Влияние неправильного сна на физическое и эмоциональное состояние ребенка
Неправильный сон может оказывать негативное влияние на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Во время сна происходит важный процесс восстановления и роста организма, а также консолидации полученной ранее информации. Перебои в сне, такие как беспокойство, раннее пробуждение или проблемы с засыпанием, могут приводить к утомлению, раздражительности и плохому настроению у ребенка.
Физическое здоровье ребенка также может пострадать от неправильного сна. Недостаток сна у детей может вызывать проблемы с ростом и развитием, а также снижать иммунную функцию организма. Утомленные дети могут испытывать снижение физической активности и возможные проблемы с координацией движений.
Влияние неправильного сна на физическое состояние:
- Недостаток сна может привести к проблемам с ростом и развитием организма
- Утомление и снижение физической активности
- Возможные проблемы с координацией движений
Влияние неправильного сна на эмоциональное состояние:
- Раздражительность и плохое настроение
- Психологическое и эмоциональное неудовлетворение
- Ухудшение способности к концентрации и обучению
Физическое состояние | Эмоциональное состояние |
---|---|
Проблемы с ростом и развитием организма | Раздражительность и плохое настроение |
Утомление и снижение физической активности | Психологическое и эмоциональное неудовлетворение |
Возможные проблемы с координацией движений | Ухудшение способности к концентрации и обучению |
В чем суть методики
Заставлять ребенка бодрствовать подольше многим родителям кажется неправильным, но здесь важно помнить две вещи. Во-первых, это не должно кардинально изменить продолжительность сна вашего ребенка: сократится только время, которое он проводит в кровати, и улучшится качество сна
Во-вторых, это краткосрочное изменение, и время отхода ко сну будет постепенно восстанавливаться, пока не станет оптимальным для ребенка.
Методика сокращения времени пребывания в постели состоит из четырех шагов:
- С помощью дневника сна определите среднюю продолжительность сна вашего ребенка на протяжении недели.
- Установите постоянное время подъема по утрам (исходя из потребностей семьи и школьного расписания).
- Выстройте новый (временный) вечерний распорядок.
- Когда сон ребенка улучшится, начинайте укладывать его в постель с каждой неделей на 15 минут раньше, пока он не начнет засыпать за 20 минут или быстрее и при этом не будет чувствовать усталости в течение дня. Например, перестанет дремать во время урока или испытывать трудности с концентрацией внимания.
4 Совместный сон не для вас
Если вам никак не удается заснуть рядом с вашим ребенком, то, скорее всего, совместный сон не для вас. Некоторые родители изначально планируют спать вместе с малышом, но оказывается, что это не всегда возможно. Станьте взрослым и осознайте, что ваш сон не менее важен, чем сон вашего ребенка. Если вы не можете спокойно заснуть рядом с ним, это может мешать вашему собственному сну и, в конечном счете, вашему здоровью и самочувствию.
Постарайтесь внести ясность в ситуацию и решить, что вам подходит лучше всего. Если вы не готовы к совместному сну, это совершенно нормально. Многие родители предпочитают, чтобы их дети спали отдельно, и это не делает их худшими родителями.
2 Ему что-то мешает
Если ребенок не спит, то, вероятно, ему что-то мешает. Вам нужно разобраться в причинах, почему ваш малыш не может заснуть самостоятельно и просыпается каждые 2-4 часа в течение ночи.
Если ваш малыш младше 4-8 недель, то у него может быть неправильный режим сна. Попробуйте создать режим дня, где он будет засыпать и просыпаться в примерно одно и то же время каждый день. Кроме того, убедитесь, что во время дневного сна у вас в комнате тихо и темно, а ночью вы можете приглушить свет.
Еще одна возможная причина проблем со сном – это колики или другие проблемы с животиком. Если вы подозреваете, что это может быть причиной, обратитесь к педиатру или неврологу, чтобы выявить и решить проблему.
Стоит также обратить внимание на окружающую среду, в которой спит ваш ребенок. Проверьте, нет ли в комнате шума или других раздражителей, таких как яркий свет или сильный запах
Убедитесь, что его кровать и постельное белье чистые и комфортные.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и то, что помогает одному, может не сработать с другим. Если вы пробовали все советы для улучшения сна и ничего не помогает, не стесняйтесь обратиться за помощью к врачу или консультанту по сну детей
Они смогут провести более глубокую оценку сна вашего ребенка и предложить индивидуальные рекомендации.
Причины нарушения сна у детей
Для того, чтобы лечить инсомнию, необходимо выяснить причины, которые привели к проблемам со сном. Не всегда малыш, с нарушением сна, требует медикаментозного лечения. Часто, достаточно отрегулировать режим дня маленькому человечку, чтобы патологическая симптоматика исчезла. В зависимости от возраста ребенка, нормальная продолжительность суточного сна будет изменяться так же, как и причины, вызывающие его нарушение.
Груднички и дети до трех лет
Малыши после рождения должны много спать, порядка 17-18 часов в сутки и к году жизни ночной сон сокращается до 12 часов с двухчасовым дневным сном.
Если ребенок не отдыхает положенное время, то к нарушению сна могут приводить следующие причины:
- незрелость центральной нервной системы, вследствие чего происходит нарушение процесса сна и бодрствования;
- патология со стороны желудка или кишечника, в виде колик, метеоризма;
- слишком громкие звуки;
- некомфортная температура в комнате, где спит ребенок;
- инфекционные заболевания;
- появление первых зубов, сопровождающихся зудом и отеком десен;
- яркий свет в комнате, мешающий малышу уснуть;
- смена привычной обстановки для ребенка (переезд или смена спального места);
- неврологические нарушения в виде энцефалопатии, появившиеся вследствие родовой травмы.
По мере роста малыша, время бодрствования днем увеличивается. К трем годам ребенок уже имеет более широкий кругозор и высокую активность. Поток информации, который он получает, просматривая мультфильмы, книжки или начиная посещать зрелищные мероприятия, действует возбуждающе на нервную систему.
Этот информационный стресс мешает ребенку уснуть. Кроме этого, происходит переход со специального питания на общий стол, что может сопровождаться появлением патологических симптомов, в виде диатеза или расстройства пищеварения.
Бессонница у ребенка в 2 года, может купироваться при коррекции режима дня. Необходимо уменьшить зрелищную и подвижную нагрузки. Прекратить подвижные игры за три часа до сна. Соблюдать диету, в рационе питания, для предупреждения погрешностей в работе пищеварительной системы организма.
У дошколят
Малыш в 3–6 лет — это уже самостоятельный человек, который умеет все. Он общителен, посещает детский сад, достаточное время смотрит телевизор, общается как с взрослыми, так и со сверстниками. Появляются первые конфликты с детьми. Психологическая нагрузка на нервную систему возрастает. Отмечается повышенная опасность заражения различными заболеваниями в детском коллективе. Дискомфорт от физического страдания, мешают малышу нормально спать.
У школьников и подростков
Начало учебы в школе – это стресс для ребенка. Новый коллектив, большая учебная нагрузка и адаптация к новой жизни, становятся большим испытанием для нервной системы растущего организма. На этой почве возможно возникновение бессонницы у ребенка 8 лет. Кроме этого, переход на новый режим дня, не всегда проходит спокойно.
Первые конфликты с одноклассниками, дают дополнительный стресс. В 7–8 лет первоклассник проходит свой второй пубертатный период в развитии, когда продолжают формироваться внутренние органы, центральная нервная система. Повышенная школьная нагрузка может привести к бессоннице у ребенка 9 лет, если он не справляется со школьной программой.
В этом возрасте возможны проблемы со здоровьем, которые могут привести к развитию бессонницы. Это может быть патология со стороны сердца, различных нарушений в работе нервной системы, в виде тиков, мышечных подергиваний на фоне эмоциональной лабильности, заболеваний эндокринной системы.
По мере роста, у ребенка 11–12 лет, начинается третий пубертатный период, связанный с гормональной перестройкой организма. Половое созревание начинается раньше у девочек. В этом подростковом возрасте дети начинают уделять много времени компьютерным играм, часто с негативным сюжетом, возникает больше конфликтов со сверстниками, родителями и с учителями.
Дополняет все эти явления возрастающая учебная нагрузка, что может привести к бессоннице у ребенка 11 лет. Семейные конфликты или психическая травма, связанная с разводом родителей или потерей любимого животного, может привести к нервно – психическому срыву.
You are here
Нарушения сна у детей с аутизмом
теги:
дети,
рекомендации родителям,
сон,
сопутствующие заболевания и проблемы
Проблемы с укладыванием в постель и сном присущи многим младенцам и детям. Однако у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) эти трудности выражены гораздо серьёзнее. Общие рекомендации по поведению помогут вам справиться со многими нарушениями сна вашего ребёнка.
У детей с РАС, как и у любого ребёнка, могут возникнуть проблемы с засыпанием и сном. Но у детей с аутизмом бывают такие нарушения сна, которые нечасто наблюдаются у других детей.
теги:
дети,
рекомендации родителям,
сон,
сопутствующие заболевания и проблемы
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) столь же нуждаются во сне, как и другие дети. Но у них иногда бывают трудности со здоровыми привычками, связанными со сном. Рассмотрим несколько идей, способных помочь вашему ребёнку с РАС лучше засыпать и спать.
Шафали Джесте: «Улучшение сна может облегчить состояние при любой форме аутизма»
теги:
дети,
рекомендации родителям,
сон,
сопутствующие заболевания и проблемы
Я работаю в клинике при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и наблюдаю детей, у которых выявлены различные генетические аномалии, связанные с аутизмом. Эти дети имеют широкий спектр особенностей: задержки умственного развития, нарушения речи, судороги. Но у них есть одна общая черта — плохой сон.
Неспособность уснуть или сохранить сон — бессонница — может иметь далеко идущие последствия. Сон помогает нам структурировать память, учиться и расти. Бессонница способна усугубить когнитивные, социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы, усилить тревожность. Также она может усугубить судороги. Поведенческая терапия и лекарства помогают детям с расстройствами аутистического спектра спать лучше, однако следует адаптировать лечение к причинам нарушения сна каждого конкретного ребёнка.
теги:
дети,
рекомендации родителям,
симптомы и проявления,
сон,
сопутствующие заболевания и проблемы
Всем детям приходится учиться спать в течение всей ночи. Однако для детей с аутизмом это может быть трудный (и порою кажется, что невозможный) процесс. Это, в свою очередь, может оказать значительное негативное влияние на всю семью. В данном руководстве объясняется, что может быть причиной нарушения сна у вашего ребёнка, и что вы можете сделать, чтобы обеспечить спокойную ночь, как ребёнку, так и себе.
Занятия ребенка перед сном
Поскольку ребенок какое-то время будет ложиться позже обычного, важно отрегулировать вечерние ритуалы и подобрать занятия для спокойного бодрствования. Это поможет снизить тревожность, а возможно, справиться и с более серьезными трудностями
Как и все окружение (например, звуки и освещение) в период спокойного бодрствования, занятия ребенка перед сном не должны быть возбуждающими. А ближе к моменту, когда надо будет ложиться в постель, они должны становиться еще спокойнее.
По аналогии с диммерным выключателем, постепенно уменьшающим яркость лампы, следует понижать уровень активности ребенка перед сном. Например, сначала он может подольше посидеть в гостиной, посмотреть телевизор с негромким звуком и при мягком свете, а затем переместиться в свою спальню, где свет приглушен, и поиграть на полу с головоломкой или конструктором. Через некоторое время ребенок может перебраться в кровать, полежать поверх покрывала и почитать, а затем устроиться под одеялом, чтобы дочитать книгу.
Напомните ему и о гигиене сна, чтобы ребенок знал, что можно и чего нельзя делать перед сном. Родителям полезно убедиться, что он занимается выбранными делами сидя, а не ложится на диван или в кресло. Сидеть за кухонным столом или за письменным столом в своей комнате — полезная привычка, позволяющая ребенку не заснуть раньше времени. Однако к концу спокойного бодрствования можно перебраться в кровать с каким-то занятием. Чем ближе поза к лежачей, тем более сонными мы себя чувствуем. Вероятно, это связано с тем, что организм готовится ко сну.
Вечерние занятия должны:
- представлять собой целый список, из которого ребенок сам выбирает, чем хочет заняться;
- быть спокойными (не стимулировать физическую и эмоциональную активность. Это не должно быть выполнение домашних заданий);
- быть умиротворяющими, при приглушенном свете (например, настольной лампы);
- длиться не менее часа перед сном.
Примеры вечерних занятий:
- рисование;
- рукоделие, игра с конструктором;
- собирание пазлов;
- чтение;
- просмотр спокойных телепередач;
- слушание тихой музыки.
Когда вы обсудите эти варианты с ребенком и выберете занятие на вечер, не забудьте создать успокаивающую и расслабляющую обстановку.
По материалам книги «Бодрые».
Нарушения моторики
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
- Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
- Хождение на цыпочках
- Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
- Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
- Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
- Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
- Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти
Как приучить детей с РАС оставаться в кровати во время «тихого часа» в детском саду, если при этом им не удается заснуть?
Выраженные трудности со сном характерны для большинства детей с аутизмом. Многие из них после 2-3 лет отказываются спать днем, что на самом деле не всегда следует рассматривать как повод для беспокойства. К тому же, если ребенок достаточно много спит днем, возникает вероятность того, что он будет плохо спать ночью, часто или слишком рано просыпаться, с неохотой готовиться ко сну и долго засыпать. Поэтому если в детском саду ребенок не спит днем во время «тихого часа» и при этом не чувствует себя усталым, в этом нет ничего страшного. Не нужно принуждать его сну, заставлять закрывать глаза и укрывать одеялом — гораздо важнее подумать о том, чем он может самостоятельно заниматься в это время, не нарушая покой других детей. Воспитателям и специалистам следует поговорить с ребенком о том, какое именно тихое и спокойное занятие было бы для него наиболее комфортным и интересным в этой ситуации (чтение, рисование на планшете, игра в смартфоне, изучение иностранного языка с помощью приложения) и выбрать его вместе с ним.
Причины
Самые частые причины детской бессонницы — погрешности в организации бодрствования и отдыха, но нередко специалисты сталкиваются и с другими, более завуалированными источниками нарушений. Многие психологические и физические воздействия на ребенка сочетаются, поэтому психологи и детские врачи разделяют их на группы:
Ученые длительное время занимаются изучением сна, устанавливают механизмы его наступления и нарушения. Удалось выявить наследственный характер предрасположенности к бессоннице и 7 генов, ответственных за такие изменения.
У детей с проблемами со сном и у их родителей обнаруживаются:
- ускоренное протекание биохимических процессов в мозге;
- постоянно увеличенное содержание гормонов гипофиза и надпочечников в крови (адренокортикотропного гормона и кортизола);
- повышенная электрическая активность мозговых структур.
Во время ночного отдыха мозг перерабатывает полученную за день информацию, восстанавливает содержание необходимых химических веществ. Характер возникающих нарушений зависит от наиболее пострадавшей области мозга и причины, вызвавшей расстройство сна. Заболеванию предшествуют депрессивные состояния или, наоборот, патологическая активность, проявляются гормональные расстройства, например, снижается выработка гормонов роста.
Можно ли не заметить аутизм?
Аутизм — распространенная проблема во всем мире, но открыто о ней начали говорить относительно недавно. Многие родители не сразу понимают, что у малыша аутизм, и пытаются вылечить его от каких-то болезней, которых у него на самом деле нет.30 марта 2021 Специалист по прикладному анализу поведения, старший методист, руководитель лаборатории технологии сопровождения детей с РАС ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы». Аутизм может проявляться по-разному, поэтому не заметить его у ребенка вполне возможно.
- Не случайно в последнее время, когда речь заходит о детях с данной особенностью развития, все чаще используется термин «расстройства аутистического спектра».
- Мальчик, который расставляет игрушки из мультика «Тачки» в точной последовательности в соответствии с гонкой из второй части, называет все мировые столицы, знает флаги всех стран — и плачет от подарка, потому что это был сюрприз, и он не знал о нем заранее.
Девочка, которая любит кружиться на одном месте, соглашается надевать только одно конкретное платье и не пользуется устной речью. В обоих случаях у детей аутизм, внешние проявления которого различны, как и сами дети. Можно описать десятки непохожих друг на друга детей с аутизмом.
Факторы окружающей среды
После анализа окружающей среды во время сна вашего ребенка, вы можете решить провести какие-то адаптации и модификации, которые помогут ребенку лучше расслабляться во время сна.
Подумайте о том, может ли ребенку быть слишком жарко или слишком холодно. Следите за температурой воздуха, оцените одеяло и одежду для сна у ребенка и решите, какая комбинация является для него оптимальной. Помните о том, что ваш ребенок может воспринимать температуру совсем не так, как вы. Попробуйте определить, какую температуру воздуха ребенок предпочитает, и при какой температуре ему наиболее комфортно в течение дня, и на основе этого принимайте решения об оптимальной температуре ночью.
Подумайте о том, может ли тактильная чувствительность влиять на способность вашего ребенка ко сну. Некоторые виды ткани могут расслаблять или тонизировать ребенка
Обратите внимание на ткань постельного белья и пижамы. Ребенку может нравиться или не нравиться, чтобы его ступни были закрыты пижамой или носками
У некоторых детей возникают проблемы с тем, насколько одежда прилегает к телу, либо с тем, насколько она эластична
Кроме того, для ребенка с аутизмом может быть важно, чтобы одеяло оптимально давило на кожу
Подумайте о шумах в окружающей среде и о том, как они влияют на вашего ребенка. Когда ваш ребенок пытается расслабиться и заснуть, небольшие шумы, которые он слышит, могут оказаться невыносимыми, потому что ребенок не может от них отвлечься. Такие шумы, как вода в кране или почесывание собаки могут никак не влиять на вас или других членов семьи, но они могут мешать заснуть ребенку с расстройством аутистического спектра. Могут ли какие-то звуки в доме быть связаны со сном вашего ребенка? Иногда в таких случаях ребенку проще заснуть под постоянный и успокаивающий шум, заглушающий другие звуки в комнате — освежитель воздуха, вентилятор, телевизор или тихую музыку.
Кроме того, ребенку могут мешать зрительные стимулы. Ребенок боится темноты? Некоторые дети с аутизмом предпочитают темные места во время дня, но все может быть иначе на кровати в темной комнате. Уличные фонари, луна или фары машин, светящие в комнату с произвольными интервалами, могут помешать ребенку спать
Очень важно, чтобы ребенок спал в комнате, которая все время одинаково темная или светлая, в зависимости от потребностей вашего ребенка
Причины возникновения заболевания
Прежде чем приступать к лечению инсомнии у детей, нужно определить причины, которые вызвали возникновение этого состояния. При этом стоит знать, что факторы, которые приводят к инсомнии, могут различаться у детей, в зависимости от их возраста.
Дети младше 3 лет
У грудничков и детей первых 2 лет жизни усугубление качества сна часто возникает по причине несовершенства ЦНС, поскольку в таком возрасте ритм дня организмом только начинает вырабатываться.
Если малыш «перепутает» день с ночью, то в то время, когда все будут спать, он будет бодрым и веселым, тогда как днем ребенок станет отсыпаться.
Иные причины развития инсомнии:
- прорезывание первых молочных зубов;
- появление на теле опрелостей;
- слишком теплый или сухой воздух в комнате;
- яркий свет в помещении в ночное время;
- резкое изменение обстановки;
- шум в помещении;
- инфекции, развивающиеся в ушах;
- проблемы с ЖКТ.
Все это ведет к тому, что малыш не способен нормально спать – он капризничает, не может уснуть или же постоянно просыпается. Чтобы определить причину, нужно понаблюдать за грудничком. Возможно, достаточно просто изменить обстановку в помещении, где он спит – если после этого инсомния не пройдет, потребуется показать его врачу.
По мере роста ребенка ухудшать сон могут иные причины. По мере наступления года малыш начинает познавать мир, который его окружает, и это настолько перегружает его нервную систему, что ему приходится испытывать серьезные трудности с засыпанием.
Также к этому могут присоединиться и проблемы с ЖКТ, поскольку в рацион грудничка постепенно входит новая еда и организм не успевает с этим справляться. Поскольку малыш самостоятельно не может регулировать свой ежедневный ритуал отхода ко сну, этим должны заняться его родители. Основные меры заключаются в правильном режиме питания.
Дошкольный возраст – 3—6 лет
В таком возрасте у детей начинаются ночные кошмары. Малыши смотрят мультики или детские фильмы, слушают сказки, а их мозг превращает полученные ими впечатления в не самые лучшие фантазии, благодаря чему они не способны быстро заснуть, постоянно просыпаются, при этом крича, а также боятся темноты.
Младший и средний школьный возраст
В таком возрасте главными причинами развития инсомнии считаются психологические проблемы, из которых и состоит жизнь ребенка:
- стресс, который зачастую появляется во время начала учебы, сменой обстановки, расширением круга общения;
- проблемы, связанные с учебой;
- конфликты с одноклассниками или учителями;
- проблемы в общении со сверстниками;
- страх, наступающий перед контрольными.
Также к этим причинам могут присоединиться переезд, неполадки в семье и др.
Если симптомы инсомнии вызваны вышеперечисленными причинами, то родителям требуется все свои усилия направлять на восстановление психологического состояния ребенка, которое заключается в создании положительной атмосферы. В таком случае, когда ребенок страдает от проблем с учебой, ему могут понадобится дополнительные занятия.
Наладить отношения ребенка с определенной категорией людей помогут регулярные беседы с ним на тревожащие его темы, благодаря чему он будет ощущать внимание к своей персоне и видеть, что люди беспокоятся о его проблемах. Если инсомния сопровождается ухудшением качества аппетита, головной болью, обмороком, ухудшением зрения, переменой настроения, то ребенка нужно обязательно показать врачу
Ведь все эти признаки часто появляются при развитии болезней нервной системы, неврологических нарушений, заболеваниях сердца и эндокринных нарушений
Если инсомния сопровождается ухудшением качества аппетита, головной болью, обмороком, ухудшением зрения, переменой настроения, то ребенка нужно обязательно показать врачу. Ведь все эти признаки часто появляются при развитии болезней нервной системы, неврологических нарушений, заболеваниях сердца и эндокринных нарушений.
История разработки
В XVII веке Т. Сиденгам ввел во врачебный обиход «классификационную медицину». Произошел стремительный рост количества выделенных отдельных заболеваний, число которых к концу XVIII века определялось тысячами. В Англии Джон Граунт (англ. John Graunt) попытался классифицировать случаи смерти детей до 6 лет, распределив их на смерть от молочницы, судорог, рахита, болезней зубов, глистных инвазий, недоношенности, смерть в первый месяц жизни, смерть грудных детей, смерть от увеличения печени, от удушья во сне? и прибавил к ним половину случаев смерти, причиной которых были оспа, «свиная оспа», корь, и не сопровождавшиеся судорогами глистные инвазии, и смог достаточно точно определить, что смертность живорожденных детей до 6 лет достигала 36 %.
В XIX веке классификацию болезней для всех возрастов предложил Франсуа Босье де Лакруа (Francois Bossier de Lacroix; 1706—1767) в книге «Методика нозологии» (Nosologia Methodica). Далее Первый Международный статистический конгресс, состоявшийся в Брюсселе в 1853 году заказал единую классификацию причин смерти, применимую на международном уровне. На втором Конгрессе, проходившем в Париже в 1855 году, были рассмотрены две классификации, классифицированные по этиологии на 5 групп: эпидемические болезни, органические (системные) болезни, болезни, подразделявшиеся по анатомической локализации, болезни развития и болезни, являющиеся прямым следствием насилия. Вторая классификация группировала болезни по характеру их проявления (подагрические, герпетические, гематические и т. д.). Конгресс принял компромиссный список, состоявший из 139 рубрик. В 1864 году эта классификация была пересмотрена в Париже на основе этиологической модели.
В 1891 году Международный статистический институт поручил комитету под председательством Жака Бертильона (фр. Jacques Bertillon, 1851—1922), начальника Статистической службы Парижа, подготовить классификацию болезней по причинам смерти. Эту классификацию приняли многие страны, и в 1898 году Американская ассоциация общественного здравоохранения рекомендовала её статистикам Канады, Мексики и США. Ассоциация также внесла предложение пересматривать классификацию каждые 10 лет. При шестом пересмотре в 1948 году в эту классификацию, названную Международным перечнем причин смерти, включили клинические состояния, не приводящие к смерти. Было издано «Руководство по Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти». Во второй том включили диагностические термины по алфавиту, кодируемых по соответствующим рубрикам.
Десятый вариант классификации болезней (МКБ-10) вступил в силу в 1990 году. В ней впервые использована алфавитно-цифровая система кодирования.
В 2000 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анонсировала начало работы над одиннадцатым пересмотром. Она длилась 18 лет; новая МКБ-11 была утверждена в 2019 году. МКБ-10 содержала 14 тыс. кодов, а в МКБ-11 их 55 тыс. Например, группа «Психические, поведенческие расстройства или нарушения развития нервной системы» пополнилась 15 новыми диагнозами, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); дисморфическим расстройством (одержимость исправлением незаметных окружающим недостатков в своей внешности); расстройством патологического накопительства; игровым расстройством (зависимость от компьютерных игр).
Также в МКБ-11 появился новый раздел «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем». В подраздел «гендерные несоответствия» перенесли транссексуализм и гермафродитизм, а сами понятия уточнили — их больше не считают нарушением или расстройством. Психиатр-сексолог Олег Старостин объясняет: ВОЗ ввела такую формулировку, чтобы люди, не обладающие психиатрическим диагнозом, могли рассчитывать на медпомощь — в частности, на гендерный переход. Также изменились формулировки, касающиеся педофилии. В МКБ-9 она была определена как «половое извращение», а МКБ-10 — как «сексуальная тяга к детям». А в МКБ-11 говорится про «педофильное расстройство».