Ребенок необщительный: как помочь?
В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.
- Не давите на него. Заставлять дружить или играть с кем-то, если малыш не хочет, — верный способ выработать отвращение к новому коллективу;
- Не впадайте в другую крайность и не держите стеснительного ребенка дома. Даже у самого робкого малыша должна быть возможность встретить потенциальных друзей;
- Почаще зовите других детей к себе в гости: ребенку будет проще раскрепоститься в привычной обстановке;
- Поищите клубы и кружки по интересам ребенка. Ему будет легче преодолеть стеснительность, когда он увлечен приятным занятием;
- Заранее репетируйте и обсуждайте ситуации, в которых малыш обычно стесняется, например день рождения друга или знакомство с новыми людьми;, Моделируйте поведение ребенка — учите его быть внимательнее к другим, искать выход из конфликтов;
- Самостоятельно организуйте игры и всевозможные детские занятия, интересные вашему малышу, и вовлекайте его в них.
Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.
Психологические особенности школьника-тихони
Российский психолог Л.Славина очень тщательно изучала проблемы детей, которые ведут себя пассивно. И она сформировала особенности их поведения. Этих особенностей три:
- Ребенок не обладает достаточными интеллектуальными умениями и навыками
- Ребенку не нравится интеллектуальная работа
- Ребенку неинтересно познавать окружающий мир
Давайте рассмотрим каждую из этих особенностей, чтобы лучше понимать школьника-тихоню.
Недостаточные интеллектуальные умения – это пробелы в воспитании и развитии ребенка. Значит, с ним мало занимались, ему мало объясняли что-то интересное, у него не вызвали интерес к познанию нового. Проще говоря – у ребенка не воспитали любознательность. Такой школьник просто не умеет испытывать радость от получения знаний. Этот интерес нужно развивать. Когда школьник научится искать полезную для себя информацию и хорошо ответит на уроке, у него будет формироваться привычка познавать и дальше. Ведь это делает его успешным.
Неприятие интеллектуальной работы. Этот фактор – результат первого пункта. Если школьник не может похвастаться своими умениями и навыками в интеллектуальной деятельности, то ему не нравится заниматься интеллектуальной работой. Ведь он не показывает в этом блестящих результатов. А значит – зачем стараться? Школьнику нравится заниматься тем, за что его хвалят. Поэтому даже маленькие достижения ребенка в интеллектуальной деятельности нужно поощрять, развивая его интерес к ней.
Школьнику неинтересен окружающий мир. Потеря интереса к окружающей среде случается, когда ребенку предъявляют завышенные требования, которые он в силу своих психологических или физиологических особенностей выполнить не может. И ребенок реагирует потерей интереса. У него нет практики интеллектуальных занятий, которые поощряются и делают его работу результативной, успешной. Поэтому нужно давать детям несложные задания, с которыми он сможет легко справиться, и хвалить за каждый успех. Так из школьника-тихони можно сделать гиганта мысли.
Если ребенок не ходит в детский сад
Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:
- Регулярно ходите в гости к другим семьям, где есть дети-ровесники. Постоянная смена лиц не нужна, лучше, чтобы у вас появились два-три «дружественных» дома;
- Ежедневно гуляйте на детских площадках, а в плохую погоду старайтесь посещать всевозможные закрытые детские центры;
- Запишите ребенка на кружки. У детей, которые там собираются, зачастую не только общие наклонности, но и схожие темпераменты. Велик шанс, что на занятиях малыш найдет первых настоящих друзей.
А не слишком ли он мал?
Если вам кажется, что ваш малыш застенчив, в первую очередь, делайте скидку на возраст. Если он еще не умеет говорить, ему очень трудно общаться и тем более играть со сверстниками. Он еще не познал все свои эмоции, а тут еще надо догадываться о значении чужой мимики и жестов.
До полутора лет
Он может улыбаться, делиться игрушками, просить их — у других детей. Но при этом не обращать внимания на того, кто к нему обращается, отвечать невпопад, вообще отворачиваться. В этом случае надо попытаться объяснить ребенку, что происходит, или помочь ему преодолеть барьер, разделяющий его с потенциальным товарищем по игре.
Ближе к двум годам
Ситуация значительно меняется в лучшую с точки зрения коммуникабельности сторону. Если ребенок хочет пообщаться с кем-то из детей, он сначала наблюдает за ним и подстраивается под него. Так дети начинают играть вместе: они одновременно делают одно и то же. Это уже прогресс, но и такое общение еще нельзя назвать полноценным.
Но не стоит надеяться, что в два года ваш ребенок способен самостоятельно знакомиться и играть. Конечно, вы можете в качестве эксперимента оставить его на площадке с другими детьми, но они просто будут играть рядом. В этом возрасте дети могут взаимодействовать друг с другом только при содействии взрослых.
Несколько слов об уверенности в себе
Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:
Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенчес-кие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превра-тить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: «Он неусидчив». Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, об-щаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего не-гативного прогноза. «Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча…» и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребе-нок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: «Опять ты говоришь, глупости!» При-клеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка — он именно такой:
неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосоз-нанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.
Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но «кроме насмешливого зер-кала, к действительности его возвращала мама
Услышав из кух-ни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кри-чала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой
Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.
В детстве мне очень нравились сказки замечательной фин-ской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, при-стально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», призна-ла, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всег-да, что бы ни случилось». Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть…
Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ре-бенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относя-щиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребен-ка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.
Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного
Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это — шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то
Родительская любовь для ребенка вещь не очевид-ная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи-щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.
Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать по-нять, что вы критикуете конкретный поступок ребен-ка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (оби-жаться) на тебя!»
Как помочь ребенку преодолеть пассивность?
Пассивность у ребенка может быть вызвана различными факторами, такими как низкая самооценка, страх перед неуспехом, отсутствие мотивации или неправильное воспитание. Однако, с участием заботливых родителей и применением эффективных методов, пассивность ребенка может быть преодолена.
1. Устанавливайте реалистичные ожидания:
Важно давать ребенку возможность развиваться в своем собственном темпе и не навязывать ему слишком высокие требования. Ребенку может быть сложно активно участвовать, если он постоянно ощущает давление
2. Поощряйте и поддерживайте:
Стимулируйте ребенка дарить ему похвалу и поддержку при любой попытке быть активным. Это поможет укрепить его веру в собственные способности и внутреннюю мотивацию.
3. Спланируйте структурированный режим:
Установите регулярное расписание, включающее активности, которые ребенку интересны и которые он может с легкостью выполнить. Ребенку будет проще принимать участие в активностях, если он знает, что может рассчитывать на стабильность и комфорт.
4. Стимулируйте интересы:
Поощряйте ребенка заниматься тем, что ему действительно нравится. Разработайте план, чтобы помочь ему развивать эти интересы, найдите подходящие клубы или организации, где он сможет активно участвовать в своих любимых занятиях.
5. Ставьте перед ним вызовы:
Помогите ребенку благоприятно развиваться, предоставляя ему разнообразные задания, которые задействуют его фантазию, креативность и проективные способности. Это поможет развить его уверенность в себе и активное мышление.
6. Обратитесь за профессиональной помощью:
В случае если пассивность ребенка сохраняется, не стесняйтесь проконсультироваться с психологом или педагогом. Профессиональные специалисты смогут помочь и предложить индивидуальные решения для вашего ребенка.
Важно помнить, что преодоление пассивности у ребенка является длительным процессом и потребует времени, терпения и усилий с вашей стороны. Возможно, ваш ребенок будет иметь срывы и не будет всегда стремиться быть активным, но ваша поддержка и понимание помогут ему преодолеть пассивность и раскрыть свой потенциал
Проблемы школьника-тихони
Если школьник не высказывает заинтересованности в занятиях, его оценивают намного ниже, чем остальных детей. Когда школьник подрастает, его пассивность не дает ему как следует проявить себя в кругу ровесников и дать возможность показать собственное «Я».
Проблема в том, что взрослые что-то делали бы, если бы ребенок был агрессивным и капризным. А так не мешает – и хорошо, и его трогать не будем. Это приносит вред ребенку, потому что он может скрывать такие негативные эмоции, о которых ни родители, ни педагоги даже не догадываются. А их ведь нужно решать. Иначе потом, во взрослой жизни, нерешенные проблемы превратятся в массу комплексов и неудач. Правда, действовать по отношению к такому ребенку нужно не сразу, не с наскока, не агрессивно, а терпеливо и постепенно, чтобы не навредить хрупкой психике школьника…
Это интересно: считаем словарный запас
Часто родители ведут дневник развития ребенка, в который записывают все, что ребенок умеет делать, говорить и т.п. На основе этих данных можно легко подсчитать активный словарный запас ребенка.
Что можно учесть при расчете объема запаса?
√ Четкопроизносимые, понятные всем слова («мама», «папа», «дед», «дай»);
√ Сокращенные слова («диван» — «ван», «собака» — «ака»);
√ Слова, имеющие такое же ударение и количество слогов, как и настоящее («собака» — «балАка»);
√ Звукоподражательные слова («мяу», «тра-та-та», «кря-кря» и т.п.);
√ Многозначные слова. Многие дети под одним и тем же словом или буквосочетанием понимают разные вещи. Например, ребенок говорит «ба», но означать это может «бабушка», «банан» или «барабан» в зависимости от ситуации. Посчитать нужно каждое из этих слов.
Полученную цифру можно сравнить с таблицей норм. Разные авторы выдвигают различные возрастные нормы, и это лишь один из вариантов (автор — А. М. Бородич).
И не пугайтесь, если ваш малыш не «укладывается в норму», вы ведь знаете, что все дети развиваются по индивидуальному графику. Конечно, если у вас есть сомнения в уровне развития речи ребенка, лучше проконсультироваться со специалистом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Критерии пассивности ребенка
Чаще всего почти все пассивные дети живут в своем собственном мире. Родители чувствуют, как будто ребенок живет со своими собственными мечтами и стремлениями, которые трудно обнаружить. Большинство пассивных детей выглядят бесцельно слоняющимися и скучающими в течение дня. Наиболее видимым аспектом пассивного ребенка является его чувство отрешенности и изоляции, которое граничит с почти полным уходом в себя. Помимо этих критериев, есть и несколько других:
- Летаргия: пассивный ребенок очень ленив и вял. Он не может ничего делать в течение дня. Пассивные дети ведут малоподвижный, сидячий образ жизни.
- Застывшие и безжизненные. Большинство пассивных детей выглядят чрезмерно спокойными, заторможенными. Их лицо лишено какого-либо живого выражения. В большинстве случаев их глаза не сверкают и не имеют заинтересованного выражения.
- Отсутствие смеха или улыбки. Пассивные дети редко смеются и улыбаются как в классе, так и в своем доме. Они продолжают хмуриться в отношении всех вещей или событий, которые происходят вокруг них.
- Короткая продолжительность внимания. Пассивные дети имеют небольшой объем внимания. Они выглядят несчастными и дрейфующими со своими собственными идеями и мыслями. Они выглядят так, как будто они ищут что-то в своем подсознании.
- Отсутствие интереса к искусству и живописи. Большинство пассивных детей не любят или ненавидят искусство, рисование и живопись. На самом деле, эти мероприятия чрезвычайно скучны для них.
- Отсутствие интереса к общению с другими. Большинство пассивных детей сложно сходятся с другими, они малообщительны, предпочитая одиночество. Они ненавидят играть с другими, и командная работа не является естественной для них.
- Любят головоломки и игры. Пассивные дети сами решают головоломки и проходят сложные игры. Они также любят повторять одни и те же головоломки несколько раз, стараясь при этом спрятаться за деятельностью.
- Недостаток привязанности. Когда кто-то обнимает или зовет их, они склонны уходить и скучать. По факту, они никогда не отвечают взаимностью на жесты любви, показанные их родителями или другими старшими.
- Ограниченные привычки питания. Большинство пассивных детей плохо питаются. Даже когда они едят, они очень разборчивы в том, что употребляют.
- Вредные привычки. Пассивные дети имеют привычку кусать ногти и кончики пальцев. Они находят утешение в таких действиях.
- Блуждание без цели. Когда пассивные дети ничего не делают, они просто любят бродить из одной комнаты в другую без какой-либо цели.
- Длительный сон. Когда пассивные дети спят, их очень трудно разбудить. Они любят спать вскоре после приема пищи.
- Дети-невидимки. Большинство пассивных детей остаются незамеченными в своих классах. Учителя могут никогда не заметить таких детей, потому что пассивные дети любят оставаться в стороне.
Большинство пассивных детей выглядят напуганными или боятся что-то сделать перед своими учителями и другими детьми.
Обратите внимание
Пассивность – это своего рода психологический дефицит у детей. Эксперты считают, что она может быть эмоциональной проблемой, которую можно решить, если прикладывать постоянные усилия.
Большинство из детей очень слабы в когнитивных и визуальных навыках мышления. Но при поддержке и мотивации родителей даже они могут стать активными детьми, способными набирать хорошие оценки.
Активные дети: как воспитывать и чем занять
Активность у ребенка проявляется подвижностью и любознательностью. Такой малыш редко может усидеть на одном месте и находится в постоянном движении, поэтому родителям приходится быть очень внимательными и постоянно контролировать своего ребенка.
Одна из ярких черт такого ребенка выражается в любознательности, дети с удовольствием изучают что-то новое и находятся в постоянном поиске новых знаний и развлечений. Активного малыша очень сложно удержать на месте, ведь ему все интересно, и он хочет знать все на свете. Ребенок быстро заводит друзей, находит новые увлечения и с легкостью усваивает знания. Однако также быстро он начинает уставать и терять интерес, поэтому воспитание может быть изматывающим даже для самого терпеливого родителя.
Главная задача родителя заключается в том, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло. Можно чередовать разные занятия и выстроить программу обучения таким образом, чтобы каждое занятие длилось небольшой промежуток времени. Упражнения, где требуется предельная концентрация, лучше чередовать с физической нагрузкой – такое сбалансированное расписание уравновешивает активность ребенка, и он не будет уставать от уроков.
Подготовка к детскому саду
Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!
Дайте малышу время подготовиться к новой обстановке. Например, перед первым посещением детского сада можно несколько раз прогуляться по его территории. Или проиграть дома ситуацию гостей, похода к врачу, поездки к дальним родственникам;
Найдите хороший детский сад
Новый коллектив и особенно воспитатели будут определять социальные нормы ребенка, и важно, чтобы они вам подходили. Идеально, когда на одного взрослого приходится не очень много детей
Если ваш ребенок робкий, поговорите с воспитателем заранее и вместе обсудите, как облегчить адаптацию крохи. Поддерживайте контакт с педагогами в течение года, чтобы вовремя отследить сложности, если они появятся;
Не стесняйтесь помогать ребенку в сложных ситуациях, не настаивайте на полной самостоятельности. Пригласите в гости его новых друзей, поспособствуйте улаживанию конфликта, научите, как вести себя в разных обстоятельствах.
Пять запретов для родителей
Что с такими детьми делать не надо:
- Нельзя заставлять их сразу после школы выполнять домашние задания. Сделайте перерыв на 3–4 часа. Лучше всего, чтобы ребенок провел это время на свежем воздухе и в движении. Если он захочет немного поспать, разрешите ему.
- Не заставляйте малыша снова и снова переделывать письменные задания, если он не смог выполнить их аккуратно. Ребенок устанет, нервно истощится и в результате будет негативно относиться к учебе в целом.
- Не стоит оставлять ребенка без родительского надзора во время выполнения любой домашней работы. «Спящая красавица» может сидеть за письменным столом или мыть посуду часами, но безрезультатно. Вам надо спокойно, но настойчиво направлять усилия ребенка на выполнение порученных заданий.
- Не заставляйте ребенка участвовать в активных командных играх, таких как футбол, например. Он не сможет угнаться за мячом или шайбой из-за своей медлительности, а его сверстников это будет раздражать. В результате обиженными окажутся обе стороны.
- Не высмеивайте и не наказывайте «черепашку» за медлительность. Не ставьте ему в пример более активных сверстников, иначе ребенок замкнется в себе, а доверие к вам как к родителям исчезнет. Доброжелательность и терпение быстрее помогут ребенку адаптироваться.
Чрезмерные ожидания
Проявляются тогда, когда ребенка наказывают за неудачу, забывая при этом похвалить за успех. Когда ребенка ругают, что он не моет посуду, что не сделал уроки или принес плохую оценку, а когда он моет по собственной инициативе, то это воспринимается как должное.
Кажется, что это и так его обязанность, так и должно быть всегда
Но если мы не похвалили за успех, то у ребенка не отложилось в опыте, что он сделал что-то важное, ценное и полезное, потому что на это никто не обратил внимания
А тогда зачем делать?
Если же еще и наказываем за ошибки, то у ребенка формируется пассивная позиция: лучше ничего не делать, чем сделать и разочаровать родителя.
Проблемы в общении детей старшего дошкольного возраста
Существует несколько качеств личности, которые создают проблемы в социальной сфере:
- Эгоизм – поведение, при котором ребёнок руководствуется лишь своими личными интересами и не считается с интересами и мнением других людей. Дети, не получая поддержки от эгоистичного ребёнка, теряют к нему всякий интерес.
- Агрессивность – черта личности, проявляющаяся в частых вспышках злости, гнева, иногда, насилия. Других детей агрессивный малыш способен отпугнуть.
- Пассивность – эмоциональная и психологическая слабость. Пассивный малыш не знает чем себя занять, не может самостоятельно придумать игру, он не имеет уважения в глазах сверстников.
- Застенчивость. Нерешительному, боязливому и молчаливому ребёнку всегда сложно ужиться в коллективе.
Истоки этих проблем обычно зарождаются в семье. Чтобы создать ребёнку максимально комфортные условия для развития активного общения и взаимодействия, взрослым необходимо:
- не демонстрировать отрицательные эмоции по отношению к другим малышам;
- стараться не вступать в детские конфликты: ребёнок должен уметь слушать и понимать противника, а также защищать себя и своё мнение самостоятельно;
- поощрять инициативу в общении;
- не одёргивать малыша на глазах у его сверстников;
- учить малыша определять эмоции других людей по их мимике;
- часто общаться с ребёнком, вести с ним длительные беседы.
До 1 года
Маленькие дети очень серьезно настроены на общение. Словесное взаимодействие с мамой становится более гармоничным. По сути, на это уходит значительный ресурс их. Но пока это достаточно неуправляемое общение
Ребенок зеркалит нас. Он пытается повторять звуки и мимику, он активизируется, когда видит обращенное на него внимание
Именно в первый год формируется привязанность – эмоциональное общение, в котором ребенок получает удовлетворение своих потребностей в заботе, внимании, любви, безопасности. Привязанность – необходимое условие нормального развития ребенка.
В первой год жизни общение ребенка в основном ситуативно–личностное. То есть – конкретное взаимодействие ребенка с другим человеком. И самое главное в таком общении для малыша – эмоции. Может ли старший ребенок создать те самые положительные эмоции? Если да – то такое общение будет очень здорово и развивать малыша, и помогать детям начать выстраивать свои отношения.