Слайд 9
Песочница- прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Часто дети с ОВЗ затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!
Слайд 15 Кроме того песок — прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки
руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же
определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Слайд 10
У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы
То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года
С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Песочный ветер
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения. Оборудование: Песочница. Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
17 стр., 8207 слов
Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста
… и для этих целей не могла быть использована
Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать ..
Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического …
Слайд 11Метод песочной терапииНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами
в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный
метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
17 стр., 8153 слов
Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
… самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют … был определен процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре, предметом — педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста В ходе работы была выдвинута …
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Слайд 12 Коллекция миниатюрных фигурок и предметовДля песочной терапии необходимо подобрать
предметы различной тематики:Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.).Продукты питания, домашняя утварь, орудия трудаДеревья, кусты, цветы и др. растенияПриродный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.Транспортные средства: наземный, водный, воздушный.Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.
Проект «Песочная терапия как один из методов коррекции нарушений у детей с ОВЗ». Воспитатель: Богапова Т.Г.
Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений, ряда разработок и программ Песочная терапия — один из методов арт- терапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:
• с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,
• во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,
• на совместных тренингах с педагогами,
• индивидуальных консультациях.
Актуальность:
Метод sandplay (дословно — песочная игра) сейчас широко известен в России. В работе воспитателя становятся перспективным средством, так как он оптимизирует процесс развития детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. Во время занятий наряду с развитием мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, укреплению психического здоровья детей
Условия реализации:
Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
Цель проекта:
Коррекция нарушений развития детей с ОВЗ
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы.
Задачи проекта:
• Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
• Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
• Развивать творческие способности детей;
• Обогащать и активизировать словарь детей.
• формировать представления об окружающем мире.
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект долгосрочный.
Участники проекта:
Дети разновозрастной коррекционной группы, их родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы
Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
Проблема речевого развития слабовидящих детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации. Занимаясь со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
Развить эти способности в дошкольном возрасте помогает использование в логопедической практике технологии песочной терапии.
Использование песочной терапии имеет много положительных моментов.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи.
Игры с песком:
— стимулируют речевую активность;
— развивают все стороны речи (фонетику, грамматический строй, лексику, связную речь);
— развивают психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и мелкую моторику;
— способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала;
— песок поглощает отрицательную энергию, что актуально в работе с особыми детьми.
Песочную игротерапию использую как часть индивидуального или подгруппового занятия.
На базе песочницы провожу работу по закреплению, расширению и активизации словаря. При изучении лексических тем использую сюжеты игр, например: «Транспорт», «Животные Севера», «Дикие животные» и т.д.
С песком мы не только играем, но и рисуем на нем. При рисовании песочной картинки отрабатывается умение строить как простые, так и сложные предложения (художественные способности не важны, если что – то не получается, ребенок стирает и рисует снова). Игры «Дорисуй и составь предложение», «Нарисуй и расскажи». Ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Очень нравятся детям игры «Секрет», «Что под песком?», «Мой клад».
Картинка или игрушка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок (через соломинку), ребенок открывает изображение и рассказывает: что или кто это? какой величины? формы? цвета? и т.д. Или ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идет речь, откапывает его в песке.
Проигрывание (драматизация) литературных произведений с последующим их пересказом детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др., авторские сказки, например сказка В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».
Таким образом, использование песочницы в логопедической практике позволяет значительно улучшить качество речи у слабовидящих дошкольников и дает комплексный образовательно – коррекционно — терапевтический эффект.
Федорова И.Л.,
учитель – логопед
Слайд 7 В частности, песочная
терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми,
испытывающими проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. В своей системе эти упражнения, используемые в терапии, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Оборудование для игр с песком
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо).
4 стр., 1774 слов
Семинарское занятие № 1 Тема: «Психология как наука»
… он хочет купить, и отмечал предметы, названные испытуемым. Во второй ситуации ребенка просто приглашали на занятие, где экспериментатор просил его внимательно прослушать слова и запомнить. Затем … показанный в фильме. Точно также поступали и девочки, если в фильме набор игрушек выбирал кукла-мальчик. Профессиональные и опытные артисты, преподаватели, ораторы обычно поражают нас …
Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы).
Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игровогооборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
• различные здания и постройки;
• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Слайд 13Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста
со следующим спектром проблем:различные формы нарушений поведения; тяжелые нарушения речи; повышенная тревожность, страхи; неврозы; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями,) и сверстниками
Преимущества песочной терапии:помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей дошкольного возраста);освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий; сложности, связанные с адаптацией к детском саду
Песочная терапия
как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ОВЗ