Кризис подросткового возраста

Как помочь подростку пережить пубертатный кризис

Для родителей подростковый возраст становится настоящим испытанием. Оно становится особенно сильным, если это пубертатный период характеризуется острым течением, сильным протестом и нарушением множества норм.

Однако при соблюдении простых рекомендаций можно обойтись малой кровью и преодолеть подростковый кризис с минимальными потерями для себя и ребенка. Что можно и нельзя делать?

Дайте больше свободы

Подростку важно знать, что родители прислушиваются к его мнению и дают ему возможность самому принимать решения. Поэтому постарайтесь дать ему столько свободы в этих вопросах, сколько вообще возможно.

Устанавливайте правила

Несмотря на то что подростки открыто бунтуют против любых норм и ограничений, правила жизненно необходимы им. Они должны регулировать основные стороны жизни, нужно придумать ответственность за их нарушение и оговорить исключения из этих правил. Обязательно привлекайте подростка к их разработке.

Запасайтесь терпением. Помните, что ребенок буквально не может контролировать себя и свое настроение. Старайтесь не повышать голос в ответ. Лучше мягко сказать, что не стоит говорить в таком тоне, если ты хочешь, чтобы тебя услышали.

Разбирайте спорные ситуации. Не стоит рубить сплеча, не разобравшись в ситуации. Постарайтесь в любой спорной ситуации выслушать аргументы ребенка и предложите ему исправлять ситуацию самостоятельно.

Чаще хвалите и говорите, как вы гордитесь его достижениями. Похвалы на самом деле не бывает много. На фоне постоянных эмоциональных качелей признание заслуг ребенка помогает ему обрести веру в себя и свои возможности.

Интересуйтесь его жизнью и ищите новые варианты совместного досуга. Выбирайте то, что интересно и вам, и ребенку.

Говорите, что любите его. В любой ситуации. Для него это важно.

Для многих родителей взросление ребенка становится настоящим вызовом. Взрослеющие дети прямо намекают на возраст и старение. Нужно найти в себе силы, чтобы признать эти изменения и отпустить ребенка.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Подростковый кризис — испытание для всей семьи. Наши психологи дистанционно дадут рекомендации по преодолению кризиса и проконсультируют по любым вопросам, связанным с общением между родителями и подростками.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти

Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами

Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

Совет 4. Будьте внимательны к особенностям

Не для каждого ребенка пубертат проходит «по сценарию», это может пугать. Особенно много замешательства у тех ребят, кто развивается быстрее или медленнее своих сверстников. Такие дети могут столкнуться с буллингом в школе, и сами могут начать считать, что с ними что-то не так.

Поэтому важно давать понять, что сложные физиологические изменения, через которые они проходят — абсолютно нормальны, и помогать формировать здоровое восприятие своего тела. 

То же касается психологического развития. Подростковый возраст — не соревнование со сверстниками, и нет списка того, что обязательно нужно успеть до совершеннолетия. Кто-то находит первую работу в шестнадцать, а кому-то и в выпускном классе трудно понять, куда он хочет поступить

Каждый взрослеет в своем темпе, и важно принимать подростка таким, какой он есть, не сравнивая с «сыном подруги» (особенно вслух)

Проявления подросткового кризиса

При взаимодействии физиологического и психического аспекта формируются такие проявления подросткового кризиса, как:

  • Повышенный интерес к собственной внешности. Подростки склонны сравнивать и оценивать свою внешность. Она влияет на формирование самооценки и самоуважение. Недовольства собственной внешностью могут вызвать у подростка тревожность плохой оценки окружающих людей, чувство неполноценности и непринятия себя;
  • Стремление к независимости и свободе. Подросток стремится проявлять независимость в принятии решений, в своих мнениях и взглядах, поступках и т.д.
  • Группирование со сверстниками. Подросток стремится найти свое место в группе сверстников. Мнения друзей становятся более значимыми, чем мнения педагогов, родителей и взрослых в целом. Зачастую возникают межличностные конфликты между родителями и подростком, которые основаны на стремлении подростка к самостоятельности и различии взглядов. Здесь подросток становится сильно подверженным влиянию группы и ее ценностей.
  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов. У подростков еще не сформированы четкие представления о сексуальности и сексуальном поведении, на этом фоне у них возникает чувство тревожности о несоответствии их сексуального поведения и развития нормальному;
  • Потребность в личном пространстве и ревностное отношение к нему. Зачастую подростки начинают проявлять повышенное чувство собственности. Они требуют не входить в их комнату, не трогать их вещи и т.д. Главным требованиям является неприкосновенность его личного внутреннего мира;
  • Резкость и безаппеляционность суждений. Подросток проявляет строптивость и упрямство, зачастую не дооценивает взрослых;
  • Ранимость в сочетании с показной холодностью. Частым явлением является повышенная ранимость субъекта, которая скрывается за неподчинением или агрессией.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр . Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа.
    Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники.
    Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики.
    Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет . К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

Поиск компромиссов.
В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).

Правила для всех.
Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).

Равноправие.
Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов

Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.

Эмоциональное равновесие.
Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.

Интерес, поощрение, поддержка.
Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса

Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Подростковый кризис: физиологические основы

В 11-12 лет активно перестраивается гормональная система. Особенно интенсивно начинают работать щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Эти органы синтезируют половые гормоны и гормоны роста в большем, чем  раньше, количестве. В то же время, функция тимуса, снижается.

На фоне гормональной перестройки возникают значительные изменения.

Они проявляются интенсивным ростом — у девочек увеличение частей тела наблюдается с 11 до 13, у мальчиков в период от 13 до 15 лет. Изменения не происходят одновременно, зачастую первыми вытягиваются конечности, затем туловище. Большинство подростков кажутся неуклюжими, угловатыми. Из-за непропорциональных размеров отдельных частей тела у них возникает неуверенность в собственной привлекательности, стеснительность.

У мальчиков меняется голос из-за утолщения связок. Высокий детский тембр не сразу становится более низким. “Ломка” происходит около года.

Скорость полового созревания во время пубертата во многом зависит от конституции, наследственности, особенностей климата и других факторов. У девочек период менархе (первых месячных) приходится на 11-13 лет, мальчики созревают к 13-15 годам. Но полностью формирование гормональной и репродуктивной системы завершается позже, в 18-20 лет.

Кризис сопровождается пробуждением интереса к представителям противоположного пола. Пробуждение сексуальности, первая влюбленность отражается на эмоциональном состоянии и поведении подростка.

Эмоциональные перепады — отличительная особенность подросткового возраста. Резкие колебания гормонов в сочетании с неумением понимать причины и экологично управлять своими эмоциями заставляют подростков бурно реагировать — проявлять агрессию, плакать, испытывать подавленное или возбужденное состояние. На фоне эмоциональных перепадов возникают и физиологические реакции — скачки артериального давления, мышечные спазмы, быстрое утомление.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным

Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Психические аспекты подросткового кризиса

Основной проблемой подросткового кризиса является формирование самостоятельности субъекта. Для этого периода свойственны следующие психические изменения:

  • Появление интереса к своему внутреннему миру. В подростковом возрасте субъект начинает задумываться о своем положении в коллективе и обществе, осознает свои эмоциональные переживания и чувства;
  • Интенсивное развитие критического мышления. Подросток требует четкий логичный ответ на поставленный вопрос. Возникает явление «юношеского максимализма», когда под натиском бурных эмоций подросток «уходит» в крайние проявления тех или иных чувств;
  • Потребность в признании окружающих и близких отношениях. Для периода подросткового кризиса характерно возникновение первых любовных отношений. Друзья зачастую становятся более важными, чем родственники и семья.

Изменения жизненных ценностей

В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:

  • Центральном;
  • Приволжском;
  • Северо-Западном;
  • Сибирском;
  • Уральском;
  • Южном.

Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.

Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):

  1. Доброта (пожелание благополучия близким).
  2. Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
  3. Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
  4. Стремление к личному успеху.
  5. Личная и общественная безопасность.
  6. Жажда приключений, риска, новизны.
  7. Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
  8. Социально одобряемое поведение (конформность)
  9. Уважение традиций, религиозность.
  10. Стремление к власти.

В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.

Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.

Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.

Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.

Причины подросткового кризиса

  • Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей. Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
  • Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
  • Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, свое мнение. Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
  • Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
  • Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.

Совет 1. Уважайте подростка

В пубертате дети очень чувствительны к вопросу своего положения и статуса. Это значит, что они остро в уважении, в том, чтобы с ними считались

Особенно важно это в раннем и среднем подростковом возрасте — примерно с тринадцати до семнадцати лет. 

Родительский контроль может быть принят за неуважение, если он проявляется через необоснованные правила или наказания («Ты не будешь встречаться с этим мальчиком, потому что я так сказал!»). Кроме того, если раздавать указания свысока, это может вызвать бунт. 

И наоборот, если дети чувствуют, что их уважают, а мнение учитывается в семье, — это мотивирует их вести себя более ответственно. Чтобы понять их, проведите мысленный эксперимент. Представьте, что начальник вас за человека не считает: орет, придирается по мелочам, заставляет все переделывать по сто раз. Вы явно не будете стремиться проявлять инициативу. Будьте начальником, который доверяет, принимает и общается на равных — тогда и подростку захочется брать на себя ответственность.

Причины кризис подросткового периода

Возрастная психология определяет подростковый возраст как период наиболее глобальных перестроек психических и физиологических процессов. Он начинается в 11–12 лет и продолжается в среднем до 15–17. Именно эти процессы превращают милого послушного ребенка в маленького монстра.

Что меняется в подростковом возрасте?

Фактор

Описание

Физиология

Самое известное — это гормональные перестройки, которые связаны с половым созреванием. Однако в этот период не менее глобально изменяется и работа мозга — увеличивается объем серого вещества, созревает префронтальная кора, изменяются связи между полушариями и внутри самого мозга. Эти перестройки влияют на соматическое здоровье и вызывают скачки давления, нарушение пищеварения, проблемы с кожей и так далее.

Поведение

Такие изменения отражаются и на поведении подростка. Он не может контролировать настроение и реакции на какие-то события. Его поведение становится более рискованным. Он бросает вызов сложившимся нормам и правилам.

Когнитивные навыки

Перестройки в мозге приводят к некоторому нарушению когнитивных функций. Подростку сложно воспринимать и анализировать информацию

Он быстро устает, не может сосредоточиться и сфокусировать внимание.

Самооценка

Все эти изменения приводят к тому, что подросток не может адекватно оценить себя. Его самооценка меняется так же часто, как и его настроение

Сегодня он считает себя самым крутым человеком на планете, а завтра уверен в том, что он полное ничтожество.

Социальные факторы

Меняется и круг авторитетов. Если до подросткового кризиса основными авторитетами для ребенка являются родители и другие значимые взрослые, то в этот период он больше ориентируется на сверстников и кумиров — известных актеров, музыкантов, блогеров. Также это время поиска себя и своего места в жизни.

Если кратко, кризис подросткового возраста возникает на фоне глобальных перестроек в организме ребенка и во многом связан с изменением его статуса. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такой переходный статус влияет на все стороны жизни подростка.

Важно! Перестройки в организме подростка приводят к тому, что он в буквальном смысле не может контролировать себя и свое настроение. Не нужно требовать от него держать себя в руках, потому что он физически не может этого сделать.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

Частые вопросы

Что называют подростковым кризисом?

+

Сущность подросткового кризиса заключается в гормональных и физиологических перестройках, которые вызывают глобальные перестройки и в области психологии. Ребенок взрослеет, начинает сепарироваться от родителей и искать себя. Он может начинаться в 9–10 лет и продолжаться до 17.

Почему случается пубертатный кризис?

+

Факторы, которые вызывают кризис, можно описать простой формулой: гормональные перестройки+физиологические изменения+половое созревание+психологические и социальные изменения.

Чем опасен кризис подросткового возраста?

+

Гормональные перестройки оказывают прямое влияние на соматическое здоровье. У подростка могут начаться сердечно-сосудистые и аутоиммунные заболевания. Также он влияет на социальную жизнь — учебу, общение со сверстниками и представителями власти.

Как помочь ребенку пережить этот период?

+

Рекомендации простые: нужно показать ему, что вы всегда остаетесь на его стороне, поддержите в любой ситуации и будете любить, несмотря ни на что

Также важно установить правила и следить за их соблюдением.

Социализация подростков

Одной из важнейших частей подросткового кризиса следует считать социализацию подростка — в подростковом возрасте все подростки проходят через фазу первичной социализации, что объясняется тем, что все подростки этого возраста посещают школу и находятся на иждивении (на содержании)

Чаще всего речь идет об иждивении родителей, но некоторые подростки по совершенно разным причинам находятся на иждивении у государства.
 
В социальном отношении подросток практически не отличается от ребенка, поскольку подросток тоже зависит от содержащих его институтов (институт семьи или институт государства).
 
Что касается психологических особенностей этого возраста применительно к социализации, то психологи отмечают существенное возрастание уровня притязаний, то есть подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие считали его именно таким.
 
Для подростка очень важно, чтобы его признали взрослым и чтобы его поведение воспринималось как поведение взрослого, однако уровень этих притязаний в большинстве случаев достигается несколько позже, поскольку понятие «взрослый» непременно соединяется с понятием «ответственность», к чему подростки чаще всего не готовы. Тем не менее, для подростка крайне важно, чтобы его взросление и взрослость были замечены и отмечены как можно большим количеством людей; также для подростка не менее важно изменить форму своего поведения, чтобы не выглядеть ребенком в глазах окружающих.
 
Не следует забывать, что представления подростков о норме поведения в среде взрослых людей далеко не всегда соответствуют действительности, что провоцирует обсуждение поведения и поступков взрослых людей, причем это обсуждение далеко не всегда имеет приемлемые формы, что способно стать причиной возрастных конфликтов, которые, к сожалению, весьма типичны при общении с подростком.
 
Именно такие подростки достаточно часто проходят подростковый возраст легко и практически без кризисных ситуаций, однако не следует забывать, что социализация неизбежна для каждого человека и совершенно не зависит от тех условий, которые были созданы для подростка в семье.
 
Например, если подросток не научился общаться с ровесниками в раннем подростковом возрасте, то ему все равно придется это делать в позднем подростковом возрасте, когда законы подросткового социума становятся более жесткими, поэтому процесс социализации для такого подростка может пройти гораздо сложнее и стать более травматичным.
 
Для полноценной социализации любого подростка очень важны отношения в семье, ведь именно семейные установки становятся ориентиром для установления подростком межличностных отношений

Известно, что если в семье нет взаимного доверия и уважения, то у подростка формируется чувство недоверия к окружающему миру, а то и чувство враждебности.
 
Кроме того, на формирование подростка как личности огромное влияние оказывают социально-экономическое состояние всего общества, ощущение стабильности или нестабильности, ощущение уверенности или неуверенности в завтрашнем дне, представления о социальной справедливости.
 

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения подростка, о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора. Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков:

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным — отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Особенности подросткового возраста

В возрасте от 11 до 17 лет ребёнок переживает бурные изменения, которыми сопровождается сложный процесс его перехода из мира детства в большой мир взрослой жизни.

Перемены начинаются с внешности ребёнка.

Одной из физиологических особенностей подросткового периода можно назвать непропорционально большие размеры его головы, ступней и кистей рук по отношению к остальным частям тела. Именно из-за этого ученики и ученицы 6-9 классов обычно выглядят нескладными и угловатыми.

Внутри организма подростка происходит бурная перестройка.

Его половые железы начинают интенсивно работать, выбрасывая в кровь огромное количество гормонов. У ребёнка появляется повышенный интерес к сексу.

Но о кризисе подросткового возраста родители и педагоги начинают говорить в тот момент, когда у ребёнка проявляются следующие особенности:

  • Пререкания со взрослыми по любому поводу.
  • Упрямство, нежелание принимать советы родителей.
  • Странное чувство юмора, стремление смеяться над всем, что его окружает.
  • Грубость и высказывания, шокирующие цинизмом.
  • Обидчивость, болезненное самолюбие.

Все эти черты вызывают у родителей подростков тревогу и недоумение. Им начинает казаться, что дети делают им всё назло. И кризис переходного возраста у подростка может стать причиной серьёзного семейного разлада, если мама не сумеет понять и поддержать своего ребёнка в столь сложный для него период.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: