Признаки отклонения
По каким критериям оценивают, что ребенок не воспринимает обращенную речь? Возраст 3 года считается пограничным, малыш уже должен разговаривать. Перед походом к логопеду и дефектологу нужно понаблюдать за ним дома. Начать можно с обследования импрессивной речи, то есть создания спонтанных ситуаций для оценки того, насколько он ее понимает. При этом используют значимый дорогой ему предмет. Необходимо произнести фразу с его названием и посмотреть на реакцию малыша. Например, спросить: «Где твоя машинка?» Реакция на фразу может выражаться в повороте головы или совершении какого-либо действия. В таком случае можно предположить, что он вас понимает. Для подтверждения этого необходимо несколько раз повторить этот вопрос в течение дня и посмотреть, что он будет делать. Таким способом можно проверить, знает ли малыш названия других вещей, имена людей и т. д.
Далее моделируют ситуацию с определенными условиями. Например, во время подвижных игр с мячом можно попросить подать вам его или принести. Соответственно, он выполнит задание, если может понять действие. Это упражнение в контексте происходящего события. Если при таких же условиях сказать, что ему нужно найти кубики или спросить, где мишка, это оценка понимания речи вне контекста. При этом нужно обращаться к ребенку с помощью фраз, нельзя использовать невербальные методы (кивать головой, показывать руками, где искать игрушку).
Первое, на что стоит обратить внимание, это неадекватная реакция на адресованную ему речь. Может создаваться впечатление, что он глухой; он слышит шепот, но не реагирует на громкие звуки; не отзывается на имя; ребенок не может дать адекватный ответ на простой вопрос
У ребенка с подобным расстройством речь состоит из отдельных элементов: это могут быть обрывки фраз, услышанных от взрослых или цитаты из мультфильмов. Он частично разбавляет ими собственные обращения. Чем тяжелее степень отклонения, тем сложнее понять ребенка. Если отсутствуют сложные нарушения артикуляционного аппарата, малыш высказывается с помощью простых предложений.
Как следствие неспособности полноценно вести диалог и общаться, он начинает избегать окружающих. Особенно это выражено при переживании негативного опыта (если поругали родители за непослушание). В благоприятной обстановке малыш присоединяется к наименее коммуникативному собеседнику, так ему комфортнее.
Выполнение бытовых просьб дается таким детям легко, так как они применяют накопленный опыт. Еще один симптом рецептивного расстройства заключается в стремлении к постоянной обстановке. Негативная реакция со стороны родителей при этом усугубляет дезадаптацию.
Уровень тревожности повышен и полностью отражает эмоциональное состояние семьи. Навязчивые повторяющиеся действия говорят о глубоком речевом расстройстве, значит ему по какой-то причине плохо. К таким относят облизывание губ, потряхивание рук, через которые больной сбрасывает лишнее напряжение. Характер детей импульсивный, они гиперактивны. Это происходит, потому что они не понимают взрослых.
Мелкая моторика и развитие речи
Развитие мелкой моторики способствует развитию речевых навыков, поскольку соответствующие центры мозга находятся рядом.
Развивать мелкую моторику малыша помогают следующие упражнения.
- Массаж пальчиков, в том числе шипованным резиновым мячиком.
- Игры-потешки («ладушки», «сорока-ворона»).
- Собирание пирамидки.
- Лепка из пластилина, глины, теста.
- Рисование, в том числе пальчиковыми красками.
- Игра по разделению разнородных мелких предметов (например, фасоли и гороха). При этом попутно объясняем ребенку, что фасоль – длинная, коричневая (зеленая), а горох – круглый, желтый.
- Можно спрятать в крупу маленькую игрушку и попросить ребенка ее «откопать».
- Весьма полезно развивать тактильные ощущения малыша. Знакомим его с разными материалами (металлическое, деревянное, бумажное), разными фактурами (твердое, шершавое, сыпучее, гладкое, скользкое, пушистое, мягкое, жидкое), температурами (холодное, горячее, теплое).
Соответствующая среда
Все эти процессы происходят своевременно, только если ребенок находится в соответствующих условиях: вокруг него постоянно разговаривают, побуждают его отвечать, спрашивать, заинтересовывают в том, чтобы изучать окружающую действительность, помогают совершенствовать речевой аппарат.
Важно помнить, что малыш накапливает пассивный словарный запас с первых дней жизни. Это пригодится ему после двух лет, когда артикуляционный аппарат достаточно созреет для проговаривания слов
Если ребенок лишен необходимых для развития речевых навыков условий, ему сложно самому достичь успехов своевременно. Практически неизбежно кроха начнет отставать. Пытаться исправлять ситуацию в 5 лет или даже в 4 бывает достаточно поздно, потому как сроки, необходимые для естественного формирования речевых и познавательных функций, уже сильно упущены.
Поэтому чтобы годам к 4 не возникло вопроса, что делать, если ребенок не разговаривает, развивать речь малыша нужно практически с рождения. Пусть пока он не понимает смысла сказанного, он слышит голос, видит артикуляцию говорящего, улавливает интонации. Все это тоже составляющие речевого развития.
Став родителями, мы не только постепенно учим ребенка разным навыкам, но и сами постоянно учимся чему-то для наших детей: как понять, что нужно малышу, как правильно выстроить его режим, как распознать недуг, как научить своего ребенка разговаривать своевременно. Последний вопрос, пожалуй, наиболее актуален, ведь речь – важнейшее средство взаимодействия человека с другими членами общества.
Игры для детей «Учимся договариваться»
- Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
- Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
- Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
- Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.
Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.
Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.
На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.
Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата
Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.
Можно предложить такие игры.
- Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
- Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
- Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
- Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
- Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
- Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
- И другие.
Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.
Причины детской недоговороспособности
Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников
Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.
- Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
- Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
- В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
- У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.
К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.
Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.
Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.
Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.
Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».
Как развить умение договариваться
Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.
Основные направления работы
Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:
- этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- умениям устанавливать и поддерживать контакты;
- принципам построения дружеских отношений;
- правилам сотрудничества;
- пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
- умению оценивать свое поведение;
- умению определять причину ссоры;
- умению избегать конфликтных ситуаций;
- способам и приемам самостоятельного решения конфликта.
Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:
- групповую дискуссию;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- драматизацию;
- ролевые игры;
- элементы социально-психологического тренинга;
- элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
- слушание и анализ драматических произведений.
Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.
Читайте книги
После трех лет для развития речи недостаточно использовать жизненные ситуации
В этом возрасте важно начать читать книги вместе с ребенком. Это обогатит его словарный запас, улучшит грамматические конструкции и поможет сделать речь более связной
Читать можно стихи, сказки, энциклопедии — все, что ребенку интересно. Очень эффективны словари с картинками, комиксы, виммельбухи с большими подробными иллюстрациями. Многие дети любят постоянно читать одни и те же книги, заучивая наизусть большие отрывки. Это не только не бессмысленно, но и полезно для развития речи.
И главное — Евгения Ершова делает акцент на том, что каждый ребенок проходит индивидуальный путь становления речи
Не нужно обращать внимание на строгие нормы, важно наблюдать его собственный прогресс, даже если он происходит медленнее, чем в среднем у других детей
MyBook дарит 2 недели премиум-подписки всем новым пользователям. Активируйте промокод BABY и получите доступ ко всему каталогу сервиса — электронным и аудиокнигам.
Речевое развитие детей по возрастам
Обеспечьте совместную деятельность
В развитии речи большую роль играет речевая среда. Родителям часто кажется, что на родном языке она создается сама собой. Но если с ребенком недостаточно разговаривать, использовать ограниченное количество лексики, не играть в совместные игры и не заниматься совместной деятельностью, то речевое развитие будет замедлено.
В диалоге задавайте подробные и уточняющие вопросы, которые требуют развернутых ответов, и избегайте вопросов, на которые ребенок не в состоянии ответить. Поиграйте или займитесь чем-то другим вместе. В процессе вы будете что-то рассказывать, спрашивать, просить, уточнять, тем самым создадите полноценную речевую среду.
Начинайте обучение иностранному языку только после усвоения родного
Если ребенок не растет в мультиязычной среде, не начинайте изучать иностранный язык слишком рано. Так как ведущим языком является русский, то сначала нужно освоить его. Начинайте обучение иностранному языку только тогда, когда нет никаких проблем с родным.
Если ребенок уже хорошо говорит на русском, правильно произносит все или почти все звуки, использует сложные грамматические конструкции, можете спокойно браться за иностранные языки. Раннее изучение иностранных языков полезно для детей: развивает фонетический слух, формирует положительное отношение к другим языкам и нациям, устраняет языковой барьер, тренирует память. В раннем возрасте проще поставить правильное произношение.
Но не забывайте, что изучение иностранного языка — нагрузка для нервной системы ребенка, поэтому ее нужно дозировать. Если требовать от ребенка слишком многого, будет хуже развиваться родной язык.
Обучайте детей с умом
Недавно меня пригласили на рождественский ужин, и, поскольку это была не моя семья, я могла внимательно понаблюдать за общением гостей. На вечеринке было много людей разных возрастов — они постоянно общались, пили и ели. На таких семейных встречах они делились новостями. В этом есть что-то очень милое: все общались с интересом и очень дружелюбно.
Мое внимание привлек молодой человек, который наклонился над детским манежем и сказал: «Привет, ребята! Как дела? Ну что, получается справиться с головоломкой?» Потом он обратился к дедушке: «Привет, дедушка! Очень рад, что ты пришел. Ты сегодня особенно хорошо выглядишь!» Затем он повернулся ко мне: «Здравствуйте! Меня зовут Ричард Броуди
А вас?»
Основываясь лишь на одном наблюдении, могу предположить, что его ждет легкая и успешная жизнь. Я не имею ни малейшего представления о том, как он стал таким общительным, ведь я только видела его поведение в доброжелательной атмосфере семейной вечеринки.
Родители могут помочь своим детям стать успешными в жизни, если научат их непринужденно завязывать беседу. Правила общения, выученные в детстве, пригодятся подрастающему поколению в будущем. Пример тому — Ричард. Как помочь нашим детям и как поддержать их, чтобы они преуспели в общении?
Сначала давайте разберемся, чего не надо делать. Вспомните свое детство. Готова поспорить, вы терпеть не могли, когда взрослые говорили вам:
- «Ну разве ты не милашка?»
- «Ты разобьешь не одно сердце, когда вырастешь».
- «Это мама купила тебе такое красивое платье?»
- «В каком классе учишься, юная леди?»
Хуже всего, когда они собирались вокруг и обсуждали тебя, как будто тебя там не было:
- «На самом деле у него глаза матери».
- «Ты так думаешь? Мне кажется, он многое унаследовал от отца».
- «Жаль, что у меня нет такой милой девочки!»
- «Разве эти кудри не очаровательны? Откуда у тебя такие кудри, милая?»
Лично мне последний вопрос задавали постоянно, а я понятия не имела, откуда у меня такие кудри. Но взрослые только усмехались, словно ждали, что я им что-то отвечу. Казалось, подобные разговоры веселили их, но не помню, чтобы мне было весело.
Я привела эти примеры, чтобы показать: ни дети, ни взрослые не знают, что отвечать в таких ситуациях. Как ребенок может поддержать беседу? По-моему, мы должны больше задумываться о том, как мы общаемся с младшим поколением.
Когда бить тревогу
В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».
Начинайте принимать меры, если ребенок:
- не пытается учить новые слова;
- использует менее 20 слов;
- не составляет даже двухсловные фразы;
- не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
- не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.
Рассмотрим еще некоторые факторы.
Отлучать ли от груди и соски
Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.
Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.
Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.
Речевой негативизм
Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.
У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.
Артикуляционные игры
К 5 годам обычно у ребенка уже установлено произношение основных звуков. «Непобежденными» остаются только самые упрямые буквы: шипящие (Ш, Щ, Ч) и Р. Иногда и свистящие (С, З, Ц).
Теперь понадобится помощь в развитии артикуляционного аппарата малыша: мышц и органов, участвующих в произношении этих звуков. Нужно добиться подвижности губ, языка, нижней челюсти, научить язык ребенка принимать разные формы (быть плоским, узким, широким, твердым, мягким). Например, для произнесения звука Р надо научить малыша поднимать язык вверх, напрягать его, создавать вибрацию. При этом подъязычная уздечка должна быть достаточно растянута
Для произношения звука С и других свистящих важно уметь прижимать язык и прятать за нижними зубами, направлять струю воздуха на выдохе вперед (подробнее об этом – здесь)
Чтобы выговаривать шипящие буквы, ребенок должен научиться удерживать язык вверху широким, держа губы вытянутыми, округлыми.
Отработке этих навыков помогают специальные артикуляционные упражнения и игры.
Игра в лошадку. Просим малыша повторить, как лошадка цокает копытами, как ее подгоняют («но»!), останавливают («тпррру!»), как лошадка фыркает, как она говорит «и-го-го!».
Игра в домашних животных. Особенно весело и естественно получается играть, если в доме есть кошки или собака. Просто просим малыша им подражать: как Мурзик лакает язычком? Как облизывается? Как он облизывает свою шерстку? Как дышит Рэкс, когда он долго бегал? Как он рычит, когда злится?
«Кисточка» или «Чистим зубки». Малыш открывает ротик и представляет, что его язык – это кисточка. Она медленно прокрашивает сначала верхние зубки, затем нижние – снаружи и изнутри, а потом нёбо – вдоль и поперек.
«Маляр красит нёбо». Губы растягиваются в улыбке, малыш приоткрывает рот и кончиком языка гладит нёбо.
«Трубочка-улыбочка» (или «Слоник»). Губы сначала вытягиваются в трубочку, как для звука У, затем растягиваются в улыбке, показывая зубки.
«Вкусное варенье». Пусть малыш несколько раз оближет верхнюю губу сверху вниз широким язычком.
«Чашечка». Просим малыша открыть ротик, высунуть язычок, сделать его чашечкой – поднять бока и кончик — и задержать в таком положении несколько секунд.
«Грибочек». Похож на «лошадку», только язык в верхнем положении нужно присосать кончиком и с боков и не отпускать, а нижнюю челюсть максимально опустить вниз.
«Футбол». На столе перед ребенком положить ватный шарик, сзади него – импровизированные ворота (можно обозначить их, положив карандаши). Задача – на одном выдохе вогнать «мяч» в «ворота». Щечки надувать нельзя, добирать воздух и прерывать выдох – тоже
Важно научить ребенка направлению и силе выдоха.
«Качели». Малыш улыбается, открывает рот и попеременно цепляет кончик языка то за верхние, то за нижние зубы.
Эти упражнения помогут малышу подготовить артикуляционный аппарат к тому, чтобы заняться постановкой шипящих звуков. О том, как вести дальнейшую работу в этом направлении, читайте здесь.
Если домашние занятия по коррекции произношения результатов не дают, следует проконсультироваться с логопедом. Возможно, у ребенка проблемы с развитием органов (короткая подъязычная уздечка, большой язык, дефект нёба, неправильный прикус), нарушено слуховое восприятие и различие звуков (фонематический слух). Справиться без помощи специалистов в таких случаях невозможно.
Но если с малышом все в порядке, систематические игровые развивающие занятия непременно дадут результат и избавят ребенка в будущем от множества проблем и комплексов.
Несколько практических советов
Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.
Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.
Создаем трудности
Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания. Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.
Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.
Активно читаем и слушаем сказки
Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.
Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.
Музыка – еще один помощник
Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.
Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.
Не поощряйте лепет и автономную речь
Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке
Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь
Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.
Расширяйте активный и пассивный словарный запас
Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать
То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.
Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.
Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.
Обсуждайте и задавайте вопросы
Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.
С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.
Активно играйте
Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.
Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.
Стимулируйте мелкую моторику
Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.
А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.
Не беспокойтесь об отсутствии звука «р» до 5 лет
Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Он относится к так называемым «поздним» звукам, которые дети осваивают позже «ранних» — таких как б, п, м, т, д, к, х.
Русские люди часто оценивают правильность произношения у ребенка именно по звуку «р». Эта согласная в детской речи привлекает больше всего внимания родителей. Многие взрослые специально учат детей выговаривать «р» с раннего возраста. Малыши пытаются имитировать звук, но делают это неправильно, так как органы речи еще не готовы. Они начинают рычать горлом, создавая искаженный звук. Взрослые хвалят за попытки рычания, и ошибка закрепляется. Ребенок начинает картавить, а переучить его уже сложнее.
Не надо акцентировать внимание на произношении «р», пусть закрепление звука происходит естественно. Если к шести годам ребенок не научится правильно его произносить, уже нужны специальные занятия с родителями или логопедом
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Особенности формирования речи у детей
На втором году жизни ребенок учится ходить, самостоятельно познавать окружающий мир, общаться по своему желанию и необходимости. У детей начинает развиваться предметно-действенное мышление, на основе которого и формируется речь. Он уже не тот младенец, который без помощи родителей ничего не может сделать. Малыш активно и уверенно осваивает жизненное пространство мира взрослых.
В течение второго года жизни дети запоминают разные простые слова, которые еще не могут использовать в своей речи. Так формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Поскольку мышление ребенка в этом возрасте направлено на изучение конкретных предметов и действий с ними, то его разговорная речь будет состоять из существительных и глаголов. Малыш начинает составлять несложные предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов.
От пола ребенка тоже может зависеть то, насколько рано он начнет говорить. Первыми такие попытки обычно предпринимают девочки, у которых быстрее пополняется словарь, а именно обозначение предметов. Они долго учатся произносить фразы, однако, в речевом плане стараются походить на взрослых и повторять их интонацию. У мальчиков речь построена на названии действий. Они достаточно быстро начинают строить правильные в грамматическом смысле предложения.