Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Перцептивные действия: перцептивные действия это — шпильки — мода проходит, стиль остается

Введение

При оценке
готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда
уделяют достаточно внимания анализу развития зрительного восприятия. Нередко
можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем
детстве и их недоразвитие встречается редко. Насколько оправдано такое мнение?

«Зрительное
восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа
окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ
большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное
восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и
точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, В.А.Ковшиков) .

Через зрительный
канал ребенок получает максимум информации. Зрительное восприятие – комплексный
процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность,
целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного
обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора,
объем, константность восприятия.

Зрительные образы,
как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня
отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический
уровень (А.А.Люблинская, В.С.Мухина) .  «От развития зрительного
восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта» (Т.В.Ахутина,
Н.М.Пылаева) . Механизмы зрительного восприятия развиваются не изолированно.
Манипуляции предметами позволяют уточнять то, что воспринято зрительно.

В дальнейшем уровень
развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков
письма и чтения в начальной школе.

При работе с детьми с общим
недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение
способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Вовремя
выявить недоразвитие зрительного восприятия, найти его причину и по возможности
скорректировать — решению этой проблемы посвящена данная методическая
разработка.

Цель работы – диагностировать
уровень зрительного восприятия у дошкольников логопедической группы и
разработать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у
детей с ОНР.

Для достижения выбранной цели
поставила следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать
    психологическую, педагогическую и специальную литературу.

  2. Провести диагностику,
    направленную на выявление особенностей зрительного восприятия детей с ОНР.

  3. Дать количественный и
    качественный анализ результатов диагностики.

  4. Выявить особенности развития
    зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией.

  5. Разработать и апробировать
    систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с
    ОНР.

Методологической основой работы
являются труды Р.Е.Левиной, в которых автор построил концепцию общего
недоразвития речи и изложил принципы системного анализа речевой и психической
недостаточности детей  с ОНР, а также аспекты и положения психологической теории
Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина. Согласно теории Л.С.Выготского, «всякая высшая
психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как
деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй
раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция
интрапсихическая». Согласно теории П.Я.Гальперина об интериоризации внешних
действий во внутренние, необходимо сначала выполнить с детьми действие во
внешнем плане, а затем перевести его во внутренний.

Таким образом, проблема
развития зрительного восприятия у детей с ОНР является очень важной в
современных условиях. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность
формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает
значительные затруднения во всех видах деятельности

От уровня развития
зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.

Функции социальной перцепции

Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).

В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.

Кратко об основных функциях перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо. Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.

    Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.

  3. Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
  4. Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.). Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
  5. Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.

Аспекты

Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.

Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.

Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.

Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.

Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта — при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.

Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.

Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.

Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.

2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей

В начале практического исследования
в области развития сенсорно-перцептивных
способностей детей с ОНР, мы организовали
констатирующий этап.

Цель: изучение уровня развития
сенсорно-перцептивных способностей у
детей с ОНР.

Задачи исследования:

1) Разработать методику,
позволяющую всесторонне оценить 
уровень развития сенсорно-перцептивных 
способностей у детей  с ОНР.

2) Выявить особенности 
восприятия у детей с ОНР.

3) Провести качественный 
и количественный анализ полученных 
результатов.

4) На основе полученных 
результатов разработать направления 
коррекционной работы с детьми 
и разработать систему заданий 
для развития, обучения и коррекции 
зрительного восприятия у детей 
с ОНР.

В исследовании участвовало
10 детей  в возрасте 5-6 лет имеющих в
анамнезе ОНР. База исследования:  МОУ
д/с №301 комбинированного вида Красноармейского
района.

После изучения теоретического
материала по вопросу развития сенсорно-перцептивных
способностей у детей с ОНР нами был организован
констатирующий эксперимент, целью которого
было выявить особенности восприятия
данной категории детей. Для этого были
использованы методики, разработанные
Немовым Р.С., О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской.

Для реализации цели были подобраны
следующие диагностические методики:

  1. «Чего не хватает на рисунке?»
  2. «Какие предметы спрятаны в
    рисунках?»
  3. «Эталоны»
  4. «Перцептивное моделирование»

Изучения уровня способности
формировать образы проводилось с помощью
методики «Чего не хватает на рисунке?»

Методика № 1 «Чего не хватает
на рисунке?»

(Р.С. Немов )

Цель: Оценить восприятие и
способность ребенка формировать образы,
делать связанные с ними умозаключения
и представлять эти заключения в словесной
форме.

Детям предлагаются рисунки,
на каждом  из которых не хватает какой-то
детали, ребенок должен как можно быстрее
сказать, чего не хватает. С помощью секундомера
мы фиксируем время, затраченное ребенком
на выполнение всего задания.

Механизмы

Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:

  1. Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий. Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.
  2. Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
  3. Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
  4. Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
  5. Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
  6. Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности. Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.
  7. Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
  8. Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.

Лингвистические и психолингвистические основы изучения слухового восприятия

В современных психолингвистических исследованиях » речевая деятельность рассматривается как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения-взаимодействия людей между собой (И.А. Зимняя, 2001; В.В. Красных, 2001; А.А. Леонтьев, 2005).

Речевая деятельность реализуется- в таких видах, как говорение, слушание, чтение, письмо: Говорение и слушание- реализуют устную форму общения, а письмо и чтение — письменную. Говорение и письмо реализуют процессы выражения мыслей, чувств человека в разных формах общения. Слушание и чтение реализуют процессы приема, осмысления, оценивания, интерпретацию речевого сообщения человеком (Н.И. Жинкин, 1982; И.А. Зимняя, 2001; А.А. Леонтьев, 2005).

Каждый вид речевой деятельности имеет свою структуру и содержание. С точки зрения проведения логопедической работы наиболее приемлемой является модель трехфазного строения речевой деятельности в целом и отдельных ее видов, предложенная И.А. Зимней (2001):

1) первая фаза — побудительно-мотивационная. Деятельность слушания определяет интеллектуально-познавательный мотив, но в отличие от говорения, потребность слушания вызывается деятельностью говорения другого человека. Цель слушания — осмысление поступающей на слух речевой информации, произведенной говорящим;

( 2) вторая фаза — аналитико-синтетическая, составляющая основу, сущность смыслового восприятия речи. Смысловое восприятие не планируется, не структурируется и характер его протекания произвольно не контролируется сознанием. Содержание процесса слушания- задается извне, это сложная; специфически человеческая перцептивно мыслительно-мнемическая деятельность. Продукт слушания — то умозаключение, к которому пришел человек в результате слушания. Чаще всего в речевом общении1 результатом слушания является ответное говорение;

3) третья фаза — исполнительная и регулирующая часть, реализующая речевые высказывания и осуществляющая» контроль за результатами деятельности.

Говорение и слушание представляют собой разные виды деятельности, но объединены между собой общностью предмета и речью как способом формирования и формулирования мысли.

В говорении происходит выражение собственного способа формирования и формулирования мысли. При слушании имеет место анализ выражения способа формирования и формулирования мысли другого человека. Но и в том, и в другом виде деятельности способом ее является речь.

В исследованиях И.А. Зимней, Л.С. Цветковой, Л.А. Чистович отмечается, что для полноценного процесса коммуникации слуховое восприятие является необходимым условием понимания языковых единиц. Восприятие речевого сообщения — сложный и неоднородный процесс. Сложность его обусловлена тем, что, с одной стороны, это — процесс непосредственного, чувственного отражения действительности, с другой стороны, восприятие речевого сообщения по своей природе является опосредованным смысловым восприятием. Это обусловлено тем, что восприятие человека включает акт понимания, осмысления и специфической, второсигнальной природой самого объекта восприятия 21 речевого сообщения. В силу этого восприятие может рассматриваться как процесс, не только включающий осмысление, но и осуществляемый механизмом осмысления (И.А. Зимняя, 2001; Л.С. Цветкова,1985; Л.А. Чистович, 1965; StemmerN., 1973).

В работах Л.С. Выготского (1984) и Л.С. Цветковой (1985) показано, что процесс процесс понимания речи есть выделение из потока информации существенных моментов: сравнение фонематической основы воспринимаемых звуков и торможение несущественных звуковых признаков; сопоставление слов во фразе, выделение значений слов и их сочетаний внутри фразы, торможение несущественного впечатления и выделение системы отношений, скрытой за определенными грамматическими конструкциями.

Л.С. Цветкова (1985) выделила в структуре понимания речи 3 уровня его организации. Психологический уровень, обеспечивающий понимание смысла, скрытого подтекста, установление отношений, мотива и т. д.

Лингвистический уровень (лексико-грамматический) обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает: 1) звено звукоразличения на основе дифференцированного восприятия фонем, 2) звено оперативной слухоречевой памяти, 3) звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи, т. е. грамматики, в значение.

Сенсомоторный уровень реализации восприятия и понимания, в который включены звенья кинестетического и акустического анализа звуков, слова и его кинетической организации.

Похожие работы:

  • Особенности формирования словообразования существительных у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня, по сравнению с нормой

    31 Кб / 44 стр / 7752 слов / 54687 букв / 21 окт 2014

  • Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня

    53 Кб / 60 стр / 11221 слов / 76245 букв / 24 янв 2016

  • Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

    669 Кб / 58 стр / 10316 слов / 68601 букв / 6 дек 2017

  • Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня

    228 Кб / 106 стр / 21731 слов / 139435 букв / 1 авг 2015

  • Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

    62 Кб / 49 стр / 8976 слов / 61742 букв / 28 дек 2014

  • Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

    90 Кб / 47 стр / 7766 слов / 55639 букв / 6 сен 2020

  • Формирование произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

    50 Кб / 53 стр / 10692 слов / 69885 букв / 10 ноя 2013

  • Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха

    614 Кб / 79 стр / 16149 слов / 99565 букв / 19 дек 2014

  • Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    43 Кб / 30 стр / 5696 слов / 40047 букв / 11 фев 2008

  • Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

    97 Кб / 56 стр / 9935 слов / 66462 букв / 14 июн 2016

Ошибки первого впечатления

В психологии термин «перцепция» используется для описания функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и формирование цельного образа личности оппонента. Согласно мнению ученых, оценка незнакомого человека состоит на половину из ошибочного мнения и на пятьдесят процентов из правильного восприятия. Данный факт можно объяснить влиянием трех определенных факторов, которые оказывают влияние на перцептивную сторону общения.

По мнению ученых, каждый человек совершает определенные ошибки в восприятии окружающих людей. Одной из таких ошибок является неадекватное восприятие отношения собеседника к конкретному индивидууму. Уважительная и доброжелательная манера разговора приводит к тому, что в восприятии окружающих создается образ, состоящий из сплошь положительных характеристик. Также людям свойственны ошибки в оценивании качеств оппонента. В той ситуации, когда собеседник превосходит человека по определенным критериям, создается ошибочный образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Данная ошибка в анализе личности имеет и прямо противоположное восприятие.

Самой важной ошибкой в оценке личности является неправильное восприятие привлекательности человека. Те индивиды, что вызывают интерес своей внешностью или другими индивидуальными качествами воспринимаются как более интересные собеседники. В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента

В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента.

Перцептивная сторона общения – является необходимой составляющей межличностных взаимоотношений. В её состав должны входить:

  • познание собственной личности посредством построения коммуникативных связей;
  • познание личности и понимание оппонента;
  • прогноз поведенческой модели партнера по общению.

перцептивные действия | это… Что такое перцептивные действия?

(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.

Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка.

Осязаниедвижениях глаз

Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы

оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания.

фонем детства

Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т.

Метод микроструктурного анализа

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Примеры сторон общения в повседневной жизни

Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.

Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности. Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему. О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др. Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих. Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.

Перцептивный компонент

Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время. Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях

Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

Три аспекта общения

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой. Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии выделяют три ключевые стороны общения:

  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Выводы по главе 1

По итогам данной главы можно
сделать следующие выводы:

Познавательные психические
процессы играют значительную роль в жизнедеятельности
человека. Восприятие – сложный процесс
приема и преобразования информации, обеспечивающий
отражение объективной реальности и ориентировку
в окружающем мире. Восприятие человека
предметно и осмысленно. Как познавательный
процесс, оно включается в процесс исторического
развития сознания. Сенсорное воспитание,
направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный
опыт.

Константность заключается
в том, что основные чувственные качества
восприятия и при некотором изменении
субъективных условий восприятия следуют
за остающимися постоянными свойствами
воспринимаемых предметов.

Существует множество доказательств
того, что без речевого общения, т.е. без
социальной (общественной) среды, человеческое
существо не может стать полноценным человеком.
Своевременное и полноценное овладение
речью является первым важнейшим условием
становления (появления) у ребенка полноценной
психики и дальнейшего правильного развития
ее
.

В предпочтении ребенком одного
или другого признака предмета существенная
роль принадлежит слову. Фиксируя предмет,
слово выделяет в качестве его основного
опознавательного признака форму. Спорным
в детской психологии является вопрос
о том, на что опирается ребёнок в своем
восприятии предмета: на его целостное
отражение или на узнавание отдельных
частей. Детям-дошкольникам трудно правильно
воспринимать картинку. Дети дошкольного
возраста ориентируются во времени на
основе чисто бытовых показателей.

Значительные изменения в дошкольный
период наблюдаются в восприятии пространства
по его главным признакам. Не сразу воспринимает
ребёнок произведение искусства в качестве
такового; на первых ступенях развития
для ребенка характерно действенное, утилитарное
отношение к нему. Сложный психический
процесс, каким является восприятие человека
человеком, формируется вместе с развитием
самого воспринимающего, с изменением
его потребности в общении, познании и
в труде.

У детей с ОНР восприятие отстает
в своем развитии от нормы и характеризуется
недостаточной сформированностью целостного
образа предмета. Исследования показывают,
что простое зрительное узнавание реальных
объектов и их изображений не отличается
у этих детей от нормы, но восприятие образа
предмета в усложненных условиях вызывает
определенные трудности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: