.
- Если видишь мягкий знак,
Согласный в транскрипции
Мы пишем так: .
- Буквы ч, щ, й: надо знать,
Всегда мягкими писать.
- Ы, о, у, а, э – такие гласные,
Что твердыми оставят согласные.
Задание
Найдите мягкие согласные звуки в словах: моль, долина, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.
Ответ:моль, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки , , . В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир
- шёлковый
- цитрус .
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: , , .
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | , |
в | , |
г | , |
д | , |
з | , |
к | , |
л | , |
м | , |
н | , |
п | , |
р | , |
с | , |
т | , |
ф | , |
х | , |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Понятие согласного звука
Согласные звуки — это те звуки, в которых есть шум, возникающий из-за особенности положения языка во время артикуляции. Согласные звуки довольно часто звучат грубее гласных и чаще всего произносятся с характерной голосоподачей.
В отличие от гласных звуков, согласные могут быть:
Мягкими и твёрдыми | Звонкими и глухими | Парными и непарными |
Звонкие звуки подаются с дрожанием артикуляционного аппарата, а глухие — с незначительным шумом. Разница заключается в том, как будет звучать слово в конечном счёте.
Парные согласные имеют пару из глухого или звонкого звука.
Например
Б — П | З — С | В — Ф | Д — Т |
И так далее. Непарные согласные представлены сонорными звуками (например: Р, Л, М). Они не имеют пары и всегда являются звонкими.
Задания для детей
Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.
Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.
Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.
Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.
Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.
Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее. По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь
По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.
К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.
Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.
Так в чем же все-таки отличие: памятка для взрослых
Ключевое отличие между твердыми и мягкими звуками — особенности их произношения. Когда мы проговариваем мягкий согласный, язык приподнимается к небу, перекрывает проход, по которому движется воздух. Кончик языка при этом немного выдвигается вперед к зубам. Процесс смягчения согласных при помощи такой артикуляции в русском языке называется палатализацией (от латинского palatum — среднее небо).
Конечно, дошкольнику излишне знать такие нюансы и научные термины. Но вот показать ему разницу в произношения твердого и мягкого согласного звука нужно обязательно. Для этого подберем пару коротких слов, где один и тот же согласный является твердым и мягким. Например, это «река» и «рыба», «мох» и «мед». В первом случае при произношения мягкого согласного язык во рту поднимается к небу, для другого согласного такие движения не нужны.
Изучение твердости-мягкости следует начинать тогда, когда дошкольник уже освоил гласные и согласные звуки. Также он должен понимать, чем отличается звук и буква. Проще всего это объяснить так: звуки мы слышим и проговариваем, буквы читаем и можем написать. Пусть дошкольник узнает, что в русском языке 33 буквы и 42 звука (6 гласных и 36 согласных).
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:
«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный , в образовании которого участвуют губы:
бок
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:
бег
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.
Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость согласных обозначается специальным значком в виде запятой — апострофом. Звуки речи записываются соответствующими буквами в квадратных скобках. Апостроф пишется справа от буквы, обозначающей мягкий звук, вверху:
, , , , .
оНДЦНРНБЙЮ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ
жЕКЭ ДНЬЙНКЭМНЦН НАПЮГНБЮМХЪ – МЕ РНКЭЙН НАЗ╦Л НОПЕДЕК╦ММШУ ГМЮМХИ, МН Х ТНПЛХПНБЮМХЕ С ПЕА╦МЙЮ СЛЕМХЪ СЯБЮХБЮРЭ Х ХЯЙЮРЭ ХМТНПЛЮЖХЧ. еЯКХ ДНЬЙНКЭМХЙ ОПНОСЯРХК ХКХ МЕ СЯБНХК ЙЮЙСЧ-КХАН НРДЕКЭМСЧ РЕЛС, МЕ ЯРНХР ОЕПЕФХБЮРЭ. лНФМН ОНГЮМХЛЮРЭЯЪ Б ДНЛЮЬМХУ СЯКНБХЪУ, Ю СФЕ Б ЬЙНКЕ ЩРХ ФЕ РЕЛШ АСДСР ХГСВЮРЭЯЪ АНКЕЕ ЦКСАНЙН Х ОНДПНАМН.
*вРН ДНКФЕМ ГМЮРЭ ПЕА╦МНЙ ОЕПЕД ОНЯРСОКЕМХЕЛ Б ОЕПБШИ ЙКЮЯЯ:
— ЮКТЮБХР;
— ПЮГМХЖС ЛЕФДС ГБСЙЮЛХ Х АСЙБЮЛХ;
— ОНМЪРХЕ ЦКЮЯМШУ Х ЯНЦКЮЯМШУ ГБСЙНБ;
— ОНМЪРХЕ РБ╦ПДШУ Х ЛЪЦЙХУ ЯНЦКЮЯМШУ;
— ГМЮВЕМХЕ з Х э.#
*йЮЙХЛХ МЮБШЙЮЛХ ДНКФЕМ НАКЮДЮРЭ ДНЬЙНКЭМХЙ ОЕПЕД ЬЙНКНИ:
— ВРЕМХЕ ОН ЯКНЦЮЛ;
— БШДЕКЕМХЕ СДЮПЕМХЪ Б ЯКНБЕ;
— НОПЕДЕКЕМХЕ ЛЕЯРЮ ГБСЙЮ Б ЯКНБЕ;
— БШДЕКЕМХЕ ХГНКХПНБЮММШУ ГБСЙНБ Б ЯКНБЕ;
— БШОНКМЕМХЕ ОПНЯРНЦН ГБСЙН-АСЙБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ.#
нАСВЕМХЕ ЦПЮЛНРЕ – ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШИ МЕ АШЯРПШИ ОПНЖЕЯЯ. дЕРХ НБКЮДЕБЮЧР ГМЮМХЪЛХ Б ЯБН╦Л, ХМДХБХДСЮКЭМНЛ РЕЛОЕ.
яОПЮБНВМН:
лЮРЕПХЮКШ ОНДЦНРНБКЕМШ тЕДЕПЮКЭМШЛ НАПЮГНБЮРЕКЭМШЛ ЯЕПБХЯНЛ ╚хМоПН╩ ╝ (кХЖЕМГХЪ лХМНАПМЮСЙХ 22к01 ╧ 0002491). цНРНБХЛ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ ОН БЯЕИ пНЯЯХХ Б 40+ ЖЕМРПЮУ Х НМКЮИМ, Б РНЛ ВХЯКЕ Б Ц. гЮМЪРХЪ Б бЮЬЕЛ ЦНПНДЕ.
аЕЯОКЮРМЮЪ ЦНПЪВЮЪ КХМХЪ: 8 800 250 62 49 (Я 6 ДН 14 ОН лЯЙ).
яКЕДХРЕ ГЮ НАМНБКЕМХЪЛХ Б ЯНЖХЮКЭМШУ ЯЕРЪУ:
- ╚бЙНМРЮЙРЕ╩:
- ╚нДМНЙКЮЯЯМХЙХ╩:
- ╚хМЯРЮЦПЮЛ╩:
- ╚YouTube╩:
яЕИВЮЯ Б РЕЙСЫЕЛ ПЮГДЕКЕ ╚гБСЙХ╩ РЮЙФЕ ВХРЮЧР