Использование общения в качестве средства развития речи
Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи. Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.
В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.
Замечание 2
Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.
Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:
- Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
- Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
- Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
- Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.
Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.
Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).
Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка
Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения
Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:
- Специальные занятия по развитию речи.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
- Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
- Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.
Замечание 3
Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.
Норма развития речи в период от 6 до 7 лет
Особенности речевого развития в 6-7 лет:
- в словаре преобладают существительные;
- используются синонимы и антонимы;
- слова сочетаются по смыслу;
- обозначаются свойства и качество объектов;
- в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
- используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
- речь эмоционально окрашена и выразительна;
- высказывания содержательные и точные.
К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:
- знать и использовать большое количество слов;
- понимать речь и связно говорить;
- используя речь, получать разную познавательную информацию;
- общаться со взрослыми и ровесниками.
Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика
Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произношении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.
https://youtube.com/watch?v=effKNNKjQsU
Виды нарушения речи у детей:
- Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
- Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
- Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
- Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
- Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
- Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
- Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
- Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
- Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Умения детей в 7 лет.
Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование произносительных навыков;
- развитие навыков звукового анализа;
- совершенствование лексических и грамматических конструкций;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики.
Слайд 5Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и
нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил,реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет
Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.
Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.
Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:
- Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
- Разучивайте стихи.
- Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
- Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
- Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
- Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
- Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.
Как развивать мышление
Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.
Игры для развития мышления:
- Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
- Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
- Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
- Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.
Как развить память
Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.
Упражнения для развития речи.
Упражнения на развитие памяти:
- Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
- Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
- Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
- Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
- Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.
Особенности речевого развития и общения
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.
Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.
А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение
В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи
В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью
Реализация дифференцированного подхода по речевому развитию дошкольников в ДОУ
Развитие речи осуществляется на индивидуально-групповых учебных занятиях, специально выделенных для этой цели: -занятия, способствующие развитию недостатков памяти, внимания, увеличению мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря. -занятия предметной направленности, в ходе которых проводится подготовка к восприятию трудных тем программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.
Индивидуальные занятия воспитатель проводит по мере выявления у детей индивидуальных проблем в развитии
При изучении индивидуальных особенностей развития ребенка необходимо обращать внимание на состояние различных сторон психической деятельности ребенка: памяти, внимания, мышления, речи; личностные характеристики (отношение к обучению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач); использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий; умет определять детей, для которых характерно состояние чрезмерной возбужденности, или, напротив, пассивности и заторможенности
В процессе обучения детей данной группы выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, пробелы в усвоении ими программного материала. Выделяются дети, которые отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся базой для усвоения нового материала. Изучение индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста позволяет планировать перспективы и сроки индивидуальной работы с ними.
На индивидуальные занятия также могут привлекаться дети, не усвоившие материал вследствие пропусков занятий по болезни либо из-за «нерабочих» состояний во время занятий (чрезмерной возбудимости, заторможенности и т. п.).
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие ребенка. Поэтому на этих занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности (действие с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем и т. п.). Это создает возможности для подготовки детей к решению задач разного типа: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, осмысление учебных и художественных текстов, развитие навыков планирования собственной деятельности, осуществление контроля и словесного отчета.
В ходе индивидуальных занятий выявляются недостаточно или неправильно сформированные отдельные умения и навыки, обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, приемам запоминания. При правильно составленной программе дифференцированного обучения дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить те знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники с высокой умственной работоспособностью приобретают самостоятельно.
Работа по расширению понимания речи базируется на развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, пониманием конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков, качеств и т. д. Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
Дети усваивают в импрессивной речи названия предметов, действий, совершаемых самим ребенком, постепенно приучаются различать признаки предметов. Материалом для проведения таких занятий являются игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д.
Такая педагогическая технология влияет на речевые и внеречевые процессы детей старшего дошкольного возраста, на активизацию познавательной их деятельности. (Власова Т.А., 1971).
Работа воспитателя осуществляется в форме занятий, игр, тренировок, игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи ребенка. При этом используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр, фланелеграф и т. д.
Слайд 3А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать
три периода.Первый период — период предложений, состоящих из аморфных слов — корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся однословные предложения — слоги; 1 год 8 месяцев -1 год 10 месяцев — произносятся предложения из нескольких слов-слогов.Второй период — период усвоения грамматической структуры предложения: 1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц — в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца — 3 года — в предложениях употребляются служебные слова для выражения синсаксических отношений.Третий период — период усвоения грамматической системы русского языка: 3 года — 7 лет — совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.Можно сделать вывод, что в речи ребенка последовательно развиваются: синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); морфологическая оформляемость слов; звуковой состав слов.Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
Особенности речевого развития — построение структуры предложений
Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.
Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.
На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.
В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.
Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.
Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.
Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.
Формирование навыков словообразования
В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.
В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.
5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.
Слайд 13Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересными, привлекательными, повышают активность детей и качество их рассказов. Социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).С именем Ф.А.Сохина связано преодоление двух подходов к пониманию развития речи: инстинктивистского, или интуитивистского (против него выступал еще В. фон Гумбольдт) и формалистского. Хотя они, на первый взгляд – противоположны, в основе каждого из них – идея подражания речевым образцам взрослого, в первом случае – стихийного, во втором – организованного. Именно понятие языкового обобщения снимает в себе эту оппозицию, выводя проблему совсем в иную плоскость.За период с 1999 по 2001 г. изданы три превосходные книги, по-новому затрагивающие эту тематику – пособие для воспитателей Аллы Генриховны Арушановой «Речь и речевое общение детей» (1999), где, помимо всего, затронут коммуникативный аспект языкового обобщения; пособие для студентов проф. Стеллы Наумовны Цейтлин «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи» (2000), где рассмотрена онтолингвистическая сторона проблемы; монография проф. О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников» (2001), в которой формирование языковых обобщений последовательно раскрывается как магистральная линия развития речи. Эти разные по жанру и стилю книги объединяет одно: идея порождающего, творческого характера языкового обобщения в его различных формах (а формы эти – предельно разнообразны). Источники происхождения и линия развития речи дошкольника: доречевые инициации к общению в младенчестве (исследования школы Майи Ивановны Лисиной); автономная речь в раннем дошкольном возрасте возрасте (В.Штерн, Л.С.Выготский и др.); языковые инверсии и создание перевертышей в преддошкольном и дошкольном возрастах (К.И.Чуковский); детское словотворчество в тех же возрастах (К.И.Чуковский, Н.А.Рыбников, Ф.А.Сохин, А.Г.Арушанова, С.Н.Цейтлин и др.).Эта линия уходит в младший школьный возраст и не исчезает из картины детского развития (об этом свидетельствуют интересные работы Елены Дмитриевны Божович)Таким образом, особенностью речевого развития детей старшего дошкольного возраста является способность активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.Совершенствуется монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Слайд 14При обучении рассказыванию дети старшего дошкольного возраста используют разнообразные приемы. Для
обучения детей рассказыванию нужно знать не только приемы, но и методику обучения настоящего исследования.Большой интерес представляет исследование Н.Ф. Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.Н.Ф. Виноградова разработала методику ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными явлениями природы.Параллельно проводилась работа по активизации умственной деятельности, когда ребенок ставился в условия решения умственных задач. С помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представление детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Специально разработанные приемы обогащения и активизациии словаря, целенаправленные беседы с детьми о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) показали серьезное влияние на составление сюжетных и описательных рассказов о природе, причем не только на содержание и форму, но и на отношение ребенка к процессу рассказывания.Отсюда следует, что для того, чтобы процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.Так, ребенок должен:-быть психически и соматически здоровым;-иметь нормальные умственные способности;-иметь нормальный слух и зрение;-обладать достаточной психической активностью;-обладать потребностью в речевом общении;-иметь полноценное речевое окружение.
Слайд 2Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у
ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.Для функции речетворчества таким критическим периодом развития является, первые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же впервые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстатьупущенное.
Если же впервые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстатьупущенное.
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало
Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:
- формирование словарного запаса;
- словотворчество;
- развитие умений словесного описания.
В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.
Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.
Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, однако относятся к эффективным средствам развития речи. Их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.
Особенности речевого развития старших дошкольников
Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа (“нет перчатков”). Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).
В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.
Некоторые дети не умеют пользоваться интонацией, следить за скоростью и громкостью речи. В старшей группе детского сада вводят новый вид работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать голосом отношение к происходящему (повышение и понижение голоса, постановка логических ударений).
Диалогическая речь важна для малыша: он живет в социуме. Воспитатели работают над ее совершенствованием. Сюда отнесем:
- Умение слушать и понимать собеседника;
- Формулировать вопросы;
- Строить реплику ориентируясь на поставленную задачу;
- Использовать нормы речевого этикета (приветствие, прощание).
Прививайте ребятам умение строить диалог: спросить, поддержать, поблагодарить, ответить, попросить прощение
Родители часто отдают себя рабочим будням без остатка, поэтому не уделяют должного внимания речевому развитию ребенка. У дошкольника наблюдается бедность словарного запаса.
Подготовка дошкольника к чтению и письму
Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.
Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова
Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению
Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.
Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.
Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?
Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых
Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы
Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .
Слайд 15Можно сделать вывод, что в речи ребенка старшего дошкольного возраста последовательно
развиваются: синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); морфологическая оформленность слов; звуковой состав слов.
Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие позволяет ребенку старшего дошкольного возраста постоянно усваивать новые понятия, расширить запас знаний и представлений об окружающем