Требования, касающиеся организации образовательной деятельности и режима дня
СанПиН 2.4.2.3286-15 предусматривает организацию образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития. Например, для слабовидящих детей продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не может превышать: для начальных классов – 10 минут, для учеников средних и старших классов – 15 минут. Физическая нагрузка на уроках физкультуры планируется для каждого ученика индивидуально, исходя из его физических особенностей и рекомендаций специалистов.
Для предупреждения переутомления учеников с ОВЗ учебное расписание составляется таким образом, чтобы в среду или четверг получался «облегченный» день. При этом продолжительность уроков не может превышать 40 минут, а перемен – 10 минут (большая перемена – 20-30 минут).
Организация трудового обучения должна предусматривать наличие оборудования и инструментов со специальными приспособлениями, учитывающими образовательные потребности учеников с ОВЗ.
Кабинет Монтессори
Комната Монтессори разбита на 5 зон, в каждой из которых находится материал определенного типа.
- Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
- Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
- Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
- Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
- Космическая зона. Здесь ребенок может получить познания и представление о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.
Зоны в комнате заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает ребенку найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями.
Наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности в КОУ «Сургутская школа-детский сад» оборудуется:
• учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников
• кабинетами для занятий естественно-научной деятельностью, роботехникой, техническим творчеством, иностранными языками;
• кабинетом для занятий музыкой;
• библиотекой с рабочей зоной, оборудованным читальным залом
В учебных кабинетах, библиотеке и кабинетах администрации школы имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
В здании учреждения имеются медицинские кабинеты. Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание учащихся организовано БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1» квалифицированными работниками.
Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами. Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей интерактивные доски, экран, проектор МФУ, комплекты образовательной робототехники; учебно-наглядные пособия по предметам; спортивное оборудование.
Кабинет «Сенсорная комната»
В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
— активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т
д);
— развитие двигательных функций;
— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
— создание положительного эмоционального фона.
Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
Занятия проводятся квалифицированным специалистом педагогом-психологом
Время сеансов 40 — 45 минут. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами по 2-4 человека.Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это:
• музыкальная и телесная терапия;
• игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
• игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
• упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
• методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;
• методы развития коммуникативных навыков.
Сенсорная комната оснащена современным оборудованием, таким как:
- Стол для аква-анимации;
- Балансировочная кочка;
- Сенсорный ящик;
- Коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины»;
- Сухой бассейн интерактивный;
- Настенный каскад фибероптических волокон;
- Стабилотренажер А-150;
- Информационно-комуникационная панель для инвалидов по слуху Исток Синхро;
- Систетема информационная для слабослышащих встраиваемаяс функцией оповещения Исток Сенсо;
Список нашей продукции для реализации инклюзивного образования в учреждениях:
- JAWS for Windows — программа экранного доступа
- ZoomText Magnifier — программа экранного увеличения и ZoomText Magnifier/Reader — программа экранного увеличения с речевой поддержкой.
- MAGic — программа экранного увеличения
- ZoomText Fusion — универсальная программа экранного доступа
- ElNotes — программа для создания, хранения и управления текстовыми и голосовыми заметками
- OpenBook — преобразование текстов на графической основе в электронный текст
- Программное обеспечение для работы с DAISY
- Dolphin Guide — рабочая среда для незрячих и слабовидящих
- ElPicsPrint — программа для печати тактильной графики
- DBT — программа перевода шрифта Брайля
- Беспроводные дисплеи Брайля Focus 80 Blue, Focus 40 Blue, Focus 14 Blue
- Линейка дисплеев Брайля Brailliant
- Линейка дисплеев Брайля Alva
- QBraille XL — дисплей Брайля
- Дисплей Брайля EasyLink 12 Touch
- ElBraille — портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи
- Брайлевский органайзер BrailleNote Touch
- Принтеры Брайля Index Braille — Everest-D V5, Basic-D V5
- Принтер Брайля Index BrailleBox V5
- Принтер Emprint SpotDot — брайль и цветная печать
- Брайлевские настольные принтеры
- Piaf — устройсто создания тактильной графики
- Принтер Брайля TactPlus
- ЭРВУ Ruby — электронные ручные видеоувеличители
- Электронные ручные видеоувеличители (ЭРВУ) Optelec
- Электронные ручные видеоувеличители (ЭРВУ) Pebble HD и Amigo HD
- Explore 8 — ручной видеоувеличитель для слабовидящих
- TopazPHD — настольный видеоувеличитель для слабовидящих
- MagniLink ZIP Premium HD — настольный видеоувеличитель для слабовидящих
- Портативный видеоувеличитель Traveller HD
- Электронные портативные видеоувеличители Compact 10 HD и Compact 10 HD Speech
- Портативный видеоувеличитель ClearNote HD
- Стационарный видеоувеличитель TOPAZ для слабовидящих
- Электронные стационарные видеоувеличители (ЭСВУ) Merlin HD Ultra и Merlin Elite Pro
- Электронные стационарные видеоувеличители (ЭСВУ) Optelec ClearView C
- Видеоувеличители серии ONYX
- Видеоувеличитель Acrobat HD ultra LCD
- Видеоувеличители DaVinci HD/OCR и DaVinci Pro HD/OCR
- Видеоувеличители серии ONYX
- Видеоувеличители Transformer HD и Transformer HD OCR
- Линейка сканирующих и читающих устройств Серии Eye-Pal
- Портативный видеоувеличитель Connect 12
- SARA CE — читающая машина для незрячих и слабовидящих
- PEARL — мгновенный доступ к печатным материалам
- Сканирующая и читающая машина Smart Reader HD
- Читающая машина ClearReader+
- Механические пишущие машинки Perkins
- Mountbatten Writer + Электронная брайлевская пишущая машинка
- Устройства для чтения «говорящих книг» Victor Reader
- Трости для незрячих и слабовидящих
- Стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя
- Мобильное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя
- Обучающая система IVEO
Обеденный зал
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития.
В образовательной организации для обучающихся и воспитанников детского сада организовано полноценное качественное сбалансированное бесплатное горячее питание, согласно примерному двухнедельному меню (Организация питания). Дети дошкольного возраста обеспечены бесплатным 5 разовым питанием.
Питание в школе осуществляется через организацию ООО «Радуга Вкуса».
В обеденном зале установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и электросушилки. В обеденный зал имеется отдельный вход, обеспеченный доступными путями движения. Количество посадочных мест – 25.Это позволяет обеспечить посадку обучающихся за 2 приема.
Организация питания находится под постоянным контролем со стороны ответственных за питанием работников образовательной организации, со стороны санитарно-эпидемиологической организации, со стороны медицинского работника и со стороны общественного контроля (родительская общественность, управляющий Совет).
Ежедневно бракеражная комиссия осуществляет контроль за качеством доставленной пищи, соблюдения выполнения санитарно-гигиенических требований работниками обеденного зала.
Правовые основы инклюзивного образования
Основы Реализации инклюзивного образования в России закреплены в следующих официальных документах:
- Конституция Российской Федерации
- Закон об образовании РФ последняя редакция. ФЗ 273 с изменениями 2017-2016 года
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Закон О Социальной Защите Инвалидов в РФ N 181-ФЗ
В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на образование». Кроме того, Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и возможность получения бесплатного высшего образования (последнее на конкурсной основе).
В 2008 году Россия подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В статье 24 конвенции говорится: «В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни человека».
В этой же статье заявлено, что государство должно способствовать обучению детей с нарушениями зрения шрифту Брайля, а детей с нарушениями слуха – жестовому языку. В конвенции прописано право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступ наравне с другими к качественному бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Поскольку поддержка образовательного процесса должна быть доступна на протяжении всей жизни, на всех образовательных уровнях должны быть организованы разумные приспособления для людей с ОВЗ.
В законе о социальной защите инвалидов в РФ образованию посвящена статья 19. В ней, в частности, отмечается, кто должен его обеспечивать: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Согласно закону об образовании РФ, во всех ВУЗах формируется 10% квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.
В статье 2 данного закона определены основные понятия, связанные с инклюзивным образованием. Приведём здесь лишь два из них:
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Виды используемых средств обучения и воспитания:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Учебные приборы (Цифровая лаборатория «Окружающий мир»);
- Интерактивное оборудование (Интерактивные доски, интерактивные столы)
- Тренажеры и спортивное оборудование
Принципы использования:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения