Особенности коммуникации детей с рас

Коммуникация с аутичным ребенком: советы родителям

Родители играют ключевую роль в стимуляции речевого развития ребенка с РАС.

Говорите с ребенком много и о разных вещах, комментируя совместную деятельность. Задавайте простые вопросы, требующие конкретных ответов, и ждите, давая ребенку время ответить.

Во время общения используйте визуальную поддержку, наглядные материалы. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить — реагируйте, повторяйте. Моделируйте правильное звукопроизношение, деликатно исправляя ошибки. Обсуждайте с ребенком эмоции и чувства, помогайте ему их идентифицировать и выражать. Используйте игры, песни, стихи для расширения словарного запаса и развития речевых навыков. Постоянно разговаривая с ребенком, выражая одобрение и помогая ему в общении, вы вносите огромный вклад в развитие его коммуникативных способностей.

Развитие коммуникации — ключевой аспект в комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Общение и речь неразрывно связаны с когнитивным и эмоциональным развитием ребенка

Поэтому так важно терпеливо, шаг за шагом, от простого к сложному расширять коммуникативные возможности аутичного ребенка с помощью разных методов

Сегодня доступно множество визуальных средств, игровых техник, обучающих материалов. Главное — выбрать подход, максимально подходящий конкретному ребенку. Активное вовлечение родителей, педагогов, специалистов позволит постепенно сформировать у ребенка с РАС навыки, необходимые для полноценного общения с миром.

Признаки раннего детского аутизма

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание

Социальные проблемы

Избегание зрительного контакта

Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.

Негативная реакция на прикосновения

Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.

«Холодность» или чрезмерная привязанность к матери

Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.

 Предпочтение одиночества

Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.

  • Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам
  • Не копирует поведение взрослого
  • Боязнь интенсивных раздражителей

Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.

Используют для игр необычный материал

Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.

Трудности общения:

Замедленное развитие речи или регресс ключевых навыков.

Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.

Запаздывание «возраста вопросов»

Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети

  • Отсутствие ответной улыбки
  • Отсутствие языка мимики и жестов
  • Отсутствие возможности диалога
  • Нет адекватной реакции на просьбы

Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.

Нет желания участвовать в коллективных играх

  • Нет желания дружбы
  • Нет просьб
  • Присутствие в речи неологизмов или эхолалии.

В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.

Длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя

Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.

Стереотипное поведение

Повтор одних и тех же движений

Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.

  • Невозможность отвлечения от однообразных, повторяющихся действий
  • Сложность адаптации к новым условиям и окружению
  • Жёсткая привязанность к распорядку дня
  • Избирательность в еде

Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.

Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.

Статья в тему:  Признаки аутизма взрослых

Варианты развития аутизма

Злокачественное развитие – первые признаки заболевания появляются в раннем детском возрасте. Симптоматика характеризуется достаточно быстрым распадом психических функций. Некоторые расстройства аутистического спектра способны даже переходить в шизофрению.

Волнообразное течение – проявляется периодическими обострениями, нередко носящими сезонный характер. Их выраженность при этом каждый раз может быть различной.

Регредиентное течение – характеризуется постепенным улучшением симптоматики. Несмотря на бурное начало, признаки аутизма со временем регрессируют. Однако психические нарушения сохраняются.

У каждого ребёнка развитие аутизма происходит совершенно по-разному. Течение данного заболевания даже у близнецов может быть очень индивидуальным.

Факторы, влияющие на течение аутизма:

  • речевое развитие до шести лет является признаком благоприятного течения заболевания;
  • посещение специализированных образовательных учреждений также является благоприятным фактором и имеет огромное значение в адаптации;
  • освоение «ремесла» помогает реализовать себя в будущем в профессиональном плане – согласно исследованиям каждый пятый ребёнок с аутизмом способен освоить профессию, однако не делает этого;
  • посещение детских садов с логопедическим профилем или отдельных логопедических занятий положительно сказывается на дальнейшем развитии, ведь по статистике половина взрослых людей с аутизмом не говорят.

Ранний детский аутизм

Термин «autismus» был придуман основоположником психиатрии Эйгеном Блейлером в 1910 года при описании особого свойства мышления у больных шизофренией.
Однако до середины 40-х годов ХХ века аутизма как бы не было. Это расстройство и его отличие от детской шизофрении впервые независимо друг от друга определили два психиатра — Лео Каннер («аутистическая психопатия», 1944) и Ганс Аспергер (1943) как врождённое нарушение способности к эмоциональным контактам, уход от внешнего мира без ухода в мир фантазий.

Помните! Наши статьи не предназначены для самостоятельной диагностики.

Диагностику любого заболевания должен проводить только врач. Статья представлена только для возможности первичного определения состояния.

Если Вы нашли схожесть параметров, необходимо очно обратиться за консультацией к врачу.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным — включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм — первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Классификация раннего детского аутизма

В зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации при раннем детском аутизме выделяют четыре группы детей.

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, характерно проявление крайнего дискомфорта при попытках взаимодействия с ребёнком. Социальная активность отсутствует, даже близким довольно трудно добиться от него какой-либо ответной реакции (взгляда или улыбки). Дети этой группы стараются не иметь с окружающим миром никаких точек соприкосновения, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно необходимые потребности (например, голод). Избегают различных телесных контактов и тяжело переносят взгляд глаза в глаза.
  2. Активное отвержение внешней среды. Проявляется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с окружающим миром. Ребёнок общается лишь с ограниченным кругом людей, как правило, это родители, близкие люди. Он проявляет повышенную избирательность в одежде и еде. Любое нарушение привычного ритма приводит к сильной аффективной реакции. Им больше, чем другим характерно чувство страха, на который они агрессивно реагируют. Отмечается большое количество двигательных и речевых стереотипий. Несмотря на тяжесть проявлений, такие дети более адаптированы для жизни, чем относящиеся к первой группе.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Ребёнок старается укрыться от внешнего мира в своих интересах, его занятия при этом не носят познавательного характера и проявляются в стереотипичной форме. Увлечения имеют цикличность, такие дети годами могут рисовать, разговаривать на одну и ту же тему или воспроизводить в играх один и тот же сюжет. Интересы зачастую носят агрессивный, мрачный, устрашающий характер.
  4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Данный вариант является наиболее лёгким проявлением аутизма. Он характеризуется повышенной ранимостью и уязвимостью ребёнка, избеганием отношений, если он чувствует какую-либо преграду. Также отмечается чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованных коррекционных мероприятиях возможно продвижение ребёнка по этим стадиям социальных взаимоотношений и его адаптация к окружающей среде.

Основы развития речевой коммуникации у детей с аутизмом

Определение 1

Коммуникативные навыки – это навыки общения и взаимодействия, посредством применения языковых средств.

Данные навыки выступают основой социального развития личности. Для детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативное общение является непосредственной необходимостью. Они закрыты от окружающих и имеют сложности в установлении взаимодействия с ними. Потому, коммуникативные навыки требуют тщательной и последовательной работы по их становлению и развитию.

В основе формирования речевой коммуникации детей с аутизмом лежат следующие направления работы:

  1. Развитие навыков выражения ребенком своих просьб и желаний, а также требований к другому человеку: взрослому и сверстнику;
  2. Развитие навыков социального реагирования на различные ситуации, внешние раздражители;
  3. Развитие навыков привлечения внимания к собственной личности и ее потребностям: умения задавать вопросы, устанавливать контакты, строить диалоги;
  4. Развитие навыков выражения своих эмоций и чувств;
  5. Развитие умений анализировать окружающую обстановку. Здесь имеется ввиду умение называть предметы, описывать их свойства, действия людей, социальные ситуации, конкретные обстоятельства;
  6. Усвоение норм социального поведения. Они необходимы любому ребенку, а ребенку с аутистическими расстройствами помогают в приобщении к социальной действительности и понимании основ взаимодействия с социальным миром и его объектами.

