Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Особенности коммуникации детей с рас

Причины развития аутизма

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория аутизма

головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Развитие аутизма

Вариантами развития аутизма являются:

  • Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
  • Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
  • Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:

  • развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
  • посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
  • освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
  • посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера

  • Эмоциональная холодность
  • Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
  • Стремление к одиночеству
  • Безразличие к близким людям
  • Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
  • Погружение в мир внутренних переживаний
  • Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
  • Страх новизны
  • Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
  • Привязанность к одной игрушке или ее части
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре
  • Ребенок не реагирует на свое имя
  • Не просит о помощи
  • Нарушение психоречевого развития
  • Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
  • Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
  • Нарушения сна и работы ЖКТ
  • Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)

Признаки аутизма у детей школьного возраста

Есть определенные признаки аутизма у детей школьного возраста. Сюда относятся  ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Также дети с таким расстройством могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных контактов. Они могут проявлять ограниченный интерес к другим людям, не понимать невербальные сигналы и иметь трудности с эмоциональным взаимодействием.

У детей с аутизмом школьного возраста могут быть различные уровни интеллектуальных способностей. Некоторые дети могут иметь значительные трудности в обучении, в то время как другие могут иметь высокий уровень интеллекта.

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить  четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком. 

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы

Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются двигательные, речевые, сенсорные нарушения.

Характеристика двигательной сферы

Для детей с ППП ЦНС в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии двигательных функций. Только незначительная часть детей ППП ЦНС к пяти месяцам может удерживать голову. У них отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной (парализованной), свисающей. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Часто дети запрокидывают голову, что ограничивает поле их зрения и является одной из причин задержки психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Уже в возрасте пяти месяцев задержка двигательного развития сочетается с отставанием в развитии голосовой активности и ориентировочно-познавательной деятельности ребенка.

К 12 месяцам незначительное число детей может самостоятельно сидеть. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания

У детей в возрасте от рождения до пяти месяцев отмечается целый ряд патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твердого неба, недоразвитии нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительная асимметрия лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. Так, в большинстве случаев язык крайне напряжен, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперед, что чаще всего сочетается с его гиперкинезами в передне-заднем направлении и тремором, а нередко – и с гиперкинезами мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, отвисание нижней челюсти, отсутствие сосательных движений.

Ранние признаки аутизма

аутизма

Симптомы аутизма у детей до 1 года

Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):

  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
  • феномен тождества – 79 процентов;
  • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
  • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
  • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
  • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
  • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.

Нарушение или полное отсутствие зрительного контактаФеномен тождествавводить прикормНарушение комплекса оживленияПатологическое отношение к близким родственникамПатологическая реакция на нового человекаПатологическое отношение к словесному обращениюглухотуоториноларингологуПатологическое отношение к физическому контактуСимптомы аутизма у детей до 3 летСимптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):

  • нарушение общения с детьми – 70 процентов;
  • привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
  • страхи – 80 процентов;
  • нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
  • патология речи – 69 процентов;
  • стереотипии – 69 процентов;
  • особенности интеллекта – 72 процента;
  • особенности игры – 30 процентов.

Нарушение общения с детьмиПривязанность к неодушевленным предметамСтрахиСтрахами детей-аутистов являются:

  • шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
  • яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
  • атмосферные осадки – капли воды, снежинки.

Нарушение чувства самосохраненияпорезовушибовожоговПатология речиСтереотипииСтереотипиями при аутизме являются:

  • стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
  • стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
  • стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
  • тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
  • обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

Особенности интеллектаОсобенности игры

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Трудности с пониманием невербальной коммуникации

Представьте себе следующий сценарий. Вы находитесь в другой стране и не понимаете языка, на котором здесь говорят. Вам нужно понять, как куда-то пройти. В этом случае вы, скорее всего будете полагаться на невербальное взаимодействие (не на устную или письменную речь), то есть на язык тела и жестикуляции, чтобы получить нужную информацию. Теперь представьте, что вы не понимаете язык тела и жестикуляции другого человека, но вам нужно понять его инструкции. Это похоже на социальный опыт и трудности аутичных людей.

Аутичным людям трудно понимать социальные и эмоциональные сигналы в мимике, жестах, тоне голоса и языке тела других людей. Они могут хорошо понимать крайние выражения эмоций, но не замечать не такие явные социальные и эмоциональные знаки. В других случаях они могут неправильно понимать эти знаки, проводить неверные ассоциации между чужой невербальной коммуникацией и контекстом.

Многие аутичные дети плохо понимают как «считывать» чужое выражение лица и другие эмоциональные сигналы. Некоторые дети обладают повышенной чувствительностью к социальным стимулам, и они даже могут избегать социальных ситуаций из-за повышенной чувствительности к чужому голосу, прикосновениям и движениям. То естественное любопытство к другим людям, которое свойственно нейротипичным детям с самого раннего возраста, часто отличается или отсутствует у аутичных детей.

Описание случая: Анна

Анна любит залезать наверх, она часто залезает на мебель в школе и дома. Дома ее папа подходит к ней, хмурится, грозит ей пальцем и строго говорит «слезай», после чего помогает ей спуститься

Анне нравится папино внимание, а строгий голос и жест она не воспринимает как наказание. В результате, Анна начала залезать на мебель гораздо чаще, ведь это помогает ей получить внимание и заставить взрослого разговаривать с ней (требовать «слезть»)

Анна ведет себя так не потому, что «вредничает» и не хочет слушаться. Она просто инициирует «веселое» общение с другими людьми (как она его воспринимает). Просто она не учитывает в общении чужое выражение лица, взгляд и другие сигналы.

Классический аутизм

Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.

Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.

Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.

Классической триадой симптомов РДА являются:

  • низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
  • скудная сфера интересов;
  • стереотипность движений.

Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.

Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него. 

Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.

Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.

Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.

Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.

Слайд 4 Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году

Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:- классический аутизм Каннера (РДА);- и варианты аутизма (аутические состояния разного генезиса). Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющегося синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах. Можно выделить основные причины возникновения РДА:- это могут быть врожденные патологии нервной системы;- ранние психические травмы;- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;- недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т.д.)

Система PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки). 

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации. 

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

Признаки аутизма у детей 2-х лет

Выясним, какие признаки аутизма в 2 года у ребенка. Они могут включать:

  1. Отсутствие эмоционального взаимодействия. Ребенок может не отвечать на обращение по имени, не улыбаться или не показывать радость в ответ на положительные события.
  2. Ограниченность в коммуникации. Ребенок может не пытаться использовать слова для общения или использовать однотипные фразы без понимания их значения. Он также может не понимать жесты или мимику других людей.
  3. Ограниченные интересы и повторяющиеся поведенческие шаблоны. Ребенок может проявлять непреходящий интерес к определенным предметам, играм или деятельности, игнорируя другие игрушки или предметы. Он также может проявлять повторяющиеся движения, например, размахивать руками или поворачивать кружок.
  4. Гипер или гипосенситивность к стимуляции. Ребенок может быть чрезмерно чувствительным к звукам, запахам, текстурам или свету. Или, наоборот, может быть малочувствительным к некоторым типам стимуляции, не отреагировав на боль или температуру.
  5. Отсутствие развивающихся навыков. Ребенок может не развивать речь или моторные навыки соответствующим образом для своего возраста. Он также может проявлять трудности в координации движений или восприятии пространства.

Эти признаки не всегда являются конкретными признаками аутизма, и только комплексная оценка и диагностика специалистом может определить наличие этого заболевания у ребенка.

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (ААК)

ААК – группа методов, используемых для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основании ААК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии. Именно это положение лежит в основе развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации

Важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, позволяет развивать и поддерживать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и речевой вербальной деятельности

На сегодняшний момент исследования показывают, что использование ААК не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.
Альтернативная коммуникация (система коммуникации, замещающая речь) необходима людям, у которых речь затруднена, неразборчива, есть физические ограничения в использовании голоса.

Дополнительная коммуникация (аугментативная) может быть использована совместно с вербальной речью. Вербальная речь – это самый быстрый и простой способ передать информацию. Она быстро вытеснит дополнительную коммуникацию, как только ребенок почувствует, что может с ее помощью получать желаемое, комментировать, задавать вопросы.

В большинстве случаев у ребенка с РАС нет никаких физических ограничений, затрудняющих использование речи. Есть дети, которые длительное время могут использовать вербальную речь только в очень ограниченном объеме, и для них ААК будет оставаться единственным способом самовыражения.

Различают несколько категорий ААК:

  • Первая категория – без использования технических средств: жестовый̆ язык, язык тела, при этом никакие дополнительные устройства не используются.
  • Вторая категория – низкотехнологичные устройства (неэлектронные): картинки, написанные слова, конкретные предметы.
  • Третья категория – высокотехнологичные устройства: смартфон, планшет, в который установлены специальные программы. На сегодняшний день в России широко используются приложения JABtalk, LetMeTalk, Говори Молча и другие.

Самые эффективные способы обучения ребенка с аутизмом навыкам коммуникации опираются, как правило, на визуальное восприятие, поскольку это сильная сторона многих людей с РАС. Данные способы обучения подразумевают большое количество практики, когда ребенок пользуется либо своими руками, например для жестового языка, либо какими-то внешними устройствами (например, коммуникативной доской, системой PECS).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: