Вопрос-ответ. как подготовить ребенка с аутизмом к половому созреванию?

Легкая степень аутизма у детей

Образ тела и нарушения пищевого поведения

Для девочек-подростков характерны негативные представления о собственном теле: около 60% девочек-подростков говорят, что они недовольны своим весом или фигурой (Field et al. 1999). Нарушенное питание встречается у более чем половины девочек-подростков, даже если они не соответствуют критериям расстройства пищевого поведения (Smolak 2006). Недовольство телом и нарушенное пищевое поведение приводят к негативным последствиям, таким как развитие расстройства пищевого поведения или утрата способности заниматься спортом.

Расстройства пищевого поведения – это третье по распространенности заболевание среди девочек-подростков (Rosen 2003). Лучше всего известны такие расстройства как невротическая анорексия и невротическая булимия. Невротическая анорексия – это интенсивный страх увеличения веса и вес менее 85% нормы для данного возраста и роста. Ее описывают как «неутомимое стремление к худобе с помощью голодания» (Santrock 2007). Булимия – это переедание в сочетании с избавлением от непереваренной пищи (вызывание у себя рвоты, прием слабительных, чрезмерные физические упражнения и так далее). Оба расстройства в десять раз чаще встречаются у женщин по сравнению с мужчинами (Santrock 2007). В отличие от анорексии, при булемии девочки не кажутся слишком худыми и, как правило, их вес нормальный или слега выше нормы. Оба расстройства чрезвычайно опасны и при отсутствии лечения могут привести к летальному исходу.

До сих пор мало исследований по распространенности или траектории расстройств пищевого поведения у людей с РАС. Одно эпидемиологическое исследование показало высокую частоту социальных нарушений при анорексии, что предполагает, что у этих расстройств может быть генетическая связь (Zucker et al. 2007). У людей с аутизмом часто встречается повышенная избирательность в еде – отказ от любой еды помимо нескольких блюд или продуктов (Schreck and Williams 2006)

Родителям важно различать избирательность в еде, связанную с повышенной сенсорной чувствительностью при аутизме, и отказ от еды из-за стремления к худобе. Ключевое различие в том, что избирательность в еде, скорее всего, продолжается с раннего детского возраста, а отказ от определенных продуктов не связан с их калорийностью

— На что обращать внимание: Обращайте внимание на значительные изменения в пищевых привычках дочери. Кроме того, обращайте внимание на значительную потерю или увеличение веса

Отмечайте любые комментарии дочери о ее восприятии собственного тела и тел других людей, как в реальной жизни, так и в СМИ.

— Что делать: Не дожидаясь появления нарушений в питании или недовольства собственным телом, любая мама может моделировать как здоровое питание, так и здоровое принятие себя. Генетика в значительной степени определяет тип телосложения, так что дочери с большой вероятностью имеют схожие физические характеристики с матерями. Мама, которая часто жалуется на объем бедер, может способствовать недовольству собственным телом у дочери! Если у вашей дочери появились навязчивые негативные мысли о своем теле, то полезным ресурсом может стать когнитивно-поведенческая психотерапия.

Если у вашей дочери есть нарушения питания, необходимо общее медицинское обследование. Для коррекции нарушений и расстройств пищевого поведения могут быть эффективны когнитивно-поведенческая терапия, семейная психотерапия, консультации диетолога, в некоторых случаях антидепрессанты.

Симптомы или как проявляется аутизм

Аутизм, как правило, начинает проявляться достаточно рано — до второго года жизни. Распознать его можно по специфическим симптомам.

Самый ранний признак детского аутизма – это отсутствие указательного жеста вдаль и понимания, когда ребенку показывают на какой-либо объект.

Тревожным знаком также является выполнение действий чужими руками. Например, если ребенок хочет, чтобы ему достали что-то с высокой полки, то он может потянуть взрослого за руку к полке, а затем начать поднимать его руки вверх. При этом подобное действие повторяется постоянно.

Настораживать также должны отсутствие зрительного контакта и реакции на свое имя, возникновение слишком бурной реакции на мелкие раздражители (например, громкий разговор) и в тоже время безразличие к серьезным раздражителям (например, боли).

К нехарактерным проявлениям болезни относят наличие редких способностей (острый слух, усиленное внимание и так далее).

Родителям также стоит обратить внимание на следующие моменты:

Если вы пришли с ребенком в гости или к врачу, где есть игрушки, приносит ли ребенок вам или специалисту заинтересовавшие его игрушки (без просьбы, чтобы просто поделиться радостью)?

Ребенок, не имеющий отклонений в психическом развитии, всегда делится со взрослыми своей радостью, удивлением и ждет ответной реакции. Маленький аутист – нет.

Ваш ребенок бесстрашен или наоборот боится обычных предметов?

Аутисты могут не понимать опасности и, например, бежать навстречу движущемуся автомобилю. Они также могут не бояться того, чего страшатся другие дети. И, напротив, бояться того, что никого не пугает (например, звука пылесоса).

Играет ли ребенок в игры, связанные с какой-то отдельной деталью игрушки, может ли надолго увлечься подобным занятием?

Странные игры и излишнее внимание к каким-то деталям должны настораживать. Например, если ребенок крутит колесо машины более 5 минут и наблюдает за этим процессом.. Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?

Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?

Из-за сенсорной перегрузки аутист может закрывать уши в шумном помещении (например, в  торговом центре), бояться до истерики каких-то материалов (например, песка) или же всех предметов определенного цвета. Любые ситуации, связанные с предметом нетерпимости могут вызвать истерику, так называемый мелтдаун.

Повторяет ли ребенок за взрослым как эхо или транслирует рекламу много раз подряд?

У аутистов могут возникать эхолалии – неосознанное автоматическое повторение слов за другим человеком. Например, вы задаете вопрос, ребенок не знает, как на него ответить, волнуется и повторяет за вами вопрос. Он также может повторять слова из рекламы, говорить выученными шаблонными фразами.

Есть ли у ребенка странные движения?

У больных данным недугом часто имеются навязчивые движения. Они могут крутить что-то в руках, размахивать пальцами перед глазами и тем самым расслабляться и успокаиваться. Это называется самостимуляцией. Запрещать ее нельзя ни в коем случае. Если она социально неприемлема (например, связана с гениталиями), надо помочь ребенку найти другой способ успокоения.

Пропадали ли у ребенка уже приобретенные навыки? 

Аутизм может начать проявляться с самого раннего детского возраста и вызывать задержку в развитии. А может проявиться и позднее – в виде потери уже имеющихся навыков в возрасте от 1.5 до 3 лет.

Избирателен ли ребенок в еде?

Если ваш ребенок отдает предпочтение только определенной пище, например, ест только детское баночное питании (не любое, фирма и цвет пачки имеют значение), то это также может быть признаком аутизма.

Инициирует ли ребенок контакт с детьми в детском саду (гостях, во дворе)?

Если ближе к трем годам и старше он крайне неловок в общении со сверстниками, не понимает их занятий и что от него хотят – это может быть симптомом аутизма.

Имеются ли сильные перекосы в развитии?

Например, ребенок не может ответить на вопрос утвердительно или отрицательно, но зато знает алфавит на нескольких языках. Или умеет читать в свои 3 года, но не может сказать о том, что проголодался.

Причины, классификация

Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.

Причины

Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.

К основным причинам относят:

  • Генетические изменения на этапе формирования плода;
  • Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
  • Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
  • Отравление лекарствами, ртутью.

Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.

Классификация

Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.

Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:

Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода

Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне

Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.

Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:

  • Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
  • Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
  • Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
  • Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.

Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.

Примерно у 1% населения есть аутизм. Мальчики с ним сталкиваются чаще (2%), девочки же могут заболеть с меньшей вероятностью (0,5%).

Адекватное выражение чувств

Половое созревание и появление полового влечения могут вызвать замешательства и противоречивые чувства даже у самого обычного подростка, у подростков с аутизмом это замешательство бывает еще хуже

Очень важно, чтобы подростки с аутизмом учились выражать свои чувства социально приемлемым образом. Скорее всего, поначалу вам придется учить их и помогать:

– Понять, что именно они чувствуют.
– Выразить, что они чувствуют, и в каких ситуациях.
– Осознать, что можно сделать по этому поводу.

Существуют специальные визуальные пособия, например, эмоциональные термометры и эмоциональные вулканы, которые помогают определить свои чувства в данный момент.

– Очень важно, чтобы подросток с аутизмом научился правильно выражать влечение к другому человеку. Другими словами, знал, как сказать кому-то о своей симпатии, или что делать в случае полового возбуждения

Заблаговременное обучение по этим вопросам поможет предотвратить серьезные проблемы – непристойные прикосновения, преследование (хождение за кем-то по пятам и постоянное наблюдение за другим человеком), публичную мастурбацию.

– Моделируйте уместное выражение чувств у себя дома, и помогайте подростку с аутизмом понимать, что вы чувствуете.

Тревожность

Темпл Грандин описывает свои подростковые годы как «наихудшие годы моей жизни» (Grandin 2006, p.xiii). Для нее половое созревание было связано с экстремальной хронической тревожностью и приступами паники. Она описывает, что жила «в постоянном состоянии испуга» (Grandin 1995, p.111). Такие описания встречаются очень часто: подростковый возраст и взросление связаны с множеством перемен, которые вызывают тревожность у подростков с РАС. Дружба становится сложнее и требует больших знаний для решения социальных проблем, с которыми у подростков с РАС есть большие сложности. Подростки становятся более независимыми, и от них ожидают, что они будут полагаться на собственные навыки самоорганизации – еще одна сложность для подростков с дефицитами исполнительной функции. Учебная программа в старших классах становится все более абстрактной: например, они должны читать сложные литературные произведения, понимать действия и точки зрения персонажей, что крайне сложно для подростков в спектре аутизма.

Подростковый возраст связан не только с интенсивными переменами, это также период повышенной неопределенности. Ниже приводится список тех аспектов подросткового возраста, которые вызывают тревожность по словам родителей и подростков с аутизмом. Первоначально источники тревожности больше связаны с изменениями тела, которые пугают, но одновременно предсказуемы – они не требуют принятия решений. С другой стороны, источники тревожности, которые появляются в более позднем подростковом возрасте связаны с большей неопределенностью и выбором из множества вариантов. Если 12-летняя девочка должна справляться с множеством сложностей из-за лифчиков и менструации, то 17-летняя девочка уже приняла эти изменения, но вместо этого она беспокоится об отношениях, дальнейшем образовании или трудоустройстве и в целом о том, что ждет ее после школы.

Источники тревожности в подростковом возрасте по сообщениям родителей и детей

Возраст 8-12 лет

— Начало пубертата: менструация, развитие груди и ношение лифчика, гормональные изменения.

— То, что ты становишься «взрослой».

— Сложные социальные ожидания и отношения.

— Рост академических требований, более абстрактная учебная программа.

Возраст 13-15 лет

— Рост требований к личной гигиене.

— Рост волос на теле, бритье.

— Использование дезодоранта.

— Угревая сыпь.

— Необходимость справляться с менструацией.

— Нарушения эмоциональной регуляции, перепады настроения.

— Утрата дружеских отношений по мере изменения интересов ровесниц.

— Интерес ровесниц к романтическим отношениям.

— Страх «отказа» от «детских» интересов, игрушек, игр и занятий.

Возраст 16-19 лет

— Размышления о жизни после школы (профессиональное образование).

— Новые сферы ответственности.

— Самостоятельное передвижение вне дома.

— Стремление к романтическим отношениям или отсутствие интереса к романтическим отношениям.

— Поддержка дружеских отношений.

— На что обращать внимание: Тревожность в подростковом возрасте может проявляться разным образом, ее симптомы могут включать избегание социальных контактов, злость, нервное возбуждение и физиологические проявления (например, повышенную потливость, покраснение лица, мышечное напряжение, учащенное дыхание). У подростков с РАС тревожность часто выражается в росте повторяющегося поведения, ригидности и следования жесткой рутине, а также двигательном возбуждении в ситуациях, вызывающих тревожность, либо они начинают избегать взаимодействия с другими людьми

Изменения в питании и нарушения сна также могут указывать на тревожность.

— Что делать: Подготовка вашей дочери к изменениям, с которыми связан подростковый возраст, может уменьшить ее тревожность. Навыки глубокого дыхания, йога и другие техники релаксации также могут использоваться для облегчения тревожности. Как и в случае с депрессией, когнитивно-поведенческая терапия может быть эффективна для подростков с высоким уровнем когнитивных навыков, а психиатры могут диагностировать тревожное расстройство и назначить препараты для снижения тревожности.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Советы экспертов по общению с подростками с аутизмом

1. Проявляйте интерес к их интересам

Подростки с аутизмом могут увлекаться очень специфическими темами, и часто из-за этого им бывает сложно найти общий язык со сверстниками. Попробуйте найти общие точки соприкосновения, задавайте вопросы и проявляйте интерес к тому, что их интересует.

2. Будьте точны и конкретны в коммуникации

Подростки с аутизмом могут воспринимать информацию буквально и дословно, так что важно говорить ясно и конкретно. Избегайте использования двусмысленных фраз, не используйте сленг и внимательно следите за тем, какой тон голоса вы используете

3. Проявляйте терпение и понимание

Когда вы общаетесь с подростками с аутизмом, может понадобиться больше времени и терпения, чем вы привыкли. Они могут нуждаться в дополнительных объяснениях, в разъяснении нюансов и тому подобном

Важно проявлять терпение и понимание в общении, чтобы помочь им проявить свой потенциал

4. Используйте визуальные подсказки и рекомендации

Подростки с аутизмом могут лучше воспринимать визуальную информацию, чем вербальную. Разработайте визуальные подсказки, которые могут помочь им лучше общаться и понимать правила поведения в конкретной ситуации. Используйте пиктограммы, диаграммы, таблицы и другие визуальные средства для улучшения коммуникации.

5. Не обращайте внимания на непривычное поведение

Непривычное поведение, такое как репетитивные движения, может быть частью спектра аутизма

Но вы не должны обращать на это внимание и не должны делать комментарии, которые могут нанести вред и усугубить ситуацию. Вместо этого концентрируйтесь на том, что они говорят и делают, и пытайтесь наладить с ними контакт и общение

Интересуйтесь их интересами
Будьте конкретны в коммуникации
Проявляйте терпение
Используйте визуальные средства
Не обращайте внимание на непривычное поведение

Как эффективно общаться с ребенком с РАС

Как говорилось выше, важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя)

Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи

Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).

Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС:

Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»)

Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово «есть»).

Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»).

Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»)
Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать.

Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию.

Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.

Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки.

Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал.

Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие.

Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.

Симптомы

Выражаться аутизм может по-разному. Все зависит от его вида, а также возраста и индивидуальных особенностей больного. Чаще всего родителям удается заметить признаки болезни у ребенка на ранних стадиях, что помогает своевременно начать лечение, избежав осложнений. Большое значение имеет опыт врача, т.к. иногда аутизм можно спутать с другими нарушениями нервной системы или психики человека.

Симптомы следующие:

  • Проблемы с речью. Нарушения речевой функции могут быть как незначительными, так и очень серьезными. Чаще всего малыши издают одни и те же звуки, при взрослении их словарный запас очень скуден, а в трехлетнем возрасте они не способны полноценно совмещать слова. Многие аутисты постоянно повторяют одинаковые фразы, а некоторые практически всегда молчат.
  • Нехватка эмоциональной связи. Дети не смотрят в глаза другим людям, а при попытке сделать это со стороны окружающих начинают раздражаться. Они лишены проявления любви, не хотят родительской ласки, не воспринимают близких, иногда даже не замечают, как кто-то с ними пытается заговорить.
  • Низкая социальность. Присутствие других людей вызывает у больного ребенка сильный дискомфорт с тревогой. Поэтому иногда он может просто убежать, когда кто-то попытается с ним пообщаться. Большинство таких детей не играют со сверстниками и не имеют друзей. Как правило, они закрыты, предпочитают быть в одиночестве, а также избегают любых связей. Особенно сильно это заметно при первой степени аутизма у старших детей, которые уже пошли в школу.
  • Однообразие. Склонность повторять одни и те же фразы связана не только с нарушением речи, но и с однообразием поведения. Дети склонны выполнять одинаковые действия вновь и вновь, не привнося в них ничего нового. Какие-либо перемены у них вызывают серьезный стресс, они становятся раздражительными или плаксивыми.
  • Отсутствие интереса. Ребенок не проявляет никакой заинтересованности к каким-либо явлениям, ему не хочется играть, он не способен применять абстрактное мышление. Иногда аутист может заинтересоваться игрой, причем играть он будет в нее постоянно, а другие вещи для него останутся все так же безразличны. Возможны ситуации, когда ребенок использует игрушку не по назначению. Например, играет только с одним из ее элементов.
  • Агрессия. Даже небольшой стресс или расстройство способны привести к внезапной вспышке агрессии у такого ребенка. Очень часто от них можно услышать крики, недовольство всем и всеми. Иногда аутисты злятся даже на себя. Они могут быть опасны, т.к. при такой вспышке способны нанести физический вред окружающим.
  • Физиологические отклонения. У некоторых детей с аутизмом может появиться ряд физиологических проблем, которые еще больше мешают жизни. Возможны судороги, нарушения в работе ЖКТ, сбой функционирования поджелудочной, а также снижение иммунитета.

Любые проявления этой болезни очень неприятны. Даже при легкой степени тяжести ребенок может испытывать невероятно большое количество трудностей на своем пути

Поэтому крайне важно заниматься лечением, стараясь свести симптомы к минимуму

Хуже всего приходится подросткам – в этом возрасте симптомы болезни максимально выражены и могут проявляться внезапно.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: