Об эффективности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова

Слоговая структура слов

Введение

      В
соответствии с принципами психолого-педагогической
классификации речевых нарушений 
выделена категория детей с таким
нарушением, как общее недоразвитие речи,
при котором отмечается недостаточная
сформированность всех языковых структур.
Речь страдает как целостная функциональная
система, при которой нарушаются все ее
компоненты: фонетико-фонематическая
сторона, лексика, грамматический строй.

      ОНР
у детей дошкольного возраста
может проявляться по-разному. При 
осложненных формах данного нарушения,
помимо перечисленных компонентов 
речи дополнительно нарушается слоговая
структура слова. (Под понятием “слоговая 
структура” слова принято подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове.)

      При
этом речь ребенка имеет выраженные
отклонения в воспроизведении слогового 
состава слова. Эти отклонения носят 
тот или иной характер изменений 
правильного слогового звучания.

      Преобладание
ошибок, выражающихся в перестановке или
добавлении слогов, свидетельствует о
первичном недоразвитии слухового восприятия
ребенка. Ошибки типа сокращения числа
слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают
на преимущественное нарушение артикуляционной
сферы.

      При
этом нарушения слоговой структуры 
слова удерживаются в речи дошкольников
с ОНР дольше, чем недостатки произношения
отдельных звуков. Слоговая структура 
слова, усвоенная в изолированном 
произношении, нередко вновь искажается
при включении этого слова во фразу или
самостоятельную речь.

      Большое
значение для правильного произнесения
слогового состава слова играет
степень знакомства со словом. Малознакомые
слова искажаются чаще, чем слова 
хорошо известные ребенку.

      Проанализировав
данные научно-методической литературы,
посвященные проблеме нарушения и коррекции
слоговой структуры слова у детей дошкольного
возраста, можно сделать вывод о том, этот
вопрос является малоизученным и недостаточно
описанным. Методические рекомендации
по коррекции этого нарушения являются
противоречивыми и неполными, не смотря
на их актуальность.

      Об 
актуальности данной проблемы говорит 
тот факт, что своевременное овладение 
правильной речью имеет важное значение
для становления полноценной 
личности ребенка, а усвоение слоговой
структуры слова является одной из предпосылок
для овладения грамотой и дальнейшего
успешного обучения ребенка в школе.       Опираясь 
на принцип предупредительного подхода 
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте

      Опираясь 
на принцип предупредительного подхода 
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте.

      Логопедическая 
работа по устранению нарушений слоговой
структуры слова не может ограничиваться
чисто коррекционной задачей исправления
лишь данного недостатка. Она должна быть
развивающей и включать в себя работу
над фонематическим восприятием, словарным
запасом, грамматическими формами, развитием
интеллектуальных функций (мышления, памяти,
внимания).

      Цель:
исследование особенностей освоения и
формирования слоговой структуры слов
в дошкольном возрасте.

      Объект 
исследования — слоговая структура 
слова у детей ОНР.

      Предмет
исследования- освоение слоговой структуры 
слова у дошкольников.

      Для
достижения поставленной цели решались
следующие задачи:

    • выявить онтогенез
      звуко-слоговой структуры слова в норме;
    • рассмотреть
      методические рекомендации к проведению
      занятий по устранению нарушений слоговой
      структуры слова.

Методы 
исследования: изучение и анализ литературы.

Общее недоразвитие
речи — различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой
стороны (фонетики) и смысловой стороны
(лексики, грамматики). Впервые термин
ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником
дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Понятие общего недоразвития речи (ОНР)
и в настоящее время активно используется
для формирования логопедических групп
детей при дошкольных учреждениях. Общее
недоразвитие речи может наблюдаться
при сложных формах детской речевой патологии:
алалии, афазии (всегда), а также ринолалии,
дизартрии (иногда).

1.6. Слог. Правила переноса слов

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги! То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: , , , , , , , , .Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова: 1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-ттечь, да-нный.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пка, ра-вный.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный. На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы. Разы-скать.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): , , , , , , , , : май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Слова из 3 слогов

  • А : аллея, апельсин, ананас, автобус, апрельский, аисты, акула, азбука, алфавит, абрикос
  • Б : бабочка, бабушка, большая, белочка, барабан, богатство, башмачки, ботинки, большие, баклажан
  • В : варенье, воробей, воробьи, весенний, валенки, виноград, весело, вежливость, выставка, винегрет
  • Г : гвоздика, герои, горькая, гитара, градусник, городской, геркулес, Галина, Гагарин, Гауда
  • Д : девочка, деревья, дежурный, деревня, деревьев, дедушка, дождливый, девочки, деревьях, дорожки
  • Е : ежики, Елена, Европа, Енисей, Египет, ехидна, Евгений, ежиха, ералаш, ерунда
  • Ё : ёлочка, ёршики, ёлками, ёлочках, ёжатся, ёжился, ёжиком, ёжику, ёршику, ёмкостной
  • Ж : жаркое, жалюзи, Жигули, жердочка, жадина, журавли, желтые, жевачка, желудок, животных
  • З : здравствуйте, зоопарк, здоровье, зеркало, загадка, заметка, зелёный, здание, зарядка, зимовье
  • И : игрушки, иголка, Ирина, играю, искусство, имена, играют, иволга, индейка, избушка
  • Й : йогурта, йогуртом, Йеменцы, йемене, йодистый, йеменцу, Йоркширский, Йоклаем
  • К : карандаш, капуста, классная, компьютер, кастрюля, кукушка, корова, кузнечик, картофель, комната
  • Л : ласточка, лягушка, лилия, линия, линейка, лестница, лошадка, листьями, листочки, лужайка
  • М : маленький, молния, матрёшка, молоко, муравьи, миллион, магазин, Мария, муравей, машина
  • Н : ножницы, незнайка, никогда, ненастье, носорог, навстречу, ноутбук, Николай, Новгород, наука
  • О : облако, Осина, осенью, осенний, огород, озеро, овощи, окошко, окуньки, окуни
  • П : пушистый, печенье, подъехал, прекрасный, попугай, пластилин, программа, пассажир, памятник, подснежник
  • Р : Россия, радио, ромашка, ресторан, рисунок, ребята, рябина, радуга, ракета, рисовать
  • С : суббота, солнышко, серебро, сентября, самолёт, скамейка, стрекоза, счастливый, соловьи, скорая
  • Т : троллейбус, тарелка, товарищ, теплые, телефон, Трамваи, тишина, Турция, Татьяна, теплая
  • У : урожай, ученик, учитель, улитка, улица, улыбка, удочка, Ульяна, уроки, угольки
  • Ф : фиалка, фломастер, футболка, фантазёр, функция, фестиваль, формула, фикция, фортуна, франчайзинг
  • Х : хороший, хорошо, хлопьями, хозяин, холодок, харизма, храбрые, халява, хлопчатый, Хургада
  • Ц : цыпленок, центральный, цветочки, цепочка, цыпочка, цилиндра, цунами, царевна, цилиндре, цыплята
  • Ч : чудесный, человек, чтение, часовой, чемодан, чудеса, чёрные, чернила, чувствовать, Чехия
  • Ш : школьники, Школьные, шоколад, шиповник, шахматы, шелестит, шестнадцать, шустрые, школьную, шкатулка
  • Щ : щупальцы, щекастый, щуриться, щупальца, щеночек, щучьему, щавеля, щурится, щуренок, щуплые
  • Э : этажи, эскимо, Эдуард, эскимос, электрик, экватор, электрон, эстрада, Эквадор, экзамен
  • Ю : Юлия, Юпитер, Юрмала, юниор, юные, юноша, юбочка, юбилей, южная, юная
  • Я : яблоко, ягода, яблоня, яблонька, Яуза, ягуар, яркая, яркие, яровой, ярмарка

Деление осуществляется по правилам школьной программы и углублённого изучения русского языка. Можно вводить только одно слово и только русскими буквами. Не допускаются иностранные буквы, цифры, пробелы и другие символы. Источник статьи: https://slogi.su/3

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся слова:

лё-тчи-ца, ко-ро́-ва, бе-ли-зна́

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, например:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном слове:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Дополнительный мате­ри­ал

Узнаем пра­ви­ло пере­но­са слов в рус­ском язы­ке.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырёхсложные и другие многосложные

По аналогичному принципу определяются и четырёхсложные слова: в их составе — четыре слога и, соответственно, четыре гласных звука, которые, опять же, могут быть как самостоятельными звуками-одиночками, так и быть окружёнными несколькими согласными звуками. Во время речи делается четыре толчка выдыхаемого воздуха. На один из слогов обязательно падает ударение, пока остальные остаются безударными и более слабыми.

Примеры: калейдоскоп, овация, коллекция, оператор, урожайный, красивенький, табуретка, семантика, риторика, катамаран, приветливый, отличница.

В зависимости от количества слогов и гласных букв слова в русском языке могут быть:

  • пятисложными: предложение, упражнение, украшение, заявление, математика, механический, генетический, отвратительный, понимание, выделение, осознание, революция;
  • шестисложными: освобождение, преобладание, победительница, стихотворение, приобретение, велосипедисты, радиотехника, перепоясанный, пятнадцатилетний, неопределённость, обществознание, реанимация;
  • семисложными: многонациональный, программирование, достопримечательность, присоединение, минерализация, автобиография, бифидобактерии, водоплавающая, единомышленники, единообразие, кораблекрушение, машиностроительный;
  • восьмисложными: автоматизированный, автобиографический, администрирование, благоприятствование, видеонаблюдение, глубокоуважаемый, гидроэлектростанция, заинтересованные, завораживающее, индустриализация, энергосберегающий, хореографическое.
  • девятисложными: автомобилестроительный, звукозаписывающее, коллекционирование, легковоспламеняющийся, материаловедение, лесообрабатывающий, обезоруживающие, общеобразовательная, самосовершенствование, словообразовательные, характеризующаяся, реабилитационные.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: