Основные симптомы
Любые проблемы с адекватностью восприятия окружающего мира негативно влияют на поведение ребенка. Патология может сопровождаться:
- Повышенной или критически сниженной чувствительностью к стимулам, поступающим от отдельных органов чувств.
- Очень высокой двигательной активностью или, наоборот, заторможенностью.
- Задержкой развития, гипер или гипо – тонусом мышц, проблемами с координацией движений или мелкой моторикой.
- Сложностями с концентрацией, импульсивностью и повышенной утомляемостью.
- Нежеланием общаться с другими людьми, сложностями в планировании своих действий и невозможностью полноценно обучаться по стандартной программе.
Такие дети могут избегать прикосновения к определенным фактурам (например, воде или песку), испытывать дискомфорт от звука шуршания карандаша по бумаге или выбирать еду, либо одежду определенных цветов и текстур. Возможно появление противоположных симптомов: ребенок может не обращать внимания ни на что вокруг или не реагировать на такие сильные раздражители, как жара, холод или даже боль.
Методика коррекции
Убедившись в том, что работа органов чувств явно нарушена, родителям стоит проявить мудрость, терпение и любовь, ни в какой форме не наказывать и не выражать своего разочарования, а постараться помочь. Выявленные признаки можно скорректировать, но для этого требуется время и систематическая целенаправленная работа.
Теория и практика сенсорной интеграции называет одним и тем же термином и сенсомоторное расстройство, и метод его коррекции. Таким образом, СИ – это еще и название метода, разработанного Д. Айрес для работы с детьми, имеющими нарушения в координации работы органов чувств.
Родители должны соблюдать простые правила:
- не требовать того, чего малыш не может сделать;
- регулярно доброжелательно объяснять, как нужно действовать, и многократно повторять упражнения для развития сенсорной интеграции ребенка;
- успокоить малыша, если он испытывает страх или дискомфорт;
- создать в доме спокойную обстановку;
- установить строгий режим дня, единые четкие и понятные правила, которые необходимо соблюдать.
Окружающая среда должна быть продумана и организована так, чтобы максимально помогать развитию дошкольника. Желательно, чтобы в комнате находилось специальное оборудование для сенсорной интеграции, направленное на развитие восприятия и декодирования информации, поступающей от разных органов чувств. Дидактическая среда должна включать игрушки и предметы, стимулирующие самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.
Родители способны сделать многое для своих детей, но в подобной ситуации необходимо специальное образование специалиста, которое будут осуществлять дефектологи, психологи, психотерапевты и другие.
Как это работает?
В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.
При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.
Коррекционная терапия при нарушениях сенсорной интеграции
Коррекция сенсорной интеграции в первую очередь нужна детям со специфическими особенностями:
- сложности с обучением (дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия);
- алалия;
- Детям с расстройствами аутистического спектра
- гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания;
- умственная отсталость;
- задержка психоречевого и психомоторного развития;
- синдром дефицита внимания;
- нарушения интеллекта;
- задержка психического развития.
Коррекционная программа нацелена на постепенное компенсирование выявленных сбоев в работе системы распознавания и реагирования на внешние раздражители. Схема работы с маленьким пациентом составляется с учетом анамнеза и результатов проведенного тестирования. Коррекционно-терапевтическая работа должна соответствовать уровню развития малыша и проводиться в формате игры на первоначальном этапе.
Уровень сложности заданий постепенно наращивается, что позволяет вырабатывать у маленького пациента все более и более адекватные реакции. При этом первично игровая форма позволяет добиться необходимой мотивации. Но после подготовительного этапа, специалист выстраивает работу через пассивные манипуляции в работе с ребёнком через бессознательный процесс. Коррекционно-терапевтическая работа направлена на перестройку психического базиса ребенка через вегетативные и соматические пласты, согласно теории построения движений по Н.А. Бернштейна.
Предпочтение желательно отдавать спонтанным действиям, позволяющим проявлять врожденные автоматизмы, а не проводимым «через силу» монотонным заданиям, но задача заключается в глубоком переосмыслении сознания на уровне тела для самого ребёнка. Здесь, с помощью следящей диагностики и владением специалистом диагностического инструментария по сенсорной интеграции и нейропсихологии, выстраивается на основе краткосрочных целей на перспективу гипотеза, которая будет приближать к глобальной цели, для удовлетворения запроса со стороны родителей относительно жалоб к ребёнку. При дальнейшей работе с маленьким пациентом, специалист предлагает сенсорную диету, которая будет помогать выстраивать психический процесс ребенка в домашних условиях с участием родителей во благо психическому здоровью для маленького пациента.
Ближайшие курсы
- Организация обучения детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям (72 час.)
- Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников (72 час.)
- Применение техники рисования эбру в образовательной деятельности детского сада и в дополнительном образовании (72 час.)
- Реализация современных воспитательных практик в ДОО в соответствии с ФОП ДО (72 час.)
- Использование российских нейросетей в школьном образовательном процессе (36 час.)
- Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста (72 час.)
- ФОП о речевом развитии дошкольников, как основной фактор подготовки к школе (36 час.)
- Российские цифровые инструменты и сервисы в работе педагога (72 час.)
- Игровые технологии как метод психолого-педагогической работы педагога в соответствии с требованиями ФАОП ДО (36 час.)
- Основные трудности младших школьников при изучении предмета «Математика» (24 час.)
- Проведение занятий с дошкольниками по конструированию с использованием комплекса «Моя Москва» (72 ч.)
- Реализация задач федеральной образовательной программы дошкольного образования в игровой деятельности (36 час.)
- Психолого-педагогические технологии взаимодействия с дошкольниками и их родителями с учетом ФОП ДО (72 час.)
- Русский язык в начальной школе. Трудности при усвоении учебного материала, их выявление и коррекция (36 час.)
- Организация инженерных занятий «Научная игрушка» в начальной школе и дополнительном образовании (10 час.)
- Воспитание звуком от 3 до 9 лет
- Музыкально-педагогические технологии в современном дошкольном образовании на основе ФГОС ДО (72 час.)
- Проектирование и реализация образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (72 час.)
- Всестороннее развитие детей. От игровых технологий к робототехнике (72 час.)
- Образовательные возможности техники рисования на воде эбру (часть 1 и 2) (18 час.)
- Речевое развитие дошкольников как основа формирования предпосылок грамотности (72 час.)
- Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с компетенциями 21 века (72 час.)
- Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста (72 час.)
- Инновационные игровые средства для подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО (72 час.)
- Формирующее оценивание в условиях смешанного обучения (72 час.)
- Формирующее оценивание как ресурс развития навыков 21 века в условиях смешанного обучения (72 час.)
- Формирование и развитие навыков 21 века на учебном занятии (36 час.)
- Интерактивные возможности и геймификация учебного занятия в формировании навыков 21 века (36 час.)
- Реализация ФГОС НОО. Использование среды ПервоЛого в проектной деятельности в начальной школе (36 час.)
- Инструменты разработки интерактивных компонентов учебного занятия (36 час.)
- Эффективное взаимодействие педагога с учениками с учетом психологических аспектов взаимодействия со школьниками (72 час.)
- Обучение и воспитание современных подростков с опорой на федеральную образовательную программу (72 час.)
- Реализация ФГОС с использованием видеотехнологий (36 час.)
- Использование инструментов визуализации в проектировании учебного занятия (36 час.)
- Использование видеотехнологий в образовательной деятельности дошкольников (36 час.)
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО (36 час.)
- Конструирование и основы программирования в ДОУ (36 час.)
- Формирование математических представлений и предпосылок обучения грамоте у дошкольников (36 час.)
- Подготовка к школе: развитие математических представлений дошкольников (24 час.)
- Образовательная методика «Играем в Шесть Кубиков» (24 час.)
- Основные трудности младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку. Пути и способы их преодоления (24 час.)
- Технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО (18 час.)
Дистанционное обучение
Большинство дефектологов предпочитают дистанционный формат обучения, так как он дает возможность учиться без отрыва от работы. Сегодня практически все учебные заведения и специализированные центры предоставляют возможность пройти понравившийся курс повышения квалификации удаленно. Рассмотрим в качестве примера несколько вариантов.
Учебное заведение | Название курса | Краткая характеристика | Длительность (в акад. часах) |
---|---|---|---|
Инновационный образовательный центр «Мой университет» (Республика Карелия, г. Петрозаводск) | «Развитие речи детей 6-8 лет с применением коллажей» | Материалы для уроков по речевому развитию, разработанные с учетом межпредметных связей (логопедия, окружающий мир, звуки и буквы, цифры, логика и мышление), для детей от 6 до 8 лет. Курс сопровождается иллюстрациями (коллажами) высокого качества и дает возможность обрести навыки развития связной речи ребенка, обогащения его словарного запаса, обучения четкому и ясному выражению мыслей. | 72 |
«Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ в форме ГВЭ» | Выпускные экзамены – стресс для любого школьника, а ребенку с ОВЗ они даются еще сложнее. Согласно требованиям законодательства РФ организаторы ГИА обязаны создавать для детей с ОВЗ максимально комфортную обстановку (предоставление необходимого дополнительного оборудования, увеличение времени для подготовки и ответа, выбор формы проведения аттестации). На курсе слушатели обучаются всем тонкостям организации ГИА для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. | 16 | |
Учебно-методический портал «УчМет» (Волгоград) | «Реализация образовательной программы для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с ФГОС» | Курс направлен на освоение специфических компетенций педагога, которые соответствуют требованиям ФГОС и необходимы для работы в образовательных учреждениях с детьми, имеющими проблемы с позвоночником и трудности с передвижением. | 72 |
Образовательный центр «Каменный город» (Пермь) | «Методика работы с детьми с РАС» | Развивающие и коррекционные методики работы с детьми, страдающими различными аутистическими расстройствами. Проведение занятий и игр (в рамках адаптированной программы образования), которые вносят разнообразие в совместную деятельность учителя и ребенка с РАС. Основная цель – постепенное преодоление стереотипности форм реакции на окружающую среду. Раскрытие потенциала ребенка, помощь в закреплении и апробации им на практике обретенных навыков. Создание для детей с РАС особой образовательной среды с учетом требований ФГОС. Формирование у школьника приемлемого для социума поведения, которое будет способствовать адаптации среди взрослых и сверстников. |
72 |
Институт дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Новосибирск) | «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта» | Психолого-педагогическая проблема нарушений интеллекта. Основные векторы работы с детьми, страдающими такими нарушениями развития. | 72 |
Главные принципы сенсорной терапии
Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах:
- Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции.
- Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них.
- Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования.
- Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.
Как скорректировать
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.
игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
работа с предметами: сортировка по направлениям (лево — право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь
качание на качелях, качание ногой
работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
Кому нужно повышение квалификации по дефектологии
Согласно требованиям профессионального сообщества, повышение квалификации дефектологов должно проходить не реже чем раз в пять лет.
Только благодаря такому подходу специалист может оставаться в курсе последних изменений, связанных с данной отраслью, и соответствовать рабочим стандартам.
Работа в сфере дефектологии связана с большой ответственностью, поскольку от педагога-дефектолога во многом зависит то, насколько успешно ребенок адаптируется в обществе и каким будет его будущее. Именно поэтому степень квалификации специалиста и его уровень владения профессиональными навыками так важны в этой сфере.
Повышение квалификации по дефектологии
Современный дефектолог должен обладать множеством профессиональных навыков. Умение общаться с детьми, имеющими отклонения в развитии, знание новейших методик и особенностей построения адаптированного учебного процесса, способность создавать мотивацию к обучению и выстраивать коммуникацию с ребенком – все это лишь минимум обязательных требований к специалисту по дефектологии.
Прогресс в современных технологиях и различных подходах к работе с детьми, развитие которых отличается от других, заставляет специалистов этой области постоянно совершенствоваться свой профессионализм. В особенности этому способствует повышение квалификации дефектологов.
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребёнок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.
То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребёнок совсем не голоден.
Комментарий эксперта
Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребёнка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Элементы сенсорной интеграции
Современной педагогикой определяется несколько значимых элементов сенсорной интеграции.
1. Тактильное восприятие
Одним из элементов является тактильное восприятие. Учителя могут использовать различные материалы с разной текстурой для помощи детям в развитии тактильного восприятия. Например, дети могут трогать твердые, мягкие, шершавые и гладкие предметы. Также можно использовать различные материалы, такие как песок, глина или кинетический песок, чтобы дети могли лепить, формировать и создавать различные текстуры.
2. Вестибулярное восприятие
Следующим не менее важным элементом сенсорной интеграции является вестибулярное восприятие. Учителя могут использовать движения, такие как качание, кручение и прыжки, чтобы помочь детям развивать вестибулярное восприятие. Также можно использовать различные спортивные игры, такие как мяч или прыжки через скакалку, чтобы помочь детям улучшить координацию движений и равновесие.
3. Проприоцепция
Третьим элементом сенсорной интеграции является проприоцепция. Это восприятие позиции и движения тела в пространстве. Учителя могут использовать различные упражнения, такие как пилатес или йога, чтобы помочь детям развивать проприоцепцию. Также можно использовать различные игры, такие как игры с мячом или прыжки со скакалкой, чтобы помочь детям улучшить проприорецепцию.
4. Зрительное восприятие
Четвертым элементом сенсорной интеграции является зрительное восприятие. Учителя могут использовать различные виды игр и упражнений, такие как раскраски, лабиринты и головоломки, чтобы помочь детям улучшить зрительное восприятие. Также можно использовать различные виды игр, такие как игры с настольными играми или игры, направленные на развитие внимания и памяти, чтобы помочь детям улучшить зрительное восприятие.
Применяя элементы сенсорной интеграции в своей работе учитель может использовать различные инструменты.
В качестве основных инструментов сенсорной интеграции можно выделить:
- экспериментирование,
- игры,
- предметно-практическую деятельность,
- создание определённой развивающей предметно-пространственной среды.
Игровая деятельность занимает важную роль в современном обучающем процессе
Данный вид деятельности позволяет применять множество различных эффективных игровых приемов, позволяющих вызвать интерес у ребенка, привлечь его внимание, что будет способствовать наиболее успешному выполнению заданий. Обучающая деятельность в виде игры также способствует развитию психических и речевых процессов ребенка
Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
При выстраивании коррекционной программы важно учитывать тот факт, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития и подбирать игры и упражнения, которые будут подходить конкретному ребенку. Игры и упражнения должны быть интересными и увлекательными для детей, чтобы они не уставали и не теряли интерес к процессу обучения
Также необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать игры и упражнения, соответствующие их возрасту и уровню развития
Игры и упражнения должны быть интересными и увлекательными для детей, чтобы они не уставали и не теряли интерес к процессу обучения. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать игры и упражнения, соответствующие их возрасту и уровню развития.
Использование различных материалов и инструментов, таких как песок, кинетический песок, мячи и игры, направленные на развитие различных видов восприятия, помогут детям с ограниченными возможностями в развитии улучшить свои восприятия и поведение.
Важно помнить, что работа с детьми с нарушениями сенсорной интеграции требует терпения, внимания и индивидуального подхода. Однако, при правильном подходе, такие дети могут успешно адаптироваться к жизни и достигать успехов в обучении
Шуршалева Лилия Александровна,
учитель-дефектолог
Как проходит развитие детей с особенностями?
Типично развивающийся ребенок обучается и овладевает навыками закономерно, на уровне возрастной группы или сверстников, чего нельзя сказать о детях с особенностями развития. Формирование и обогащение чувственного опыта такого ребенка, его звукового и зрительного восприятия, а также познавательной деятельности — внимания, памяти и мышления — затруднено.
Ребенок не может выделить из окружающей среды отдельные элементы или обобщить их, а неразвитое восприятие и специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с миром. Потому дети с особенностями зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития.
Соответственно, коррекционная работа при подготовке ребенка к школе требует немалых усилий, а программа для обучения должна быть адаптирована индивидуально под каждого малыша.
Кто может пройти повышение квалификации по дефектологии
Регулярно повышать квалификацию необходимо всем специалистам, имеющим дело с детьми с нарушениями развития. В особенности мы рекомендуем пройти курсы представителям следующих сфер:
- Логопедия
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Олигофренопедагогика
- Ортопедагогика
Наш учебный центр проводит большое количество программ повышения квалификации по различным направлениям. Для поступления на курсы необходимо иметь диплом о высшем или среднем специальном профильном образовании. Также пройти повышение квалификации могут студенты старших курсов специализированных ВУЗов при наличии справки об обучении.
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
Визуальная дисфункция
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
Что представляет собой нарушение сенсорной интеграции
Большая часть людей начиная с самого рождения проходит процесс сенсорной интеграции на уровне рефлексов. Мозг и органы чувств постепенно развиваются, адекватно реагируя на внешние раздражители.
Если система обработки сигналов даже в одной из этих систем (например, обоняние или тактильное восприятие) нарушается, человек начинает воспринимать окружающий мир в искаженном виде. Иногда это искажение может стать критическим. Ярким примером являются товарищи с расстройствами аутистического спектра, у которых часто бывают проблемы с сенсорной интеграцией. В таком случае дети опасаются новых ощущений и незнакомых предметов, а также испытывают затруднения во время занятий спортом или подвижных игр со сверстниками, потому что их мозг не может правильно реагировать на определенные раздражители.
Общие рекомендации
Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону
+7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.