Занятия с логопедом при сенсорной алалии

Речевые нарушения при алалии

Экспрессивная алалия

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение речи при обучении. Проще говоря, ребенок не понимает, что ему говорят и в связи с этим не может научиться правильно разговаривать. Отмечается разобщение при построении слов с грамматическими, лексическими и фонематическими ошибками. Точные причины до конца не изучены, наблюдается взаимосвязь между расстройством речи и органическим поражением головного мозга.

Факторы риска по развитию экспрессивной алалии:

  • отягощенная наследственность;
  • тяжелая беременность;
  • осложненные роды;
  • черепно-мозговые травмы у детей в раннем возрасте.

При экспрессивной форме патологии детям трудно адаптироваться, поскольку они плохо понимают разговорную речь. Симптомы заболевания похожи на сенсорную алалию, но при экспрессивной форме наблюдаются отдельные нарушения поиска слов, аграмматизм, присутствуют сложности с выбором фонем и их построением, отмечаются нарушения слоговой структуры слов.

При любой форме алалии нужно своевременно обратиться к специалисту – только профессионал сможет точно поставить диагноз и установить причину расстройства. А грамотное обследование дает половину успеха в лечении.

Логопед побеседует с пациентом и определит причину дефекта – иногда дети развиваются чуть медленнее сверстников. В любом случае, лучше не тянуть с визитом к специалисту, это поможет своевременно выявить болезнь и устранить причину до развития стойкого патологического состояния.

Симптомы

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым
проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как
недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.

Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков
самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении
точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.

Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти,
восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается
быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения
движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими;
  • выпадение звуков из слова;
  • устойчивое повторение слова или фразы;
  • ограничение словарного запаса;
  • объединение слогов разных слов;
  • замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом
усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного
обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения
слова, неуместному употреблению слов.

Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми
короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка.
У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного,
временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.

В некоторых случаях
при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление
которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы

В целом ребенок может говорить. Общается активно, иногда слишком эмоционально. Однако сенсорная алалия влияет на критическую оценку ребенком своей речи. Из-за этого он возможно даже не понимает того, о чем говорит. К симптомам относятся:

Хотя слух сохраняется, внимание неустойчиво. Наблюдается усиление чувствительности к ряду звуков — гиперакузия.
Также проявляется нарушение фонематического восприятия речи — мозг не обрабатывает поступающие в него сигналы

Из-за этого ребенок и не понимает услышанного.
С большим трудом запоминаются звуки.
Могут проявляться признаки логореи — склонности к созданию несуществующих слов и фраз. Также возможно смешение слогов, слов, фраз.
Навязчивое стремление повторять услышанные слова и фразы, например, из мультфильмов или рекламы. Сложность обнаружения симптома в том, что сказанное ребенком может казаться чем-то осмысленным. Однако при изменении фразы понять ее он уже не сумеет.

Речевая симптоматика при алалии

При моторной алалии отмечается выраженное недостаточное развитие всех речевых сторон: фонетической, фонематической, лексической, слоговой словоструктурной, синтаксической, морфологической, а также всех типов речевой функции, устной и письменной речи. Детям сложно актуализировать даже знакомые слова.

Фонетическое оформление характеризуется:

  • максимальной сохранностью темпа, ритма, интонации, громкости и прочих просодических компонентов;
  • наличием множественных периодических звуковых замен (преимущественно касается согласных звуков);
  • резким несоответствием между относительно нормальным повтором отдельных звуков и их применением в речи.

Слоговая структура заведомо упрощается, упускаются отдельные (сложные для ребенка) звуки и слоги, отмечаются замены звуков, слогов, букв или слов, наблюдаются перестановки. Искажения неустойчивые и разнообразные.

В плане синтаксических и морфологических речевых нарушений обнаруживаются трудности с формированием высказывания. Фразы укороченные, структурно упрощенные, с многочисленными пропусками (преимущественно пропускаются предлоги). Неправильно подбираются падежные окончания, озвученные предложения относятся к простым нераспространенным.

Дети дошкольного возраста способны озвучивать лишь синтаксически-банальные предложения. Школьники выделяют лишь подлежащее и редко сказуемое из всех предложенных членов распространенного предложения, не могут самостоятельно определить элементы грамматического построения.

На фоне речевых нарушений при алалии отсутствует автоматизация процесса, недостаточно развивается динамический стереотип функции речи, формируется особенный неправильный тип языкового поведения.

Первичным структурным звеном при нарушении речи становится несформированная произвольная речевая функция. Вторичным звеном выступает нарушенная коммуникативная деятельность с регулярными признаками речевого и поведенческого негативизма. []

Этапы и уровни речевого развития при алалии

Период от новорожденности до первого года жизни очень важен для речевого развития малыша, поскольку на протяжении этого времени происходит активное формирование мозговых зон, ответственных за речь. Первые 12 месяцев жизни называют доречевым, подготовительным периодом, который становится базой для последующего речестановления. Этот термин условно подразделяют на такие этапы:

  1. От новорожденности до 3-х месячного возраста – развиваются эмоционально-выражающие реакции.
  2. От 3-х месяцев до полугода – появляются голосовые реакции (гуление, лепет).
  3. От полугода до 10-месячного возраста – начинает развиваться понимание обращенных высказываний, отмечается активный лепет.
  4. От 10 месяцев до года – появляются первые слова.

Появление алалии отмечается уже на первых этапах, когда отдельные речевые навыки – гуление, лепет – формируются с запозданием или вовсе отсутствуют. Кроме удлинения сроков формирования функции, типично продолжительное сохранение уже пройденного речевого этапа. []

Степень речевых нарушений может отличаться. На основании этого различают три уровня таких патологий:

  • 1 уровень речевого развития при алалии характеризуется отсутствием общеупотребляемой речи.
  • 2 уровень речевого развития при алалии представляет собой присутствие зачатков общеупотребляемой речи. Малыш имеет определенный запас слов, однако он очень мал, обладает искаженной звуко-слоговой структурой и отличается аграмматизмом. Звуки произносятся с дефектами.
  • 3 уровень характеризуется развернутой речью, имеющей элементы недоразвития. Легкие слова малыш произносит, и даже строит из них фразы. Но структурно сложные слова произносятся с искажением, речь изобилует аграмматизмами и дефектами произношения отдельных звуков.

Указанные уровни речевого развития при алалии не соотносятся с возрастными рамками. Так, ребенок даже в шестилетнем возрасте может пребывать на 1 уровне.

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.

Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:

  • «Я тут»;
  • «Иди сюда»;
  • «Дай поиграть»;
  • «Пошли домой» и т.д.

Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Речевой негативизм при алалии

О речевом негативизме говорят, когда ребенок просто отказывается говорить, что значительно затрудняет проведение коррекционных мероприятий.

При алалии выделяют два вида речевого негативизма:

  • При активном негативизме малыши бурно реагируют на просьбы что-либо сказать: они открыто демонстрируют свое недовольство, топают, шумят, сбегают, закатывают истерику, дерутся, кусаются.
  • При пассивном негативизме дети упорно молчат, прячутся, иногда «отвечают» молчанием и жестами, либо пытаются максимально делать все самостоятельно, чтобы не просить взрослых о помощи.

Любая из форм негативизма при речевых нарушениях появляется преимущественно на начальной стадии алалии, хотя случаются и исключения из правил. Многое зависит от окружения малыша: чем большее давление оказывается на ребенка, тем больше риска появления негативизмов. Проблема чаще обнаруживается у пациентов с моторной алалией.

Риск появления негативизмов на фоне речевых нарушений значительно повышается:

  • при излишне требовательных подходах к детской речи, без учета ограниченных возможностей ребенка;
  • при избыточной опеке и жалости со стороны близких.

Негативизмы легче устраняются на ранних стадиях их появления. С годами ситуация усугубляется, патология закрепляется, и избавиться от нее становится все сложнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: