Причины стресса у ребенка — подростка.
Физиологические изменения.
Изменение внешности связанное с подростковым возрастом могут беспокоить ребенка. Ему может не нравится свой рост, вес(большой или маленький), свои волосы ит.д. Действительно, внешность меняется очень быстро, поэтому привыкание к таким переменам реально может вызывать стресс.
Эмоциональные изменения.
Скачки настроения связаны с гормональными изменениями в организме у ребенка — подростка. Согласитесь, что взрослые очень ценят стабильность настроения, размеренность эмоций, чтобы избежать лишнего стресса. И взрослый уже не так подвержен скачкам гормонов или знает, что это такое и что с этим делать. Поэтому когда ребенок — подросток чувствует, что его бросает из стороны в сторону в эмоциях, то согласитесь, дорогие родители, это вызывает стресс.
Отношения с окружающими.
Взрослый человек уже имеет свое мнение по многим вопросам и менее склонен искать признания окружающих, хотя бы в разумных пределах. У ребенка-подростка стресс от формирования своего мнения, от того, что свое мнение нужно как-то уметь отстаивать и что его мнение постоянно подвергается испытанию на прочность.
Методы самостоятельного преодоления стресса у подростков
Стресс является неприятным состоянием для любого человека, включая подростков. Он может возникать по разным причинам, таким как школьные проблемы, давление со стороны сверстников, семейные конфликты и другие причины.
Однако, есть несколько методов самостоятельного преодоления стресса, которые помогут подросткам справиться с ним и снизить его влияние на их эмоциональное и физическое благополучие:
Физическая активность: подросткам полезно заниматься физическими упражнениями, такими как прогулки на свежем воздухе, бег, плавание или йога. Физическая активность позволяет снять напряжение и улучшить настроение.
Дыхательные упражнения: глубокое и ритмичное дыхание может помочь подросткам расслабиться и снизить уровень стресса
Рекомендуется проводить такие упражнения в спокойном месте, закрыв глаза и сосредоточиваясь на своем дыхании.
Регулярный сон: подросткам важно высыпаться и получать достаточный отдых для поддержания эмоционального и физического здоровья. Рекомендуется устанавливать регулярный распорядок дня, включая определенное время для сна.
Поддержка со стороны окружающих: подросткам важно общаться с доверенными взрослыми или друзьями, которые могут предложить поддержку и понимание
Беседа с близкими людьми или консультация со специалистом может помочь подростку разобраться в его эмоциях и найти решение проблемы.
Самопринятие и позитивные мысли: подросткам полезно выражать свои эмоции и мысли через ведение дневника, рисование или другие творческие проявления. Они также могут практиковать самопринятие и замену негативных мыслей на позитивные.
Важно помнить, что каждый подросток уникален, и не все методы могут быть эффективны для всех. Рекомендуется подростку экспериментировать и находить те методы, которые помогают ему лучше всего справляться со стрессом
Для более серьезных случаев стресса, когда самостоятельные методы не действуют, рекомендуется обратиться за помощью к психологу или другому квалифицированному специалисту.
Типичные ошибки любящих родителей, способствующие формированию низкого уровня стрессоустойчивости
Фразы: «Убери!», «Замолчи!», установки: «Всегда слушайся старших!», «В любой ситуации нужно быть вежливым!», «Уважай взрослых!» приводят к тому, что ребенок не учится оценивать ситуацию самостоятельно. Пока ребенок является дошкольником или младшим школьником, это качество невероятно удобно для родителя.
Будет это положительная или деструктивная компания, родитель уже не сможет повлиять на ситуацию.
Ложные угрозы
Например, «Если не перестанешь плакать, тебя заберет дядя-милиционер», «Мне не нужен такой капризный ребенок». Обманывать детей категорически нельзя в любом возрасте. Как только ребенок понимает, что вы его обманываете, он перестает реагировать на бессмысленные угрозы.
Нравоучения
«В нашей семье не может быть такого невоспитанного ребенка!», «Тебе должно быть стыдно!», «Когда я был маленьким, я себе такого не позволял». Ничего, кроме скуки, подобные беседы не вызывают. Необходимо помнить, что все нравственные качества формируются не нравоучениями, а атмосферой семьи.
Обидные прозвища
«Рева-корова», «Плакса-вакса» не только отталкивают ребенка, они еще и сообщают ему информацию, что его чувства и эмоции не важны, проявлять их стыдно, неуместно. Зажатые, невыраженные эмоции всегда находят выход в виде хронического страха, фобии. Подробнее о вреде невыраженных эмоций можно почитать в моей книге «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих»
Необоснованная похвала и критика
В разрез с гуманистическими тенденциями, принятыми в сегодняшней образовательной системе, могу со всей ответственностью заявить: незаслуженная похвала и необоснованная критика приносят серьезный вред развитию эмоционально-волевой сферы взрослеющего человека. Став старше, он будет зависеть от одобрения окружающих, делать все, чтобы получить это одобрение. Оценка любых событий, поступков будет им производиться через призму окружения.
Это не означает, что хвалить нельзя. Но ребенок, и, особенно подросток, должен самостоятельно уметь понимать, когда хороший поступок действительно является таковым.
Почему у подростка может возникнуть стресс?
У тинейджеров стресс зачастую возникает из-за переизбытка информации. И общения с другими людьми. В современном мире забыть о школе после окончания буднего дня довольно трудно. Поскольку в интернете друзья подростка постоянно напоминают об этом. Переписываются с ним. И обсуждают домашнее задание.
Большинству подростков продолжают писать по поводу учебы даже после того, как уроки окончены. В результате, тинейджер находится дома в надежде отдохнуть. Но не может расслабиться. Потратить время на релаксацию. Поскольку думает об учебе чрезмерное количество времени. Намного дольше, чем когда уроки заканчиваются в школе.
Если тинейджер не будет давать своему мозгу отдыхать, то у него начнется депрессия. Он станет апатичным. И даже может столкнуться с настоящим эмоциональным выгоранием. Что довольно тяжело лечится.
2. Как мы реагируем на стресс
Смещенная активность.
В состоянии стресса все мы начинаем вести себя не вполне адекватно. Биологи называют это «смещенной активностью». Что-то случилось, нужно что-то делать, но я не знаю, что именно поможет в этой новой ситуации.
Человек начинает суетиться, делать что-то другое, что ему привычно. Хозяйка моет посуду, делает уборку. Художник пишет картину. Поэт — стихи. Воин хватается за оружие. Кто-то отправляется на шопинг, кто-то объедается. Кто-то сидит в социальной сети или играет в компьютерные игры. Эти способы поведения помогают успокоиться и немного прийти в себя, хотя и не устраняют причину стресса.
Зная это, мы можем более снисходительно отнестись к поведению детей и подростков в стрессе. Они пытаются помочь себе, как умеют.
Кроме того, надо учитывать, что у подростков еще не полностью сформированы участки мозга, отвечающие за самоконтроль и логическое мышление (они окончательно созреют только к 19 – 21 году), а при этом новизны и, следовательно, стрессов, в их жизни гораздо больше, чем у взрослых.
Тип реагирования на стресс
Существует два типа поведения в стрессе:
Тип А: дерись или убегай;
Тип Б: затаись, замри.
Каждый человек склоняется к одному из этих двух типов реагирования. У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки в определенных ситуациях.
Поведение типа А свойственно лидерам, они стараются взять ситуацию в свои руки и решить все по-своему. Это очень помогает в ситуациях достаточно предсказуемых, когда человек может повлиять на ситуацию.
Но в неконтролируемых ситуациях у людей с типом А стресс усиливается, они справляются с ним хуже, чем люди с типом Б.
Люди с поведением типа Б, наоборот, лучше приспосабливаются к неконтролируемым ситуациям. Они стараются переждать неприятности, избегают принятия решений, следуют за лидером. Они могут более гибко приспосабливаться к ситуации, когда от них мало что зависит, меньше разрушаются от этого. А вот в ситуации, когда необходимо принять решение, людям с типом Б будет значительно труднее, их стресс будет усиливаться.
Важно понимать свой тип реагирования на стресс. Его невозможно изменить, он заложен генетически
Поэтому важно правильно выбрать область деятельности, чтобы не слишком разрушаться от неподходящей ситуации.
Например, если человеку присущ тип Б, если он не лидер от природы, то он может взять на себя роль лидера, если жизнь его заставит. И даже будет с ней какое-то время успешно справляться, но уставать будет гораздо сильнее.
И наоборот, человек с лидерскими качествами (тип А) будет хуже переносить ситуации, которые он не в силах контролировать. Например, если окажется в жестком подчинении и будет вынужден играть по непонятным ему правилам.
Разумеется, ярко выраженные типы А и Б встречаются редко, но все мы имеем большую склонность к тому или иному типу поведения.
Конечно, это важно учитывать при профориентации. И разумеется, необходимо развивать в себе гибкость реагирования на разные ситуации
И разумеется, необходимо развивать в себе гибкость реагирования на разные ситуации.
Недаром в молитве немецкого богослова Карла Фридриха Этингера говорится:«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Также важно понимать и то, как быстро вы сможете справиться со стрессом. Ведь у кого-то реакция бурная, но короткая
Уже через несколько часов человек приходит в себя и может адекватно реагировать на ситуацию. А другой реагирует не столь выражено, но гораздо дольше приходит в норму.
В качестве примера вспомните, как разные дети реагируют на новую среду, например, начинают ходить в детский сад. Один малыш громко рыдает, льет слезы, топает ногами и не дает маме уйти, но уже через полчаса весело играет с другими детьми. А другой тихо идет в группу, но не ест, не играет, плохо спит, может даже начать писаться.
Почему необходимо знать, как быстро вы сможете справиться со стрессом? Это нужно, чтобы лучше подготовиться к стрессовой ситуации. Например, если между важными экзаменами 2 дня, а вы знаете, что долго приходите в себя, то не стоит всю подготовку ко второму экзамену планировать на этот двухдневный перерыв.
Ваша работоспособность будет снижена, вы еще в стрессе.
Не слишком ли вы давите на ребенка?
С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.
На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе. Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».
Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами. Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения. Узнайте о мнении и пожеланиях ребенка до того, как будете планировать для него какие-либо мероприятия.
Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты. В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды. Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком. При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс. По мере взросления позвольте ребенку задавать собственный темп своих открытий. Обсудите с ним такие вопросы, как индивидуальность и давление сверстников.
Эффективные способы борьбы со стрессом
Побороть стресс подростку можно следующим образом.
Медитация
Медитация позволит тинейджеру постоянно держать на контроле происходящие события. Следить за тем, чтобы везде соблюдался баланс. И внутри, и снаружи.
Во время медитации тинейджер сможет:
- Привести свои мысли в порядок.
- Научиться чувствовать себя.
- Успокоиться. Расслабиться.
- Избавиться от накопленного в течение последней недели напряжения.
Медитация также позволит подростку научиться контролировать свои мысли. То, на чем он фокусируется. Также, медитация позволит тинейджеру избавиться от различных негативных эмоций. А также разного рода переживаний.
Если тинейджер будет медитировать правильно, то это в целом положительно повлияет на его интеллект. Поскольку практика улучшит состояние его фронтальной коры. А также сделает так, что тинейджер перестанет испытывать стресс.
Снятие стрессового состояния у детей
Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы. Этими рекомендациями могут также воспользоваться родители и учителя, которые сами находятся в стрессовом состоянии.Чтобы стать менее чувствительным к стрессовым ситуациям, снять усталость и расслабиться, а также для поддержания функции надпочечников, используйте следующие травы: женьшень, солодку и крапиву. Хорошим средством глубокой релаксации для детей любого возраста являются ванны с эфирными маслами и массаж.Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.
При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.
Для укрепления нервной системы и предотвращения нервного истощения используйте одну или несколько из следующих настоек: овес, гинкго, готу кола и шлемник. Дозировка: по 1/4 — 1 чайной ложке 2 раза в день.Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.
Виды стресса
Существует два основных вида стресса. Краткосрочный, а также долгосрочный. Давайте рассмотрим каждый из них.
Краткосрочный стресс
Краткосрочный стресс, соответственно, длится на протяжении конкретного промежутка времени. Довольно небольшого. В рамках него, мозг принимает решение об активных действиях. Когда сталкивается со стрессовой ситуацией, решает, как поступить. Например:
-
Убежать.
- Ударить.
- Остановиться на месте. И не предпринимать никаких действий.
Также, мозг может активировать любой другой шаблон действий при стрессе. Он сделает это для того, чтобы защитить подростка. И чтобы его баланс чувств, эмоций был восстановлен.
Долгосрочный стресс
Долгосрочный стресс представляет огромную угрозу для организма. Особенно для подросткового. Стресс подобного типа практически невозможно побороть в одиночку. Поскольку реакции организма в это время начинают регулироваться очень хаотично. За их функционирование отвечает исключительно мозг. Заблокировать определенные реакции с помощью сознания становится невозможно.
Одна из главных частей нашего мозга, которая активизируется во время стресса — так называемая фронтальная кора. Она получила сильное развитие. И теперь применяется человеком для того, чтобы:
- Наблюдать за происходящим.
- Проводить анализ тех или иных действий.
- Решать, что делать в конкретный период времени. А также то, что делать после того, как определенная ситуация произойдет.
А еще, фронтальная кора помогает человеку строить планы. Продумывать свое будущее. Несмотря на это, у фронтальной коры есть и минусы. Она помогает организму создавать стресс в организме. И делает так, что эмоциональное состояние подростка становится хуже.
Особенности лечения стресса
Известные ученые доказали, что стресс может появляться не только из-за психологических показателей подростка. Но и из-за того, насколько он активен в физическом плане. Занимается ли спортом. Посещает ли какие-либо специальные тренировки. Или вообще не проявляет физическую активность.
Также, ученые доказали, что, в зависимости от физического состояния, меняется и психологическое. А также наоборот. Этот научный вывод нужно учитывать в обязательном порядке. Для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем избавляться от стресса.
Также, ученые заявляют, что различные ситуации могут провоцировать всплеск определенных типов веществ в организме. Например, гормона счастья окситоцина.
Что делать родителям если у ребенка — подростка стресс?
Побудите своего ребенка — подростка делиться своими чувствами.
Ребенок — подросток должен уметь разговаривать и делиться своими чувствами именно с вами, а не искать поддержки у своих друзей — ровесников, которые сами еще нуждаются в руководстве своих родителей. Часто подростки бывают закрывают дверь общения с родителями. Вы же должны держать ее открытой и побуждать своего ребенка-подростка к общению. Чаще и больше слушать, чем просто давать советы подростку.
Серьезно относитесь к его переживаниям.
Для ребенка — подростка его стресс реален, так же как для вас реален ваш стресс. Только у вашего ребенка — подростка нет опыта, как у вас в отношении как реагировать на стресс и как с ним справиться. Если ребенок — подросток почувствует, что вам смешно над ним, что для вас это все глупости, он может закрыть дверь доверия к вам.
Поэтому не говорите фраз типа «ну что ты делаешь из этого проблему!» или «Это же глупости, не обращай внимания на своих одноклассников!»
Может ваши слова — правда жизни, но помочь своему ребенку-подростку вы должны именно сейчас в данной ситуации!
Освободите своего ребенка — подростка от лишнего стресса.
Если день ребенка-подростка сильно загружен, может быть буквально расписан по минутам, это добавит ему еще стресса. Это не значит, что подросток должен быть тепличным растением, но его график жизни не должен напоминать рабочие будни взрослого. Тем более если какое-то внешкольное необязательное занятие действительно вызывает у ребенка-подростка стресс, даст ли оно желаемый результат?
«Утро мудренее»
Это значит, позаботиться, что ребенок — подросток вовремя ложился спать. Часто человек любого возраста при стрессе склонен пренебрегать сном. Ребенку — подростку возможно требуется больше спать, чем взрослому человеку. Поэтому следите, чтобы ваш ребенок — подросток не играл долго в компьютере, в телефоне и ложился спать вовремя с хорошим настроем, насколько это возможно.
Подавайте пример.
Ваш ребенок очень вам подражает. Если вы сами очень загружены, часто склонны уединяться, чтобы решить какую — то стрессовую ситуацию, то ребенок это видит. Ему даже может добавить стресса тот факт, что его родители сами постоянно в стрессе!
Развивайте сами положительный настрой и решайте проблемы, а не живите постоянно в стрессовой ситуации!
Дорогие родители, вы хотите видеть своего ребенка — подростка счастливым и гармонично развивающимся по возрасту.
Как снять стресс?
Ребёнок часто является психологическим зеркалом своих родителей. Чтобы помочь ребёнку, родителям нередко надо начать с себя. Первое, что стоит сделать – постараться понять своего ребёнка: что с ним происходит, почему он так себя ведёт, как помочь ему пройти сложный период без психологических травм.
Если человек не имеет психологических проблем, то большинство стрессовых ситуаций проходят для него безболезненно, т.к. у него есть ресурсы для быстрой адаптации
Поэтому основное внимание следует уделять профилактике психологического здоровья. В причинах психологических проблем довольно сложно разобраться, часто родителям просто не хватает знаний
Хотя в настоящее время есть множество книг по психологии, на практике не всегда удаётся самостоятельно избавиться от раздражительности, тревоги, обиды, страхов.1
Если снять стресс самостоятельно трудно, то лучше не пускать ситуацию на самотёк, не накапливать стрессовые ситуации, а вовремя обратиться за помощью к компетентному специалисту. Когда говорят о снятии стресса, подразумевают избавление от негативных чувств и психосоматических проявлений, вызванной этими чувствами, переживаниями. Российским учёным Н.Д. Линде создан эффективный метод избавления от негативных хронических негативных состояний – эмоционально-образная терапия.
Также существуют различные препараты, помогающие снизить негативное влияние стресса. По поводу приёма любых препаратов от стресса надо консультироваться с врачом, т.к. только специалист сможет учесть индивидуальные особенности организма.
Занятия спортом и творчеством
Еще один способ избавиться от стресса — начать заниматься творчеством. Художественным искусством. Лепкой. И так далее.
Также, подросток может записаться в спортивную секцию. Начать развиваться в этом направлении. Подросток может выбрать для себя:
- Секцию по танцам.
- Кружок по рисованию.
- Занятия в фитнес-клубе
- Занятия боевыми искусствами. Которые будут позволять тинейджеру повышать свои навыки. И сделают так, что он будет лучше себя чувствовать.
Прогулки по улице и встречи с друзьями
Общение с другими людьми тоже значительно поднимает настроение. Предложите подростку погулять со своими друзьями. Или со своей девушкой. После прогулки (и даже во время нее) состояние тинейджера улучшится. Он перестанет испытывать стресс.
Терапия
Если подросток не может справиться со стрессом самостоятельно, то запишите его к психотерапевту. Он выяснит, в чем заключается проблема у тинейджера. Назначит лечение. В рамках которого избавит подростка от проблем.
Сборка конструкторов
Предложите тинейджеру пособирать конструктор. Это самый лучший антистресс. Поскольку, благодаря ему, подросток сможет собрать интересную конструкцию. Сложить ее из нескольких сотен деталей. А затем сделать так, что больше не будет себя плохо чувствовать. Поскольку сборка деталей быстро снимет стресс.
Как уменьшить стресс?
Все советы по преодолению стресса исходят из того, что стресс – реакция на новизну.
Чем богаче и разнообразнее у человека жизненный опыт, тем реже он сталкивается с новизной, у него много готовых программ реагирования на разные ситуации.
Чтобы снизить стресс от предстоящей ситуации, нужно уменьшить новизну и неопределенность. Давайте рассмотрим это на примере предстоящего экзамена.
1. Узнать все, что возможно. Узнайте, в каком помещении он проходит, кто его будет принимать и т.п. Если это в незнакомом месте – стоит съездить туда заранее, посмотреть. Узнать, в какое время будет проходить экзамен, какова его процедура, что можно, и что нельзя брать с собой. Какие возможности воспользоваться шпаргалкой, телефоном и т.п. Поговорить с теми, кто сдавал этот экзамен раньше.Чем меньше неопределенность, тем спокойнее, тем меньше стресс.2. Подготовить себя и к успеху, и к неудаче. Я уже говорила, что стресс от позитивного события может быть не меньше, чем от негативного
Важно, как сильно изменится наша жизнь. Вы знаете, что свадьба, например, по уровню стресса стоит рядом с разводом?Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс
Если меня постигнет неудача, что я буду делать дальше? Ведь жизнь на этом не заканчивается. Например, если я не наберу на экзамене достаточно баллов, что буду делать? Куда пойду работать или учиться? Какую пользу смогу извлечь из такого исхода? А если поступлю, то как изменится моя жизнь? Что я буду делать в этом случае? Ведь моя жизнь тоже изменится.Говорят, если у тебя есть много разных желанных целей, то множество ветров будут тебе попутными.3. Снизить важность события. Если вы оцениваете событие как чрезвычайно важное, от которого зависит вся ваша дальнейшая жизнь, то волноваться будете гораздо больше, стресс будет сильнее.
Это можно сравнить с тем, как человек идет по доске, лежащей на полу, и как – по доске над пропастью.
Если человеку кажется, что плохой результат экзамена – это крушение всех его жизненных планов и надежд, стресс будет гораздо сильнее. Именно поэтому так важно иметь запасной план.
На наших тренингах для подростков по преодолению стресса мы учим ребят множеству способов снизить стресс, в том числе с помощью уменьшения важности события.
Один из таких методов называется «Определение масштаба события»
Этот метод помогает отличить неприятность от настоящей катастрофы, неудачу от разрушения всей жизни.
Начертите таблицу из трех колонок.
- В левую колонку запишите негативные события, которые могут произойти в человеческой жизни в порядке уменьшения значимости: собственная смерть, смерть близкого человека, увечье, тюремное заключение и т.п.
- В правую колонку напишите конкретную неприятность, которая вас сейчас беспокоит.
- В среднюю колонку напишите, чему можно научиться, встретившись с этой неприятностью.
- Сравните эти три колонки.
После того, как все колонки заполнены, вы сможете понять реальную значимость события, о котором переживаете, оценить его масштаб в жизненной перспективе.
Как правило, этот метод позволяет отнестись к событию спокойнее.Желаю вам меньше стрессов и только от позитивных событий!
Поделитесь, как справляетесь со стрессом вы?
Понятие стресса у подростков: причины, симптомы и методы преодоления
Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое может возникать у подростков в ответ на различные негативные или тревожные ситуации. Подростки особенно подвержены стрессу из-за своего возраста, когда происходят многочисленные физиологические, эмоциональные и социальные изменения. Понимание причин стресса у подростков, а также умение распознавать его симптомы и применять методы преодоления стресса являются важными навыками для поддержания психологического здоровья подростков.
Причины стресса у подростков
У подростков могут быть различные причины стресса, которые могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние причины стресса могут включать:
- Школьные проблемы, такие как неудачи в учебе, давление со стороны сверстников или учителей.
- Семейные проблемы, включая конфликты с родителями или развод родителей.
- Проблемы в социальной сфере, такие как отрицательные отношения с друзьями или трудности в общении.
- Стремление быть успешными в обществе и соответствовать стандартам красоты.
Внутренние причины стресса могут включать:
- Самокритика и неуверенность в себе.
- Переживания и тревоги по поводу будущих событий.
- Постоянное сравнение себя с другими и стремление быть лучше.
Симптомы стресса у подростков
Подростки могут проявлять стресс по-разному, и симптомы могут быть физическими, эмоциональными или поведенческими. Некоторые из наиболее распространенных симптомов стресса у подростков включают:
- Частое чувство усталости и слабость.
- Изменения в аппетите – либо чрезмерное питание, либо потеря аппетита.
- Проблемы с сном, включая бессонницу или чрезмерную сонливость.
- Чувство тревоги, раздражительность и панику.
- Ухудшение учебных результатов и проблемы в поведении в школе.
- Уход от социальных взаимодействий и изоляция.
Методы преодоления стресса
Существуют различные методы преодоления стресса у подростков, которые помогают справиться с негативными эмоциями и восстановить психологическое равновесие.
- Установление здорового распорядка дня, включающего достаточный сон, регулярное питание и физическую активность.
- Практика расслабляющих техник, таких как глубокое дыхание, медитация или йога.
- Общение с доверенными взрослыми, такими как родители, учителя или психолог.
- Занятие хобби или спортом, которые помогают расслабиться и отвлечься от стресса.
- Регулярные приятные занятия и время для отдыха.
В заключение, стресс является нормальной частью жизни подростков, но важно научиться эффективно справляться с ним и не допускать развития хронического стресса. Понимание причин, распознавание симптомов и применение методов преодоления стресса помогут подросткам более успешно справляться с трудностями и сохранять психологическое здоровье
Советы школьному психологу (классному руководителю)
Тревожные признаки
А сейчас коротко о том, какие признаки говорят о том, что ребенок нуждается в помощи психолога:
Без видимой причины отказывается ходить в школу; Чрезмерно агрессивен или, напротив, удивительно пассивен, астеничен, безволен; Истеричен, капризен, демонстративен, пытается привлечь к себе внимание любыми возможными способами; Может быть жесток к другим детям или животным; Он одинок; Отказывается от общения; Слишком навязчив, лезет обниматься без причины, без опасения подходит к незнакомым людям, не чувствует личных границ в контактах со сверстниками и взрослыми. Выполнив такие непростые задачи, вы сможете быть намного спокойнее за свое внезапно повзрослевшее чадо
Выполнив такие непростые задачи, вы сможете быть намного спокойнее за свое внезапно повзрослевшее чадо.
Спешу также напомнить, что в воспитании очень важна личность взрослого, того, кто непосредственно проводит время с ребенком. Помните, дети часто не слушают нас, но повторяют за нами всегда. Если личность взрослого эмоционально неустойчива, тревожна, имеет низкий уровень стрессоустойчивости, то прочитай вы хоть миллион книг о правильном воспитании, хорошего результата не получиться.
Прежде чем научить ребенка эффективно противодействовать стрессам, научитесь этому сами
В достижении такой важной задачи вам поможет мой онлайн тренинг «Как справиться со стрессом, превратив его из монстра в помощника». Пройдя техники и задания тренинга, вы сможете не только стать более спокойны, но и научитесь воспринимать стрессовую ситуацию как новую возможность, а не как негативное переживание