Что должен уметь дошкольник перед делением на слоги
- Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
- Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
- Владеть устным счётом хотя бы до 5.
- Знать пространственные понятия «право» и «лево».
Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.
Далее ребёнку нужно рассказать, что слова могут делиться на части. Эти части называются слогами. В каждом слоге «живёт» один гласный.
Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые – гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:
«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие – губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, – АМ, ОН, ИЛ.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Определение
Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Уроки грамоты и обучение чтению
На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола
Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:
Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:
а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.
Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради
Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника. В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии
В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии
Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш. Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо»
Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение
Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи
Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства
Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.
Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».
Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»
- Бесплатные игры
обучающие чтению - Развивающие для детей
онлайн - Игры онлайн детям 4 года
- Смотреть онлайн когда
ждешь ребенка - Игры детские бесплатно
- Детские игры
Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе
Eva.Ru
- Как научить ребенка определять время — как научить времени ребенка
- Как научить малыша рисовать: используй цифры для творчества — как научить ребенка рисовать с помощью цифр
- 12 советов как научить ребенка самостоятельно одеваться — как научить ребенка одеваться самостоятельно
- Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст — как научить пересказывать текст ребенка
- Учим ребенка решать задачи по математике в несколько шагов — как научить ребенка решать задачи по математике 3 класс
- Как научить ребенка писать буквы — как научить писать буквы ребенка
- Как быстро научить ребенка понимать время по часам? Советы, методики, упражнения | Развитие ребенка — как научить ребенка понимать время по часам
- Как научить ребенка английскому языку самостоятельно? — как научить английскому языку ребенка
- Как научить ребенка читать по слогам: быстро при помощи игры — как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях 6 лет быстро
- Питание ребенка после года
← Как вкусно приготовить минтай на сковороде? — как вкусно приготовить минтай на сковородеМанты пошаговый рецепт приготовления с фото | Рецепты вкусных мантов с мясом — как приготовить манты вкусные и сочные →
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать
Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Игры для деления слов на слоги
Педагоги упростили обучение этому важному навыку и разработали много эффективных заданий в игровой форме, которые можно легко использовать и дома, и на уроках в развивающей студии или детском саду
Игра «Отхлопай в слове»
Ведущий показывает картинку и на одном дыхании произносит, что на ней изображено. Игроки должны хлопнуть в ладошки столько раз, сколько слогов. Для закрепления и поддержания интереса давайте участникам слова с разным количеством слогов. Такая игра поможет запомнить деление на сложные слоги, а еще ее можно организовать для 2-5 человек или устроить состязание со сбором фишек за правильные ответы.
Игра «Сколько слогов – столько шагов»
Взрослый предлагает игрокам назвать слова на определенную тему, например, птицы. Участники очереди называют их и делают вперед столько шагов, сколько слогов в их слове. Побеждает тот, кто назвал самое длинное слово. Если количество шагов одинаковое, то игра продолжается. Дополнительный бонус можно дать за умение правильно ставить ударение. В результате такого развлечения дети динамично и эффективно отрабатывают навык деления на слоги и расширяют свой словарный запас.
Игра «Кто больше соберет картинок»
Вы показываете картинки и называете слова из одного или двух слогов, а игроки в ответ поднимают цифру 1 или 2 или одну-две руки. Тот, кто быстрее всех выполнил задание правильно, получает картинку. Затем игра усложняется включением трех- и четырехсложных слов. Это занятие отлично тренирует умение быстро и в уме делить слова на слоги, а также развивает слуховое восприятие.
Игра «Добавь слог»
Ведущий раздает детям карточки с первыми частями двухсложных слов. Участники выкладывают их перед собой, а взрослый читает вслух вторую часть. Задача ребенка — понять, подходит ли названный слог для завершения слова. Если да, то малыш забирает карточку. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все слова
Обратите внимание: слоги обязательно должны быть только открытые и состоять из двух букв. Такая игра помогает освоить навык чтения и наглядно покажет деление на слоги
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край. Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья. Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка. Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация. Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.
Открытые и закрытые слоги.
- Открытые слоги заканчиваются на гласный: трава , гора , корова , молния , весна . Таких слогов большинство.
-
Закрытые слоги заканчиваются на согласный : дом , война , картуз , корпус, желтетьЗакрытые слоги встречаются
- в конце фонетического слова,
- в середине слова при стечении двух и более согласных:
- после ,
- после непарных по звонкости-глухости , , , , , , , , за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).
Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра), из двух или нескольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер), из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель).
Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при фонетическом разборе слова. Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.
Открытые слоги
Поскольку гласные звуки являются слогообразующими, они могут организовать слог в одиночку:
- а-дрес
- у-кор
- о-тсев
- и-рис
- э-ко-но-мить
Гласные образуют также слоги в сочетании с одним или несколькими согласными:
- ру-ка
- во-ро-та
- кла-до-ва-я
Причем обратим внимание, что гласный следует за согласным. В силу такой постпозиции гласного звука слог можно произносить достаточно долго, тянуть голосом или распевать. Такие слоги называют открытыми.Определение Открытые слоги — это слоги, которые заканчиваются гласными звуками.
Большинство слогов в словах русского языка являются открытыми. Если после гласного, образующего слог, идет согласный или группа шумных согласных, то они начинают уже следующий слог:
- о-чаг
- ра-бо-та
- ла-дно
- ко-стри-ще
- ру-ба-шка
Этому правилу слогораздела не подчиняются непарные звонкие согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р».
И теперь нам пора узнать, что такое закрытые слоги в словах русского языка.
Закрытые слоги
Непарные звонкие согласные (сонорные) произносятся с известной долей шума и голоса. Они обладают способностью присоединиться к гласному звуку и закрыть слог в любой позиции в слове (в начале, в середине, в конце):
- ар-ба
- лей-ка
- рюм-ка
- кар-ман
- по-сыл-ка
- ман-да-рин
Обратим внимание, что за сонорным согласным следует звонкий или шумный согласный. И тогда слогораздел происходит между ними. Так образуются закрытые слоги.Определение Закрытые слоги — это слоги, в конце которых находится один или несколько согласных звуков.
Все согласные звуки в одиночку и в комбинации с другими согласными образуют закрытые слоги в конце слов:
- кисть
- по-клон
- у-рок
- по-езд
- те-ле-ви-зор
Мягкий и твердый знак не обозначают звука и принадлежат согласному, после которого они пишутся. Слогораздел в таких словах проходит после этих орфографических значков:
- друзь-я
- ля-гу-шачь-я (кожа)
- инъ-е-кци-я
Рассмотрим фонетический состав следующих слов и укажем в них открытые и закрытые слоги.
Примеры
- гроздь
- ша-лаш
- кро-вать
- изъ-ян
- объ-я-ти-е
- ва-силь-ки
- серь-ё-зный
Итак, каждое слово составляют открытые и закрытые слоги, на которые его можно разделить, если учесть фонетические особенности.
Если обобщить правило более доходчиво:
Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.
Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.
Еще момент
При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел. Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Виды слогов
Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.
Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.
В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».
Как облегчить процесс деления слов на слоги для ребенка
1. Используй игровые элементы
Превратите процесс деления слов на слоги в игру. Предложите ребенку составить мелодию или ритм из слогов слова. Можно использовать инструменты, такие как хлопушки, барабаны или музыкальные инструменты, чтобы создать звук каждого слога. Это поможет ребенку лучше запомнить структуру слова и деление слогов.
2. Визуальные подсказки
Для некоторых детей визуальные подсказки могут быть полезными. Используйте цвета или разные формы, чтобы указать на каждый слог. Например, можно использовать карточки разных цветов и вырезать их в форме буквы «С» для первого слога и буквы «Л» для второго слога. Ребенок может играть с этими карточками и увидеть, как они соотносятся с звуками слова.
Учить ребенка делению слов на слоги – это процесс, который требует практики и терпения. Используйте эти способы, чтобы сделать его более интересным и понятным для ребенка, и помните, что каждый ребенок учится в своем темпе.
Необходимые условия
Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.
Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.
Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
<<Форма курс 1-4>>
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Как быстро научить ребенка делить слова на слоги и складывать слоги в слова?
Многие детки ходят в дошкольные детские учреждения, в котором подготавливают вашего малыша к школе. Здесь с ними играют и проводят ежедневные занятия, направленные на общее развитие ребенка. Перед школой воспитатель уже знакомит детей с буквами, различием гласной и согласной, звонкой и шипящей.
Как научить ребенка делить слова на слоги
Обучение в садиках обычно проводят в игровой форме. Сначала детям объясняют, что каждый предмет имеет свое название. Ребята вслух проговаривают это слово, а воспитатель записывает его на доске, разделяет слоги через дефис. Чтобы научить ребенка делить слова на слоги, надо, чтобы он понял различие гласной буквы от согласной, и что в каждом слоге содержится по гласной и одной либо две согласных.
Научиться делению слов на слоги можно несколькими способами:
- с помощью карточек со слогами, которые в детском садике вставляются в специальные кармашки. Делить на слоги слова детьми усваивается быстрее и легче;
- игра в неполное слово. Это значит, что взрослый произносит начало слова, например, «ЗА», а ребенку предлагают закончить его, например «БОР»;
- игра с мячом. Вы также называете начало слова и подкидываете мячик ребенку, а тот, в свою очередь, должен поймать его и дополнить каким-нибудь подходящим окончанием;
- «путаница». Взрослый берет в руки 4 слога и специально неправильно составляет 2 слова, предлагает маленькому ученику «исправить» взрослые ошибки, например, «МАПА», а нужно составить правильное «МАМА» и «ПАПА». Это один из самых лучших способов обучения научиться читать слоги быстро, а также понять принцип деления.
Как научить ребенка соединять буквы в слоги
Для того, чтобы ребенок смог соединять буквы в слоги, необходимо полностью изучить все буквы в алфавите, а также отличать гласную от согласной. Как только вы увидите, что вашего ученика настала пора научить соединять слоги, — смело переходите к обучению.
Первый раз занятие проводите в игровой форме, чтобы малыш смог заинтересоваться, затем объясните, что можно складывать буквы в слоги. Слоги бывают открытыми, когда звук «МА» начинается с согласной буквы, и закрытыми, когда звук идет с гласной буквы, например, «АМ».
Как научить ребенка читать слоги слитно
Когда ребенок один, без помощи взрослых, научится складывать слоги, можно начинать учить читать слоги слитно.
Начиная с первого года обучения ребенка, учитель, согласно утвержденной школьной программе, много проводит занятий техники чтения
Очень важно, чтобы первоклассник уже был подготовлен к данному учебному процессу: хорошо ли он читает или плохо, но читать слоги слитно ребенку нужно научиться до 6-7 лет
Вот несколько эффективных правил быстрого обучения:
- Читать с ребенком нужно постоянно, начиная с 2-3 летнего возраста. Родителю обязательно нужно выделять для этого время хотя бы один раз в день, лучше перед сном.
- Возьмите интересную полюбившуюся вашему малышу книжку с яркими иллюстрациями, чтобы заинтересовать кроху.
- Когда ребенок станет постарше (4-5 лет), переходите к знакомству с буквами.
- Возьмите букварь (например, Жукова Н.С.). Каждый день учите по 1-2 букве.
- После того, как малыш запомнит весь алфавит, начинайте знакомить со слогами, как нужно разделять слова на слоги, как они соединяются. Можно это сделать в игровой форме, когда буква «М» «торопится» к букве «А», и проговаривать вслух «МММААА».
- Начните с легких коротких слов: папа, мама, кот, рука и так далее.
Как научить ребенка говорить слоги
Родитель в процессе обучения своего ребенка может самостоятельно провести анализ уровня подготовки маленького ученика к школе: как он умеет разговаривать, строит ли логические предложения, знает ли все буквы алфавита, умеет ли говорить слоги, есть ли у него сложности с делением слов на слоги.
Очень важны систематические занятия с ребенком. Малыш должен правильно называть предметы, произносить звуки четко. Регулярные упражнения дома с родителем совместно с проведенными занятиями в детском саду – все это в комплексе значительно облегчит обучение в начальных классах вашего юного ученика.
Как правильно организовать занятия
Обучая ребенка чтению, важно понимать что к 3-5 годам ребёнок не готов и не должен долго сидеть за партой, многократно повторяя одно и то же. Например: Сделайте для букв дом, ходите к ним в гости, лепите их из пластилина, конструируйте из любых подручных средств
Обучая ребенка находить первую букву в слове, раздавайте буквам игрушечные угощения (К – конфеты, Ш – шоколад, И – ириски, Б – бублики, М — мороженое), одевайте их в «подходящую» одежду (Ф – футболка, П – платье, М – майка, Н – носки, Р — рубашка), возите их на «правильном» транспорте (С – самолет, Т – трактор, П – поезд, К – карета, В — вертолёт), водите к ним в гости сказочных персонажей (М – миньоны, Ф – фиксики, Ч – Чебурашка, С — смешарики). Для этого вам понадобятся только буквы и несколько наборов картинок на определённую тему (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки и т.д.)
Например: Сделайте для букв дом, ходите к ним в гости, лепите их из пластилина, конструируйте из любых подручных средств. Обучая ребенка находить первую букву в слове, раздавайте буквам игрушечные угощения (К – конфеты, Ш – шоколад, И – ириски, Б – бублики, М — мороженое), одевайте их в «подходящую» одежду (Ф – футболка, П – платье, М – майка, Н – носки, Р — рубашка), возите их на «правильном» транспорте (С – самолет, Т – трактор, П – поезд, К – карета, В — вертолёт), водите к ним в гости сказочных персонажей (М – миньоны, Ф – фиксики, Ч – Чебурашка, С — смешарики). Для этого вам понадобятся только буквы и несколько наборов картинок на определённую тему (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки и т.д.).
Если вам и ребенку надоели занятия с традиционными букварями, кубиками, магнитными буквами и говорящими плакатами с алфавитом — включайте фантазию!
Например: Повесьте почтовый ящик, в котором периодически будет появляться новая буква и картинки со словами на эту букву, выкладывайте дорожки из бумажных следов с буквами и слогами, по которым ребенку придется перебраться из одного конца комнаты в другой, «собирайте грибы» с буквами и слогами в корзинку и т.д.
Например: Если сын интересуется самолетами, организуйте аэродром (разложите листы с буквами / слогами по комнате, а ребенок пусть приземляется игрушечным самолётикам в нужном «аэропорту»). Дочка любит все, что связано с лошадками и пони? Организуйте скачки: сделайте несколько дорожек с буквами, пусть лошадки соревнуются, кто придёт к финишу первой. Рисовать, играть в игры-бродилки с буквами-слогами, катать друг другу машину с «пассажирами»—буквами, чинить сломанные буквы с помощью фиксиков – вариантов масса. Главное – найти то, что заинтересует именно вашего ребёнка, ведь обучение должно быть в радость!
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод.
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик.
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как ).
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е.
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный.
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель.
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный.
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса? window.__clADF__.cmd.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 719711, containerId: ‘basic_640x290_2’, params: { pp: ‘g’, ps: ‘gdho’, p2: ‘hyof’, pk: __clADF__.state, } }) })
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Чаще всего слово переносится по слогам, но бывают и исключения. Правило, что слово переносится по слогам, означает, что нельзя переносить часть слова, которая не содержит гласных.
Что мы узнали?
При делении слова на слоги надо руководствоваться понятием звучности и проводить границу слога между максимально и минимально звучными звуками. Деление на слоги и деление для переноса часто не совпадают.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Выберите ошибочное утверждение
- Слог произносится на одном толчке воздуха
- В слоге обязательно должна быть гласная
- Слог не может состоять из одной буквы
- Слог может включать в себя одну гласную и несколько согласных