Все эти направления развития реализуются в определенной последовательности с опорой на принципы коррекционного обучения и с применением коррекционных методов и технологий развития ребенка. В данном случае необходимо учитывать особенности психической сферы ребенка-аутиста, торможение в развитии психоэмоциональных проявлений.

Работа по развитию коммуникативных навыков детей с аутистическими расстройствами требует предварительной мотивации ребенка к коммуникативному взаимодействию. Это является самым сложным и значимым этапом работы, поскольку, аутистические нарушения затрагивают сферу общения ребенка, а именно, ребенок становится закрытым миру и не желает взаимодействовать с ним. Требуется применять различные методы мотивации, которые будут стимулировать интерес ребенка к общению и социальному взаимодействию.

В процессе развития коммуникации ребенка с аутизмом необходимо развить его невербальные навыки речевого взаимодействия. Они помогут ребенку в адекватном выражении своих эмоций и сопровождении речи верным эмоциональным состоянием.

Также, речевые навыки и основы коммуникативного взаимодействия требуют развития навыков ребенка принятия на себя разных коммуникативных ролей. Каждая роль является отражением конкретной коммуникативной ситуации, в которой находится ребенок

Важно, формирование понимания ситуации и исполнение роли, соответствующей ей

Признаки аутизма у детей от 3х до 7 лет

Аутизм – это комплексное расстройство, которое обычно проявляется в раннем детстве. Диагностика аутизма может быть сложной, так как его признаки могут отличаться у разных детей. Выделяют такие признаки аутизма у детей 3 до 7 лет:

  1. Ограниченные и повторяющиеся интересы. Ребенок может быть сильно заинтересован в определенных темах или активностях, и не проявлять интереса к другим.
  2. Проблемы с общением. Дети с аутизмом могут иметь трудности в понимании жестов и мимики, развитии речи, использовании прагматических навыков (например, не понимать правила беседы или иметь проблемы с темпом речи).
  3. Стереотипно-репетитивное поведение. Дети предпочитают определенные рутины, часто повторять одни и те же действия или заниматься автостимуляцией.
  4. Гиперчувствительность или гипо-чувствительность к сенсорным входам. Некоторые дети с аутизмом могут иметь повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету, запахам или текстурам.

При наличии подозрений на аутизм у вашего ребенка, важно обратиться к врачу или специалисту для диагностики

Рекомендации по аутизму

В воспитании аутичного ребенка помогут:

  • школы по аутизму;
  • центры по аутизму;
  • книги по аутизму.

Центры по аутизму

Примерами занятий, которые проводятся в центрах по аутизму, являются:

  • нейрокоррекционные (двигательные и дыхательные упражнения) – направлены на улучшение мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности и снижение утомляемости;
  • арт-терапия (музыка, рисование, лепка, театральные постановки) – помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки коммуникации;
  • холдинг-терапия (терапия объятий) – целью занятий является заключение ребенка матерью в объятья и установление длительного физического и зрительного контакта.

Книги по аутизму

Полезными книгами по аутизму являются:

  • Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани). Книга содержит более 100 игр, направленных на повышение детской коммуникабельности и повышение уровня знаний об окружающем мире.
  • Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. (Фред Волкмар и Лиза Вайзнер). В книге представлены данные о последних исследованиях и разработках в области аутизма. Вся информация излагается понятным и доступным языком.
  • Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин). Автор книги страдает аутизмом, но заболевание не помешало ей получить образование, стать профессором и достигнуть многих жизненных высот. По этой книге также был снят одноименный художественный фильм.
  • Дети, у которых голодает мозг (Жаклин Мак-Кендлесс). В книге поставлен акцент на описание заболевания с физиологической точки зрения. В написании преобладает много медицинских терминов, поэтому усвоить информацию достаточно непросто. Ценность произведения заключается в том, что внучка автора страдала этим расстройством, поэтому в книге приведено много практических советов по воспитанию и терапии.

Общие рекомендации по аутизму

Рекомендациями при воспитании аутиста являются:

  • к одежде ребенка следует прикрепить бирку с адресом и родительским номером телефона;
  • по возможности, данные с собственным именем и фамилией, а также адресом и номером телефона родителей должны быть заучены ребенком наизусть;
  • рекомендуется систематически (раз в 2 – 3 месяца) делать свежие фото ребенка и иметь их при себе на случай, если он потеряется;
  • перед посещением нового места ребенка необходимо ознакомить с маршрутом;
  • перед походом в театр, кино, цирк билеты рекомендуется приобретать заранее, чтобы избежать очереди, в которой ребенку будет некомфортно;
  • покидая дом с малышом на длительное время, родителям необходимо взять с собой игрушку или другую любимую вещь ребенка, чтобы помочь ему справиться с тревогой;
  • если взрослые приняли решение отдать малыша в спортивную секцию или творческий кружок, следует провести несколько индивидуальных занятий;
  • для слишком активных детей стоит выбирать наименее травматичные виды спорта;
  • перед тем как начать заниматься собственными делами, родители должны организовать досуг ребенку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

https://youtube.com/watch?v=RoG5BRkK9Bg

Нарушение протокола на первой фазе – обучение коммуникации с использованием физической подсказки

Первая фаза PECS предполагает, что с ребенком занимаются два человека: партнер по коммуникации (владеет желаемым объектом и обменивает его на карточку) и физический помощник (молча, при помощи физических подсказок помогает ребенку совершить обмен).

Наблюдая за тем, как проходит обучение на этой фазе, мы видим некоторое количество ошибок:

  • физический помощник слишком долго ждет, прежде чем дать подсказку, это приводит к закреплению ошибок ребенка (ребенок не берет карточку вообще, пытается с ней играть, бросает и т.д.);
  • физический помощник общается с ребенком (вербально – подсказывает или хвалит, или невербально – обнимает, трогает ребенка во время занятия).

Принципы коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков детей с аутизмом

Коммуникативное развитие детей-аутистов осуществляется в опоре на следующие принципы:

  • Принцип комплексного воздействия. Он означает привлечение к работе различных специалистов и использование разных методов и средств. На развитие ребенка с аутизмом оказывает влияние логопедическая, психологическая, медицинская помощь, условия жизнедеятельности ребенка и его социальное окружение.
  • Принцип систематичности развития. Он означает постоянную работу с ребенком и тренировку его коммуникативных навыков, которые усваиваются очень трудно и не сразу закрепляются в качестве устойчивых навыков.
  • Принцип перехода от простого к сложному. Его соблюдение крайне обязательно, поскольку, детям с аутизмом очень сложно дается усвоение основ коммуникативного взаимодействия. Работа начинается с формирования элементарных навыков, которые усложняются постепенно.
  • Принцип наглядности. Освоение речевых знаков и символов должны быть наглядно отражены для лучшего запоминания ребенком.
  • Принцип вариативности форм и методов обучения. Их выбор зависит от уровня речевого развития ребенка, состояния его коммуникативных навыков и общего уровня развития.
  • Принцип связи развития коммуникативных навыков с другими аспектами психического развития ребенка. Речевая коммуникация зависит от ряда факторов психического развития ребенка. Они требуют выявления и учета в построении коррекционного обучения.
  • Принцип индивидуального подхода. Он означает учет особенностей индивидуального развития конкретного ребенка с аутистическими нарушениями для разработки программы его коммуникативного развития.

Следует отметить, что процесс коммуникативного развития ребенка с аутизмом требует обязательного учета его личных интересов и потребностей

Развитию коммуникативной мотивации необходимо уделять особое внимание, а в ходе усвоения речевых основ взаимодействия применять подсказки и подкрепления развития коммуникативных высказываний

Ранние признаки аутизма

аутизма

Симптомы аутизма у детей до 1 года

Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):

  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
  • феномен тождества – 79 процентов;
  • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
  • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
  • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
  • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
  • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.

Нарушение или полное отсутствие зрительного контактаФеномен тождествавводить прикормНарушение комплекса оживленияПатологическое отношение к близким родственникамПатологическая реакция на нового человекаПатологическое отношение к словесному обращениюглухотуоториноларингологуПатологическое отношение к физическому контактуСимптомы аутизма у детей до 3 летСимптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):

  • нарушение общения с детьми – 70 процентов;
  • привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
  • страхи – 80 процентов;
  • нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
  • патология речи – 69 процентов;
  • стереотипии – 69 процентов;
  • особенности интеллекта – 72 процента;
  • особенности игры – 30 процентов.

Нарушение общения с детьмиПривязанность к неодушевленным предметамСтрахиСтрахами детей-аутистов являются:

  • шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
  • яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
  • атмосферные осадки – капли воды, снежинки.

Нарушение чувства самосохраненияпорезовушибовожоговПатология речиСтереотипииСтереотипиями при аутизме являются:

  • стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
  • стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
  • стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
  • тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
  • обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

Особенности интеллектаОсобенности игры

Статистические данные

Частота встречаемости раннего детского аутизма составляет примерно 2 – 4 случая на 10 тысяч детей за явным преобладанием его у мальчиков. Данное расстройство начинает себя проявлять в первые три года жизни ребёнка и, как правило, диагностируется в возрасте 2 – 5 лет.

Ранний детский аутизм приблизительно в 0,2% случаев сопровождается умственной отсталостью. Также характерно, что он не развивается у детей старше 5 лет, именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, у ребёнка с отклонениями в поведении следует думать о возникновении других психических заболеваний, прежде всего, шизофрении.

Какие методы альтернативной коммуникации можно использовать

Помимо развития вербальной речи, стоит обучать ребенка альтернативным способам коммуникации, которые помогут ему выражать свои потребности.

Жесты и мимика. Многие дети с РАС способны использовать простые жесты (указательный, отрицательный), мимику для общения.

Карточки PECS. Это наглядная система обмена карточками с изображениями для выражения желаний.

Пиктограммы. Изображения-символы помогают ребенку обозначить действия, предметы, эмоции.

Электронные коммуникаторы. Устройства со звуковыми сообщениями при нажатии на картинку.

Доски с буквами, словами. Ребенок указывает на нужные буквы или готовые слова, чтобы составить фразу.

Жестовый язык

Для детей, не владеющих речью, подходит обучение основам жестового языка.
Важно подобрать систему, максимально соответствующую уровню развития и возможностям ребенка, и использовать ее последовательно в повседневной жизни для облегчения коммуникации.

Система PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки). 

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации. 

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

Основные причины аутизма у детей

Аутизм представляет собой неврологическое расстройство, которое проявляется в проблемах социального взаимодействия, коммуникации и поведения у детей. Точные причины заболевания до сих пор не установлены. Но стоит отметить факторы риска, которые могут повысить шансы на развитие аутизма:

  1. Генетические факторы. Наследственность играет роль в развитии аутизма. Исследования показывают, что наличие ближайшего родственника с аутизмом повышает риск развития этого расстройства у ребенка.
  2. Гормональные проблемы. Некоторые исследования связывают аутизм с неравновесием гормонов у детей. Однако эта связь пока не полностью понятна.
  3. Неврологические проблемы. Существует связь между аутизмом и отклонениями в структуре и функционировании мозга. Аномалии в развитии некоторых областей мозга могут играть роль в развитии расстройства.

При первых признаках и симптомах аутизма стоит обратиться к специалистам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: