Проблемы поведения у детей и подростков

Методы психологического воздействия в воспитании детей

Слайд 23По сведениям Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса максимальное число

обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80%)

Наиболее типичные трудности детей:Несоответствие уровня психического (умственного) развития возрастной норме;Неготовность к школьному обучению; неуспеваемость; низкая познавательная и учебная мотивации;Негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы;Неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции;Эмоциональные нарушения поведения;Дезадаптация в д/с, школе, семье.Психологические проблемы, доминирующие в различные периоды детства:Ранний возраст: речевое развитии; достижение ребенком автономии действий; ограничение самостоятельности и инициативы; овладение навыками самообслуживания.Дошкольный возраст: переход к дошкольному возрасту (кризис 3 лет); проблемные ДРО (завышенные требования; дефицит совместной деятельности и общения; различия темпераментов и характерологических особенностей родителей и детей и пр.); проблемные отношения со сверстниками (отверженность, отсутствие коммуникативных навыков и мотивации общения; дефицит общения со сверстниками); проблемные отношения с сиблингами; ускоренное или задержанное развитие и пр.Младший школьный возраст: переход к школьному возрасту (кризис 7 лет); адаптация к новой социальной позиции при поступлении в школу (режим дня, классный коллектив, учитель, новые требования и пр.); психогенная школьная дезадаптация (ПШД) в различных формах.

Слайд 9Психокоррекционная ситуация Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:1. Человек, который

страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.2.      Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.3.      Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.4.      Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.5.      Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Методы психологического воздействия в воспитании детей

Определение 1

Воздействие – это осознанный процесс, который направлен на оказание влияния одного субъекта какого-либо вида деятельности или общения на другой субъект, участвующий в этом виде деятельности или общении.

Психологические воздействия играют ключевую роль в процессе воспитания детей.

Главным инструментом педагогического воздействия на субъект являются средства воспитания. Если эти средства внести в определенную систему и изменить их направленность, то можно повлиять на воспитательные возможности. Это приводит к переходу средств воспитания в методы.

Определение 2

Метод представляет собой определенный способ достижения поставленной цели, использующий средства воздействия при взаимодействии воспитателя и воспитуемого.

Статья: Методы психологического воздействия в воспитании детей

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

При этом следует отметить, что важно не только знать эти методы, но и иметь представления о том, как и когда их нужно применять. При психологическим воздействии также необходимо понимать цель и задачу, исходя из них следует выбрать определенную стратегию воздействия

При выборе манипулятивной стратегии воздействие направлено на подсознательный уровень личности. Императивная стратегия затрагивает когнитивные аспекты личности. Развивающая стратегия позволяет изменить личность в результате взаимодействия воспитателя и воспитуемого

При психологическим воздействии также необходимо понимать цель и задачу, исходя из них следует выбрать определенную стратегию воздействия. При выборе манипулятивной стратегии воздействие направлено на подсознательный уровень личности. Императивная стратегия затрагивает когнитивные аспекты личности. Развивающая стратегия позволяет изменить личность в результате взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

На втором этапе происходит тщательное
протоколирование ситуаций, связанных с
возникновением той или иной поведенческой
проблемы.
Родителям дается задание в течение недели
анализировать поведение ребенка по такой схеме.
А. Анализ стимулов, направляющих поведение
ребенка по определенному пути (например, если
скажет отец — пойдет и сделает, а если мать — не
услышит).
Б. Анализ состояния ребенка в момент
предъявления стимула (усталый, не выспался,
плохое настроение, возбужден и т. д.).
В. Регистрация и анализ актуального поведения
или ответа на инструкцию.
Г. Анализ типа и интенсивности последствий,
возникающих непосредственно за тем или иным
поступком ребенка (то есть поощрений и
наказаний).
Д. Составление каталога поощрений и наказаний в
качестве положительных и отрицательных стимулов
и последствий для систематического
моделирования поведения

Этот перечень
поощрений и наказаний должен быть максимально
разнообразным, чтобы обеспечить гибкость
воздействия и возможности для поиска наиболее
эффективных средств.
Особое внимание уделяется вдохновляющим
стимулам и воздействиям, таким, как:

  • аванс или «подъемные», то есть
    опережающее вознаграждение;
  • обещание реальной награды;
  • включение задания в игровой
    сюжет, увлекающий ребенка;
  • неожиданное проявление
    доверия, побуждающее ребенка во что бы то ни
    стало оправдать его;
  • совместная деятельность с
    группой или значимым лицом;
  • моделирование успешности
    усилий, вдохновляющее предвкушением победы;
  • выражение веры в силы и
    способности ребенка (подбадривание);
  • подключение эгоцентрических
    установок («показательное выступление»);
  • мотивирование за счет
    любопытства;
  • азарт, спровоцированный
    кокетством, соперничеством, конкуренцией;
  • безусловное прощение прежних
    прегрешений («амнистия»);
  • предоставление возможности
    для самореализации творческих наклонностей.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Слайд 16Теоретические модели психологической коррекцииКогнитивное направление. В когнитивной психокоррекции в первую очередь

уделяется внимание познавательным структурам психики и упор делается на личность, на структуру личности и в целом на логические способности.Главная задача психокоррекции — изменение восприятия себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. Два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический (основная задача — создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно)когнитивно-поведенческий (основная задача — создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, предлагается проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни)

Слайд 20Групповая форма психокоррекцииВключает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и

взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях.Психокоррекционная группа представляет собой искусственно созданную малую группу, в которой ребенок или подросток отражают свой коммуникативный потенциал и проблемы. Группа для ребенка и подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Групповая психокоррекция решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств

Главное отличие: групповая психокоррекция в большей степени акцентирует внимание на межличностных проблемах ребенка и подростка, а индивидуальная — на внутриличностных проблемах.Групповую психокоррекцию детей с проблемами в развитии рекомендуется проводить в малых группах (4-7 человек). Когда количество участников в группе превышает 7 человек, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп, что снижает эффективность группового взаимодействия

Поскольку общение активно формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но не является ведущим видом деятельности, рекомендуется формировать микрогруппы численностью 2-3 человека.

Причины возникновения

Причины возникновения проблем поведения у детей и подростков:

  • манипулирование окружающими;
  • стрессовое состояние ребёнка;
  • возрастные особенности (например, протестное поведение характерно для детей, переживающих кризис 3-х лет);
  • недостаточный уровень развития эмоциональной сферы;
  • незнание других адекватных способов выражения своих эмоций;
  • нестабильная ситуация в семье, где сами родители относятся агрессивно к своему ребенку и друг другу, показывая тем самым ему агрессивные модели поведения. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка.
  • серьезные поведенческие нарушения, психопатология личности.

Слайд 25Пути психокоррекции (в соответствии с выделенными трудностями)Блок 1 – мотивационный: неумение

выделить, осознать, принять и выдержать цель действия (целеполагание).Способы коррекцииЧеткое выделение цели, принятие и осознание её ребенком в виде образца-продукта.Удержание образца «на виду»Выделение поэтапных целейОбеспечение достижения цели и одобрения успеха.Перенос успеха на самостоятельное поведениеПеренос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию

Блок 2 – операционно-регулятивный: неумение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррективы по ходу их выполнения (планирование и контроль).Способы коррекцииСовместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению целиПредметное и знаковое моделирование пути действияОвладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема)Распределение функций в кооперативных формах деятельностиФормирование мотивационной готовности к деятельностиФормирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований; последовательную передачу функций планирования контроля и оценки ребенку.

Коррекция поведения

Слайд 26Пути психокоррекции (в соответствии с выделенными трудностями) В семье: с родителями,

родственниками; Разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;Родительский тренинг (повышение родительской компетентности);Тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);Коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);Организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

Вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.Коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);Игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);Статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой)Социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).

Коммуникативные проблемы (трудности общения):

Коррекция личностного развития

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Краткая характеристика методов воздействия, применяемых в воспитании детей

Зачастую методы воздействия в воспитании детей применяются в различных комбинациях в процессе воспитательной деятельности. Ниже приведена краткая характеристика наиболее широко используемых методов:

  • Беседа является одним из сложных методов воздействия. Она направлена на изменение внутреннего психического состояния ребенка и требует участия в процессе двух сторон: воспитателя и воспитуемого. Процесс беседы состоит из установления контакта, организации рефлексии, фиксации понимания, отчуждения, объективации и трансформации в реальность;
  • Приучение направлено на организацию определенного действия у детей, который при регулярном выполнении становится привычной формой поведения;
  • Упражнение представляет собой многократное повторение определенного действия ребенка, которое со временем совершенствуется и закладывается как форма поведения;
  • Убеждение является широко распространенным методом воздействия на ребенка. Убедить его можно словом, применяя аргументацию, доказательства или опровержение, или делом, показывая на личном опыте или опыте других людей. При этом воспитатель должен четко осознавать цель убеждения;
  • Принуждение представляет собой методы, которые могут оказать побуждение к действию личности вопреки ее нежеланию изменить свое поведение или принять чувство вины. Может выражаться через запреты, наказания или осуждение. При этом наказание может быть физическим, т.е. выражаться через применение физической силы, а также морально-психологическим, которое включает в себя аргументированное доказательство с определенными ограничениями личности;
  • Поощрение является одним из самых эффективных методов. Оно основано на стимулировании проявлений творческой и других видов деятельности. Поощрение выражается через похвалу, награждение или признание успехов ребенка;
  • Внушение определяется как метод воздействия, который может быть не аргументирован или аргументирован и зависит от состояния воспитуемого и его взаимоотношений с воспитателем;
  • Заражение выражается в способности людей бессознательно подвергаться определенному влиянию. При этом человек передает свое состояние или отношение другому индивиду, либо группе людей, которые способны это состояние принять и зафиксировать.

При использовании вышеперечисленных методов следует учесть возраст воспитуемых. Некоторые методы эффективны для дошкольников, однако, хуже будут себя показывать при воспитании детей подросткового возраста. Используемые методы должны постепенно усложняться.

На каждом возрастном периоде один из методов может играть доминирующую роль, однако, он не может быть единственным. Его следует подкреплять другими методами для нормального течения процесса воспитания.

В заключении хочется отметить, что не существует универсального метода воздействия в воспитании детей, который будет действовать постоянно и на любого индивида или коллектив индивидов.

Личность человека и коллектив находятся в постоянном развитии и приобретают определенные индивидуальные характеристики, поэтому при использовании того или иного метода воздействия следует иметь грамотный и обдуманный подход. Это возможно при глубоком и детальном изучении каждой личности или коллектива и стремлении к раскрытию индивидуального потенциала каждого ребенка.

Слайд 10Цели психокоррекционной работыПостановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью

психического развития и определяется ею.В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.Интеракционистская модель — подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.Деятельностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Безусловно,
поведение можно изменить различными методами,
поскольку человек — целостное существо, и
воздействие на какую-то одну сферу приводит к
изменениям и на уровне других систем. Тем не
менее именно методы поведенческой психотерапии
позволяют влиять непосредственно на поведение.
Поведенческая психотерапия, или психокоррекция,
опирается на несколько общих базовых принципов
(по В.Г. Ромеку, 2001).
1. Поведенческая психокоррекция направлена
исключительно на изменение поведения. Это не что
иное, как переобучение, подразумевающее отказ от
нежелательных форм поведения и освоение новых,
более приемлемых форм.
2. Четкий контроль процесса и результатов. Цели
коррекции открыто заявляются, принципы и методы,
применяемые в процессе терапевтической работы,
являются явными, процесс предельно
структурирован и последователен. Терапевт имеет
дело только с четко фиксируемыми когнитивными,
эмоциональными и поведенческими явлениями и
стремится получить устойчиво воспроизводимый и
очевидный результат.
3. Опора на экспериментальные данные и четкие
психологические теории. Используются только
методы, прошедшие тщательную экспериментальную
проверку и опирающиеся на ясные психологические
понятия.
4. Множественность отдельных техник и
многообразие подходов. Хотя можно говорить о
некоторых «стандартных» приемах работы с
определенными симптомами (например, метод
систематической десенсибилизации в работе со
страхами), четкой классификации поведенческих
методов не существует. Нет и жесткой системы
«приписывания» определенных методов к
определенным проблемам. Процесс коррекции в
каждом случае — это творческий процесс, в
котором терапевт, опираясь на общие принципы,
комбинирует различные методы воздействия для
достижения изменения конкретного поведения у
данного клиента

При проведении поведенческой коррекции также
принимаются во внимание следующие моменты:
поведение может быть модифицировано в процессе
научения и переобучения;
поведение подчиняется законам обусловливания;
подкрепление увеличивает частоту реакции;
наказание уменьшает частоту реакции

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны. 

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Причины и факторы риска

Точные причины расстройств поведения неизвестны. Предположительно, деструктивное поведение возникает при сочетании нескольких условий: генетической предрасположенности, неблагоприятной обстановки взросления, особенностей личности и характера. К факторам риска относят:

Пол. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают поведенческими расстройствами. Неясно, является ли эта причина генетической или связана с социальным опытом.

Вынашивание и роды. Тяжелая беременность, преждевременные роды, маленькая масса тела при рождении способствуют проблемному поведению ребенка.

Темперамент. Активные, энергичные, капризные малыши, у которых возбуждение нервной системы преобладает над торможением, более склонны к поведенческим нарушениям в позднем детском или подростковом возрасте.

Семейная атмосфера. Расстройства поведения чаще определяются в неблагополучных семьях. Ребенок подвергается повышенному риску, если растет в семьях, где есть проблема с домашним насилием, бедностью, плохими родительскими навыками, употреблением психоактивных веществ.

Когнитивные нарушения. Трудности с обучением, недостаток интеллектуального потенциала, задержка речи часто соседствуют с проблемным поведением.

Умственная отсталость. Такие дети в два раза чаще демонстрируют деструктивное поведение.

Развитие и функционирование головного мозга. Исследования показали, что области головного мозга, контролирующие функцию внимания, менее развиты и активны у больных СДВГ.

Слайд 12Теоретические модели психологической коррекцииПсиходинамический подход. В центре — вопросы, связанные с

динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Цель психологической коррекции — помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Цели определяют технику психокоррекционных воздействий. В рамках подхода предложено два основных метода: игротерапия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода

Представители подхода обратили внимание, что сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: