Оборудование для инклюзивного образования

Мбоу лопанская сош №3 - инклюзивное образование

Требования, касающиеся организации образовательной деятельности и режима дня

СанПиН 2.4.2.3286-15 предусматривает организацию образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития. Например, для слабовидящих детей продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не может превышать: для начальных классов – 10 минут, для учеников средних и старших классов – 15 минут. Физическая нагрузка на уроках физкультуры планируется для каждого ученика индивидуально, исходя из его физических особенностей и рекомендаций специалистов.

Для предупреждения переутомления учеников с ОВЗ учебное расписание составляется таким образом, чтобы в среду или четверг получался «облегченный» день. При этом продолжительность уроков не может превышать 40 минут, а перемен – 10 минут (большая перемена – 20-30 минут).

Организация трудового обучения должна предусматривать наличие оборудования и инструментов со специальными приспособлениями, учитывающими образовательные потребности учеников с ОВЗ.

Кабинет Монтессори

Комната Монтессори  разбита на 5 зон, в каждой из которых находится материал определенного типа.

  1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  2. Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
  3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
  4. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
  5. Космическая зона. Здесь ребенок может получить познания и представление о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

Зоны в комнате заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает ребенку найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями.

Наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности в КОУ «Сургутская школа-детский сад» оборудуется:

• учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников

• кабинетами для занятий естественно-научной деятельностью, роботехникой, техническим творчеством, иностранными языками;

 • кабинетом для занятий музыкой; 

 • библиотекой с рабочей зоной, оборудованным читальным залом

В учебных кабинетах, библиотеке и кабинетах администрации школы имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

В здании учреждения имеются медицинские кабинеты. Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание учащихся организовано БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1» квалифицированными работниками.

Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами. Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей интерактивные доски, экран,  проектор  МФУ,  комплекты образовательной робототехники;   учебно-наглядные пособия по предметам; спортивное оборудование.

Кабинет «Сенсорная комната»

В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
— активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т

д);
— развитие двигательных функций;
— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
— создание положительного эмоционального фона.
Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
Занятия проводятся квалифицированным специалистом педагогом-психологом

Время сеансов 40 — 45 минут. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами по 2-4 человека.Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это:
• музыкальная и телесная терапия;
• игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
• игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
• упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

• методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;

• методы развития коммуникативных навыков.

Сенсорная комната оснащена современным оборудованием, таким как:

  • Стол для аква-анимации;
  • Балансировочная кочка;
  • Сенсорный ящик;
  • Коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины»;
  • Сухой бассейн интерактивный;
  • Настенный каскад фибероптических  волокон;
  • Стабилотренажер А-150;
  • Информационно-комуникационная панель для инвалидов по слуху Исток Синхро;
  • Систетема информационная для слабослышащих встраиваемаяс функцией оповещения Исток Сенсо;

Список нашей продукции для реализации инклюзивного образования в учреждениях:

  • JAWS for Windows — программа экранного доступа
  • ZoomText Magnifier — программа экранного увеличения и ZoomText Magnifier/Reader — программа экранного увеличения с речевой поддержкой.
  • MAGic — программа экранного увеличения
  • ZoomText Fusion — универсальная программа экранного доступа
  • ElNotes — программа для создания, хранения и управления текстовыми и голосовыми заметками
  • OpenBook — преобразование текстов на графической основе в электронный текст
  • Программное обеспечение для работы с DAISY
  • Dolphin Guide — рабочая среда для незрячих и слабовидящих
  • ElPicsPrint — программа для печати тактильной графики
  • DBT — программа перевода шрифта Брайля
  • Беспроводные дисплеи Брайля Focus 80 Blue, Focus 40 Blue, Focus 14 Blue
  • Линейка дисплеев Брайля Brailliant
  • Линейка дисплеев Брайля Alva
  • QBraille XL — дисплей Брайля
  • Дисплей Брайля EasyLink 12 Touch
  • ElBraille — портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи
  • Брайлевский органайзер BrailleNote Touch
  • Принтеры Брайля Index Braille — Everest-D V5, Basic-D V5
  • Принтер Брайля Index BrailleBox V5
  • Принтер Emprint SpotDot — брайль и цветная печать
  • Брайлевские настольные принтеры
  • Piaf — устройсто создания тактильной графики
  • Принтер Брайля TactPlus
  • ЭРВУ Ruby — электронные ручные видеоувеличители
  • Электронные ручные видеоувеличители (ЭРВУ) Optelec
  • Электронные ручные видеоувеличители (ЭРВУ) Pebble HD и Amigo HD
  • Explore 8 — ручной видеоувеличитель для слабовидящих
  • TopazPHD — настольный видеоувеличитель для слабовидящих
  • MagniLink ZIP Premium HD — настольный видеоувеличитель для слабовидящих
  • Портативный видеоувеличитель Traveller HD
  • Электронные портативные видеоувеличители Compact 10 HD и Compact 10 HD Speech
  • Портативный видеоувеличитель ClearNote HD
  • Стационарный видеоувеличитель TOPAZ для слабовидящих
  • Электронные стационарные видеоувеличители (ЭСВУ) Merlin HD Ultra и Merlin Elite Pro
  • Электронные стационарные видеоувеличители (ЭСВУ) Optelec ClearView C
  • Видеоувеличители серии ONYX
  • Видеоувеличитель Acrobat HD ultra LCD
  • Видеоувеличители DaVinci HD/OCR и DaVinci Pro HD/OCR
  • Видеоувеличители серии ONYX
  • Видеоувеличители Transformer HD и Transformer HD OCR
  • Линейка сканирующих и читающих устройств Серии Eye-Pal
  • Портативный видеоувеличитель Connect 12
  • SARA CE — читающая машина для незрячих и слабовидящих
  • PEARL — мгновенный доступ к печатным материалам
  • Сканирующая и читающая машина Smart Reader HD
  • Читающая машина ClearReader+
  • Механические пишущие машинки Perkins
  • Mountbatten Writer + Электронная брайлевская пишущая машинка
  • Устройства для чтения «говорящих книг» Victor Reader
  • Трости для незрячих и слабовидящих
  • Стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя
  • Мобильное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя
  • Обучающая система IVEO

Обеденный зал

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. 

В образовательной организации для обучающихся и воспитанников детского сада организовано полноценное качественное сбалансированное бесплатное горячее питание, согласно примерному двухнедельному меню (Организация питания). Дети дошкольного возраста обеспечены бесплатным 5 разовым питанием.

Питание в школе осуществляется через организацию ООО «Радуга Вкуса».

В обеденном зале установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и электросушилки. В обеденный зал имеется отдельный вход, обеспеченный доступными путями движения.  Количество посадочных мест – 25.Это позволяет обеспечить посадку обучающихся за 2 приема.

Организация питания находится под постоянным контролем со стороны ответственных за питанием работников образовательной организации, со стороны санитарно-эпидемиологической организации, со стороны медицинского работника и со стороны общественного контроля (родительская общественность, управляющий Совет).

Ежедневно бракеражная комиссия осуществляет контроль за качеством доставленной пищи, соблюдения выполнения санитарно-гигиенических требований работниками обеденного зала.

Правовые основы инклюзивного образования

Основы Реализации инклюзивного образования в России закреплены в следующих официальных документах:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон об образовании РФ последняя редакция. ФЗ 273 с изменениями 2017-2016 года
  • Конвенция ООН о правах инвалидов
  • Закон О Социальной Защите Инвалидов в РФ N 181-ФЗ

В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на образование». Кроме того, Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и возможность получения бесплатного высшего образования (последнее на конкурсной основе).
В 2008 году Россия подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В статье 24 конвенции говорится: «В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни человека».
В этой же статье заявлено, что государство должно способствовать обучению детей с нарушениями зрения шрифту Брайля, а детей с нарушениями слуха – жестовому языку. В конвенции прописано право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступ наравне с другими к качественному бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Поскольку поддержка образовательного процесса должна быть доступна на протяжении всей жизни, на всех образовательных уровнях должны быть организованы разумные приспособления для людей с ОВЗ.
В законе о социальной защите инвалидов в РФ образованию посвящена статья 19. В ней, в частности, отмечается, кто должен его обеспечивать: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Согласно закону об образовании РФ, во всех ВУЗах формируется 10% квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.
В статье 2 данного закона определены основные понятия, связанные с инклюзивным образованием. Приведём здесь лишь два из них:
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Виды используемых средств обучения и воспитания:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Учебные приборы (Цифровая лаборатория «Окружающий мир»);
  • Интерактивное оборудование (Интерактивные доски, интерактивные столы)
  • Тренажеры и спортивное оборудование

Принципы использования:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: